Выступление на педагогическом совете "Урок развивающего контроля"
Оценка 4.6

Выступление на педагогическом совете "Урок развивающего контроля"

Оценка 4.6
Лекции
docx
администрации +1
Взрослым
01.02.2017
Выступление на педагогическом совете "Урок развивающего контроля"
Уроки развивающего контроля проводятся в завершение изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы и ее рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии. Поскольку данные уроки подводят итог изучения значительного по объему материала, то содержание контрольных работ по объему в 2-3 раза превышает обычные самостоятельные работы, предлагаемые на уроках рефлексии. Поэтому уроки развивающего контроля проводятся в два этапа: 1) написание обучающимися контрольной работы и ее критериальное оценивание; 2)рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок.Выступление на педагогическом совете "Урок развивающего контроля"
доклад.docx
Урок развивающего контроля. Уроки   развивающего   контроля   проводятся   в   завершение   изучения   крупных разделов   курса,   предполагают   написание   контрольной  работы   и   ее   рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии.  Поскольку   данные   уроки   подводят   итог   изучения   значительного  по   объему материала,   то   содержание   контрольных   работ   по   объему  в   2­3   раза   превышает обычные самостоятельные работы, предлагаемые на уроках рефлексии. Поэтому уроки развивающего контроля проводятся в два этапа:  1) написание обучающимися контрольной работы и ее критериальное оценивание; 2)рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок.  Уроки развивающего контроля имеют следующую структуру:  1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно­коррекционной деятельности;  2) этап актуализации и самоконтроля;  3) этап локализации индивидуальных затруднений;  4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;  5) этап реализации построенного проекта;  6) этап обобщения затруднений во внешней речи;  7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;  8) этап повторения и решения заданий творческого уровня;  9) этап рефлексии контрольно­коррекционной деятельности. Эти этапы проводятся на двух уроках, которые разделены временем, необходимым учителю для проверки результатов работы обучающихся на первом уроке (это время не должно превышать 1­2 дней). В зависимости от того, у кого находится эталонный вариант,  различают   следующие   формы   организации   уроков   развивающего   контроля: самоконтроль, взаимоконтроль и педагогический контроль. Самоконтроль  предполагает   предъявление   эталонного   варианта  ученику, самостоятельное сопоставление им собственного варианта с эталонным с последующей самооценкой на основе установленных критериев. При  взаимоконтроле  держателем эталона является другой ученик. При этом формирование способности к самооценке происходит через проверку справедливости оценки, поставленной другим учеником, и рефлексивный анализ допущенных ошибок. Педагогический  контроль  развивающей   направленности   предполагает,   что держателем   эталона   является   педагог.   Формирование  способности   к   самооценке происходит через согласование с учителем  результата на основе ранее установленных критериев и рефлексивный анализ допущенных ошибок. 1 Перейдем теперь к описанию основных требований к этапам уроков развивающего контроля. I урок (Проведение контрольной работы) 1.Как и ранее, основной целью этапа  мотивации  (самоопределения) к контрольно­коррекционной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме контрольно­ коррекционной деятельности. На   этом   этапе   важна   четкая   организация   работы.   Основная   цель  урока формулируется  уже на первом этапе либо самим учителем,  либо в процессе побуждающего   или   подводящего   диалога.   На   данном   этапе   также устанавливается  форма   и   процедура   контроля,  критерий  выставления оценки,  который   может   быть   представлен   обучающимся  на  доске.  На  этапе мотивации   к   деятельности   важно   поддержать   учеников,   включить эмоциональный   компонент,   основанный   на   положительном   опыте  прошлых уроков. 2. Основной целью этапа  актуализации и самоконтроля  является подготовка мышления обучающихся и осознание ими потребности к контролю и самоконтролю результата и выявлению причин затруднений в деятельности. Для этого необходимо: 1) организовать повторение контролируемых способов действий (норм); 2)  активизировать   мыслительные   операции  (сравнение,   обобщение)   и познавательные   процессы   (внимание,   память   и   т.д.),   необходимые   для выполнения контрольной работы; 3)организовать  мотивирование    обучающихся («хочу» ­ «надо» ­«могу») к выполнению контрольной работы на применение правил,  способов действий и т.