Выступление на педагогическом сообществе учителей начальных классов «Продуктивные задания как средство развития универсальных учебных действий»
Оценка 4.9

Выступление на педагогическом сообществе учителей начальных классов «Продуктивные задания как средство развития универсальных учебных действий»

Оценка 4.9
Повышение квалификации
doc
математика
Взрослым
19.05.2019
Выступление на педагогическом сообществе учителей начальных классов «Продуктивные задания как средство развития универсальных учебных действий»
«Продуктивные задания как средство развития универсальных учебных действий». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться. «Умение учиться» - это способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия создают условия для развития личности и ее самореализации. Формировать универсальные учебные действия призваны все предметы учебного плана. Поэтому важным средством формирования УУД является использование на уроках продуктивных заданий, которые специально нацеливают работу по предмету на достижение личностных и метапредметных результатов.
продуктивные задания выступление на ГПС.doc
«Продуктивные задания как средство развития универсальных учебных действий» Учитель начальных классов    МБОУ «СОШ № 6 им. Сирина Н.И.» Кириллова Марина Ивановна Важнейшей   задачей   современной   системы   образования   является формирование   универсальных   учебных   действий,   обеспечивающих   школьникам умение учиться. «Умение учиться» ­ это способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию   путём   сознательного   и   активного   присвоения   нового социального опыта.                      Универсальные учебные действия создают условия для развития личности и ее самореализации. Формировать универсальные учебные действия призваны все предметы учебного плана.   Поэтому важным средством формирования УУД является использование на уроках   продуктивных   заданий,   которые   специально  нацеливают   работу   по предмету на достижение личностных и метапредметных результатов.  Сравним два типа заданий – продуктивное и репродуктивное. Репродуктивные задания  – это задания, результат выполнения которых (ответ на вопрос) содержится в учебнике в готовом, легко воспроизводимом виде. Они помогут получить предметные знания и умения. Продуктивные   задания  –   это   задания,   результат   выполнения   которых (ответ на вопрос) не содержится в учебнике в готовом, легко воспроизводимом виде, в тексте и иллюстрациях есть подсказки, помогающие их выполнить. Они часто проверяют, сможет ли ученик в жизни воспользоваться полученными знаниями, и поэтому они, как правило, более интересные.                           Приведенный   пример   продуктивного   задания   нацелен   не   на   закрепление знаний, а на обучение детей к их самостоятельному применению в жизни. При этом знание перестает быть результатом и становится средством развития личности. Большинство   заданий   в   учебнике   –   это   задания   репродуктивного (воспроизводящего)   характера,   т.е.   задания   типа   «назовите…»,   «решите   …», «приведите  примеры…», «сформулируйте   теорему…» и  т.д.   Поэтому  учителю либо   нужно   переформулировать   задания   учебника,   либо   придумывать продуктивные задания самому.   Рассмотрю   способы   преобразования   репродуктивных   заданий   в продуктивные: 1.  Вместо оценки авторской предложить ученику оценить ситуацию самому Пример Репродуктивное задание: Вычислите площадь прямоугольника со сторонами 13 м и 23 м Продуктивное задание: Сколько м) потребуется для того, чтобы застелить пол класса, если его измерения 13 м и 23 м. линолеума (кв. Репродуктивное Продуктивное Найди число, если 11 % его равно 275. Представь, что ты являешься финансовым консультантом по вопросам вкладов. Дай совет своему клиенту о том, какую сумму ему необходимо положить в банк, чтобы к концу года получить доход в 275 $ при условии, что годовая процентная ставка банка 11 %. Свое мнение объясни. 2. Отрабатывать учебные алгоритмы на материал жизненных ситуаций Пример Репродуктивное Продуктивное Как найти площадь прямоугольника,   если известны   длины   его сторон? Дизайнер Павел получил заказ на декорирование чемодана цветной бумагой. По рисунку определите, сколько бумаги (в ) необходимо закупить Павлу, чтобы оклеить всю внешнюю верхность чемодана, если каждую грань он будет обклеивать дельно (без загибов). 3.  Перенести акцент с воспроизведения на анализ информации Пример Репродуктивное Продуктивное   Для новогодних Найдите   в   задаче лишние   данные:   «Для подарков новогодних   подарков   привезли   48   кг   конфет   в привезли 48 кг конфет. В пакетах   в было   12   кг   конфет, двух коробках,   трех   пакетах   и   восьми   ящиках.   В коробках   в   3   раза   меньше,   чем   в пакетах   было   12  кг   конфет,  в   коробках   в  3  раза меньше, чем в пакетах, а остальные конфеты были в пакетах,   а   остальные   конфеты ящиках.   Сколько   конфет   было   в   ящиках?» были   в   ящиках.   Сколько   конфет было в ящиках? Измените условие и решите задачу. При этом выполнению  продуктивных заданий надо учить. Рассмотрим порядок выполнения продуктивного задания: Алгоритм выполнения продуктивного задания  1) Осмыслить задание (что надо сделать?). 2) Найти информацию,   нужную   для   выполнения   задания   (текст,   рисунок, таблица, схема…) 3) Преобразовать информацию   в   соответствии   с   заданием   (найти   причину, выделить главное, дать оценку…). 4) Сформулировать   мысленно ответ,   используя   слова:   «я   считаю   что…, потому что…,  во­первых…, во­вторых… и т.д.».). 