МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Уровневыеучебныезаданиякаксредствоформирования метапредметныхрезультатовуобучающихсятретьегоклассана урокахматематики
Смёрдова Елизавета Викторовна, студентка 4 курса специальности 44.02.05
«Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Каменск-Уральский
2023
ФГОС НОО представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации ООП НОО. Он включает в себя требования к результатам ООП НОО, устанавливая при этом три группы образовательных результатов (личностные, метапредметные и предметные). Согласно ФГОС НОО, п.42, метапредметные результаты освоения программы НОО должны отражать овладение регулятивными, познавательными и коммуникативными УУД.
В ранней версии ФГОС НОО, от 2009 года, сказано, что регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В книге «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя» под редакцией А.Г. Асмолова рассматривается понятие – «универсальные учебные действия». По мнению А.Г. Асмолова, в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
В основе ФГОС лежат представления об уникальности личности и индивидуальных возможностях каждого обучающегося и ученического сообщества в целом. Иными словами, ФГОС НОО учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на уровне НОО, самоценность уровни НОО как фундамента всего последующего образования. Можно сказать, что устанавливается общее описание ожидаемых индивидуальных достижений школьников, в том числе подлежащих и не подлежащих итоговой оценке.
Остаётся вопрос: «Как создать необходимые условия для развития обучающихся, основанные на требованиях ФГОС, по достижению метапредметных результатов?» Остановимся на этом вопросе подробнее.
Согласно теории А.Г. Асмолова, формирование регулятивных УУД происходит за счёт следующих действий: анализ образца в совместной деятельности, соотнесение получаемого продукта с образцом, осуществление со-регуляции действия в сотрудничестве со взрослыми или самостоятельная ориентировка и планирование действия, выполнение действия согласно плану, обнаружение ошибок и отклонений, внесение соответствующих исправлений.
Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные УУД: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
Одно из важнейших познавательных УУД — умение решать проблемы или задачи. Усвоение общего приёма решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций — умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, логическую мультипликацию (логическое умножение), устанавливать аналогии. Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся, открывает им пути овладения новыми знаниями.
При обучении различным предметам используются задачи, которые принято называть учебными. С их помощью формируются предметные знания, умения, навыки. Особенно широко применяются задачи в математике, физике, химии, географии. Как правило, в них используются математические способы решения.
Общий приём решения задач включает: знания этапов решения (процесса), методов (способов) решения, типов задач, оснований выбора способа решения, а также владение предметными знаниями:
понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приёмами и операциями.
Как отмечает А.Г. Асмолов в своей работе, коммуникативная компетентность имеет исключительно многогранный характер, а значит необходимо выделение основного состава коммуникативных и речевых действий, т. е. тех действий, которые имеют наиболее общее значение с точки зрения достижения целей образования, обозначенных в новом проекте стандартов. Основой решения этой задачи стало ключевое значение коммуникации для психического и личностного развития ребенка: со-действие и со-трудничество выступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности. Кроме того, благодаря своей знаковой (вербальной) природе общение изначально связано с обобщением (мышлением): возникая как средство общения, слово становится средством обобщения и становления индивидуального сознания.
По мере приобретения опыта общения (совместной деятельности, учебного сотрудничества и дружеских отношений) дети научаются весьма успешно не только учитывать, но и заранее предвидеть разные возможные мнения других людей, нередко связанные с различиями в их потребностях и интересах. В контексте сравнения они также учатся обосновывать и доказывать собственное мнение. В итоге к концу начальной школы коммуникативные действия, направленные на учёт позиции собеседника (или партнёра по деятельности), приобретают более глубокий характер: дети становятся способными понимать возможность разных оснований (у разных людей) для оценки одного и того же предмета. Таким образом, они приближаются к пониманию относительности оценок или выборов, совершаемых людьми.
Достижение метапредметных результатов, описанных выше, возможно при использовании системно-деятельностного подхода, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. Учитывая то, что развитие каждого ребёнка индивидуально, следует рассмотреть и понятие дифференцированного подхода в обучении.
