Выступление на семинаре: «Развитие самостоятельности первоклассников как условие успешной адаптации к школе»
Оценка 4.9

Выступление на семинаре: «Развитие самостоятельности первоклассников как условие успешной адаптации к школе»

Оценка 4.9
Семинары
doc
психологическая работа +1
Взрослым
11.05.2017
Выступление на семинаре: «Развитие самостоятельности первоклассников как условие успешной адаптации к школе»
Педагогический опыт был представлен на семинаре по преемственности начальной школы и детского сада. Самостоятельность - одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, в том числе требующих нестандартных решений. Развитие самостоятельной деятельности обучающихся - гибкая система - проходит несколько уровней, где основой преемственности являются сквозные образовательные результаты. Задача начальной школы – научить учиться. Каждый из этих уровней, хотя они выделены условно, объективно существует. Дать самостоятельное задание ученику уровнем выше - это в лучшем случае напрасно потерять время на уроке.
Развитие самостоятельности первоклассников как условие успешной адаптации к школе.doc
«Развитие самостоятельности первоклассников как условие успешной адаптации к школе» Рискните думать самостоятельно.  В ответ вы получите гораздо больше счастья,  мудрости, правды и красоты.                                                                  Кристофер Хитченс (американский журналист, публицист и писатель английского происхождения) Слайд 1 Уважаемые коллеги, добрый день!   Мы надеемся, что наша встреча будет для нас всех полезна и интересна. Тем более, что цель у нас единая – вырастить наших детей добрыми, честными, порядочными и самостоятельными людьми. Учимся учиться! Слайд 2   Самостоятельность ­ одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными   силами.   Самостоятельность   предусматривает   ответственное отношение   человека   к   своему   поведению,   способность   действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, в том числе требующих нестандартных решений.  Слайд 3 РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ – процесс, продолжающийся весь  период обучения в школе. Ребенок, переступающий порог школы, вышесказанными умениями не владеет. В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.  Развитие самостоятельной деятельности обучающихся ­ гибкая система ­ проходит   несколько   уровней,   где   основой   преемственности   являются сквозные   образовательные   результаты.   Задача   начальной   школы   –   научить учиться.            Каждый   из   этих   уровней,   хотя   они   выделены   условно,   объективно существует.   Дать   самостоятельное   задание   ученику   уровнем   выше  ­   это   в лучшем случае напрасно потерять время на уроке.      Естественно, что программа­максимум для любого творчески работающего учителя   ­   довести   как   можно   больше   детей   до   четвертого   уровня самостоятельности. Однако следует помнить, что путь к нему лежит только через три предыдущих уровня.   Слайд 4  Когда ребенок приступает к учению, у него формируются сначала  предпосылки самостоятельности, затем ­ умения.       Желание проявить себя в деятельности Для ребенка, приступившего к учению, характерно стремление проявить себя в посильном труде. Он не хочет быть пассивным наблюдателем, а пытается влиять на ход учебной работы и ее результат. Учебная самостоятельность успешнее   всего   формируется   в   привычных   видах   деятельности:   игровой, трудовой, физической. Новизна   учебной   ситуации,   ориентированной   на   использование дошкольного   опыта   ребенка,   заключается   в   том,   что   если   раньше   ученик выполнял   отдельные   действия   непроизвольно,   стихийно,   действовал   в соответствии   с   сиюминутными   устремлениями,   то   теперь   ему   приходится себя контролировать, выполнять правила и требования.  Стремление преодолевать трудности        Развитию самостоятельности как качества ученика препятствует то, что первоклассники   еще  не умеют  бороться  с трудностями. В  новой  для  себя учебной   деятельности   ученику   проще   обратиться   за   помощью,   дождаться подсказки   или   дополнительного   разъяснения   от   учителя.   Если самостоятельность при этом и развивается, то не «благодаря», а «вопреки» педагогическим воздействиям и проявляется, в первую очередь, в бытовых, а не в учебных ситуациях: «Я не знаю, как выполнить задание в тетради, но могу раскрасить все рисунки».  Стремление участвовать в учебной работе        Фронтальная работа на уроке в 1­м классе имеет двойственный эффект: с одной стороны, все дети участвуют в обсуждении и чему­то учатся, с другой – практически никто из детей не может потом выполнить то же самое задание самостоятельно. Ученику трудно следить за ходом обсуждения и оценивать ответы одноклассников, он часто отвлекается и к концу обсуждения не всегда способен   ответить   на   вопрос:   «Что   делали?»   («Какие   правила придумывали/вспоминали?»; «Какую задачу решали?»).  Первоклассник учится быть самостоятельным в учении, если он понимает, что задание адресовано именно ему, а не всем и что выполнить его необходимо.  Умение участвовать в игровой деятельности Самостоятельность ученика во многом определяется его умением участвовать в игровой деятельности. Сначала в игре, а потом в учении он учится оценивать собственные возможности, проверять следование правилам. В игре школьнику легче проявить инициативу, независимость, изобретательность.    Слайд 5 Тогда давайте рассмотрим некоторые педагогические  характеристики  самостоятельности.          ИНИЦИАТИВА – это готовность ученика взять на себя ответственность за   выполнение   учебного   задания   и   довести   решение   до   конца.   Многое   об учебной   инициативе   ученика   говорят   результаты   его   повседневной деятельности: рисунки, рассказы, устные сочинения.                ПРЕДВИДЕНИЕ – способность подчинить решение учебной задачи достижению определенной цели. Когда школьник приступает к выполнению задания, он предпринимает попытку проявить предвидение. И либо ему это удается и он выполняет (верно или неверно) задание, либо ученик изменяет задачу и не справляется с поставленной задачей.         САМООЦЕНКА предполагает адекватное отношение ученика к  предстоящей учебной работе, готовность установить и по  возможности  предупредить затруднения. САМОКОНТРОЛЬ базируется на осознанной потребности ученика в  контролируемой им самим деятельности, способности соотносить процесс и  результаты учебного труда с задачей ( «Что я делал?», «Чему я научился?»           ГОТОВНОСТЬ ПРОЯВИТЬ ТВОРЧЕСТВО В УЧЕНИИ наблюдается в  поиске новых способов решения или оформления учебной задачи.  Эффективнее  оказываются творческие задания, которые дети выполняют  коллективно или в группах.  Работая   в   данном   направлении,   мои   коллеги,   изучили   психолого­ педагогическую   литературу,   проанализировали   содержание   учебного материала,   отобрали   необходимые   средства,   методы   и   формы   работы   с учащимися,   определила   роль   всех   участников   учебно­воспитательного процесса   (учеников,   родителей,   педагогов,   социальных   партнёров)   и совместно   выстроили   систему   работы   по   развитию   самостоятельности обучающихся (Система) При   выборе   форм,   методов,   приемов   акцент   сделан   на   личностно­ ориентированные   технологии   и   компетентностный   подход.   Главной отличительной   особенностью   этих   технологий   являются   высокая   степень самостоятельности учащегося в приобретении знаний.  Слайд 6 Эффективность внедрения системы развития самостоятельности обусловлена интеграцией урочной и внеурочной деятельности Слайд 7 Основным условием развития самостоятельной деятельности является самостоятельная   работа.  Это  вид   учебного   труда,   способствующего наряду   с   усвоением   учебной   информации   формированию   у   обучаемого самостоятельности ­ труда, готовящего к самостоятельной деятельности     Признаки классификации самостоятельных работ Формы и цель самостоятельных работ 1. Для повторения опорных знаний и подготовки к восприятию  нового материала. 2. Для изучения нового материала. 3.Для систематизации знаний. 4. Для закрепления знаний, умений путем выполнения  тренировочных упражнений. 5. Для закрепления знаний путем применения их в новой ситуации. 6. Проверочные, контролирующие. 1. Копирующего характера, выполняемые по образцу. 2. Частично­поискового характера. 3. Исследовательского характера. 1. По  дидактической  цели 2. По характеру  познавательной  деятельности 3. По формам  организации  учебной  деятельности  учащихся 1. Фронтальные. 2. Групповые (по дифференцированным заданиям). 3. Парные (по вариантам, дифференцированные). 4. Индивидуально­дифференцированные. 4. По источнику  знаний 1. С учебником, справочником или другими печатными  пособиями. 2. По составлению плана на основе прочитанного или  услышанного. 3. По составлению схем, плана после или во время работы с  экранными пособиями. 4. С раздаточным материалом. 5. По выполнению опытов. 6. С моделями. 7. По устному и письменному решению расчетных и качественных  задач. 8. По написанию диктантов. 9. По экспериментальному решению задач. 10. По подготовке устных и письменных сообщений. выступлений,  творческих работ. Самостоятельная работа — это такое средство обучения, которое: в каждой  конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче. Слайд 8 Формирование   самостоятельной   деятельности   осуществляется   при следующих условиях: № пп 1 2 3 Организационно – педагогические условия Конструирование стимулирующих ситуаций,  побуждающих школьников к самостоятельным  решениям и действиям: к свободному выбору  заданий, к поиску разных путей решения заданий,  к творческой деятельности, к самопроверке и  самоанализу, к возможности высказать свои  суждения. Использование в учебной и внеурочной  деятельности школьников сюжетно­ролевых игр,  игр­загадок и игр ­путешествий. Создание ситуаций, в которых ученик определяет  цели своих действий: «Для чего я это делаю? Что  я хочу узнать? Что должно получиться? и т.