д., запланированных для контроля и последующего рефлексивного анализа; 4) организовать   индивидуальное  написание    обучающимися   контрольной работы; 5)  организовать  сопоставление   обучающимися   своих   работ   по   готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок); 6)  предоставить   возможность   обучающимся   провести  самооценку    своих работ по заранее обоснованному критерию. Продолжительность   данного   этапа   составляет   37—42   минуты. Отличительной особенностью данного этапа от традиционной контрольной работы является   актуализация   способов   действий   и   мыслительных  операций   до выполнения   контрольной   работы,   самопроверка   своей  работы   по   образцу, самооценка   своей   работы   после   ее   выполнения  по   заранее   обоснованному 2 критерию   и   фиксация   своих   ошибок.  На   этом   этапе   не  предполагается выяснение причин своих ошибок и их исправление. Данный этап завершается фиксацией   своих   ошибок,   выставлением   самооценки   и   сдачей   контрольной работы учителю. II урок (Анализ контрольной работы) Данный   урок   соответствует   уроку   работы   над   ошибками   контрольной работы в традиционной школе и проводится после проверки ее учителем. 3. Основной целью этапа  локализации индивидуальных затруднений является выработка на личностно значимом уровне  внутренней готовности к коррекционной   работе,   а   также   выявление  места   и   причины   собственных затруднений в выполнении контрольной работы. Для реализации этой цели необходимо: 1) организовать  мотивирование   об  учающихся   к   коррекционной деятельности («хочу» ­ «надо» ­ «могу») и формулировку ими основной цели урока; 2) воспроизвести   контролируемые правила, алгоритмы   и т.д. (нормы); 3)проанализировать правильность самопроверки  обучающимися  своих  работ  и при необходимости согласовать оценки учеников с оценкой учителя; 4) организовать уточнение алгоритма исправления ошибок (алгоритм строится на предыдущих уроках на основе рефлексивного метода). Далее обучающиеся, которые допустили ошибки: 1)на   основе   алгоритма   исправления   ошибок   анализируют   свое  решение   и определяют место ошибок ­ место затруднений; 2)выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы,   правила   и т.д.), в которых допущены ошибки – причину затруднений. Обучающиеся, не допустившие ошибок, на этом этапе сравнивают свое решение с эталоном и выполняют задания  творческого уровня.  Также они могут выступать в качестве консультантов.  Отличительной   особенностью   данного   этапа   от   аналогичного  этапа   урока рефлексии   является   то,   что   на   нем   организуется   положительная   мотивация   к деятельности на этом уроке и анализируется правильность самопроверки работы. Продолжительность   данного   этапа   составляет   12—15   минут.   На  данном   этапе целесообразно использовать подводящий или побуждающий диалог, коммуникативное взаимодействие. Возможно  разбиение обучающихся  на группы по типам допущенных ошибок.  Так же, как и на  уроках рефлексии, целесообразно использовать алгоритм исправления ошибок, который может быть уточнен на данном этапе урока. 3 4.   Основной   целью   этапа  построения   проекта   коррекции  выявленных затруднений  является постановка целей коррекционной деятельности, и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. Для этого необходимо, чтобы обучающиеся: 1)   сформулировали  индивидуальную  цель  своих   будущих   коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и  способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять); 2)   выбрали  способ  (как?)  и  средства  (с  помощью чего?)  коррекции,   то   есть установили,   какие   шаги   им   необходимо   для   этого   сделать   (в   соответствие   с алгоритмом исправления ошибок) и какими средствами они будут выполнены; Продолжительность данного этапа составляет 4­6 минут. Данный этап может быть проведен   в   форме   коммуникативного   взаимодействия   в   группах,   с   помощью подводящего или побуждающего диалога, мозгового штурма и т.д. 5.  Основной   целью   этапа  реализации   построенного   проекта  является осмысленная   коррекция   обучающимися   своих   ошибок   в  контрольной работе и формирование   умения   правильно   применять   соответствующие   правила,   способы действий и т.д. Как и на уроке рефлексии, для реализации этой цели каждый обучающийся, у которого были затруднения в контрольной работе, должен: 1)самостоятельно   (случай   1)   исправить   свои   ошибки   выбранным   методом   на основе   применения   выбранных   средств,   а   в   случае  затруднения   (случай   2)   ­   с помощью предложенного эталона для самопроверки; 2)в первом случае ­ соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки; 3)далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на  те  способы   действий   (правила,  алгоритмы  и   т.