Системно-деятельностный подход — это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.
Как отмечает А.Г. Асмолов, системно-деятельностный подход обеспечивает ориентацию на результаты образования, развитие личности обучающегося на основе УУД. Это позволит гарантировать достижения планируемых результатов освоения ООП и создаст основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.
В рамках системно-деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности. Их сформированность является одной из составляющих успешности обучения в школе. Модель оценки уровня сформированности учебной деятельности включает оценку всех её компонентов: мотивов, особенностей целеполагания, учебных действий, контроля и оценки. При оценке сформированности учебной деятельности учитывается возрастная специфика, которая заключается в постепенном переходе от совместной деятельности учителя и ученика к совместно-разделённой (в младшем школьном и младшем подростковом возрасте) и к самостоятельной с элементами самообразования и самовоспитания деятельности (в младшем подростковом и старшем подростковом возрасте). В результате наблюдается прирост общекультурного и личностного потенциала обучающихся.
Дифференцированный подход предполагает использование на уроках и в домашней работе уровневых учебных заданий, которые составляются учителем с учетом знаний и способностей детей. Такие задания должны быть доступны детям разного уровня подготовки, иначе может получиться так, что один ребенок будет усваивать программный материал легко, без затруднений, а другой – затрачивать все силы на постижение достаточно трудного для него материала. При этом один ребенок не найдет применения своим способностям, не будет тренировать себя на трудном для него материале, а у другого разовьется чувство неуверенности в своих силах. И в том, и в другом случае у учащихся угаснет интерес к обучению. Только дифференцированный подход позволяет сделать учебный процесс более плодотворным, интересным.
Главным при всём этом остаётся главная форма обучения - урок. 45 минут урока — это спрессованный, насыщенный мыслями и чувствами отрезок совместного труда и того, кто учит, и тех, кого учат самостоятельно шагать по пути знаний, искать, запоминать осмысленное, применять усвоенное. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы УУД, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Современный урок — это урок, соответствующий требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки, владеющего ключевыми компетенциями и имеющего способность к социализации в иных, отличных от школьной образовательной среды, условиях. Вопрос качества, а значит и эффективности урока волнует всех участников образовательного процесса: администрацию, педагогов, учащихся и их родителей.
Современный урок предполагает ориентацию на разный уровень образовательных возможностей обучающихся, то есть, должен выстраиваться в соответствии с технологией уровневой дифференциации и подбором уровневых учебных заданий. Уровневые учебные задание применяются в ходе урока, который, по мнению С.В. Юдаш, имеет следующую структуру:
l Мотивационно-организационный этап.
l Актуализация опорных знаний.
l Усвоение новых знаний и способов действия.
l Реализация построенного проекта и закрепление изученных способ действий.
l Контроль и самооценка знаний и способов действия.
l Коррекция знаний и способов действий.
l Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании.
l Рефлексия.
Придерживаясь данной структуры, осуществляется формирование УУД: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных — в контексте усвоения разных учебных предметов. По мере достижения результатов освоения ООП НОО, необходимо оценить уровень овладения УУД.
Анализ ПООП НОО показывает, что система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчета принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируя допущенные ошибки и недочеты формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством обучающихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребенка, как исполнение им требований Стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития.
В «Технологии оценивания образовательных достижений (Учебных успехов)», Д.Д. Данилов отмечает, что оценка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней успешности.
Необходимый уровень - решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего соответствующие государственному стандарту, что необходимо всем по любому предмету.
Программный уровень - решение нестандартной задачи, где потребовалось применить либо знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо "старые" знания и умения, но в новой, нестандартной ситуации.
Необязательный максимальный уровень - решение "сверхзадачи" по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения.
По мнению Ф.Т. Гибадатовой, существует система типовых задач, созданная для диагностики и оценки сформированности УУД на каждом этапе образовательного процесса.
Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты обучения устанавливают следующие классы задач, предъявляемых обучающимся:
• учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний;
• учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знакосимволических средств и/или логических операций;
• учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблемных ситуаций, требующие принятия решения в ситуации неопределенности;
• учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах;
• учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного высказывания с заданными параметрами;
• учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции, наделяющие обучающихся функциями организации выполнения задания;
• учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии, что требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче;
• учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок;
• учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся.
Таким образом, в соответствии с требованиями ФГОС, необходимым является формирование метапредметных результатов, представленных как овладение регулятивными, познавательными и коммуникативными УУД, предполагающим умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию. На уроках математики формируются все три группы УУД. Для их формирования необходимо проектировать урок в соответствии с системно-деятельностным и дифференцированным подходом, учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Так, для формирования регулятивных УУД необходимо осуществление со-регуляции действия в сотрудничестве со взрослым или самостоятельно, планирование действия и выполнения действия по плану, коррекция действия при обнаружении ошибок. Для формирования познавательных УУД на уроках математики необходимо развивать умение анализировать, сравнивать, выбирать способ решения, использовать знаково-символичесткие средства. Для формирования коммуникативных УУД необходимо создавать на уроках ситуации со-действия и сотрудничества, благодаря которым дети научатся обосновывать и доказывать собственное мнение, учитывать позицию собеседника. Учитывая разные уровни овладения УУД, оценивание достижения планируемых результатов ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
Контроль знаний и умений учащихся основанный на уровнево-учебном, дифференцированном подходе к обучению, способствует оптимизации учебно-воспитательного процесса, усилению мотивации учащихся.
Так как учебный процесс и учебная программа не направлены на среднего ученика, то возникает необходимость создания оптимальных условий для развития и продвижения как самых сильных, так и слабых учащихся. С целью выравнивания возможностей учащихся в получении одинаковых базовых знаний необходима уровневая дифференциация на разных этапах урока. Эффективность уровневой дифференциации проявляется в продвижении учащихся из более слабой группы в группу лидеров. Основой образования становится именно личностно-ориентированное обучение.
Личностно-ориентированное обучение строится на принципе вариативности, т.е. признании разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых делает учитель с учетом развития каждого ученика. Остановимся подробнее на развитии обучающихся третьего класса.
Ведущая деятельность – учебная. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
Остановимся подробнее на возрастных особенностях третьеклассников. В третьем классе ведущим видом деятельности, основным механизмом познания окружающего мира, продолжает оставаться учебная деятельность. В это время у ребенка появляются интересы, направленные к отдельным школьным предметам. Но эти интересы крайне неустойчивы и определяются деятельностью учителя.
В третьем классе идет развитие произвольности следующих психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, речи, саморегуляции, воли.
Значительные изменения происходят в общем интеллектуальном развитии детей в этот период. Психологические исследования показывают, что между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, т.е. мышление, оперирующее понятиями.
Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. Известный детский психолог Д.Б. Эльконин так писал об особенностях развития младших школьников: "Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим".
Активно развивается и способность ребенка произвольно управлять своими психическими процессами, он учится владеть вниманием, памятью, мышлением. В сознании ребёнка закладываются определённые нравственные идеалы, образцы поведения. Ребёнок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности ребёнка шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого.
Применение уровневых учебных заданий при обучении весьма актуально. Не все обучающиеся третьего класса имеют одинаковый интерес к предмету математика, у них разные способности, не каждый может проявить собственное «Я». Предлагаемый подход помогает ученикам создать для себя на уроке «ситуацию успеха» благодаря личностному выбору. Кроме того, он позволяет выявить не только конкретные знания по теме, но и проверить усвоение их в комплексе, прогнозировать результаты обучения, создает возможность для творческого применения знаний, являясь побудительным мотивом к дальнейшему росту и самосовершенствованию. Таким образом, будет происходит формирование регулятивных УУД, а именно прогнозирование, контроль, коррекция.
