Выступление на педсовете "Методы обучения"

  • Педсоветы
  • doc
  • 11.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Метод (от греч. methodos — путь к цели) — способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности, определенным образом упорядоченную деятельность. О. С. Гребенюк выделяет в качестве основных подходов к определению этого понятия следующие: 1) способ деятельности учителя и учащихся; 2) совокупность приемов работы; 3) путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию; 4) система действий учителя и учащихся.Метод (от греч. methodos — путь к цели) — способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности, определенным образом упорядоченную деятельность. О. С. Гребенюк выделяет в качестве основных подходов к определению этого понятия следующие: 1) способ деятельности учителя и учащихся; 2) совокупность приемов работы; 3) путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию; 4) система действий учителя и учащихся.
Иконка файла материала Методы обучения.doc
Методы обучения Метод (от греч. methodos — путь к цели) — способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности, определенным образом упорядоченную деятельность. О. С. Гребенюк выделяет в качестве основных подходов к определению этого понятия следующие: 1) способ деятельности учителя и учащихся; 2) совокупность приемов работы; 3) путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию; 4) система действий учителя и учащихся. Главная мысль, основная идея, заключенная в методе как педагогическом термине, — это указание к педагогически целесообразному действию, пред-писание, как действовать. О методе в педагогике долгое время судили по внешним признакам, по тому, каким способом работает учитель (рассказывает — метод «рассказа», беседует — «беседы» и т. д.). При таком понимании методы не определяют поведение педагога, не помогают ему ориентироваться в деятельности. В современном понимании педагогический метод определяется как способ взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых, направленный на решение педагогической цели. В педагогическом методе выделяются три его сущностных признака: 1) Понятие метода обучения отражает дидактические цели и задачи учебной деятельности, при решении которых в процессе обучения применяются соответствующие способы учебной работы учителя и познавательной деятельности учащихся. 2) Методы применяются осознанно, под контролем сознания, а нередко и по соглашению между учителем и учащимся. Они подбираются с учетом их эффективности в конкретной ситуации обучения. 3) При этом способы обучающей деятельности учителя (преподавание) и способы учебной деятельности учащихся (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии. В этом отношении для обозначения одностороннего действия (воздействия) в педагогике существует термин «прием» как отдельное действие, движение; способ в осуществлении цели. По отношению к методу, таким образом, прием имеет более частный, локальный характер, является составной частью или отдельной стороной метода. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов. В этом значении возможно употребление терминов «приемы стимулирования» и «организаторские приемы» и подобных им. Для обобщенного обозначения приемов и методов чаще всего используется термин «способ» как действие или система действий, применяемые в деятельности. М. И. Махмутов выделяет в методе две стороны: внешнюю и внутреннюю: внешняя сторона метода отражает то, каким способом действует педагог, внутренняя — то, какими правилами он руководствуется. Дидактический метод представляет собой единство принципов (как внутреннего правила, вытекаю-щего из объективной закономерности) и формы (как внешнего выражения спо-соба организации взаимодействия). Таким образом, в понятии «метод» должно быть отражено единство внутреннего и внешнего, содержания и формы, связь теории и практики. Метод обучения — это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия учителя и учащихся, применяемая для достижения целей обучения. Метод содержит в себе правила действия и сами способы действия, систему принципов и внешнюю организационную форму их реализации. Поскольку существует множество методов обучения, одной из острых проблем современной дидактики является проблема их классификации. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основуподразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций: • по субъекту деятельности — методы учителя, учащегося, их совместной работы; • по источнику «передачи знаний» — словесные, наглядные, практические методы (Е. Я. Голант, И. Т. Огородников, С. И. Перовский); • по характеру взаимодействия учителя и учащихся — объяснительно- иллюстративные, репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые (эвристические), исследовательские методы (И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин); • по основным компонентам деятельности — методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учения, методы контроля и самоконтроля в обучении (Ю. К. Бабанский); • по сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя и учащегося — монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный методы проблемно-развивающего обучения (М. И. Махмутов); • по дидактическим целям и соответствующим им видам деятельности учащихся — коммуникативные, познавательные, преобразовательные, систематизирующие, контрольные методы (В. А. Онищук); • по характеру познавательной деятельности учащихся — дедуктивные, индуктивные; • по степени продуктивности образования — когнитивные, креативные, оргдеятельностные методы обучения (А. В. Хуторской). Каждая из классификаций акцентирует внимание учителя на различных аспектах в отборе, применении или результативности методов обучения. Выбор методов обучения зависит от следующих обстоятельств: • общие цели обучения, воспитания и развития учащихся; • особенности изучаемого предмета и методики его преподавания; • цель, задачи и содержание материала конкретного урока; • время, отведенное на изучение того или иного материала; • возрастные особенности и уровень подготовленности учащихся; • оснащенность учебного кабинета и образовательного учреждения средствами обучения; • возможности и особенности стиля преподавания учителя, уровень его теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, личные качества.