д.». Стимулирующее воздействие Развитие самостоятельной  деятельности Приобщают к решению  практических задач,  способствуют накоплению  жизненного опыта,  стимулируют активность Повышают уровень  притязаний, стимулируют  процесс осмысления своей  деятельности. 4 Использование при организации самостоятельной  Способствует формированию деятельности школьников различных инструкций,  памяток, схем, образцов рассуждений   5 Включение учеников в продуктивную  самостоятельную деятельность через  использование различных приёмов: систему  дифференцированных заданий, анализа  практических задач, актуализации опыта учащихся, совместного решения проблемных ситуаций    умения осуществлять  целеобразование, планировать свою деятельность при  овладении новым приёмом  получения знаний,  стимулирует  самостоятельные действия. Формирует умения  контролировать свою  деятельность; такие качества  самостоятельной  деятельности как  ответственность и  организованность. Нетрудно   заметить,   что   во   всех   случаях   речь   идет   о   постепенном сокращении меры помощи учащимся в осуществлении учебной деятельности, о превращении их в субъектов этой деятельности. Такой   переход   возможен,   если   правильно   строятся   взаимоотношения учителя и ученика, в ходе развития которых активные функции постепенно передаются   обучаемому.   Самостоятельность   развивается   там,   где   есть свобода   действий,   возможность   выбора,   право   высказывать   свои   мысли, независимые суждения.  Слайд 10 Самостоятельность   основывается   на   трех   основных   составляющих: умение­мотив­воля. Желание действовать самостоятельно чаще выражено у ребят,   которые   владеют   умениями,   мотивационная   установка   мобилизует волевую сферу; с другой стороны, если ученик проявляет волю и упорство, повышается качество знаний и умений. Планирование   и   организация   самостоятельной   деятельности   включает такие основные этапы самостоятельной деятельности: Определение целей Планирование выбор Организация самостоятельной работы Текущий контроль (самостоятельно   учиться, Слайд 11 Таким образом, без достаточно развитой самостоятельности нет полноценных умений     организовывать, контролировать, оценивать учебную деятельность), но без развитых умений никакая   самостоятельность   не   принесёт   большой   пользы.   Все   выше перечисленное,   позволило   нам   в   свою   очередь   создать   модель   развития самостоятельности обучающихся через единое развивающее образовательное пространство,   направленное   на   успешную   адаптацию,   успешное   обучение обучающихся. Слайд 12   планировать, В   результате   практической   работы   по   развитию   самостоятельности нашими   учителями   были   разработаны   брошюры   для   родителей,   детей   и учителей как практическое пособие.  А  сейчас  предлагаем   вам  посмотреть  открытые   уроки  наших  учителей, которые   готовы   раскрыть   некоторые   секреты   развития   самостоятельности первоклассников.  Слайд 13                       Итог и рефлексия

Выступление на семинаре: «Развитие самостоятельности первоклассников как условие успешной адаптации к школе»

Выступление на семинаре: «Развитие самостоятельности первоклассников как условие успешной адаптации к школе»

Выступление на семинаре: «Развитие самостоятельности первоклассников как условие успешной адаптации к школе»

Выступление на семинаре: «Развитие самостоятельности первоклассников как условие успешной адаптации к школе»

Выступление на семинаре: «Развитие самостоятельности первоклассников как условие успешной адаптации к школе»

Выступление на семинаре: «Развитие самостоятельности первоклассников как условие успешной адаптации к школе»

Выступление на семинаре: «Развитие самостоятельности первоклассников как условие успешной адаптации к школе»

Выступление на семинаре: «Развитие самостоятельности первоклассников как условие успешной адаптации к школе»

Выступление на семинаре: «Развитие самостоятельности первоклассников как условие успешной адаптации к школе»

Выступление на семинаре: «Развитие самостоятельности первоклассников как условие успешной адаптации к школе»

Выступление на семинаре: «Развитие самостоятельности первоклассников как условие успешной адаптации к школе»

Выступление на семинаре: «Развитие самостоятельности первоклассников как условие успешной адаптации к школе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2017