д.),  в   которых   были   допущены ошибки; 4)решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу). Ученики, не  допустившие  ошибок  в  контрольной  работе,  продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов. Продолжительность данного этапа составляет 7­8 минут. 6.Основной целью этапа  обобщения затруднений во внешней  речи  является закрепление способов действий, вызвавших затруднение. Для реализации этой цели, подобно урокам рефлексии, организуется: 1)  обсуждение типовых ошибок; 2)   проговаривание формулировок определений, правил, способов  действий и т.д., которые вызвали затруднение. 4 Продолжительность данного этапа составляет 3­4 минуты. Данный этап можно организовать в форме коммуникативного взаимодействия. Работа может проходить как фронтально, так и по группам.  7.  Основной   целью   этапа  самостоятельной   работы   с   самопроверкой   по эталону  является   выявление  способов   действий,   вызвавших   затруднения, самопроверка   их   усвоения,   индивидуальная   рефлексия   достижения   цели,   а   также создание (по возможности) ситуации успеха. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся, допустившие ошибки в контрольной работе: 1) выполнили   самостоятельную   работу,  аналогичную   контро  лируемой  работе,   выбирая только те задания, в которых допущены ошибки; 2) провели  самопроверку   своих   работ   по   готовому   образцу   и  зафиксировали знаково результаты;   3)зафиксировали преодоление возникшего ранее затрудне Для   обучающихся,   не   полностью   справившихся   с   самостоятельной  работой, ситуация успеха заключается в нахождении места, причины ошибки и ее исправлении, а также в построении плана по коррекции своих затруднений.      ния. Продолжительность   данного   этапа   составляет   5­7   минут.  Каждый   ученик, допустивший ошибку при выполнении контрольной работы, на данном этапе должен иметь возможность проверить, насколько он разобрался в причине этой ошибки и свою   способность   решать   задания   такого   типа,   то   есть  насколько   он   достиг поставленной перед собой на уроке цели.  8. Основной целью этапа повторения и решения заданий творческого уровня является применение изученных знаний при  решении задач творческого уровня и подготовка к изучению следующих разделов курса. Для этого обучающиеся: 1) выполняют   задания,   в   которых   требуется   применить   изученные   знания   при решении задач творческого уровня; 2) выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем. Продолжительность данного этапа составляет 5—6 минут. Можно  использовать групповую   форму   работы   или   работу   в   парах,   предоставить   возможность   выбора заданий   обучающимися.   Можно   включить   элементы   проектирования,  игровые ситуации и т.д. 9.   Основной   целью   этапа  рефлексии   деятельности   на   уроке  является самооценка результатов  контрольно­коррекционной  деятельности,  осознание метода преодоления   затруднений   в   деятельности   и  механизма   контрольно­коррекционной деятельности. Для реализации этой цели обучающиеся: 1) проговаривают механизм деятельности по контролю; 5 2) анализируют, где и почему были допущены ошибки, способ их исправления; 3) называются правила, способы действий и т.д., вызвавшие затруднение; 4) фиксируется степень соответствия поставленной цели контрольно­коррекционной деятельности и ее результатов; 5) оценивают полученные результаты собственной деятельности; 6) при необходимости определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества); 7) намечают   цели   последующей   деятельности.  Отличительной   особенностью данного этапа является то, что на нем фиксируется весь механизм деятельности по контролю, который был реализован в процессе проведения контрольной работы  и коррекции ошибок. Продолжительность данного этапа составляет 2­3 минуты. Данный этап можно организовать   как   в   форме   коммуникативного  взаимодействия,  так  и   организовать самостоятельную деятельность обучающихся.  6

Выступление на педагогическом совете "Урок развивающего контроля"

Выступление на педагогическом совете "Урок развивающего контроля"

Выступление на педагогическом совете "Урок развивающего контроля"

Выступление на педагогическом совете "Урок развивающего контроля"

Выступление на педагогическом совете "Урок развивающего контроля"

Выступление на педагогическом совете "Урок развивающего контроля"

Выступление на педагогическом совете "Урок развивающего контроля"

Выступление на педагогическом совете "Урок развивающего контроля"

Выступление на педагогическом совете "Урок развивающего контроля"

Выступление на педагогическом совете "Урок развивающего контроля"

Выступление на педагогическом совете "Урок развивающего контроля"

Выступление на педагогическом совете "Урок развивающего контроля"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2017