Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Мордовия
«Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
(выступление на МО учителей школы)
Подготовила:
Жданкина И.Н.,
учитель русского языка
2023 г.
Здоровье – основная ценность человека. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его социальных функций для его успешной социализации. Это условие особенно актуально и для детей
с УО ИН . У большинства обучающихся с УО ИН отмечается недостаточный уровень познавательной активности, низкая мотивация к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Для таких детей характерна быстрая утомляемость, сниженная концентрация внимания, расторможенность. Поэтому при работе с такими детьми необходимо учитывать все особенности физического и психического состояния, индивидуальные особенности каждого ребенка. Педагогическая практика показывает, что традиционная методика проведения занятий с детьми с УО ИН не всегда приводит к успеху. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
Суть здоровьесберегающего процесса в том, чтобы на деле помогать ученику достигать положительных результатов в обучении.
Принцип «ты можешь с этим справиться» – один из основополагающих принципов педагогической поддержки детей с УО ИН.
Таким образом, основными задачами здоровьесберегающих технологий становится:
- обеспечение благоприятной психологической атмосферы в классе;
- развитие у школьников способности к самореализации;
- расширение интеллектуальных возможностей детей с УО ИН, формирование у них необходимых знаний и навыков, ведущих к повышению результативности деятельности, чувству уверенности в своих силах;
- совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром и людьми, преодоление барьеров в общении.
Здоровьесберегающие технологии важны для любого учителя, а тем более в работе с детьми с ОВЗ, поэтому необходимо уделять должное внимание данной проблеме. Необходимо строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывать время для каждого задания. Во избежание усталости учащихся нужно чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, коррекционная работа – необходимый элемент на каждом уроке. Это способствует развитию внимания, памяти и одновременно отдыху ребят.
Использование здоровьесберегающих технологий способствуют высокой активности на уроке, как ученика, так и учителя.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока. От соблюдения гигиенических и психолого- педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.
О некоторых приёмах, помогающих, с моей точки зрения, сохранить здоровье обучающихся на уроках русского языка и используемых в моей работе, хотелось бы рассказать подробнее.
Создание благоприятного психологического климата на уроке.
Благоприятный психологический климат на уроке является одним из показателей успешности его проведения: положительные эмоции определяют позитивное воздействие на здоровье ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание учащихся выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности — вот далеко не весь набор, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Таким образом, с одной стороны, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Проведение физкультминуток
Как уже было сказано ранее, дети с УО ИН утомляются быстрее, и как следствие у них рассеивается внимание, они становятся расторможенными. И тогда на выручку приходят физкультминутки. Примерно в середине урока я стараюсь провести динамические паузы, направленные не только на двигательную активность, но и на интеллектуальные возможности детей. Во время проведения физкультминуток использую не просто обыкновенное стихотворение, а текст, содержащий в себе примеры понятий, изучаемых на уроке.
Например, при изучении темы «Имя существительное» использую упражнение «Подзорная труба»:
«Возьмите в руки воображаемую подзорную трубу, наведите фокус (повращайте кистями рук), посмотрите влево, вправо, вверх, вниз и назовите имена существительные.
При изучении темы «Глагол» выполняем те действия, которые обозначены деепричастиями:
По швам руки ОПУСКАЯ,
Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ, Корпус влево НАКЛОНЯЯ,
Затем вправо ПРОГИБАЯ, Головою ПОМОТАВ,
ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ...
ОТДОХНУВ немного дружно, Скажем: "Поработать нужно!"
Такие упражнения не только позволяют детям подвигаться, но и мобилизуют их мыслительную деятельность.
Использование игровых технологий
Использование игровых технологий создаёт на уроке момент соревновательности, атмосферу эмоциональной раскрепощённости, доброжелательности. Игра способствует максимальному самопроявлению учащихся, помогает развить внимание, реакцию, коммуникативные навыки, включить творческие способности. К тому же игра способствует психологической разгрузке учеников, помогает снять напряжение, избавиться от страха и волнения.
Игр, которые можно использовать на уроках русского языка, множество.
Я приведу пример тех игр, которые я использую в классах с детьми .
Например, при изучении темы «Чередующиеся корни» предлагается задание «Найди ошибку в словах: собирательные, уперается, замирает, выжигает и т.д.
При изучении темы «Словообразование» – «Отгадай слово»:
Корень мой находится в цене. В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке вы встречали. Вся же – в дневнике я и в журнале.
Игра «Диктор», которая способствует не только умению правильно произносить слова, что немаловажно для детей с ОВЗ, но и значительно расширяет их словарный запас, особенно пользуется успехом у моих детей. (Произнеси правильно: баловать, включит, торты, щавель, хаос, договор и т.д.).
Использование ИКТ-технологий
Использование ИКТ технологии значительно расширяет возможности учебной деятельности, позволяет существенно повысить мотивацию детей с ОВЗ к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал детей. Например, задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость, использование иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, анимации пробуждают интерес к уроку; делают урок более насыщенным.
Положительные эффекты приносит использование программы PowerPoint. Она обогащает урок эмоциональной окрашенностью, психологически облегчает процесс усвоения, возбуждает живой интерес к предмету, расширяет общий кругозор учащихся.
Учитывая особенности преподавания русского языка для детей с ОВЗ, компьютерные технологии я применяю на всех этапах обучения. При изложении нового материала использую иллюстративный и наглядный материал, опорные схемы, таблицы, презентации; при повторении и систематизации знаний учащихся – тестирование, тренировочные упражнения. Использование ИКТ на уроках позволяет разнообразить формы работы и активизировать деятельность учащихся, их внимание, повысить качество усвоения материала, наполнить уроки новым содержанием, осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению.
Применение и создание текстов о здоровье и здоровом образе жизни
На уроках русского языка широко использую для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных, проверочных работ тексты, пропагандирующие здоровый образ жизни, спорт.
При изучении наклонений глаголов (6 класс) предлагаю для работы
Цель работы с текстом – обогащение словарного запаса учащихся с ОВЗ, закрепление орфографических и пунктуационных навыков, предупреждение вредных привычек, побуждение ведения здорового образа жизни. Такие уроки повышают интерес к учебе, помогают установить доверительные отношения с детьми, максимально использовать индивидуальные особенности и способности учащихся для повышения результативности их обучения.
Здоровье – понятие комплексное. Оно зависит от многих факторов, таких как социальное положение детей, экологическая обстановка, качество питания, профилактическая работа с детьми медиков и педагогов. Научить беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни – задача педагогов, родителей и образовательных учреждений.
Список литературы:
1. Здоровьесберегающее образование: теор. и приклад, аспекты: сб. ст.
/ Перм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Пермь: Кн. мир; Звезда, 2002. – 205 с.
2. Никитенко Г. Ю. Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка. Русский язык в школе. М., Просвещение, № 6. 1991.
3.Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект]/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-№2. – С.171-187.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н.К. Смирнов. – М., АРКТИ, 2003.
7. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе, №2, 2005.
8. Ткачук М. Влияние положительных эмоций на здоровье школьников. Воспитание школьников. – № 9, 2007.
9. Халемский Х.А. Школа – территория здоровья / Х.А. Халемский. // Педагогика. – 2005. –No3. – С. 42.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.