Выступление на региональном семинаре - открытой студии «Технологии позитивной социализации детей дошкольного возраста»

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 11.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Эта программа во многом процесс осознания воспитателями собственных социальных и эмоциональных компетенций. А также процесс формирования среды и создание общей атмосферы, безопасного и теплого психологического климата в группе. Программа ставит перед собой задачи развития эмоциональных и социальных компетенций ребенка как условия психологической подготовки к школе, а также развития самости и повышения самоценности ребенка.Эта программа во многом процесс осознания воспитателями собственных социальных и эмоциональных компетенций. А также процесс формирования среды и создание общей атмосферы, безопасного и теплого психологического климата в группе. Программа ставит перед собой задачи развития эмоциональных и социальных компетенций ребенка как условия психологической подготовки к школе, а также развития самости и повышения самоценности ребенка.
Иконка файла материала посл_выступление2.doc
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад № 6 «Тополёк» г. Балаково Саратовской области Выступление на региональном семинаре ­ открытой студии «Технологии позитивной социализации  детей дошкольного возраста» Тема: «Программа­технология С.В. Кривцовой «Жизненные навыки»  Буздуган Наталья Александровна, педагог­психолог  высшей квалификационной категорииМарт 2017 г. Добрый   день,   уважаемые   коллеги!   Я   хочу   познакомить   Вас   с программой­технологией   Светланы   Васильевны   Кривцовой   «Жизненные навыки». (Слайд 2) Эта программа во многом процесс осознания воспитателями собственных   социальных   и   эмоциональных   компетенций.  А   также   процесс формирования среды и создание общей атмосферы, безопасного и теплого психологического климата в группе. Программа ставит перед собой задачи развития   эмоциональных   и   социальных   компетенций   ребенка   как   условия психологической подготовки к школе, а также развития самости и повышения самоценности   ребенка. Программа   рассчитана   на   воспитанников   старшего дошкольного возраста, т.е. на два года. (Слайд 3) Мы познакомились с программой­технологией Кривцовой год назад и применяем ее пока только как технологию. На итоговом педсовете, я думаю,   мы   решим,   как   в   дальнейшем   будем   использовать   ее.   Возможен вариант включения этой программы в основную образовательную программу дошкольного   образования   нашего   детского   сада,   начиная   со   старшего дошкольного   возраста   в   часть,   касающуюся   социально­коммуникативной области.   Занятия   по   программе   проводятся   раз   в   неделю.   (Слайд   4) Требования   СанПин   позволяют   нам,   начиная   со   старшего   дошкольного возраста, проводить по одному занятию во второй половине дня хоть каждый день. Возможен  вариант использования  этой программы только педагогом­ психологом. Итак, это занятия­путешествия. (Слайд 5) «Как банально, ­ скажите вы, ­ занятия­путешествия». И вы будете не правы.   Это   «воспитывающие»  путешествия,   в  которых  находит   свое отражение   диалог   ребенка   с  миром.   Путешествие   —  это   не   столько   идея приключения,   сколько   наиболее   полная   форма,   отражающая   содержание переживаний ребенка во время занятий. (Слайд 6) Мы путешествуем к себе и к   другим,   узнаем   про   себя   и   открываем   мир.   И   так   каждый   раз.   Это ритмическое   проживание   «туда   и   обратно»,   «вдох   и   выдох»   заключено   в самом действии.  Данная программа состоит из диагностической и развивающей частей.  (Слайд 7) В начале программы можно провести «входную» диагностику —   мониторинг   общего   состояния   коммуникативной   и   эмоциональной компетентности   детей   с   помощью   компьютерной   программы   «ДжиН   5+».Заключительный мониторинг проводится в конце второго года обучения. При необходимости   в   процессе   обучения   возможна   и   даже   рекомендуется диагностика отдельных детей — участников программы.  (Слайд   8)   В   диагностической   методике   выделены   45   социальных умений, которые разбиты на пять блоков. Вы можете видеть их на слайдах. Первые   два   блока:   навыки   адаптации   к   образовательному   учреждению   и навыки общения со сверстниками — являются базовыми для рассмотрения. (Слайд 9) Их отсутствие может говорить о неблагополучии ребенка, о том, что   он   испытывает   очень   большое   напряжение   при   посещении   ДОО. Обращение   к   этим   навыкам,   возможность   им   обучаться   происходит практически   на   каждом   занятии.   Педагог   обязательно   отслеживает   их проявление у детей, причем необходимо помнить, что это навыки, обучение которым проходит легко для детей и взрослых (только если это не серьезное личностное нарушение).   (Слайд   10)   Следующие   три   блока:   навыки   обхождения   с   чувствами, навыки альтернативы агрессии, навыки преодоления стресса, — требуют и от детей,   и   от   взрослых   более   серьезного   подхода.  Они   часто   не  достаточно развиты   даже   у   взрослых,   так   как   долгое   время   в   нашем   обществе существовали иные представления об обхождении с чув    ствами. (Слайд 11) Здесь необходима большая подготовленность взрослых к работе с детьми, к их уровню личностной зрелости, осознанности. Только в этом случае взрослый (психолог,  воспитатель,   родитель)   может   стать   для   ребенка  «правильным» объектом   подражания,   носителем   способности   к   ответственности, стабильности,   восприимчивости   к   собственным   личностным   границам   и границам других людей. (Слайд   12)   Данные   навыки   ведущий   может   отслеживать   на   примере незапланированных ситуаций, которые время от времени возникают в детских группах:   кто­то   кого­то   ударил   (что   можно   было   сказать,   чтобы   тебя услышали и не пришлось драться); кто­то обижен тем, что его не приняли в игру (как можно было попроситься в игру, не доводя до обиды); как сказать «нет», когда тебя втягивают в неприятную историю; как вести себя, когда тебя   незаслуженно   обвиняют,   и   так   далее.   Здесь   от   педагога   требуются чуткость и тактичность, ведь он должен увидеть истинную причину такого поведения ребенка, исходя из презумпции невиновности.  Ребенок так ведет себя не потому, что он «плохой», а потому, что он не умеет, не обучен по­ другому. Развивающая часть представляет собой систематический курс занятий.Каждая тема является логическим продолжением предыдущей и строится на основе полученного детьми опыта и освоенных социальных навыков. (Слайд   13)  Взаимодействие   ребенка   с   миром   на   этапе   дошкольного детства начинается с ощущения его безопасности. «Мир добр», — чувствует ребенок и готов дальше исследовать не только реальные пространства, но и пространства отношений и собственных интересов.  Безопасность, защита, чувство опоры и устойчивости  — важное измерение данной программы. Педагог много внимания и времени уделяет тому, чтобы ребенок именно так чувствовал   себя   в   группе.   Это   и   оформление   пространства   занятий,   и   их содержание, и отношения педагог — ребенок.  Например,   оформление:   в   помещении   всегда   во   время   занятий появляется дерево. Дети его украшают каждый сезон вырезанными листьями или   фруктами,   снежинками   или   мандаринами,   цветами   или   зелеными листочками (в зависимости от времени года). На листьях — фотографии с их именами.   Дети   любят   каждый   раз   перед   началом   занятий   находить   свою картинку на веточке. «Я нашел, я здесь есть», «это мое место» — вот такое утверждение   непрерывности,   повторяемости   и   предсказуемости,   дающее ощущение безопасности. Вы сегодня это увидели на наших занятиях. (Слайд 14)  В программе очень важен ритуал приветствия, в котором также утверждается: «И Ваня — здесь, и Катя — здесь». Дети поют, взявшись за   руки,   про   каждого   присутствующего   ребенка   и   ведущего.   Хочется отметить, что это немудреное действие производит большое впечатление и на взрослых.   