• Какие навыки в области ИКТ необходимы ребёнку начальной школы?
• Какова роль владения информационными технологиями в адаптации
ребёнка в современном обществе?
• Как развивать математическое мышление на уроках информатики
и алгоритмическое мышление на уроках математики в начальной школе?
• Какова роль информационных технологий в формировании учебных навыков?
• Какие авторы рекомендованы в федеральном перечне?
• Каковы особенности УМК каждого автора?
Проблемные вопросы:
В Письме Министерства образования Российской Федерации
от 17.12. 2001 №957/13-13
"Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе"
представлены три варианта преподавания информатики в начальной школе:
Бескомпьютерное
изучение информатики
в рамках 1 урока в
интеграции
с предметами.
Организация
компьютерной
поддержки предмета
"Информатика"
в рамках одного урока без деления на группы
Урок информатики с делением на группы в кабинете информатики
Информатика в школе становится полноправным предметом
не только в старших классах, но и в младших.
Опыт уроков информатики в начальной школе убеждает,
что простейшие навыки работы на компьютере человек может
без особых проблем приобрести в любом возрасте.
А попытки применения компьютера для решения более сложных
задач уже требует специальных знаний и умений из области информатики.
Для этого нужно развивать у детей логическое мышление.
Психологи утверждают, что этим нужно
заниматься в рамках начальной школы.
Умение нажимать на кнопки может быть
освоено и позже, а опоздание с развитием
логического мышления может стать
опозданием навсегда.
Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу и синтезу.
Важно отметить, что технология такого обучения должна быть массовой, общедоступной, а не зависеть исключительно от возможностей обеспеченных школ или состоятельных родителей.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
информатика рассматривается как средство
формирования образовательного потенциала,
позволяющего развивать наиболее передовые
на сегодня технологии—информационные
информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
Аспекты изучения информатики
После установочного этапа урока идет его основная, познавательная часть,
определяемая доминантной целью урока.
Затем следует его вариативная часть, когда вид деятельности определяется
вспомогательными целями урока: развитие памяти, мышления,
проверка домашнего задания, вопросы для закрепления нового материала
и проверки качества его усвоения. При этом используются тесты, задачи,
игры - деятельность, при которой требуется “пошевелить мозгами”.
На каждом занятии планируется предоставлять возможность
учащимся поработать на компьютере.
Методика проведения занятий
Цели изучения информатики
в начальной школе
Развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением
нескольких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены
в областях деятельности, связанных с использованием
системно-информационного языка:
ПРИМЕНЕНИЕ ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ при решении задач —
построение выводов путем
применения к известным
утверждениям логических
операций “если ... то”, “и”,
“или”, “не” и их комбинаций
(“если ... и ..., то...”);
1
АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ ПОДХОД к решению задач — умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД — рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, которые выполняют каждая свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД — постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов; умение описывать предмет по принципу “из чего состоит и что делает ”.
Цели изучения информатики
в начальной школе
Создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач — “как решать задачу, которую раньше не решали” (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
3
А. Л. Семенов, Т. А. Рудченко "Информатика 3 - 4"
Несколько слов об авторе. Доктор физико-математических наук, профессор. Член-корреспондент Российской Академии наук (РАН). Действительный член Российской Академии образования (РАО). Действительный член Российской Академии естественных наук (РАЕН). Ректор Московского института открытого образования (Московский институт повышения квалификации работников образования).
Автор ряда учебников по информатике для начальной школы, пособий, статей, докладов по информатизации раннего обучения, член авторского коллектива первого массового отечественного учебника по информатике (1985).
Говорить об этом УМК не просто. С одной стороны, сильные стороны, входящего в программу «Перспектива» комплекса очевидны. Он буквально всей своей сутью нацелен на развитие у детей абстрактного мышления. Программа курса предусматривает несколько различных вариантов работы, в том числе как с использованием средств ИКТ, так и бескомпьютерный вариант. Он позволяет освоить базовые метапредметные понятия в наглядной графической и телесной форме, усвоить основы информационной культуры, в том числе ИКТ-квалификации при работе с компьютерной составляющей курса.
Курс позволяет формировать у учащихся большинство УУД (универсальных учебных действий), заложенных в новый образовательный Стандарт, в частности, многие коммуникативные и регулятивные умения: умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми, умение договариваться и распределять работу при выполнении общей задачи, умение осуществлять итоговую и пошаговую рефлексию своей деятельности.