Помимо сказанного, третьеклассники проявляют интерес к математической сущности предметов и явлений окружающей жизни — возможности их измерить, определить величину, форму, выявить зависимости и закономерности их расположения во времени и в пространстве. Осознанию младшим школьником многих математических явлений помогает его тяга к моделированию, что облегчает освоение общего способа решения учебной задачи, а также работу с разными средствами информации, в том числе и графическими (таблица, диаграмма, схема), что находит своё отражение в формировании познавательных УУД - моделирование, использование знаково-символических записей, работа с информацией.
В начальной школе математические знания и умения применяются школьником при изучении других учебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты и прикидка, использование графических форм представления информации). Приобретённые учеником умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр, площадь) становятся показателями сформированности метапредметных результатов младшего школьника и предпосылкой успешного дальнейшего обучения в основном звене школы.
Уровневые учебные задания с успехом могут быть использованы: при изучении нового материала, при контроле за усвоением знаний, умений и навыков, при проверке знаний.
Личностный подход проявляется не только в различии заданий по содержанию, характеру, объему, но в праве выбора учениками заданий.
Применительно к личностно-ориентированному обучению ситуация выбора – это спроектированный учителем элемент (этап урока), когда ученики поставлены перед необходимостью отдать свое предпочтение одному из вариантов уровневых учебных заданий и способов их решения для проявления своей активности, самостоятельности и индивидуального стиля познания.
Ситуация выбора при правильном построении позволяет ставить ребёнка в позицию субъекта деятельности и оказывать развивающее влияние на его личность. При проектировании и построении ситуации выбора надо учитывать такие обстоятельства, как:
Готовность учащихся к выбору. Прежде чем использовать на уроке ситуации выбора, необходимо научить учащихся делать выбор в соответствии со своими возможностями.
Педагогическая целесообразность создания ситуаций выбора. В первую очередь сам учитель определяет, на каком этапе урока и при изучении какого материала использование ситуаций выбора будет целесообразным и эффективным.
Стимулирование учащихся к выбору. Учитель четко поясняет каждое из предложенных на выбор уровневых учебных заданий, показывает значимость его выполнения, раскрывает критерии его оценки.
Аргументация своего выбора. Для того чтобы учащиеся могли обосновать свой выбор, учитель должен научить школьников аргументировано объяснять, почему они отдают предпочтение выбранному варианту.
Определение степени свободы выбора: будет ли она жестко ограниченной или содержать свободу при осуществлении коллективного (индивидуального) выбора.
Успешность деятельности. Учитель должен быть уверен в том, что учащиеся обладают достаточным объемом знаний, умений, навыков для успешного их решения.
Защищенность школьников от собственных ошибок. Учащиеся должны быть уверены, что имеют право на неудачу. Учителю необходимо найти этап в процессе деятельности ученика, где была допущена ошибка, объяснить причины неудачи и заметить то, что было сделано правильно.
Оценка результатов решения выбранного варианта. Важно не просто оценить конечный результат, а проанализировать всю совокупность действий ученика.
В.П. Беспалько предложил следующие уровни усвоения учебного материала: репродуктивный (знания – знакомства), алгоритмический (знания – копии), эвристический (знания – умения), творческий (знания – трансформации). Рассмотрим варианты заданий для каждого уровня усвоения учебного материала (Таблица 1).
