Российская Федерация
Министерство образования Саратовской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области
«Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 1 г.Саратова» ____________________________________________________________________
Семинар для педагогических работников общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
«Современные образовательные технологии, обеспечивающие социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья в учебной и внеурочной работе»
«Современные образовательные технологии развития познавательной активности у детей с расстройствами аутистического спектра в рамках
апробации ФГОС»
Ткаченко С.А.- учитель 1а класса
Саратов 2016
(1 слайд).
В последние годы на первый план образовательной политики государства вышли вопросы гарантирования права на образование детей, имеющих особые образовательные потребности, и детей с ОВЗ. Впервые в России разработан и находится на этапе внедрения федеральный государственный стандарт для таких категорий учащихся. По приказу министерства образования Саратовской области «Школа АОП №1 г.Саратова» в 2015-2016 учебном году осуществляет апробацию ФГОС начального общего образования для детей с расстройствами аутистического спектра по варианту адаптированной программы 8.3.
(2 слайд).
У данной категории детей с РАС наблюдаются грубые нарушения целенаправленности и произвольности внимания. Они испытывают трудности в организации своего внимания и очень отвлекаемы. Их внимание устойчиво буквально в течение нескольких минут, иногда и секунд. Даже при сформированном адекватном учебном поведении остаются выраженная рассеянность, частые отвлечения. Поведение этих детей стереотипно, однообразно, плохо контролируется, часто они как бы не видят и не слышат учителя, на уроке они могут быть заняты своими играми.
Возможны неадекватные реакции – оживление и смех, или испуг и плач, или стереотипное двигательное и речевое возбуждение, стремление, не слушая других, постоянно говорить на какую-то особую тему. Характерны проявления негативизма, резкий отказ от выполнения заданий. Такие дети с трудом приспосабливаются к переменам к новым условиям, людям, способу выполнения задания, неожиданному изменению уже освоенного порядка.
Им трудно самостоятельно сопоставлять усвоенные знания, связывать их со своим жизненным опытом. Часто такие дети не способны мыслить символически, для них характерна буквальность понимания сказанного, трудность выделения подтекста.
Моторная неловкость и трудности пространственной организации проявляются при обучении письму. Часто возникает опасность негативизма к обучению письму, отказ ребенка брать ручку и пытаться что-то делать. Поддержка руки ребенка, направление её движения обычно помогают ему постепенно закрепить нужную позу и последовательность действий. Важно постоянно сокращать физическую помощь: если на первых занятиях педагог водил рукой ребёнка, то потом он только придерживал её за кисть, позже – за локоть, и, наконец, не придерживая руку ребенка, помогал ему в нужный момент поправить наклон авторучки. Если постоянно оказывать аутичному ребенку максимальную помощь, манипулируя его рукой, он, при своей стереотипности, так и не научится писать без взрослого, постоянно требуя его помощи.
Выpaбoтaть правильную пocтaнoвĸy пaльцeв нa pyчĸe
помогает нacaдĸа opигинaльнoй фopмы в видe pыбĸи нa pyчĸy или
ĸapaндaш, которая oблeгчает oбyчeниe peбeнĸa пиcьмy (3 слайд).
Дepжaть pyчĸy c пoмoщью этoгo тpeнaжepa лeгĸo и yдoбнo, в тo жe вpeмя
взять eё нeпpaвильнo нeвoзмoжнo. Также можно использовать ручку со специальными углублениями на
трехгранной зоне обхвата пальцев ребенка, занимающих автоматически правильное
положение.
Опыт педагогов показывает, что такие дети постепенно с помощью учителя и использования различных приспособлений осваивают навык письма.
Учитывая характеристики детей с РАС, для эффективного их обучения важно создать ряд условий. Необходимо формировать у ребенка стереотипное учебное поведение. Место для занятий должно быть таким, чтобы ничто не отвлекало ребёнка, и его зрительное поле было максимально организовано. Пространство класса для детей с РАС рекомендуется разделить на зоны: учебную и свободную (4 слайд). В свободной зоне должен находиться общий стол, шкаф с играми, мини библиотека, мягкое кресло, на котором можно сидеть и лежать. Это дает возможность ребёнку отдохнуть во время перемены: заняться любимым делом, сменить сидячую позу.
Во время занятий необходимо сформировать положительную эмоциональную установку по отношению к уроку, закрепить определенную последовательность действий по подготовке, проведению и завершению занятия, т.к. освоение навыков поведения на уроке дается такому ребенку иногда труднее, чем собственно учебные навыки. Ребенок должен привыкнуть, что занятия начинаются и заканчиваются по звонку и проводятся в одно и то же время. Опыт показывает, что в начале обучения дети с РАС не реагируют на звонок, звучащий в коридоре, поэтому необходимо показывать картинку - символ колокольчик (можно в презентации со звуком) и сопровождать стихотворными пояснениями (5 слайд).