Но есть и минусы. Большое количество учителей, сталкиваясь с данным УМК, испытывают затруднения с правильным подбором методики подачи материала. Да, и если говорить правду, зачастую даже с решением некоторых заданий. Кроме того, УМК, разрабатывался до внедрения ФГОС НОО и составлен без учёта метапредметного характера информатики.
Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова«Информатика и ИКТ».3 класс
Евгения Павловна Бененсон - Кандидат технических наук (1982 г.). В 1972 году окончила факультет счетно- решающей техники МЛТИ по специальности – системы автоматического управления.
С 1995 года – преподавала на курсах повышения квалификации для учителей и методистов (обучение работе с учениками на уроках математики и информатики). 1991-1998 гг. – факультативные и кружковые занятия математикой и информатикой со школьниками (1-7 классы).
Автор учебников и учебных пособий по математике (по системе Занкова) и информатике для детей, методических пособий для учителей.
Данное учебное пособие – очень интересная попытка предложить детям сделать первые шаги в области информатики. Главное достоинство этого комплекса в том, что все курсы учебников интегрированы в единую систему, таким образом, данный УМК полностью обеспечивает возможность построения меж предметных связей. Все учебники УМК формируют не только знания по предмету, но и способствуют формированию мета-предметных умений.
Комплект пособий по информатике для начальной школы, кроме стандартного набора книг и рабочих тетрадей для школьника должен содержать пособия для учителя с конкретными поурочными планами, которое показывает учителю актуальность раннего обучения информатике, рассказывает о структуре пропедевтического курса.
В данном курсе обучение начинается с рассмотрения понятия информации, источников информации, поиска, передачи, хранения и обработки информации. В дальнейшем рассматривается компьютер как универсальная машина для обработки информации, обменивающаяся информацией с человеком.
Однако и оно не лишено обычных для УМК по информатике проблем. И меж предметные связи и проектная работа по сути декоративны. Хотя есть много очень интересных находок.
Н.В. Матвеева«Информатика».3 класс
Правильно, конечно, говорить о том, что данный УМК разработан целым коллективом специалистов. Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Н.А. Нурова, под руководством кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника ГНУ ИСМО (ИОСО РАО) Н.В. Матвеевой.
Н.В. Матвеева - автор УМК по информатике для 2 - 4 классов и ЦОР по информатике для 2 класса в Единой национальной коллекции. Член Федерального экспертного совета Минобразования РФ. Награждена почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации.
Достоинства учебника: нет "воды", много примеров из жизни, есть обобщение после каждого параграфа, по учебнику можно легко организовать групповую работу и компьютерный практикум, все это подкрепляется заданиями в рабочей тетради.
Недостатки: язык изложения мог быть и более доступным, материал более компактным, есть параграфы, которые содержат только печатный текст и ни одной иллюстрации.
Данный УМК обеспечивает пропедевтическое обучение информатике, цель которого — сформировать представление учащихся об основных понятиях информатики на основе их жизненного опыта и знаний, полученных при изучении других школьных дисциплин, а также развить начальные навыки работы на компьютере.
По сравнению с предыдущими УМК, этот имеет серьёзное преимущество: он изначально разрабатывался исходя из НОВЫХ стандартов начального общего образования. И пусть к нему есть не мало вопросов, он, пожалуй, ближе других подошёл к реализации положений ФГОС НОО.
А.В. ГорячевИнформатика. 3 класс«Информатика в играх и задачах»
Горячев Александр Владимирович, кандидат педагогических наук, лауреат премии Правительства РФ в области образования за 2008 год, руководитель авторского коллектива курса «Информатика в играх и задачах» (учебники 1-4 классы, учебные пособия 5-6 классы),
автор пособия для дошкольников «Всё по полочкам», автор учебников для 3-4 классов «Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер», «Информатика. Логика и алгоритмы», автор справочников- практикумов для обучения работе с компьютерными программами.
Выпускник факультета прикладной математики МИЭМ (1982), научный сотрудник института точной механики и вычислительной техники им. С.А. Лебедева (1982-1998). Координатор направления «Информатика» в Образовательной системе «Школа 2100».
Сам по себе УМК «Информатика в играх и задачах» представляет собой хорошо отработанный с годами комплекс разноплановых заданий. Но в этой «обработанности» и кроется главная проблема.
