В материале дано определение понятию "девиантное поведение", рассмотрены основные направления развития конфликтов в подростковом возрасте и пути их профилактики (подробно описана программа "Я взрослый", реализуемая в данном учебном заведении). Особое внимание уделено процедуре восстановительной медиации как альтернативному способу урегулирования конфликтов среди подростков с девиантным поведением.
Медиация как один из методов профилактики девиантного
поведения среди подростков.
Подростковый возраст, являясь переломным моментом в развитии
личности, представляет собой один из наиболее конфликтных периодов
жизни. На данном этапе взросления человек подвергается значительным
физиологическим и психическим изменениям, формируется его собственная
позиция, зачастую отличающаяся от общепринятых норм и ценностей.
Подростки еще не в состоянии адекватно смотреть на мир и разбираться с
повсеместно возникающими трудностями, ориентируясь не только на свои
эгоистические потребности. В связи с этим нередки случаи, когда самые
незначительные, иногда даже мнимые противоречия выливаются в жестокие
конфликты.
Как отмечают психологи, подростки, демонстрирующие повышенную
конфликтность в отношениях со сверстниками и взрослыми, начинают в более
ранний период курить, экспериментировать с алкоголем и наркотиками,
вступают в случайные половые связи, нарушают дисциплину на уроках,
совершают правонарушения, т.е. характеризуются девиантным поведением.
Девиантное поведение – устойчивое конфликтное поведение
личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм,
причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также
сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
Для девиантных подростков конфликт возможен в четырех основных
направлениях:
1. Конфликт с обществом (подросток – общество)
Одним из наиболее ярких проявлений данного типа конфликтов является
конфликт с законом. Подростки вступают в конфликт с законом, часто уже
имея опыт отчуждения от общественной жизни (например, проживают в
условиях асоциального поведения родственников).
2. Внутриличностный конфликт (подросток внутренний мир)
У подростка в виду сложившегося критического отношения к миру взрослых
и в то же время критического отношения к самому себе складывается мнение
о том, что его личность не представляет ценности для других людей. Изза
трудностей в самоопределении, в непонимании своего места в мире у
подростка возникает внешне направленное защитное поведение, означающее
отсутствие готовности брать ответственность за собственные действия.
Внутриличностные конфликты подростков носят неосознаваемый характер.
Для их разрешения особенно важна поддержка родителей и педагогов.Отсутствие таковой направляет подростка на путь агрессивного или
отчужденного отношения к окружающему миру.
3. Межличностные или межгрупповые конфликты между подростками
(подросток – подросток)
В системе подростокподросток конфликтные отношения порождаются в
борьбе за лидерство. Статусное положение подростков в группе придает им
дополнительную уверенность в своих силах и существенным образом влияет
на его поведение. Подростки с девиантным поведением чаще других
подростков соперничают и идут на столкновение в ситуациях возникновения
конфликтов.
4. Межличностные или межгрупповые конфликты между подростком и
взрослыми (подросток – взрослые).
В качестве взрослых, являющихся одной из сторон в данном конфликте, могут
выступать родители, педагоги, инспекторы по делам несовершеннолетних и
другие взрослые, с которыми сталкивается в повседневной жизни девиантный
подросток.
Основным (классическим) направлением воздействия на девиантных
подростков, является применение к ним мер воспитательного характера или
наказания.
Особое внимание в нашей школе уделяется профилактике
отклоняющегося поведения школьников. С этой целью с семиклассниками в
течение 2х четвертей проводятся занятия по программе «Я взрослый». Целью
программы является формирование у подростков социальнопсихологической
компетентности. Детям предоставляется возможность «здесь и теперь»
попытаться преодолеть актуальные для них жизненные проблемы, а также
освоить эффективные способы их разрешения в будущем.
с приемами,
Первый блок программы посвящен профилактике зависимых состояний
(алкогольной, наркотической, никотиновой, игровой). Второй блок знакомит
детей с понятием «Манипуляция», со способами манипуляции человеческим
сознанием,
которые используются рекламой для
манипулирования поведением покупателей, и учит сопротивляться приемам
манипуляции, самостоятельно и осознанно принимать решения. Третий блок
программы способствует формированию образа «Я» и позитивной
самооценки. Занятия на темы «Я и мое тело», «Самооценка»,
«Взаимоотношения полов» обеспечивают безопасность процесса социального
экспериментирования.Завершается программа социальнопсихологическим тестированием с
целью выявления особенностей эмоциональноличностного развития
подростков, назначаются индивидуальные консультации.
