Выступление на педсовете на тему: "Медиация как один из методов профилактики девиантного поведения среди подростков"
Оценка 4.7

Выступление на педсовете на тему: "Медиация как один из методов профилактики девиантного поведения среди подростков"

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
психологическая работа +1
Взрослым
22.01.2018
Выступление на педсовете на тему: "Медиация как один из методов профилактики девиантного поведения среди подростков"
В материале дано определение понятию "девиантное поведение", рассмотрены основные направления развития конфликтов в подростковом возрасте и пути их профилактики (подробно описана программа "Я взрослый", реализуемая в данном учебном заведении). Особое внимание уделено процедуре восстановительной медиации как альтернативному способу урегулирования конфликтов среди подростков с девиантным поведением.
выступление на педсовете август 2017.docx
Медиация как один из методов профилактики девиантного поведения среди подростков. Подростковый   возраст,   являясь   переломным   моментом   в   развитии личности,   представляет   собой   один   из   наиболее   конфликтных   периодов жизни.   На   данном   этапе   взросления   человек   подвергается   значительным физиологическим и психическим изменениям, формируется его собственная позиция,   зачастую   отличающаяся   от   общепринятых   норм   и   ценностей. Подростки еще не в состоянии адекватно смотреть на мир и разбираться с повсеместно   возникающими   трудностями,   ориентируясь   не   только   на   свои эгоистические   потребности.   В   связи   с   этим   нередки   случаи,   когда   самые незначительные, иногда даже мнимые противоречия выливаются в жестокие конфликты. Как   отмечают   психологи,   подростки,   демонстрирующие   повышенную конфликтность в отношениях со сверстниками и взрослыми, начинают в более ранний   период   курить,   экспериментировать   с   алкоголем   и   наркотиками, вступают   в   случайные   половые   связи,   нарушают   дисциплину   на   уроках, совершают правонарушения, т.е. характеризуются девиантным поведением. Девиантное   поведение   –   устойчивое   конфликтное   поведение личности,   отклоняющееся   от   наиболее   важных   социальных   норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. Для   девиантных   подростков   конфликт   возможен   в   четырех   основных направлениях: 1. Конфликт с обществом (подросток – общество)   Одним из наиболее ярких проявлений данного типа конфликтов является конфликт с законом. Подростки вступают в конфликт с законом, часто уже имея   опыт   отчуждения   от   общественной   жизни   (например,   проживают   в условиях асоциального поведения родственников).    2. Внутриличностный конфликт (подросток ­ внутренний мир)  У подростка в виду сложившегося критического отношения к миру взрослых и в то же время критического отношения к самому себе складывается мнение о том, что его личность не представляет ценности для других людей. Из­за трудностей   в   самоопределении,   в   непонимании   своего   места   в   мире   у подростка возникает внешне направленное защитное поведение, означающее отсутствие   готовности   брать   ответственность   за   собственные   действия. Внутриличностные   конфликты  подростков   носят  неосознаваемый   характер. Для   их   разрешения   особенно   важна   поддержка   родителей   и   педагогов. Отсутствие   таковой   направляет   подростка   на   путь   агрессивного   или отчужденного отношения к окружающему миру.   3. Межличностные   или   межгрупповые   конфликты   между   подростками (подросток – подросток)  В   системе   подросток­подросток   конфликтные   отношения   порождаются   в борьбе за лидерство. Статусное положение подростков в группе придает им дополнительную уверенность в своих силах и существенным образом влияет на   его   поведение.   Подростки   с   девиантным   поведением   чаще   других подростков соперничают и идут на столкновение в ситуациях возникновения конфликтов.   4. Межличностные   или   межгрупповые   конфликты   между   подростком   и взрослыми (подросток – взрослые).   В качестве взрослых, являющихся одной из сторон в данном конфликте, могут выступать родители, педагоги, инспекторы по делам несовершеннолетних и другие взрослые, с которыми сталкивается в повседневной жизни девиантный подросток.  Основным   (классическим)   направлением   воздействия   на   девиантных подростков, является применение к ним мер воспитательного характера или наказания. Особое   внимание   в   нашей   школе   уделяется   профилактике отклоняющегося поведения школьников. С этой целью с семиклассниками в течение 2­х четвертей проводятся занятия по программе «Я взрослый». Целью программы является формирование у подростков социально­психологической компетентности.   Детям   предоставляется   возможность   «здесь   и   теперь» попытаться  преодолеть  актуальные  для   них  жизненные   проблемы,  а  также освоить эффективные способы их разрешения в будущем.   с   приемами, Первый блок программы посвящен  профилактике зависимых состояний (алкогольной, наркотической, никотиновой, игровой). Второй блок знакомит детей с понятием «Манипуляция», со способами манипуляции человеческим сознанием,   которые   используются   рекламой   для манипулирования поведением покупателей, и учит сопротивляться  приемам манипуляции, самостоятельно и осознанно принимать решения. Третий блок программы   способствует   формированию   образа   «Я»   и   позитивной самооценки.   Занятия   на   темы   «Я   и   мое   тело»,   «Самооценка», «Взаимоотношения полов» обеспечивают безопасность процесса социального экспериментирования. Завершается   программа   социально­психологическим   тестированием  с целью   выявления   особенностей   эмоционально­личностного   развития подростков, назначаются индивидуальные консультации. Однако,   в   настоящее   время   в  образовательной   практике   происходит постепенное   внедрение   альтернативных,   неклассических   для   российского образования способов урегулирования конфликтов подростков с девиантным типом   поведения   –   использование   помощи   посредников   при   разрешении конфликтных   ситуаций.   