Мы все знаем, что каждый наш ученик индивидуален, то же касается и учителей. К внедрению ФГОС каждый учитель был готов по-разному. Легче всего, я думаю, пришлось тем, кто работал по развивающим системам. Ну а учителю традиционной программы, пришлось многое пересматривать как в своей деятельности, так и в себе самих.
Во-первых, пришлось ответить на главный вопрос: Для чего мы учим детей? Раньше, мы бы ответили: для того, чтобы они умели читать, считать, вычислять и пр. Но с позиции ФГОС это выглядит теперь совершенно иначе – для того, чтобы они стали успешными в жизни. А дать можно только то, что имеешь сам. Надо самим научиться учиться, быть успешными, и тогда мы научим этому детей. Поэтому все началось с постепенной «перестройки» себя и «приведения себя в соответствие с ФГОС», а после этого стало понятнее, что нужно менять в педагогической деятельности.
43___.doc
Золотарева Людмила Николаевна учитель начальных классов МОБУ СОШ №2 г.
Богородицк
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
г.Богородицк Тульская область
(учитель начальных классов Золотарева
Людмила Николаевна)
2012г. Золотарева Людмила Николаевна учитель начальных классов МОБУ СОШ №2 г.
Богородицк
Задача современной образовательной системы –
не напичкать ученика фундаментальными
знаниями, а сформировать навыки
успешной социальной адаптации, способности
к самообразованию...
А.М. Кондаков
Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение
федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового
поколения (далее – ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки выпускников к
жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
В Стандарте второго поколения прописаны требования к условиям реализации Основной
общеобразовательной программы начального общего образования. Наличие требований к
условиям означает, что без них достижение результатов невозможно. В стандарте
описываются требования к информационному пространству(что является новым),к
материально техническому обеспечению, учебному оборудованию ,к кадровым условиям.
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе учителя должны научить
ребенка не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно, но и
должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных
учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих
задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у
детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
В основу деятельности по внедрению стандартов ФГОС второго поколения положен
системнодеятельностный подход в обучении с применением инновационных технологий
т.к. собственная учебная деятельность школьников важная составляющая системно
деятельностного подхода. Его можно выразить формулой «деятельностьличность», т.е.
«какова деятельность, такова и личность», и «вне деятельности нет личности». Учебная
деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его
творческих способностей и личностных качеств.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через
формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной
основой
и воспитательного процесса. Овладение учащимися
универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного
усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то
есть умения учиться.
образовательного
Кроме того, программа формирования универсальных учебных действий на ступени
начального общего образования конкретизирует требования Стандарта к личностным и
метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального
общего образования Золотарева Людмила Николаевна учитель начальных классов МОБУ СОШ №2 г.
Богородицк
И оттого, как выстроена эта работа учителем, зависят учебные достижения
первоклассников
Что сделано нами в данном направлении за прошедшее время?
Работа была начата с изучения педагогического, методического, кадрового и материально
технического потенциала нашей школы.Условия введения ФГОС второго
поколения на базе школы били рассмотрены на заседании школьного
методического объединения учителей начальных классов.Так же были
рассмотрены и проанализированы УМК, рекомендуемые ФГОС НОО для
использования в образовательном процессе. Из всех предложенных учебно –
методических комплексов и образовательных систем, педагоги школы для
реализации ФГОС НОО оставили УМК «Перспективная начальная школа»,потому
что наша школа на протяжении №х лет успешно использует эту образовательную
систему.
«Перспективная начальная школа» и систеино деятельный подход, лежащий в ее основе,
полностью соответствует всем требованиям, заложенным во ФГОС второго поколения.
В начале учебного года была спланирована система работы по обеспечению личностных
и метапредметных результатов. В ней четко прослеживалась целостная работа по
формированию УУД через предметные линии развития, внеучебную деятельность,
применение проектной технологии, технологии продуктивного чтения, групповой работы,
работы в парах.
Был изучен необходимый уровень достижения личностных результатов для
первоклассников, типовые задания, нацеленные на личностные результаты, были
спланированы изменения в построении учебного процесса, использовании инновационных
технологий. ,полностью переделано Тематическое планирование.
Работа по формированию УУД строилась по следующему алгоритму:
планирование,
формирование,
диагностика,
план корректировки,
подбор заданий,
рефлексия
Кабинеты 1класса оснащены мультимедийной установкой, компьютером. Все
учителя, работающие в 1х классах, прошли курсовую подготовку по новым Стандартам. Золотарева Людмила Николаевна учитель начальных классов МОБУ СОШ №2 г.