Однако, в настоящее время в образовательной практике происходит
постепенное внедрение альтернативных, неклассических для российского
образования способов урегулирования конфликтов подростков с девиантным
типом поведения – использование помощи посредников при разрешении
конфликтных ситуаций. Преимущество альтернативных методов над
традиционными состоит не только в экономии времени и средств на
разрешение конфликта,
но главное в выработке сторонами
взаимоприемлемого справедливого решения.
В данном случае речь идет о так называемой процедуре восстановительной
медиации, активно внедренной в практику западных государств, но, к
сожалению, не получившую достаточное развитие, в том числе и на
законодательном уровне в России.
Восстановительная медиация – это процесс альтернативного
урегулирования спора, в рамках которого медиатор создает условия
для восстановления нарушенного вследствие конфликта, социально
психологического состояния, связей и отношений в жизни его
участников и их социального окружения и помогает выработать
сторонам приемлемых для них вариантах разрешения проблем,
возникших в результате конфликтных или криминальных ситуации.
Основой восстановительной медиации является создание условии для
диалога между «обидчиком» и «жертвой», в результате которого стороны
находят свое собственное решение для сложившейся ситуации.
Основные принципы медиации:
Беспристрастность
Добровольность
Конфиденциальность
Ответственность сторон за принятие решения
Процесс медиации можно представить в виде следующей схемы (на слайде)
Медиатор готовит стороны и поддерживает
процесс медиации
Участники закрыты и
не готовы решать
ситуацию
Участники готовы
принять на себя
ответственность за
поиски выхода
Участники вместе
ищут решение
Участники выполняют
свое решение за
пределами встречиПосредничество может осуществляться профессионаломмедиатором, а
также учащимися и педагогами, прошедшими специальную подготовку.
Чем служба медиации может помочь школьникам?
научиться: конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми;
убеждать других словами, а не силой; так выходить из конфликта, ссоры,
обиды, чтобы конфликты не перерастали в правонарушения;
участвовать в интересной «взрослой» и общественнополезной
(волонтерской) деятельности; помогать другим помириться (своим друзьям,
сверстникам, родителям или иным законным представителям);
начать осваивать новую профессию «медиатор», получить уникальные
навыки и опыт миротворческой деятельности;
лучше понимать сверстников и взрослых: родителей (законных
представителей) и учителей;
школьникам, пострадавшим от правонарушений, почувствовать себя в
безопасности и поверить, что справедливость восстановлена, и нет
враждебности и угрозы со стороны других ребят;
у детейобидчиков в ходе медиации появится возможность понять
другую сторону, помириться, проявить раскаяние, посильно возместить
причиненный вред, принести извинения и т.д.
Что от деятельности службы медиации получит администрация?
в школе начнет развиваться инновационная практика примирения;
школа станет более комфортной для учеников и более привлекательной;
администратор будет тратить меньше времени на разбор конфликтов,
освобождая время для других задач;
отношения всех участников образовательного процесса будут
улучшаться;
ценности восстановительной медиации станут распространяться среди
учеников и педагогов;
рост жалоб в вышестоящие организации постепенно будет снижаться.Чем служба примирения может помочь педагогам?
возможность управлять школьными конфликтами и использовать
конфликты как воспитательную ситуацию, которая при правильной
организации может помочь развитию школьников;
овладение подходами и приемами для поддержания порядка в детской
среде;
укрепление роли школьного самоуправления.
Главной целью использования новой технологии решения конфликтных
ситуаций в школе является формирование благополучного, гуманного и
безопасного пространства среды для полноценного развития и социализации
детей и подростков.
В нашей школе Служба медиации только начинает развиваться, так как
соответствующее обучение прошла только я одна. Создана программа
развития Службы.
Мы надеемся, что с помощью медиации и восстановительного подхода
будет создана новая, более эффективная система помощи семье и детям, а
также защиты и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастных
групп, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая
вступление их в конфликт с законом.