Эта программа во многом процесс осознания воспитателями собственных социальных и эмоциональных компетенций. А также процесс формирования среды и создание общей атмосферы, безопасного и теплого психологического климата в группе. Программа ставит перед собой задачи развития эмоциональных и социальных компетенций ребенка как условия психологической подготовки к школе, а также развития самости и повышения самоценности ребенка.Эта программа во многом процесс осознания воспитателями собственных социальных и эмоциональных компетенций. А также процесс формирования среды и создание общей атмосферы, безопасного и теплого психологического климата в группе. Программа ставит перед собой задачи развития эмоциональных и социальных компетенций ребенка как условия психологической подготовки к школе, а также развития самости и повышения самоценности ребенка.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6 «Тополёк» г. Балаково Саратовской области
Выступление на региональном семинаре открытой студии
«Технологии позитивной социализации
детей дошкольного возраста»
Тема: «Программатехнология С.В. Кривцовой «Жизненные навыки»
Буздуган Наталья Александровна,
педагогпсихолог
высшей квалификационной категорииМарт 2017 г.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я хочу познакомить Вас с
программойтехнологией Светланы Васильевны Кривцовой «Жизненные
навыки».
(Слайд 2) Эта программа во многом процесс осознания воспитателями
собственных социальных и эмоциональных компетенций. А также процесс
формирования среды и создание общей атмосферы, безопасного и теплого
психологического климата в группе. Программа ставит перед собой задачи
развития эмоциональных и социальных компетенций ребенка как условия
психологической подготовки к школе, а также развития самости и повышения
самоценности ребенка. Программа рассчитана на воспитанников старшего
дошкольного возраста, т.е. на два года.
(Слайд 3) Мы познакомились с программойтехнологией Кривцовой год
назад и применяем ее пока только как технологию. На итоговом педсовете, я
думаю, мы решим, как в дальнейшем будем использовать ее. Возможен
вариант включения этой программы в основную образовательную программу
дошкольного образования нашего детского сада, начиная со старшего
дошкольного возраста в часть, касающуюся социальнокоммуникативной
области. Занятия по программе проводятся раз в неделю. (Слайд 4)
Требования СанПин позволяют нам, начиная со старшего дошкольного
возраста, проводить по одному занятию во второй половине дня хоть каждый
день. Возможен вариант использования этой программы только педагогом
психологом.
Итак, это занятияпутешествия. (Слайд 5)
«Как банально, скажите вы, занятияпутешествия». И вы будете не
правы. Это «воспитывающие» путешествия, в которых находит свое
отражение диалог ребенка с миром. Путешествие — это не столько идея
приключения, сколько наиболее полная форма, отражающая содержание
переживаний ребенка во время занятий. (Слайд 6) Мы путешествуем к себе и
к другим, узнаем про себя и открываем мир. И так каждый раз. Это
ритмическое проживание «туда и обратно», «вдох и выдох» заключено в
самом действии.
Данная программа состоит из диагностической и развивающей частей.
(Слайд 7) В начале программы можно провести «входную» диагностику
— мониторинг общего состояния коммуникативной и эмоциональной
компетентности детей с помощью компьютерной программы «ДжиН 5+».Заключительный мониторинг проводится в конце второго года обучения. При
необходимости в процессе обучения возможна и даже рекомендуется
диагностика отдельных детей — участников программы.
(Слайд 8) В диагностической методике выделены 45 социальных
умений, которые разбиты на пять блоков. Вы можете видеть их на слайдах.
Первые два блока: навыки адаптации к образовательному учреждению и
навыки общения со сверстниками — являются базовыми для рассмотрения.
(Слайд 9) Их отсутствие может говорить о неблагополучии ребенка, о том,
что он испытывает очень большое напряжение при посещении ДОО.
Обращение к этим навыкам, возможность им обучаться происходит
практически на каждом занятии. Педагог обязательно отслеживает их
проявление у детей, причем необходимо помнить, что это навыки, обучение
которым проходит легко для детей и взрослых (только если это не серьезное
личностное нарушение).
(Слайд 10) Следующие три блока: навыки обхождения с чувствами,
навыки альтернативы агрессии, навыки преодоления стресса, — требуют и от
детей, и от взрослых более серьезного подхода. Они часто не
достаточно
развиты даже у взрослых, так как долгое время в нашем обществе
существовали иные представления об обхождении с чув
ствами. (Слайд 11)
Здесь необходима большая подготовленность взрослых к работе с детьми, к
их уровню личностной зрелости, осознанности. Только в этом случае взрослый
(психолог, воспитатель, родитель) может стать для ребенка «правильным»
объектом подражания,
носителем способности к ответственности,
стабильности, восприимчивости к собственным личностным границам и
границам других людей.