Богородицк
Для организации пребывания детей в школе во второй половине дня была создана
группа продленного дня, расписание кружков, организовано горячее питание (обеды и
полдники) для учащихся.
Сегодня существует социальный заказ на творческую личность, поэтому в своей
педагогической деятельности мы уделяем большое внимание этой проблеме, тем более,
каждому педагогу известно, что важным периодом в развитии и становлении личности
является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается
воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного
возраста наиболее открыты, восприимчивы и любопытны.
Одним из новшеств стандартов второго поколения следует считать появление
внеурочной деятельности в учебном плане школы. Цель и задачи внеурочной деятельности
сориентированы на становление личностных характеристик выпускника начальной
школы(«портрет выпускника начальной школы») сформулированных в Стандарте.
Это ученик:
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной
деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и
обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою
позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа
жизни.
Внеурочная деятельность в 1 классах была организована так, чтобы обеспечивался
баланс между двигательно активными и статическими занятиями. Форма их проведения
полностью отличается от урочной системы обучения и
следующими
направлениями:
духовнонравственное,
спортивнооздоровительное,
художественноэстетическое,
проектная деятельность
представлена
Духовнонравственное направление: кружок «Моя малая Родина»1а класс
Цель: формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому,
настоящему, будущему своей семьи, школы, города на основе изучения традиций, литературы,
культурного наследия.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи: Золотарева Людмила Николаевна учитель начальных классов МОБУ СОШ №2 г.
Богородицк
создание и поддержка детского коллектива для реализации интересов, потребностей
в самосовершенствовании, саморазвитии, самоопределении;
содействие сплочению коллектива в классе и связи с семьей, укрепление их
дальнейшего взаимодействия;
ориентация детей на получение знаний об истории своей семьи, школы, города для
формирования патриотических чувств и гражданского сознания;
формирование дружеских отношений, объединяющих детей и взрослых средствами
интерактивных методов работы.
В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны,
действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно
добытые знания применять во всевозможных ситуациях.
Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой
активности учащихся в образовательных учреждениях различного уровня. Включая
младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:
1. Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции,
соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.
2. Выполнять мыслительные операции. Входящие в состав проектной деятельности.
3. Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели
объектов и явлений окружающего мира.
Осуществление проекта проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции,
их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения. Золотарева Людмила Николаевна учитель начальных классов МОБУ СОШ №2 г.
Богородицк
В дальнейшем, основываясь на собственном опыте, мы собираемся продолжить работу в
этом направлении, потому что такая работа благоприятствует развитию познавательных
способностей детей, умению самостоятельно находить материал по теме, обрабатывать его,
повышает интерес к учебной деятельности и воспитывает чувство патриотизма.
«Здоровье это еще не все, но все без здоровья –ничто» , гласит известный афоризм.
Проблема сохранения и развития здоровья особенно актуальна для начальной
школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни
ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик»
Спортивнооздоровительное направление представлено кружком «Чемпион.»1в класс
Цель формирование навыков здорового образа жизни и формирование
здоровьесберегающей среды.
Задачи направлены на:
укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой и
здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию;
обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам,
формирование коммуникативных компетенций.
Ребята с большой радостью идут на эти занятия, потому что они знают, что учитель в
очередной раз приготовил для них чтото интересное и увлекающее. Это и различные
эстафеты, гимнастика, игры со спортивными предметами (обруч, мяч, лента и т.д.), бег с
препятствием. На каждом занятии в игровой форме учитель выполняет с ребятами
упражнения, позволяющие укрепить их здоровье и привить интерес к спорту.
Дети учатся:
играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим
регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к Золотарева Людмила Николаевна учитель начальных классов МОБУ СОШ №2 г.
Богородицк
изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения,
быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу,
оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели.
В системе начального обучения игровая деятельность является одним из важнейших
факторов развития ребенка: нравственного, умственного, эстетического. Именно в
начальных классах закладываются основы социально активной личности, уважения и
другие ценные качества способствующие усвоению требований к жизни, утверждению в
ней.
Главным направлением деятельности кружка « Игровая студия»(1а и1б) является работа,
имеющая воспитательную значимость .
Основные задачи курса:
познакомить детей с разнообразием игр и возможностью использовать их при организации
досуга;
формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую
игру с учетом особенностей участников, условий и обстоятельств,
развивать сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание,
ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально
чувственную сферу,
воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к играм как наследию и
к проявлению здорового образа жизни.
Не менее интересными проходят занятия первоклассников в кружке «Декоративное
творчество». 1в класс. Это художественноэстетическое направление внеурочной
деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит
обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными
средствами выражения На основе эстетических знаний и художественного опыта у
учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Оно
способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту
интересов и любознательность, что «является базовым и ориентирами федеральных
базовых стандартов».
