Подготовила Сухоносова Р.Р.
учитель
начальных классов
РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ.
Проблема
Наше общество всегда нуждалось в творчески одарённых людях.
«Если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые
конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии,
мы можем погибнуть, и это будет та цена, которую мы заплатим за
отсутствие творчества»
(доктор
психологических наук К. Роджерс).
Повышенный интерес к проблемам обучения и развития
одарённых детей не только в научной среде, но и в обществе в целом.
Заниматься одарёнными детьми совершенно необходимо. И, прежде
всего потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребёнка
важно не только для него самого, но для общества в целом:
качественный скачок в развитии новых технологий повлёк за собой и
резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих
нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в
производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать
новые задачи, относящиеся к будущему .
Практика показывает, что развитие таланта может быть
задержано и даже загублено на любом этапе его развития, т.е.
одарённые дети испытывают в школе дискриминацию из-за отсутствия
дифференцированного обучения, из-за ориентации школы на среднего
ученика, из-за программ, в которых плохо учитываются
индивидуальные возможности усвоения знания.
Необходимо специальное квалифицированное психологическое и
педагогическое взаимодействие для решения названных проблем,
помощь в развитии талантливой личности. Теоретическая концепция
одарённости лежит в основе стратегии педагогического воздействия
учителя на одарённого ученика. По крайней мере, так должно быть,
если мы хотим добиться максимальной эффективности в развитии
одарённого ребёнка. Среди педагогов и психологов существуют две точки зрения: для
обучения талантливых детей создавать спец классы (специальные
образовательные учреждения) или одарённые дети должны обучаться
вместе со всеми детьми, иначе они не научатся жить среди
«нормальных» людей, общаться и работать с ними. В нашей школе
используется именно второй метод обучения, где и одарённые, и
неодарённые обучаются вместе.
Отсюда следует, что проблема обучения одарённых детей
распадается на проблему их обучения в специальных учреждениях
(математические, художественные, спортивные) и на проблему их
обучения в условиях массовой общеобразовательной школы, что более
приемлемо.
Для успешного интеллектуального развития школьников
недостаточно наличия хорошо организованной работы в школе. В
нашей ШКОЛЕ одновременно учатся дети с разным уровнем
готовности к обучению, а обучение одарённых детей должно строиться
по принципу дифференциации учебного процесса. Перед нами
появилась проблема создания условий, обеспечивающих выявление и
развитие одарённых детей и реализацию их потенциальных
возможностей. Только при использовании научных методов
оказывается возможным раскрыть творческие возможности учеников,
целенаправленно сформировать у них увлечённость творческой
деятельностью и обеспечить тем самым их самореализацию в учебном
процессе. Учитель должен дать каждому ребёнку возможность
получить такие знания, которые позволят ему достигнуть максимально
возможного для него уровня развития.
У каждого нормального ребёнка – огромные возможности
развития. Но это не означает, что при равных условиях можно ожидать
одних и тех же способностей у всех детей. Действительно, есть такие
дети, которые явно или неявно выделяются среди своих сверстников
способностью учиться. И эти дети действительно требуют особого
подхода, потому что чем выше их отличие от сверстников, тем богаче
перспективы их личностного развития.
Поэтому заниматься одарёнными детьми нужно, но чётко
осознавая, что проблема выявления, обучения и развития одарённых
детей – сложная, лежащая на пересечении выше перечисленных
проблем. Актуальная задача учителя – забота о таких детях.
Если обучение проводится с использованием разно уровневых
развивающих технологий, то учебные возможности учащихся
реализуются более эффективно, чем при традиционной организации
обучения.
Главной целью современного образования является воспитание
творческой личности, способной к саморазвитию и самоусовершенствованию. Я, в свою очередь, тоже работаю именно
над темой развития творческих способностей младших школьников.
Задачи деятельности:
- обучение всех учащихся на уровне их возможностей при помощи
развивающих разно уровневых технологий;
- доведение индивидуальных достижений как можно раньше до
максимального уровня; - реализация способностей одаренных
детей.
Начало учебного года - ответственный момент для ребёнка.
Готовность его к школе определяется по 3 параметрам:
1
2 интеллектуальная готовность;
3 личностная готовность.
состояние здоровья и уровень физического развития;
Наиболее существенным для диагностики ребёнка в период
поступления в школу является определение сформированности
предпосылок к овладению грамотой и математикой.
Считает, что подготовка 6-летнего ребёнка к обучению в школе –
одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется
тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается
совершенно определённая тенденция – усложнение программы 1
класса, внедрение в практику общеобразовательной школы
альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий,
заставляющих предъявлять первокласснику более высокие
требования.