(Слайд 12) Данные навыки ведущий может отслеживать на примере
незапланированных ситуаций, которые время от времени возникают в детских
группах: ктото когото ударил (что можно было сказать, чтобы тебя
услышали и не пришлось драться); ктото обижен тем, что его не приняли в
игру (как можно было попроситься в игру, не доводя до обиды); как сказать
«нет», когда тебя втягивают в неприятную историю; как вести себя, когда
тебя незаслуженно обвиняют, и так далее. Здесь от педагога требуются
чуткость и тактичность, ведь он должен увидеть истинную причину такого
поведения ребенка, исходя из презумпции невиновности. Ребенок так ведет
себя не потому, что он «плохой», а потому, что он не умеет, не обучен по
другому.
Развивающая часть представляет собой систематический курс занятий.Каждая тема является логическим продолжением предыдущей и строится на
основе полученного детьми опыта и освоенных социальных навыков.
(Слайд 13) Взаимодействие ребенка с миром на этапе дошкольного
детства начинается с ощущения его безопасности. «Мир добр», — чувствует
ребенок и готов дальше исследовать не только реальные пространства, но и
пространства отношений и собственных интересов. Безопасность, защита,
чувство опоры и устойчивости — важное измерение данной программы.
Педагог много внимания и времени уделяет тому, чтобы ребенок именно так
чувствовал себя в группе. Это и оформление пространства занятий, и их
содержание, и отношения педагог — ребенок.
Например, оформление: в помещении всегда во время занятий
появляется дерево. Дети его украшают каждый сезон вырезанными листьями
или фруктами, снежинками или мандаринами, цветами или зелеными
листочками (в зависимости от времени года). На листьях — фотографии с их
именами. Дети любят каждый раз перед началом занятий находить свою
картинку на веточке. «Я нашел, я здесь есть», «это мое место» — вот такое
утверждение непрерывности, повторяемости и предсказуемости, дающее
ощущение безопасности. Вы сегодня это увидели на наших занятиях.
(Слайд 14) В программе очень важен ритуал приветствия, в котором
также утверждается: «И Ваня — здесь, и Катя — здесь». Дети поют, взявшись
за руки, про каждого присутствующего ребенка и ведущего. Хочется
отметить, что это немудреное действие производит большое впечатление и на
взрослых. Переживание «Я здесь» подкрепляется взглядом на тебя
пятнадцати пар глаз и утверждением «Ты — здесь». И тогда это уже не только
— быть, но и — быть видимым другими.
(Слайд 15) Кроме ритуала приветствия для защиты и безопасности
важно принятие правил: «говорить по одному, никого не обижать, никого не
унижать, ничего не портить и не ломать». Вы это сегодня тоже увидели. Дети
часто и после занятий следят за их выполнением в группе. Правила, ритуал
приветствия, оформление пространства группы дают хорошую опору и
чувство защищенности.
Очевидно, что атмосфера безопасности и защиты создается педагогом,
его манерой взаимодействия с детьми. Здесь очень важно, как воспитатель
осознает свои собственные страхи и как обходится с ними, сможет ли он стать
опорой. Если дети будут чувствовать, что бессознательно педагог сам
нуждается в поддержке, что ему «слиш
ком громко, шумно, опасно», то они
уже не будут чувствовать себя в безопасности.(Слайд 16)
В безопасном пространстве программы есть право на любые
чувства — можно быть злым, растерянным, веселым или грустным, проявлять
страх или желание уединиться — все прини
мается (в рамках правила «никого
не обижать»).
Еще раз подчеркну: роль спонтанного проявления чувств чрезвычайно
важна. Будучи «целым и единым органом чувств» ребенок, испытывающий
какоелибо чувство, сразу отвечает на него действием... Поэтому важно,
чтобы взрослые понимали чувства ребенка, уважали и принимали их всерьез.
Исходя из важности спонтанного проявления чувств, в программе есть
упражнения, где много действий, которые освобождают ребенка от
предписаний: валяния на полу, можно бояться и пугать и т.п. В игре каждый
ребенок проявляет себя поразному. Ктото особенно любит отказываться от
еды, комуто важно, чтобы его не поймали (ведущий спрашивает: «Тебя
ловить?»), и всем без исключения важно, что взрослый все позволяет, все
выдерживает, ничего не разрушает, а значит, «я — чувствую, это — я, меня
принимают». Если вдруг потом эти чувства снова приходится прятать, они,
даже будучи спрятанными, ощущаются более конкретными, прожитыми; опыт
запечатлевается, и ребенок присваивает себе свои чувства. Это делает
возможным формирование Я.
Программа фокусирует роль воспитателей на уважительном и
внимательном отношении к тому, как это «Я » ребенка себя проявляет, что
формирует у ребенка самоценность: «Ко мне внимательны, и я буду к себе
внимателен»; «Я гневаюсь, меня в этом гневе увидели и принимают, тогда и я
сам себя в нем принимаю». Это значит, что когда ребенок станет взрослым, он
будет отстаивать себя и чувствовать свою ценность не на основании того, что
«...это же понятно» или что «все так делают...», а потому, что чувствует эту
ценность, а не просто знает о ней.