Таблица 1 Характеристика уровней усвоения учебного материала по классификации В.П. Беспалько
Уровень по В.П.Бес палько |
Описание уровня по В.П.Беспалько |
Формируемые УУД |
Пример задания |
Репроду ктивный (знания знакомст ва) |
Обучаемый узнает, различает и распознает объекты в ряду других подобных объектов. Но усвоение ограничено общими представлениями, мышление альтернативным выбором "да-нет, "или-или". |
Познавательные УУД - осуществлять анализ объектов с выделением признаков, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. Если обучающимся будет предложено обосновать свой выбор в устной речи, будут формироваться коммуникативные УУД, а именно построение понятных высказываний, адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач. |
Задания этого уровня применяются на этапе актуализации раннее полученных знаний. Цель заданияформирование умение соотносить изображение и термин по теме «Виды треугольников». Для выполнения этого задания обучающемуся необходимо внимательно прочитать задание и установить соответствие. |
Алгорит мически й (знания копии) |
Ученик словесно может описать понятие, теорию, возможные действия, анализировать различные действия и различные результаты действий. Это действия по воспроизведению учебного материала (объекта изучения) на уровне памяти, т.е. неосознанное воспроизведение |
Задания такого типа формируют коммуникативные УУД, а именно адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, умение строить монологическое высказывание, познавательные УУД, а именно осуществлять анализ объектов, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, обобщать. |
Составь уравнение: неизвестное число уменьшили на 50 и получили 32. |
Эвристи ческий (знания умения) |
Ученик умеет применять знания на практике в стандартных ситуациях. Это действие по воспроизведению учебного материала (объекта изучения) на уровне понимания (осознанное воспроизведение), описание и анализ действия с объектом изучения. А также, это |
Задания данного уровня позволяют формировать познавательные УУД, а именно действие обобщения, т.е. осуществление генерализации и выведения общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностных связей, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Если будет необходимо воспроизвести в устной речи обоснование своего решения, то также будут |
Решение текстовых задач, например: Дедушка купил 5 одинаковых пакетов с картофелем, общая масса которых 15 кг. Сколько кг картофеля в 1 пакете? |
|
действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу, выполнение действий с четко обозначенными правилами, применение знаний на основе обобщенного алгоритма, для решения новой учебной задачи |
формироваться коммуникативные УУД, а именно адекватное использование речевых средств ждя решения различных коммуникативных задач, построение монологического высказывания. |
|
Творчес кий (знания трансфо рмации) |
Ученик может применить знания в нестандартных ситуациях. Это применение знаний (умений) в незнакомой ситуации для решения нового круга задач, самостоятельное использование ранее усвоенных знаний в новой ситуации для решения проблемы, видение проблемы. |
Использование данного типа заданий позволяет формировать познавательные УУД, а именно поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, использование знаковосимволических средств, ориентир на разнообразие способов решения задач, проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве, регулятивные УУД, а именно умение учитывать ыделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, планирование своих действий, осуществление итогового и пошагового контроля, и коммуникативные УУД, а именно адекватное использование коммуникативных, прежде всего речевых средств для решения различных коммуникативных задач, а если предложить решение таких заданий группе учащихся, то и умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с собственной, построение понятных для партнёра высказываний, контроль действий партнёра. |
Девочка купила 2 пачки печенья, по 200 г каждая, и 2 пачки чая, по 50 кг каждая. Поставь вопрос и реши задачу. |
Задания репродуктивного характера могут быть использованы на этапах первичного закрепления, актуализации опорных знаний. Задания алгоритмического и эвристического уровня могут быть использованы на этапе контроля и самооценки знаний и способов действий.
Оценивание данных заданий возможно при определении четких критериев выполнения, которые определяет педагог в соответствии с ФГОС.
В Рабочей тетради программы повышения квалификации преподавателей (мастеров производственного обучения) «Практика и методика реализации образовательных программ среднего профессионального образования с учетом спецификации стандартов Ворлдскиллс по компетенции «Преподавание в младших классах»» предложены следующие уровни усвоения учебного материала: узнавание, который предполагает, что обучающийся выбирает из предложенных или узнает правильный ответ; воспроизведение, решая задания данного уровня обучающийся самостоятельно воспроизводит освоенную информацию, действия; понимание, который предполагает что ученик способен выделять отдельные элементы структуры материала, определять их взаимосвязь, преобразовывать и интерпретировать освоенные знания; применение знаний в знакомых условиях (по аналогии), который предполагает, что ученик не только понимает освоенный материал, но и умеет использовать знания, чтобы решить учебно-познавательные и учебно-практические задачи уровня «понимание», с опорой на известные ему алгоритмы; применение знаний в новых условиях, который предполагает, что ученик справляется с учебнопрактическими задачами, которые направлены на решение проблемных ситуаций.