5)   Дать полный   ответ (рассказ),   не   рассчитывая   на   наводящие вопросы учителя. ­ На каждом этапе работы с продуктивным заданием формируются те или иные метапредметные или личностные результаты: Так,   на   этапе   осмысления   цели   задания   формируются   регулятивные   УУД (формируются умение планировать,   ставить цель, использовать алгоритм решения какой либо задачи, оценивать и т.д.) ‐ При   отборе   и   поиске   нужной   информации   –   познавательные   УУД (самостоятельно   предполагать,     какая   информация   нужна   для   решения   задачи; добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в тексте, схеме, таблице; умение преобразовывать информацию задачи из одной формы в другую: из текста в схему, таблицу, схематический рисунок   и наоборот; перерабатывать полученную   информацию:   сравнивать   и   группировать   математические   факты   и объекты; делать выводы на основе обобщения и умозаключения); Эти же   УУД   и ещё личностные формируются и на этапе преобразования найденной информации в соответствии с заданием. (Личностными результатами обучения   учащихся   являются   самостоятельность   мышления,   умение устанавливать,   с   какими   учебными   задачами   ученик   может   самостоятельно справиться. Способность ребенка характеризовать и оценивать собственные знания и   умения,   заинтересованность   в   расширении   и   углублении   получаемых   знаний. Готовность использовать получаемую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни; И коммуникативные УУД формируются на последних двух этапах работы с продуктивных заданий (довести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.). Приведу   некоторые   виды   продуктивных   заданий,   которые   я   использую   на уроках математики. например: 1.Поиск закономерностей:  Установи закономерность и продолжи ряд чисел: 2.Задай вопросы по теме урока: Например, опираясь на математической словарь задайте в парах друг другу вопросы. 3. Сформулируй тему урока, главную мысль, пункты плана урока При выполнении данного задания формируются все виды УУД: регулятивные:   уметь     определять     и     формулировать     цель     на     уроке   с помощью  учителя;   познавательные: уметь ориентироваться  в  своей  системе  знаний,  отличать новое  знание  от уже  известного; коммуникативные: уметь  чётко,  полно  и  точно  оформлять  свои  мысли  в устной  форме;  слушать  и  понимать  речь  других;   личностные:   смыслообразование,   т.е.   установление   связи   между   целью учебной деятельности и ее мотивом. 4. Составление опорной схемы, таблицы; 5. Поиск ошибок 6.   Классификация   математических   объектов   (выражений,   геометрических фигур);   7.   Преобразование   математического   объекта   в   новый   (например, преобразование простой арифметической задачи в составную); Задача. Проведите среди учеников вашего класса опрос на тему «Как бы вы хотели организовать праздник окончания 4 класса?» Результаты занесите в таблицу. По результатам опроса постройте линейную или   столбчатую   диаграмму.   Для   осуществления   ваших   желаний   обратитесь   к классному руководителю с результатами опроса. 8. Задания с недостающими или лишними данными; 9.  Продуктивное   задание   –   переход   от   изученной   закономерности   к конкретному   случаю   в   жизни.   Преобразование   информации   для   решения конкретной задачи – путь к формированию УУД      1)  Человек ростом 1,8 м стоит на расстоянии 12 м от столба, на котором висит фонарь на высоте 5,4 м. Найдите длину тени человека в метрах. Таким   образом,  репродуктивные   задания  позволяют   усвоить   предметное содержание. В жизни мы часто сталкиваемся со случаями, которые  не описаны в учебнике.  Продуктивные задания учат самому преобразовывать информацию, связывать реальную   жизненную   ситуацию   с   изученными   правилам   и   закономерностями. Полученный   на   уроках   математики   продукт   может   применяться   и   за   его пределами,   превращаясь   из   предметного   умения   в   универсальное   учебное действие.  Научить человека действовать в новой незнакомой для него обстановке можно только одним способом, ­ создавая ему эту новую ситуацию постоянно, день за днём. Закончу доклад словами известного китайского философа Конфуция: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, и шагать в ногу со временем, достоин быть учителем». Чего нам всем и желаю!

Выступление на педагогическом сообществе учителей начальных классов «Продуктивные задания как средство развития универсальных учебных действий»

Выступление на педагогическом сообществе учителей начальных классов «Продуктивные задания как средство развития универсальных учебных действий»

Выступление на педагогическом сообществе учителей начальных классов «Продуктивные задания как средство развития универсальных учебных действий»

Выступление на педагогическом сообществе учителей начальных классов «Продуктивные задания как средство развития универсальных учебных действий»

Выступление на педагогическом сообществе учителей начальных классов «Продуктивные задания как средство развития универсальных учебных действий»

Выступление на педагогическом сообществе учителей начальных классов «Продуктивные задания как средство развития универсальных учебных действий»

Выступление на педагогическом сообществе учителей начальных классов «Продуктивные задания как средство развития универсальных учебных действий»

Выступление на педагогическом сообществе учителей начальных классов «Продуктивные задания как средство развития универсальных учебных действий»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2019