Первоочередной задачей в организации обучения одарённых
детей является выявление и определение своеобразного дара для
того, чтобы создать условия для наиболее полного раскрытия
способностей. Практически любая одарённость, вплоть до спортивной,
не может существовать без устойчивой системы интересов. Если у
ребёнка яркие устойчивые интересы к какой-либо деятельности, это
всегда знак, что у него может быть выявлен тот или иной тип
одарённости. Не всегда бывает просто увидеть интересы ребёнка, т.к.
они далеко не всегда связаны со школьной деятельностью. Это
означает, что учителю необходимо потрудиться, чтобы узнать об
интересах ребёнка: расспросить родителей, одноклассников, самого
ребёнка. Необходимо выявить среди детей тех, кто нуждается в
конкретной помощи в процессе обучения.
Сейчас я являюсь классным руководителем 2 – В класса и, начиная
с прошлого года, стала заниматься проблемой выявления одаренных
детей в своем первом классе. Так как наша школа имела наиболее
сильный профиль спортивный и математический, обращала внимание именно на этот род деятельности. Таким образом, в моем классе есть
девочки гимнастки, которые занимаются этим видом спорта не один
год и уже добились результатов, не только в городских конкурсах, но и
областных. В области математики, тоже есть ученики, которые имеют
математический склад ума, с ними можно работать в дальнейшем и на
олимпиады. Кроме того работала с ними в театральной деятельности,
ставили сказки, многие учащиеся довольно открыто чувствуют себя на
публике. Но, учитывая теперешнее положение в нашем регионе, часть
талантливых детей, к сожалению, разъехались.
Каждому учителю необходимо знать, что у детей, пришедших к
нему на урок, разные типы мышления и по своим природным задаткам
и способностям дети делятся на «художников» и «театралов», на
«математиков» и «лириков», на «теоретиков» и «практиков». Если дети
младшего школьного возраста попадут в атмосферу образовательной
сферы, обеспечивающей разностороннее развитие, то функциональная
асимметрия сама по себе предусматривает возможность высокого
развития обоих компонентов мышления.
Принципы построения образовательных
технологий:
-высокоэффективная роль учащегося на всех учебных занятиях.
Именно ребёнок – главное действующее лицо;
-мотивация учащегося – сказывается в том, что часть учащихся (70%)
регулярно выполняет индивидуальные задания;
-оптимальное сочетание фронтальных (40%), групповых (30%),
индивидуальных (30%) форм учебной работы;
-оптимальная активность форм и методов обучения: использование
исследований, проектов, учебных ролевых игр, «мозговых» штурмов и
т.д.
-формирование положительной «атмосферы успеха» в обучении.
Всё это важно для работы в обычном классе, но особенно
необходимо для работы с одарёнными детьми.
Организация в школе специальных факультативов, различных
развивающих групп, творческих конкурсов призвана способствовать
удовлетворению потребностей разных категорий учащихся. Важно и
то, что педагог, владеющий принципами работы с одарёнными детьми,
будет применять их и во взаимодействии с остальными учениками, что
только поможет развитию их интеллекта, креативности и личности.
Развитие творческих способностей в системе внеурочной работы в
школе рассматривается в трёх формах: индивидуальной, групповой и
массовой. Все эти формы связаны между собой. Так, при проведении групповой или массовой формы организации работы важным её этапом
является индивидуальная работа с отдельными детьми. С другой
стороны, индивидуальная работа с отдельными школьниками является
продолжением или составной частью его занятий в кружке или на
факультативе.
Что можно сделать для детей с повышенными способностями в
структуре массовой школы?
Введение в такой школе разно уровневого обучения;
творческие мастерские;
групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
факультативы;
кружки по интересам;
занятия исследовательской деятельностью; конкурсы;
интеллектуальный марафон;
научно-практические конференции;
участие в олимпиадах;
В основе этого предложения идея о том, что все дети должны
общаться на равном уровне, и это принесёт только пользу каждому
ребёнку.
Я, в свою очередь, также собираюсь продолжить работу с такими
детками и не потерять их в переходе в среднее звено.
Выступление на педсовете "Особенности работы с одаренными детьми в начальной школе!
Выступление на педсовете "Особенности работы с одаренными детьми в начальной школе!
Выступление на педсовете "Особенности работы с одаренными детьми в начальной школе!
Выступление на педсовете "Особенности работы с одаренными детьми в начальной школе!
Выступление на педсовете "Особенности работы с одаренными детьми в начальной школе!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.