Уровень узнавания:
Задания учитель конструирует на основе учебно-познавательных задач, они позволяют оценить: может ли ученик соотносить изученные объекты и явления с их названием, описанием, характерными свойствами, определением; различать их по рисункам, фотографиям; узнавать, когда непосредственно наблюдает, рассматривает.
Уровень воспроизведения:
Задания конструируют на основе учебно-познавательных задач, которые позволяют оценить: может ли ученик привести примеры изученных объектов и явлений, описать их на основе предложенного плана, назвать существенные признаки, планировать высказывание, выполнять действие по образцу. Если учащийся в тематических и промежуточных проверочных работах правильно выполнил задание этого уровня, он может получить больше баллов, чем за задание уровня «узнавание», т. к. этот тип заданий чуть сложнее. Задания актуальны на этапе тематического контроля, т. к. позволяют выявить пробелы в знаниях и оперативно устранить их.
Примеры заданий данного уровня: Расскажи по памяти…
Приведи определение понятия.
Назови основные признаки объекта (явления).
Воспроизведи последовательность действий, с помощью которой…
Расскажи правило…
Назови группы объектов. Приведи примеры.
Уровень понимания:
Задания учитель конструирует на основе учебно-познавательных задач, которые позволяют оценить: может ли ученик использовать знаково-символические средства; анализировать объекты и выделять существенные признаки; классифицировать по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; рассуждать об объекте; доказывать свою точку зрения; разнообразить способы решения познавательных и практических задач; составлять схемы. Для заданий, которые актуализируют уровень «Понимание», педагог определяет критерий, который характеризует, как ученики используют знаково-символические средства и/или логические операции, каков уровень понимания и/или интеграции знаний.
Примеры заданий данного уровня: Закончи фразу…
Поясни, почему?
Найди закономерность.
Раздели на группы.
Сравни (выдели черты сходства и различия)… Сделай вывод.
Объясни способ решения задачи.
Расскажи своими словами.
Уровень применения знаний в знакомых условиях (по аналогии):
Задания этого типа – основа тематического контроля. Если обучающийся выполняет их, это означает, что он освоил знания на базовом уровне, и учитель выставляет ему более высокий балл, чем за задания типа «понимание».
Уровень применения знаний в новых условиях:
Задачи требуют от обучающегося выбрать необходимую информацию и действия, оптимальный способ решения; конструировать новый или преобразовать известный способ действия, создать алгоритм. Они стимулируют детей включаться в новые ситуации. Если учащиеся выполняют задания, это свидетельствует о том, что они освоили знания на повышенном уровне.
Т.В. Овчинникова выделила следующую классификацию уровневых учебных заданий: 1 уровень – припоминание и актуализация, 2 уровень – решение аналогичных задач, с преобразованием имеющихся знаний, 3 уровень – задания познавательно-поискового характера, направленные на самостоятельное приобретение нового знания.
Остановимся на рассмотрении заданий по классификации Т.В. Овчинниковой подробнее (Таблица
2).