Преимущество   альтернативных   методов   над традиционными   состоит   не   только   в   экономии   времени   и   средств   на разрешение   конфликта,   но   главное   ­   в   выработке   сторонами взаимоприемлемого справедливого решения. В данном случае речь идет о так называемой процедуре восстановительной медиации,   активно   внедренной   в   практику   западных   государств,   но,   к сожалению,   не   получившую   достаточное   развитие,   в   том   числе   и   на законодательном уровне в России. Восстановительная   медиация   –   это   процесс   альтернативного урегулирования  спора, в рамках которого медиатор создает  условия для восстановления   нарушенного  вследствие  конфликта,  социально­ психологического   состояния,   связей   и   отношений   в   жизни   его участников   и   их   социального   окружения   и   помогает   выработать сторонам   приемлемых   для   них   вариантах   разрешения   проблем, возникших в результате конфликтных или криминальных ситуации. Основой   восстановительной   медиации   является   создание   условии   для диалога   между   «обидчиком»   и  «жертвой»,  в   результате   которого   стороны находят свое собственное решение для сложившейся ситуации.  Основные принципы медиации:  Беспристрастность  Добровольность  Конфиденциальность  Ответственность сторон за принятие решения Процесс медиации можно представить в виде следующей схемы (на слайде) Медиатор готовит стороны и поддерживает процесс медиации Участники закрыты и  не готовы решать  ситуацию Участники готовы  принять на себя  ответственность за  поиски выхода                                                                                                             Участники вместе  ищут решение Участники выполняют  свое решение за  пределами встречи Посредничество   может   осуществляться   профессионалом­медиатором,   а также учащимися и педагогами, прошедшими специальную подготовку. Чем служба медиации может помочь школьникам?  ­   научиться:   конструктивно   общаться   со   сверстниками   и   взрослыми; убеждать других словами, а не силой; так выходить из конфликта, ссоры, обиды, чтобы конфликты не перерастали в правонарушения;  ­   участвовать   в   интересной   «взрослой»   и   общественно­полезной (волонтерской) деятельности; ­ помогать другим помириться (своим друзьям, сверстникам, родителям или иным законным представителям);  ­ начать осваивать новую профессию «медиатор», получить уникальные навыки и опыт миротворческой деятельности;  ­   лучше   понимать   сверстников   и   взрослых:   родителей   (законных представителей) и учителей;    ­ школьникам, пострадавшим от правонарушений, почувствовать себя в безопасности   и   поверить,   что   справедливость   восстановлена,   и   нет враждебности и угрозы со стороны других ребят;  ­   у   детей­обидчиков   в   ходе   медиации   появится   возможность   понять другую   сторону,   помириться,   проявить   раскаяние,   посильно   возместить причиненный вред, принести извинения и т.д.  Что от деятельности службы медиации получит администрация?  ­ в школе начнет развиваться инновационная практика примирения;  ­ школа станет более комфортной для учеников и более привлекательной;  ­ администратор будет тратить меньше времени на разбор конфликтов, освобождая время для других задач;  ­   отношения   всех   участников   образовательного   процесса   будут улучшаться;  ­ ценности восстановительной медиации станут распространяться среди учеников и педагогов;  ­ рост жалоб в вышестоящие организации постепенно будет снижаться. Чем служба примирения может помочь педагогам?  ­   возможность   управлять   школьными   конфликтами   и   использовать конфликты   как   воспитательную   ситуацию,   которая   при   правильной организации может помочь развитию школьников;  ­ овладение подходами и приемами для поддержания порядка в детской среде;  ­ укрепление роли школьного самоуправления.  Главной   целью   использования   новой   технологии   решения   конфликтных ситуаций   в   школе   является   формирование   благополучного,   гуманного   и безопасного пространства среды для полноценного развития и социализации детей и подростков. В нашей школе Служба медиации только начинает развиваться, так как соответствующее   обучение   прошла   только   я   одна.   Создана   программа развития Службы. Мы  надеемся, что  с  помощью  медиации  и  восстановительного  подхода будет создана новая, более эффективная система помощи семье и детям, а также защиты и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастных групп, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.

Выступление на педсовете на тему: "Медиация как один из методов профилактики девиантного поведения среди подростков"

Выступление на педсовете на тему: "Медиация как один из методов профилактики девиантного поведения среди подростков"

Выступление на педсовете на тему: "Медиация как один из методов профилактики девиантного поведения среди подростков"

Выступление на педсовете на тему: "Медиация как один из методов профилактики девиантного поведения среди подростков"

Выступление на педсовете на тему: "Медиация как один из методов профилактики девиантного поведения среди подростков"

Выступление на педсовете на тему: "Медиация как один из методов профилактики девиантного поведения среди подростков"

Выступление на педсовете на тему: "Медиация как один из методов профилактики девиантного поведения среди подростков"

Выступление на педсовете на тему: "Медиация как один из методов профилактики девиантного поведения среди подростков"

Выступление на педсовете на тему: "Медиация как один из методов профилактики девиантного поведения среди подростков"

Выступление на педсовете на тему: "Медиация как один из методов профилактики девиантного поведения среди подростков"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.