С введением стандартов нового поколения УМК не претерпел критических изменений и его адаптированность к системно-деятельностному подходу, а равно и нацеленность на формирование УУД – под большим вопросом. Что, впрочем, не отменяет и сильных сторон данного УМК.
Особенно стоит обратить внимание на темы связанные с алгоритмизацией. Этот аспект освоение информатики в УМК «Информатика в играх и задачах» проработан максимально детально.
А. В. Горячев, руководитель авторского коллектива курса информатики для начальной школы "Информатика в играх и задачах" выделил шесть идей реализации данного курса.
Именно по отношению к этим идеям и отличаются современные курсы информатики в начальной школе.
Идея первая
опора на логическую сложность материала, ориентация курса информатики в первую очередь на логически нетривиальные применения компьютеров;
Идея вторая
отложенное формирование навыков непосредственной работы на компьютере: с пропедевтического курса (1–6 классы) на базовый (7-9 классы);
Идея третья
ориентация на объектно-ориентированный анализ и объектно-ориентированное моделирование;
Идея четвертая
отсутствие узкой специализации в общей части курса. Объектом внимания были выбраны формализация и моделирование;
Идея пятая
сознательный отказ от включения в пропедевтический курс вопросов эстетики и коммуникаций. Эту функцию реализуют, например, пропедевтическую функцию по коммуникациям - уроки риторики. А пропедевтика таких тем, как “Азбука экрана”, “Компьютерный дизайн” и т. д., - на уроках ИЗО.
Идея шестая
ориентация на преподавание информатики учителями начальных классов, т.к. учитель может переносить приемы, подходы и методы из информатики на другие уроки;
Что считать более важным во влиянии уроков информатики на учебный процесс?
А.В. Горячев считает более важным в этом отношении не столько навыки работы с компьютером, сколько те приемы, те подходы, которым учим детей на уроках информатики – то, что остается у ребенка в голове. Важно, что он переносит эти знания и умения на другие предметы. Если мы учим анализировать, структурировать, разбивать на части, то ученик эти же задачи решает на уроках математики, русского языка и др.
Рекомендую подробно остановиться на УМК А.В. Горячева.
Учебно-методический материал по курсу для начальной шкоды (“Информатика в играх и задачах” (1—3, 1—4), авторский коллектив: А. В. Горячев (руководитель), Т. О. Волкова, К. И. Горина, Л. Л. Лобачева, Т. Ю. Спиридонова, Н. И. Суворова) состоит из 4 комплектов. В состав каждого комплекта входят 2 учебные тетради для учеников (по 1 на 2 четверти), методического пособия для учителя и 8 контрольных работ (по 2 варианта на четверть).
Материалы курса «Информатика в играх и задачах» включены в Федеральный список учебников и являются составной частью комплекта учебников образовательной программы «Школа-2100».
Учащиеся также знакомятся с возможностями компьютера: рисовать, писать. Обязательно включены уроки на отработку умения владеть мышкой, клавиатурой.
Изучение материала происходит “по спирали” — ученики каждую четверть продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года. Занятия проходят один раз в неделю. Каждая учебная четверть заканчивается контрольной работой.
Комплект № 1 рассчитан на
6—7-летних детей и изучается в первом классе. В материалах комплекта № 1 проводится подготовка к предстоящим в дальнейшем занятиям, развивается логическое мышление детей и сообразительность.
При проведении занятий максимально используются занимательные и игровые формы обучения. Как правило, различные темы и формы подачи учебного материала активно чередуются в течение одного урока.
Начиная с комплекта № 2 и далее, обучение логическим основам информатики проводится по нескольким направлениям, за каждым из которых, закреплена учебная четверть:
I четверть— объекты
II четверть — алгоритмы;
III четверть — логические рассуждения;
IV четверть — модели в информатике.
Сильному государству нужно сильное, конкурентоспособное образование, не уступающее лучшим мировым стандартам качества, нужны умные, грамотные, эрудированные граждане, высокопрофессиональные, востребованные развивающимися экономикой и социальной сферой специалисты. Задача каждого из нас – соответствовать, стремиться соответствовать этому высокому уровню, чтобы быть конкурентоспособным и приносить реальную пользу своей стране, своему родному краю, своей семье и ученикам.
Подводя итоги нашей беседы, вы сделаете свои выводы о значимости курса информатики в начальной школе.
Спасибо за внимание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.