(Слайд 17) Тема ценностей находит отражение в таком измерении
программы, как потребности, желания и мечты. В пространстве Игры и
Путешествия возможно всё. Дети получают пример уважительного отношения
к мечтам и желаниям, когда, стоя на вершине горы перед входом в замок, на
маленьком пятачке, загадывают желания. Мечтать, желать и хотеть можно и
нужно. Иногда дети теряются, не знают, о чем мечтать и что пожелать. И что
нужно делать, чтобы твои желания, мечты сбывались. Однако атмосфера
занятий, пробуждающая воображение, фантазию и творчество, дает
возможность почувствовать и пожелать чтото свое, заветное, прошептав его в
скомканный цветной листочек. Это вы сегодня тоже увидели на нашемзанятии.
(Слайд 18) Это совместное действие детей в игре, сотрудничество и
помощь развивают в них способность к отношениям и эмпатии. На занятиях
они ходят друг к другу в гости, угощаются и пируют, а также дарят подарки.
Оказывается, что дарить подарки — увлекательнейшее занятие. Можно
нарисовать любой подарок и рассказать о нем. И получить в ответ
благодарность. И тогда это становится уже традицией группы, а не только
занятий по программе. (Слайд 19)
Мне хочется акцентировать Ваше внимание вот на чем. Вначале может
показаться, что занятия предназначены для работы с детьми более младшего
возраста. На первый взгляд, набор упражнений и методик представляется
слишком простым. Но авторы намеренно подходят к теме развития
эмоциональной сферы очень осторожно, чтобы вовремя заметить возможные
нарушения у детей в этой области, не форсируя события, а бережно подводя
каждого ребенка к взаимоотношению с самими собой. Постепенно дети учатся
распознавать в себя различные чувства и взаимодействовать с ними.
То, что занятие проходит раз в неделю, может показаться слишком
малым и ненадежным вкладом в развитие эмоциональных и социальных
компетенций. Однако в ходе программы педагог (или психолог) работает не
только с детьми, но и с воспитателями. Это позволяет поддерживать
атмосферу занятий в группе и перенести фокус внимания воспитателя на те
аспекты взаимодействия с ребенком, которые позволят ему быть понятым
и видимым. В этом случае речь идет уже о создании такой образовательной
среды в группе, которая дает ребенку возможность полноценного развития.
Кроме того, повторяющееся раз в неделю в определенное время занятие
задает ритм недели, который, в свою очередь, включается в годовой цикл. Это
важно для переживания ребенком безопасности и позволяет сохранить и
развить игру, предложенную на занятиях. «Ребенок приобретает опыт
постоянства и последовательности, укрытости и защиты; будущее становится
предсказуемым». Часто дети продолжают играть после занятий по программе
в свободное время в группе или на прогулке.
(Слайд 20) Перед педагогом на ближайшие два года стоят предельно
простые и вместе с тем довольно сложные задачи, главная из которых —
научиться видеть ребенка. Отбросить желание встроить ребенка в какуюто
типологическую схему, но наблюдать день за днем, грамотно фиксировать
свои наблюдения, анализировать их открыто и непредвзято, безоценочно. Этои приведет к тому, что из внешних протокольных наблюдений постепенно
начнет проступать целостный ребенок в его существе.
(Слайд 21) Только так сквозь дефекты, «плохое» поведение и
несовершенства открывается педагогу детская индивидуальность.
Феноменологическое открытое наблюдение постепенно формирует установку
заинтересованного любящего взгляда близкого взрослого. Его последствия
для ребенка благотворны и чрезвычайно важны. Также важны они и для
профессионального взрослого. (Слайд 22) Если нет открытого взгляда на
ребенка, то, как может взрослый определить зону его индивидуального
ближайшего развития, его и только его особенный, скрытый от равнодушного,
но открытый любящему взгляду потенциал?
Сейчас наметилась тенденция ускорять детское развитие. Как будто
ребенок не живет, а готовится жить, в то время как дошкольное детство
является самостоятельным и самоценным этапом жизни. Дошкольник не
должен заниматься тем, что положено делать значительно позже, когда мозг
уже способен делать это. Мы предлагаем выровнять количество уже
имеющихся знаний о мире с количеством и качеством переживаний и
ощущений в мире. Предлагаем не торопиться и доигрывать, доделывать все
детские дела, пока не началась школа. Делать все то же самое, что и обычно,
но, может быть, более тщательно и последовательно, переходя от более
простых задач к более сложным, не нагружая детей тем, с чем справиться они
еще не могут.
Можно сделать счастливым человека за счет увеличения его детского
счастья и удовольствия пребывания в нем!
(Слайд 23) Если когото заинтересовала данная программатехнология,
то на данном слайде можете ознакомиться с сайтами, где можно её
приобрести.
(Слайд 24) Благодарю за внимание!