Таблица 2 Классификация уровневых учебных заданий по Т.В. Овчинниковой
Уровень по Т.В. Овчинниковой |
Примеры заданий |
1 уровень. Задания должны быть направлены на припоминание и актуализацию уже имеющихся усвоенных знаний без их видоизменения. Когда ученик демонстрирует базовые знания, умения, навыки, выполняет задания из курса учебного предмета математика, например, «Сделай по образцу; найди значения выражения, реши задачу». Для достижения первого уровня целесообразно использование моделей «Описание», «Сравнение». |
Приведен перечень свойств числа 20. Выбери верные утверждения. Запиши их в ответе. А. Число 20 – однозначное. Б. Число 20 – четное. В. Число 20 – двузначное. Г. Число 20 – нечетное. Д. Число 20 – делится на 3. Е. Число 20 – делится на 5. |
Прочитай задачку и выполни задание. Я задумал начертить фигуру. Она состоит из 4 вершин, двух пар равных противоположных сторон и 4 равных углов. И ее периметр равен 12 см. Какую фигуру я начертил? Напиши название фигуры и ее измерения, используя указанные сведения. |
|
Тебе необходимо сравнить два числа: 6 и 16. Выбери из приведенного списка все вопросы, которые можно использовать для сравнения этих чисел. 1). На сколько число 6 меньше числа 16? 2). На сколько число 6 больше трёх? 3). Сколько нужно прибавить к числу 6, чтобы стало 10? 4). Делятся ли эти числа на 3? 5). Какое число встречается раньше при счёте? |
|
2 уровень. Задания в измененной ситуации, на сравнение, описание и упорядочение ранее изученного материала, т.е. решение аналогичных задач, требующих преобразования полученных знаний. Проверочные задания, выполняющие функцию обратной связи. К таким заданиям относятся: решение кроссвордов, ребусов, логических задач. На этом уровне учащиеся способны самостоятельно воспроизводить информацию и применять ее в различных ситуациях. «Пронаблюдай, раздели по какимлибо признакам на группы; измени вопрос задачи так, чтобы она решалась большим количеством действий; исключи лишнее». Использование данных заданий целесообразно на этапах, когда обучающиеся уже овладели 1 уровнем. Для достижения второго уровня целесообразно использование моделей «Классификация», «Работа с информацией». |
Перед тобой числа. 5, 10, 15, 20, 25, 30. Раздели их на две группы по выбранному тобой признаку. |
В каком из перечисленных случаев указаны только многоугольники? 1) Прямая луч, отрезок 2) Треугольник, квадрат, окружность 3) Прямоугольник, ромб, квадрат 4) Ломаная, точка, круг. |
|
Тебе нужно быстро найти ответ на вопрос: «Как называется равнина, на которой расположен город Москва?» Каким из справочных изданий необходимо воспользоваться в этом случае? 1) Схема улиц и площадей г. Москвы 2) Географический атлас 3) Энциклопедия «Природа Азии» 4) Словарь по естествознанию |
|
3 уровень. Задания познавательно – поискового характера в процессе выполнения, которых учащиеся приобретают новые знания. Такая работа требует выполнения следующих видов мыслительной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, выделения главного, обобщения и систематизации. «Приведи свои примеры на какие-либо правила, закон; сделай вывод, заполни |
Рассмотри формулы: P = 2 * (a +b), S = a * b. Используя формулы периметра и площади прямоугольника, запиши формулы периметра и площади квадрата. Ответ запишите в виде формулы. |
таблицу своими примерами, сочини; придумай; подбери». Для достижения третьего уровня целесообразно использование моделей «Взаимосвязи». |
|
Таким образом, Т.В. Овчинникова предлагает следующие уровни учебных заданий: актуализация имеющихся знаний, упорядочение ранее изученного материала, задания на получение новых знаний. В.П. Беспалько выделил следующие уровни усвоения учебного материала: знания-знакомства, знания-копии, знания-умения, знания-трансформации, которые можно оценивать в баллах. Контроль знаний и умений учащихся основанный на уровнево-учебном, дифференцированном подходе к обучению, способствует оптимизации учебно-воспитательного процесса, усилению мотивации учащихся. Система разноуровневого контроля и оценки знаний предполагает тренировочные задания и тесты, географические задачи и диктанты, индивидуальные карточки-задания, домашние проверочные работы, самостоятельные работы контролирующего и обучающего характера, тесты, проверочные самостоятельные работы. Основа образования - личностно-ориентированное обучение, которое строится на принципе вариативности, а также предполагает создание ситуаций успеха и ситуаций выбора для каждого ученика. Для использования ситуаций выбора, следует учитывать готовность учащихся к выбору, педагогическую целесообразность создания ситуация выбора, необходимо стимулировать учащихся к выбору, к аргументации своего выбора, также стоит определить степень свободы выбора, успешность данной деятельности и оценку результатов решения выбранного варианта.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.