Переживание   «Я   здесь»   подкрепляется   взглядом   на   тебя пятнадцати пар глаз и утверждением «Ты — здесь». И тогда это уже не только — быть, но и — быть видимым другими. (Слайд   15)   Кроме   ритуала   приветствия   для   защиты   и   безопасности важно принятие правил: «говорить по одному, никого не обижать, никого не унижать, ничего не портить и не ломать». Вы это сегодня тоже увидели. Дети часто и после занятий следят за их выполнением в группе. Правила, ритуал приветствия,   оформление   пространства   группы   дают   хорошую   опору   и чувство защищенности.  Очевидно, что атмосфера безопасности и защиты создается педагогом, его манерой взаимодействия с детьми. Здесь очень важно, как воспитатель осознает свои собственные страхи и как обходится с ними, сможет ли он стать опорой.  Если   дети   будут   чувствовать,   что   бессознательно   педагог   сам нуждается в поддержке, что ему «слиш  ком громко, шумно, опасно», то они   уже не будут чувствовать себя в безопасности.(Слайд 16)     В безопасном пространстве программы есть право на любые чувства — можно быть злым, растерянным, веселым или грустным, проявлять страх или желание уединиться — все прини    мается (в рамках правила «никого не обижать»).      Еще раз подчеркну: роль спонтанного проявления чувств чрезвычайно важна. Будучи «целым и единым органом чувств» ребенок, испытывающий какое­либо   чувство,   сразу   отвечает   на   него   действием...   Поэтому   важно, чтобы взрослые понимали чувства ребенка, уважали и принимали их всерьез. Исходя из важности спонтанного проявления чувств, в программе есть упражнения,   где   много   действий,   которые   освобождают   ребенка   от предписаний: валяния на полу, можно бояться и пугать и т.п. В игре каждый ребенок проявляет себя по­разному. Кто­то особенно любит отказываться от еды,   кому­то   важно,   чтобы   его   не   поймали   (ведущий   спрашивает:   «Тебя ловить?»), и  всем   без  исключения  важно, что  взрослый   все позволяет,  все выдерживает, ничего не разрушает, а значит, «я — чувствую, это — я, меня принимают». Если вдруг потом эти чувства снова приходится прятать, они, даже будучи спрятанными, ощущаются более конкретными, прожитыми; опыт запечатлевается,   и   ребенок   присваивает   себе   свои   чувства.  Это   делает возможным формирование Я. Программа   фокусирует   роль   воспитателей   на   уважительном   и внимательном отношении к тому, как это  «Я   »  ребенка себя проявляет, что формирует у ребенка самоценность: «Ко мне внимательны, и я буду к себе внимателен»; «Я гневаюсь, меня в этом гневе увидели и принимают, тогда и я сам себя в нем принимаю». Это значит, что когда ребенок станет взрослым, он будет отстаивать себя и чувствовать свою ценность не на основании того, что «...это же понятно» или что «все так делают...», а потому, что чувствует эту ценность, а не просто знает о ней. (Слайд   17)  Тема   ценностей   находит   отражение   в   таком   измерении программы, как  потребности, желания и мечты.  В пространстве Игры и Путешествия возможно всё. Дети получают пример уважительного отношения к мечтам и желаниям, когда, стоя на вершине горы перед входом в замок, на маленьком пятачке, загадывают желания. Мечтать, желать и хотеть можно и нужно. Иногда дети теряются, не знают, о чем мечтать и что пожелать. И что нужно   делать,   чтобы   твои   желания,   мечты   сбывались.   Однако   атмосфера занятий,   пробуждающая  воображение,   фантазию  и  творчество,  дает возможность почувствовать и пожелать что­то свое, заветное, прошептав его в скомканный   цветной   листочек.  Это   вы   сегодня   тоже   увидели   на   нашемзанятии. (Слайд 18) Это совместное действие детей в игре, сотрудничество и помощь развивают в них способность к отношениям и эмпатии. На занятиях они ходят друг к другу в гости, угощаются и пируют, а также дарят подарки. Оказывается,   что   дарить   подарки   —   увлекательнейшее   занятие.   Можно нарисовать   любой   подарок   и   рассказать   о   нем.   