Метод (от греч. methodos — путь к цели) — способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности, определенным образом упорядоченную деятельность.
О. С. Гребенюк выделяет в качестве основных подходов к определению этого понятия следующие: 1) способ деятельности учителя и учащихся; 2) совокупность приемов работы; 3) путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию; 4) система действий учителя и учащихся.Метод (от греч. methodos — путь к цели) — способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности, определенным образом упорядоченную деятельность.
О. С. Гребенюк выделяет в качестве основных подходов к определению этого понятия следующие: 1) способ деятельности учителя и учащихся; 2) совокупность приемов работы; 3) путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию; 4) система действий учителя и учащихся.
Методы обучения.doc
Методы обучения
Метод (от греч. methodos — путь к цели) — способ достижения какой-либо цели,
решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или
теоретического освоения (познания) действительности, определенным образом
упорядоченную деятельность.
О. С. Гребенюк выделяет в качестве основных подходов к определению этого понятия
следующие: 1) способ деятельности учителя и учащихся; 2) совокупность приемов
работы; 3) путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию; 4)
система действий учителя и учащихся.
Главная мысль, основная идея, заключенная в методе как педагогическом термине, —
это указание к педагогически целесообразному действию, пред-писание, как
действовать.
О методе в педагогике долгое время судили по внешним признакам, по тому, каким
способом работает учитель (рассказывает — метод «рассказа», беседует — «беседы» и
т. д.). При таком понимании методы не определяют поведение педагога, не помогают
ему ориентироваться в деятельности. В современном понимании педагогический
метод определяется как способ взаимосвязанной деятельности воспитателей и
воспитуемых, направленный на решение педагогической цели.
В педагогическом методе выделяются три его сущностных признака:
1) Понятие метода обучения отражает дидактические цели и задачи учебной
деятельности, при решении которых в процессе обучения применяются
соответствующие способы учебной работы учителя и познавательной деятельности
учащихся.
2) Методы применяются осознанно, под контролем сознания, а нередко и по
соглашению между учителем и учащимся. Они подбираются с учетом их
эффективности в конкретной ситуации обучения.
3) При этом способы обучающей деятельности учителя (преподавание) и способы
учебной деятельности учащихся (учение) тесно связаны между собой и находятся во
взаимодействии.
В этом отношении для обозначения одностороннего действия (воздействия) в
педагогике существует термин «прием» как отдельное действие, движение; способ в
осуществлении цели. По отношению к методу, таким образом, прием имеет более
частный, локальный характер, является составной частью или отдельной стороной
метода. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов. В этом
значении возможно употребление терминов «приемы стимулирования» и
«организаторские приемы» и подобных им. Для обобщенного обозначения приемов и
методов чаще всего используется термин «способ» как действие или система
действий, применяемые в деятельности.
М. И. Махмутов выделяет в методе две стороны: внешнюю и внутреннюю: внешняя
сторона метода отражает то, каким способом действует педагог, внутренняя — то,
какими правилами он руководствуется.
Дидактический метод представляет собой единство принципов (как внутреннего
правила, вытекаю-щего из объективной закономерности) и формы (как внешнего
выражения спо-соба организации взаимодействия). Таким образом, в понятии «метод»
должно быть отражено единство внутреннего и внешнего, содержания и формы, связь
теории и практики.
Метод обучения — это система регулятивных принципов и правил
организации педагогически целесообразного взаимодействия учителя и
учащихся, применяемая для достижения целей обучения.
Метод содержит в себе правила действия и сами способы действия, систему
принципов и внешнюю организационную форму их реализации.
Поскольку существует множество методов обучения, одной из острых проблем
современной дидактики является проблема их классификации. В настоящее время нет
единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки,
существует ряд классификаций:
• по субъекту деятельности — методы учителя, учащегося, их совместной работы;
• по источнику «передачи знаний» — словесные, наглядные, практические методы (Е.
Я. Голант, И. Т. Огородников, С. И. Перовский);
• по характеру взаимодействия учителя и учащихся — объяснительно-
иллюстративные, репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые
(эвристические), исследовательские методы (И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин);
• по основным компонентам деятельности — методы организации и осуществления
учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учения,
методы контроля и самоконтроля в обучении (Ю. К. Бабанский);
• по сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя и учащегося —
монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский,
алгоритмический и программированный методы проблемно-развивающего обучения
(М. И. Махмутов);
• по дидактическим целям и соответствующим им видам деятельности учащихся —
коммуникативные, познавательные, преобразовательные, систематизирующие,
контрольные методы (В. А. Онищук);
• по характеру познавательной деятельности учащихся — дедуктивные, индуктивные;
• по степени продуктивности образования — когнитивные, креативные,
оргдеятельностные методы обучения (А. В. Хуторской).
Каждая из классификаций акцентирует внимание учителя на различных аспектах в
отборе, применении или результативности методов обучения.
Выбор методов обучения зависит от следующих обстоятельств:
• общие цели обучения, воспитания и развития учащихся;
• особенности изучаемого предмета и методики его преподавания;
• цель, задачи и содержание материала конкретного урока;
• время, отведенное на изучение того или иного материала;
• возрастные особенности и уровень подготовленности учащихся;
• оснащенность учебного кабинета и образовательного учреждения средствами
обучения;
• возможности и особенности стиля преподавания учителя, уровень его
теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, личные
качества.
Выступление на педсовете "Методы обучения"
Выступление на педсовете "Методы обучения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.