Выступление на тему "Формирование культуроведческой компетенции при обучении русскому языку младших школьников"
Оценка 4.7

Выступление на тему "Формирование культуроведческой компетенции при обучении русскому языку младших школьников"

Оценка 4.7
Документация
docx
искусство +1
25.01.2021
Выступление на тему "Формирование культуроведческой компетенции при обучении русскому языку младших школьников"
Формирование культуроведческой компетенции при обучении русскому языку младших школьников.docx

(1 слайд) Формирование культуроведческой компетенции при обучении русскому языку младших школьников

 

Культуроведческий аспект - это важное направление современной методики, представляющее собой совокупность теоретических положений, практических наработок, экспериментальных исследований, позволяющих учителю стать Посредником между Учеником, с одной стороны, Культурой и Языком - с другой, а учащимся приобщиться к культуре народа, воспринять, эмоционально пережить и присвоить базовые ценности национального и общечеловеческого характера, которые, включаясь в структуру личности, становятся ценностным образованием и созидают человеческое в человеке.

В основе нашей дипломной работы лежит актуальная проблема современности - необходимость воспитывать человека культуры. В связи с недостаточной разработанностью данной проблемы (2 слайд) мы определили  цель, данная цель приставлена на слайде.

(3 слайд) Мы поставили перед собой такие задачи, они представлены на слайде.

Данное исследование проводилось в два этапа. На первом этапе были изучены теоретические основы проблемы формирования культуроведческой компетенции при обучении русскому языку младших школьников, (4 слайд) выявлена сущность культуроведческой компетенции, которая предполагает понимание следующих основополагающих моментов, которые представлены на слайде.

(5 слайд) Нами были определены важнейшие условия формирования культуроведческой компетенции на уроках русского языка, которые представлены на слайде.

Мы установили, что культуроведческий подход предусматривает соединение языка и культуры в процессе формирования лингвистической,  коммуникативной и культуроведческой компетенций обучаемых, а также обогащение их словарного запаса, развитие связной речи, создание предпосылок общения в социально-культурной сфере.

В практической части нами были проанализировали методы и приемы  по формированию культуроведческой компетенции, которые способствуют включению учащихся  в процесс речевого творчества. Особенно важны для формирования культуроведческой компетенции уроки по развитию речи. Нами были разработаны и апробированы на педагогической практике интегрированные уроки русского языка, литературы, музыки и изобразительного искусства. Мы также обратились к искусству театра. (6 слайд) Покажем это на примере урока по теме «Картина Михаила Александровича Врубеля «Царевна-Лебедь».

Мы выделили основные приемы создания культуроведческого фона на уроке:

(7 слайд) 1. Сообщение учителя. Самым простым и экономным способом изучения культуроведческого материала является включение его в рассказ учителя. На нашем уроке «Подготовка к сочинению по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь» мы сами даем учащимся культуроведческие сведения, причем они  предшествуют основному, изучаемому материалу - (8 слайд) это сообщение об авторе картины, (9, 10, 11 слайд) демонстрация слайдов по творчеству М. А. Врубеля.

(12 слайд) 2.Комментарии по ходу урока. Мы использовали метод культуроориентированного анализа слова. (13 слайд) Объяснили значения слов «балет», «опера», «либретто», «искусствовед».

(14 слайд) 3.Подготовленные выступления учащихся. Интересным приемом использования культуроведческого материала на уроках русского языка являются сообщения учеников, выступающих в роли «историка», «архитектора», «экскурсовода», «искусствоведа», «репортера» и т.д. В данном случае они выступали в роли искусствоведов.

(15 слайд) 4.Использование средств наглядности. На уроке «Подготовка к сочинению по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь» присутствует детальный разбор картины, дети описывают фон, внешний вид героини, ее состояние. (16 слайд) Знакомятся с оперой  Николая Андреевича Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и (17 слайд) балетом Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро», (18 слайд) читают фрагменты сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Всё это способствует «погруженности» учащихся в изображаемый художником мир.

(19 слайд) 5.Работа с культуроведческим текстом. В процессе подготовки к сочинению (она проводится рассредоточенно на нескольких предыдущих уроках) дети анализируют различные культуроведческие тесты: о художнике, о композиторах, об искусстве оперы и балета. Для того, чтобы учащимся легче было понять содержание картины, они знакомятся с культуроведческим текстом, помогающим им понять замысел творца. Поскольку текст культуроведческий, в нём обязательно  детям встречаются «новые» слова. (20 слайд) Успешному проведению словарной работы способствует использование толкового словаря на уроке. (21 слайд) Дети также составляется тематический словарик, который они постепенно пополняют новыми словами на тему картина М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь».

(22 слайд) Нами осуществлялся выбор удачных предложений, конструкций, словосочетаний, что способствовало обогащению словаря и грамматического строя речи учащихся. (23 слайд) Проводился на занятии подбор опорных слов для написания сочинения, присутствовала орфографическая работа.

Картина в сочетании с текстовым материалом гораздо эффективнее воздействует на умственную деятельность и эмоциональную сферу учащихся, а значит, и на их речь. Хороший текст - образец, представляющий собой модель высказывания определенного жанра, экономит время, сберегает силы, помогает учащимся осознать особенности содержания, композиции и речевого оформления высказывания с учетом коммуникативной задачи.

(24 слайд) Таким образом, изучив литературу и опыт учителей, мы убедились,

что формирование  культуроведческой компетенции на уроках русского языка будет успешнее, если

- в качестве основной дидактической единицы при обучении русскому языку использовать текст;

- устанавливать межпредметные связи  с литературой, музыкой, изобразительным искусством, театром;

- включать учащихся в активный процесс речевого творчества.


 

Формирование культуроведческой компетенции при обучении русскому языку младших школьников

Формирование культуроведческой компетенции при обучении русскому языку младших школьников

М. А. Врубеля. (12 слайд) 2

М. А. Врубеля. (12 слайд) 2

- устанавливать межпредметные связи с литературой, музыкой, изобразительным искусством, театром; - включать учащихся в активный процесс речевого творчества.

- устанавливать межпредметные связи с литературой, музыкой, изобразительным искусством, театром; - включать учащихся в активный процесс речевого творчества.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2021