И   получить   в   ответ благодарность. И тогда это становится уже традицией группы, а не только занятий по программе. (Слайд 19) Мне хочется акцентировать Ваше внимание вот на чем. Вначале может показаться, что занятия предназначены для работы с детьми более младшего возраста.  На   первый   взгляд,   набор   упражнений   и   методик   представляется слишком   простым.   Но   авторы   намеренно   подходят   к   теме   развития эмоциональной сферы очень осторожно, чтобы вовремя заметить возможные нарушения у детей в этой области, не форсируя события, а бережно подводя каждого ребенка к взаимоотношению с самими собой. Постепенно дети учатся распознавать в себя различные чувства и  взаимодействовать с ними. То,   что   занятие   проходит   раз   в   неделю,   может   показаться   слишком малым   и   ненадежным   вкладом   в   развитие   эмоциональных   и   социальных компетенций. Однако в ходе программы педагог (или  психолог) работает не только   с   детьми,   но   и   с   воспитателями.   Это   позволяет   поддерживать атмосферу занятий в группе и перенести фокус внимания воспитателя на те аспекты взаимодействия с ребенком, которые позволят ему быть понятым и видимым. В этом случае речь идет уже о создании такой образовательной среды в группе, которая дает ребенку возможность полноценного развития. Кроме   того,   повторяющееся   раз   в   неделю   в   определенное   время   занятие задает ритм недели, который, в свою очередь, включается в годовой цикл. Это важно   для   переживания   ребенком   безопасности   и   позволяет   сохранить   и развить   игру,   предложенную   на   занятиях.   «Ребенок   приобретает   опыт постоянства и последовательности, укрытости и защиты; будущее становится предсказуемым». Часто дети продолжают играть после занятий по программе в свободное время в группе или на прогулке. (Слайд 20)  Перед педагогом на ближайшие два года стоят предельно простые и вместе с тем довольно сложные задачи, главная из которых — научиться видеть ребенка.  Отбросить желание встроить ребенка в какую­то типологическую  схему, но наблюдать день за днем, грамотно фиксировать свои наблюдения, анализировать их открыто и непредвзято, безоценочно. Этои приведет   к  тому, что  из  внешних  протокольных  наблюдений  постепенно начнет проступать целостный ребенок в его существе.  (Слайд   21)  Только   так   сквозь   дефекты,   «плохое»   поведение   и несовершенства   открывается   педагогу   детская   индивидуальность. Феноменологическое открытое наблюдение постепенно формирует установку заинтересованного   любящего   взгляда   близкого   взрослого.   Его   последствия для   ребенка   благотворны   и   чрезвычайно   важны.   Также   важны   они   и   для профессионального   взрослого.  (Слайд   22)  Если   нет   открытого   взгляда   на ребенка,   то,   как   может   взрослый   определить   зону   его   индивидуального ближайшего развития, его и только его особенный, скрытый от равнодушного, но открытый любящему взгляду потенциал?  Сейчас   наметилась   тенденция   ускорять   детское   развитие.   Как   будто ребенок   не   живет,   а   готовится   жить,   в   то   время   как   дошкольное   детство является   самостоятельным   и   самоценным   этапом   жизни.   Дошкольник   не должен заниматься тем, что положено делать значительно позже, когда мозг уже   способен   делать   это.   Мы   предлагаем   выровнять   количество   уже имеющихся   знаний   о   мире   с   количеством   и   качеством   переживаний   и ощущений в мире. Предлагаем не торопиться и доигрывать, доделывать все детские дела, пока не началась школа. Делать все то же самое, что и обычно, но,   может   быть,   более   тщательно   и   последовательно,   переходя   от   более простых задач к более сложным, не нагружая детей тем, с чем справиться они еще не могут.  Можно сделать счастливым человека за счет увеличения его детского счастья и удовольствия пребывания в нем! (Слайд 23) Если кого­то заинтересовала данная программа­технология, то   на   данном   слайде   можете   ознакомиться   с   сайтами,   где   можно   её приобрести.  (Слайд 24) Благодарю за внимание!