Таким образом, необходимо создать условия обучения, обеспечивающие сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка, дозировать введение в его жизнь новизны, отрабатывать формы адекватного учебного поведения, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем, установления эмоционального контакта.
Важным моментом в организации учебной деятельности данной категории детей является установление четкого распорядка занятия. Все, что происходит на занятии, нужно сопровождать эмоциональными комментариями – учитель должен проговаривать все действия и ситуации, стараясь представлять их неизменно положительными. Замечено, что при выполнении новых заданий детям с РАС сначала необходимо помочь, создавая у них впечатление успеха, убеждение, что это он уже может делать, после этого начинается собственно работа обучения новому навыку, но представляется она как совершенствование того, что ребенок уже может делать. После выполнения упражнений обязательно говорить о том, что ребенок «хорошо позанимался» и «выполнил задание», что он вел себя как «хороший, умный ученик». Этими высказываниями мы стимулируем обучающихся на последующую работу во время урока.
Обращаться к аутичным детям надо короткими, простыми фразами. Предъявлять задания маленькими частями, которые должны иметь четкое начало и конец, чтобы ребенок имел представление о том, что от него требуется и в каком объеме. Построение занятия с аутичными детьми имеет ряд особенностей. Как отмечает Янушко Е.А., в случае, когда нарушена эмоциональная связь ребенка с миром, признанные эффективные технологии обучения не действуют.
Таким образом, работа с аутичными детьми требует особого подхода к выбору педагогических технологий, направленных на активизацию познавательной деятельности, и зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка (интересы, мотивы).
Одной из эффективных технологий развития познавательной активности у детей с РАС является дидактическая игра, так как игровые моменты повышают эмоциональную составляющую учебно-воспитательного процесса, помогают повысить эффективность усвоения знаний учащихся (6 слайд). Однако игровая деятельность, которая в норме является для ребёнка естественной формой деятельности и выступает инструментом познания мира, у особенных детей, как правило, недостаточна. Поэтому игры необходимо вводить постепенно и в определенной последовательности.
Включение игр и игровых моментов в урок делает процесс обучения занимательным, создаёт у детей рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в обучении. Ведь самое обычное решение примеров можно построить так, что работа покажется детям интереснейшей игрой
Создание игровой атмосферы на уроках развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удержать внимание. В процессе игры создаются условия для освоения социальных ролей и той среды, в которой происходит обучение ребенка.
При подборе игры или задания для коррекционных занятий необходимо учитывать склонности ребенка, стараться по возможности связывать задания с интересами учащегося, это один их главных принципов при работе с детьми с РАС.
Замечено, что обучающимся с РАС нравится «встречать и провожать» сказочных персонажей (особенно мягкие игрушки), сопровождающих их на протяжении всего урока. Дети при этом эмоционально оживляются, радуются и стараются выполнить предложенные задания. Также, учитывая сенсорные предпочтения ребенка, необходимо подбирать средства, воздействие которых вызывает у ребенка приятные ощущения, эмоциональный отклик и активно использовать их при организации взаимодействия. Это могут быть игры с песком, крупами, мыльными пузырями, мячом, различными двигающимися и музыкальными игрушками; игры с буквами, цифрами.
Другим способом развития познавательной активности детей с РАС является использование технологии разноуровневого обучения, учитывающей индивидуальные и специфические особенности каждого ребенка, создающей комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивающей их мышление, самостоятельность
(7 слайд). Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала в зависимости от способностей и психофизических особенностей личности каждого учащегося. Особенно актуальна она в нашей школе, где обучаются дети с нарушением интеллектуального развития. Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели минимальным уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся. Целесообразно применять уровневую дифференциацию во всех видах и формах организации учебной деятельности. Будь то фронтальная, самостоятельная, домашняя работа, объяснение или закрепление нового материала (определяется, что ученик должен усвоить в конце темы и составляются разноуровневые задания для каждого учащегося).
Таким образом, применение разноуровневого обучения учитывает индивидуальные особенности учащихся, повышает удовлетворенность результатами обучения учителем и учениками, способствует активизации познавательной деятельности учащихся.
Использование здоровьесберегающих технологий обучения также способствует развитию познавательной активности детей с РАС (8 слайд). Успешность обучения детей с РАС, развитие их познавательных способностей во многом определяется состоянием их здоровья на сегодняшний день. В современных условиях проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобретает глобальный характер. Культивирование здорового образа жизни – приоритетная задача в программе модернизации российского образования. В своей работе мы используем разнообразные стимулирующие приемы здоровьесбережения, которые становятся перспективным средством активизации познавательных способностей детей с РАС, при этом способствуют предотвращению состояний переутомления, гиподинамии, развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности в течение всего занятия: игровой самомассаж (Г.А.Османова, Л.А.Позднякова «Игровой логопедический массаж и самомассаж в коррекции речевых нарушений»), физкультурные минутки под музыку, релаксационные паузы (слушаем пение птиц, журчание ручейков и т.д.), дыхательная гимнастика (в игровой форме: сдуем снежинку, листочек; погасим костёр), гимнастика для глаз (с использованием ИКТ, художественного слова, атрибутов или пальминг), упражнения для развития мелкой моторики рук, кинезиологические упражнения, правильная рабочая поза во время занятий, положительные эмоции, благоприятное отношение с учителем.