Ожидаемые результаты: Золотарева Людмила Николаевна учитель начальных классов МОБУ СОШ №2 г.
Богородицк
. развитие разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
освоение современных видов декоративноприкладного искусства;
Создание творческой атмосферы в группе воспитанников на основе
взаимопонимания коллективной работы;
Умение обобщать свои жизненные представления с учетом возможных
художественных средств.
Во второй половине дня дети не проявляют признаков переутомления, активны, с
удовольствием занимаются творческими видами деятельности. Родители положительно
относятся к продлённому режиму дня, дополнительные занятия оценивают как
возможность развития творческих способностей детей.
В течение года проведён ряд родительских собраний. Первым из них было родительское
собрание на тему: «Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов
второго поколения в первых классах». На собраниях обсуждаются успехи и проблемы
детей, представляются результаты внеурочной деятельности – творческие работы
учеников.
Задача учителя научить ребенка самостоятельно оценивать свой труд, так как
формирование адекватной самооценки залог успешности современного ученика.
Для фиксирования результатов учебной и внеучебной деятельности первоклассников на
родительском собрании решили создать для учащихся « Портфолио», которое служит
хорошим стимулятором их учебной деятельности.т.к. в нем отражаются достижения
первоклассника не только в учебе, но и внеурочной деятельности, так же является
универсальным средством для отслеживания личностных результатов.
По результатам первой ступени обучения мы представляем себе такого выпускника
начальной школы: это
ученик, обладающий исследовательским интересом,
коммуникативностью,
ответственностью,
имеющий навыки самоорганизации и здорового образа жизни
Опыт первого года введения ФГОС второго поколения позволил сделать вывод о
том, что такого рода реформирование системы работы образовательного учреждения
необходимо, ведь Стандарты второго поколения – это средство обеспечения
стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного
воспроизводства и развития.
Высокий профессионализм педагогов, внедрение инновационных технологий
обучения и воспитания подрастающего поколения, атмосфера взаимопонимания, единство
в решении поставленных задач между участниками образовательного процесса это те Золотарева Людмила Николаевна учитель начальных классов МОБУ СОШ №2 г.
Богородицк
составляющие, которые позволили нам безболезненно перейти к обучению по новым
стандартам второго поколения и осуществлять гармоническое развитие ребенка.
Закончить хочу притчей:
Четыре свечи
Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли... Было так тихо, что слышалось, как
они разговаривают.
Первая сказала:
Я Спокойствие.
"К сожалению, люди не умеют меня хранить.
Думаю, не остаётся ничего другого, как погаснуть!"
И огонёк свечи погас.
Вторая сказала:
Я – Вера
."К сожалению, я никому не нужна.
Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла гореть дальше."
Едва произнеся это, подул лёгкий ветерок и загасил свечу.
Очень опечалившись, третья свеча произнесла:
Я Любовь.
"У меня нет сил гореть дальше.
Люди не ценят меня и не понимают.
Они ненавидят тех, которые любят их больше всего своих близких."
Долго не ждав, эта свеча угасла.
Вдруг в комнату зашёл ребёнок. И увидел три потухшие свечки.
Испугавшись, он закричал:
"Что вы делаете?! Вы должны гореть!
Я боюсь темноты!!!"
Произнеся это, он заплакал.
Взволнованная четвёртая свеча произнесла:
"Не бойся и не плачь! Пока я горю, можно
зажечь и другие три свечи.
Я НАДЕЖДА.
Мы надеемся, что реализация требовани й новых стандартов образования позволит
учащимся быть готовыми к учебе и жизни в современном информационном обществе.
Главное! По каким бы стандартам ни учился ребенок, любовь и внимание учителя
необходимы ему, для того чтобы он был счастлив, успешен в уче бе. Любите ребенка
сегодня таким, какой он есть, помогайте ему, берегите его! Золотарева Людмила Николаевна учитель начальных классов МОБУ СОШ №2 г.
Богородицк
Выступление на ШМО "ФГОС:опыт работы"
Выступление на ШМО "ФГОС:опыт работы"
Выступление на ШМО "ФГОС:опыт работы"
Выступление на ШМО "ФГОС:опыт работы"
Выступление на ШМО "ФГОС:опыт работы"
Выступление на ШМО "ФГОС:опыт работы"
Выступление на ШМО "ФГОС:опыт работы"
Выступление на ШМО "ФГОС:опыт работы"
Выступление на ШМО "ФГОС:опыт работы"
Выступление на ШМО "ФГОС:опыт работы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.