(9 слайд) Внедрение ИКТ при обучении детей с РАС прежде всего даёт
возможность улучшить качество обучения, помогают обеспечить совершенствование
и активизацию учебного процесса, способствуют развитию сенсорного восприятия,
стимулируют развитие внимания, познавательной активности, помогает повысить
мотивацию к получению и усвоению новых знаний обучающимся с РАС, т.к. у них
помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется
дефицит развития познавательной деятельности, внимания, недостаточные
представления об окружающем мире. Одним из актуальных
направлений внедрения информационных технологий в образовательный процесс
является использование мультимедийных презентаций, позволяющих сделать уроки наглядными, динамичными,
эффективными с точки зрения обучения и развития детей с расстройствами
аутистического спектра.
Презентации дают возможность преподнести информацию и через слова на экране, и через наглядное динамическое изображение изучаемого предмета или явления, и через аудио или видео файлы, таким образом, воздействуя одновременно на несколько органов чувств, что приводит к прочности, быстроте усвоения материала, повышается познавательная активность учащихся, создаются предпосылки активной речевой деятельности, развивается мышление.
Слайды презентаций можно использовать во время повторения, объяснения, закрепления на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока (тесты, тренажеры, игры, физминутки). Также на индивидуальных коррекционных занятиях часто использую компьютерные игры и программы (игра «Хомик», игра «Найди отличия», компьютерная программа «Несерьезные уроки - Учим Буквы и Цифры» и т.д.), в которых результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку, в виде цифровых оценочных шкал или в устной форме (10 слайд).
(11 слайд) Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для активизации их познавательных процессов и развития индивидуальных качеств. В настоящее время достаточно часто при организации образовательного процесса детей с РАС используют технологию опорных сигналов - метод пиктограмм (12 слайд). Пиктограммы — небольшие карточки со схематическими изображениями различных видов деятельности. Данный метод необходимо применять при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра, т.к. они не всегда воспринимают и правильно понимают инструкции учителя, что способствует снижению познавательной активности в урочное и внеурочное время. Пиктограммы создают у обучающихся с РАС ощущение более стабильной, без неожиданностей ситуации, задают алгоритм деятельности на данный урок. Это особенно важно для учащихся с нарушениями аффективно-эмоциональной сферы.
В начале обучения в 1 классе мы использовали пиктограммы, изображающие режимные моменты в школе (физминутка, пальчиковая гимнастика, мытьё рук, посещение столовой, начало урока и т.д.) и виды работы на уроке (обвести, подчеркнуть, письменная работа и т.д.)
Таким образом, метод пиктограмм улучшает всестороннее развитие аутичного ребенка, а также активизирует его познавательную деятельность в коррекционном педагогическом процессе.
С целью изучения эффективности применения современных образовательных технологий обучения (описанных ранее) детей с РАС на протяжении 2015-2016 учебного года проводился мониторинг качества образования. На каждого ученика были составлены индивидуальная карта развития и таблица сформированности основных навыков, которые заполнялись в начале учебного года (входящий мониторинг), в середине учебного года (промежуточный) и в конце учебного года (итоговый). Качество знаний, умений и навыков, полученных за время обучения в школе, оценивалось по 5 бальной системе оценок (13- 14 слайд).
Мониторинг оценки усвоения обязательного программного материала за 2015-2016 учебный год показал удовлетворительные результаты, что подтверждается сравнительной диагностикой в таблице (15-16 слайд). Слабоположительная динамика дает возможность поставить еще ряд задач для достижения единой цели в рамках реализации ФГОС для детей с РАС на новый учебный год. Готовность к обучению у учащихся на следующем этапе сформирована. Дети адаптированы и социализированы в соответствии с требованиями ФГОС для учащихся 1 класса, и имеют потенциал при переходе в следующий класс для овладения основными образовательными учебными программами данного этапа.
Следует помнить, что работа с аутичными детьми — процесс сложный и длительный, он «…растягивается на много лет, в течение которых эффекты дней, недель и месяцев могут казаться удручающе малыми или вовсе отсутствующими. Но каждый — пусть даже самый малый — шаг прогресса драгоценен: из этих, неуклюжих поначалу, шажков и шагов складывается общий путь улучшения и приспособления к жизни. Да, далеко не у каждого ребенка этот путь окажется так велик, как того хотелось бы. Но обретенное на этом пути ребенком останется с ним и будет помогать ему жить более самостоятельно и уверенно» (В.Е. Каган, 1981) (17-18 слайд).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.