Выступление на ШМО по теме:"Пути формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся"
Оценка 4.8

Выступление на ШМО по теме:"Пути формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся"

Оценка 4.8
Лекции
docx
администрации +1
Взрослым
28.02.2018
Выступление на ШМО по теме:"Пути формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся"
Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. А, значит, задачу я вижу не в передаче детям максимально возможного объема знаний, а в том, чтобы учить детей умению учиться. Что значит «учить учиться?»
доклад.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение                                  « Средняя школа №2» Золотарева Людмила Николаевна учитель начальных классов МОУ СШ №2 Богородицк - 2015г (слайд 2) "Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два дня ­ две рыбки, всю жизнь ­ научи его ловить рыбу". Японская мудрость.      Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди,   способные   принимать   нестандартные   решения,   умеющие   творчески мыслить.       А, значит, задачу я вижу не в передаче детям максимально возможного  объема знаний, а в том, чтобы учить детей умению учиться         Актуальность «умения учиться», нестандартно и творчески мыслить для современного   человека   подчеркивается   практически   во   всех   документах, касающихся реформирования системы образования. Для начальной школы приоритетным остаются формирование учебной деятельности как желания и умения   учиться,   развитие   познавательных   интересов   и   готовности   к обучению в основном школьном звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно   приобретают   характер   важнейшей   универсальной   способности человека – потребности в самообразовании.    Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые: ­ формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; ­   развивали   бы   в   первую   очередь   универсальные   учебные   действия: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; ­   формировали   бы   не   просто   умения,   а  компетенции,  т.е.   умения, непосредственно   сопряженные   с   опытом   их   применения   в   практической деятельности; ­ были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; ­ реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.   Что же такое компетенция? (слайд3) Учебно­познавательная компетенция(слайд4) Что значит «учить учиться?»(слайд 5) (Слайд 6­10) 1.Проектная   деятельность  как   средство   активизации   познавательной активности   учащихся   рассматривается   как   составная   часть   современных педагогических технологий.   Главный результат – это то, что в процессе проектно­исследовательской     деятельности   школьник   учится   вести наблюдения,   ясно   и   коротко   излагать   свои   мысли,   выделять   главное, отстаивать   свою   точку   зрения,   делать   выводы;   работать   со   справочной литературой,   словарями;   предоставлять   результаты   в     виде   публичного выступления.   Конечно,   проекты   представленные   учениками   младших классов   не   такие   грандиозные,   информационно   насыщенные   и   т.п.   как   у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами Проекты в 1 классе:  «Правила поведения в школе»  «Лекарственные растения Тульской области»  «Загадки»  « Моё имя»  « Мой первый год в школе» Проекты во 2 классе  Правила личной гигиены  Связь живой и неживой природы (приметы)  Рассказ о слове  Красная книга Тульской области (растения)  Профессии  Мой режим дня  Как уберечь себя от беды  Мой родной город  Моя родословная (слайд 11) 2. Одним из способов формирования учебно­познавательной  компетенции  является проведение проверочных работ в форме теста. Целесообразность  данной работы с точки зрения компетентностного подхода заключается в  том, что в ходе работы ученики приобретают общеучебные умения и навыки. Причем именно умение решать тесты для детей будет очень полезным в  будущем, т.к. им предстоит сдавать единый государственный экзамен в  форме теста.          Проверочная работа по теме: «Грибы». На Руси всегда использовали грибы как продукт питания. По составу белки грибов  похожи не на растительные, а на животные. В нашей стране насчитывается около 300  видов съедобных грибов. Однако число видов, употребляемых в пищу, обычно невелико.  Грибы—великие обманщики и лучше оставить в лесу 10 съедобных, чем взять один  ядовитый. Лучшие съедобные грибы—белый, подосиновик, подберезовик, маслята,  грузди, рыжики, опята. Чтобы грибы были на столе круглый год, их разводят в теплицах. Выберите  правильный ответ. 1. Являются ли грибы ценным продуктом питания? А)да;        б) нет 2. Можно ли собирать все грибы подряд? А) да;      б) нет 3. Только ли дикорастущие грибы на нашем столе? А) да;   б) нет 4. Съедобными грибами являются: А) лисички, грузди, маслята, опята Б) рыжики, поганки, подберезовики, белые   5. Что делать, если не можешь определить гриб? А) положить в корзину; Б) попробовать на вкус; В) не брать; Г) понюхать                  (слайд 12­13) 3. Использование компьютерных технологий в образовательном процессе  позволяет обеспечить переход от механического усвоения знаний к  овладению навыками самостоятельного приобретения общеучебных знаний и ключевых компетенций, приобщает учащихся к современным приёмам  работы с информацией.  Компьютерные технологии качественно изменяют содержание, методы и  организационные формы обучения и при определённых условиях могут  способствовать раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных  способностей обучающихся, их личностных качеств; формированию  познавательных способностей, целостной картины окружающего мира;  стремлению к самосовершенствованию. К концу 4 класса некоторые дети уже сами могут составлять презентации. (слайд 14­15) 4. Групповая работа и парная работа, на мой взгляд, ­ это уникальная  форма  формирования учебно – познавательной компетенции. У нее очень много положительных сторон:  способствует реализации воспитательных целей, приучая к  ответственности, взаимопомощи;  повышает производительность труда учащихся, развивает  познавательную активность, самостоятельность;  расширяет межличностные отношения детей. 5.Использование технологии критического мышления.  Развивая способность к  критическому мышлению можно добиться  улучшения мыслительной деятельности. Уроки  в технологии критического  мышления  я строю по схеме: «вызов – осмысление содержания –  рефлексия».   Мотивационная функция стадии вызова ­ это побуждение и  стимулирование интереса к теме урока. Информационная функция –  выявить имеющиеся знания по теме. С этой целью я использую  приёмы:  рассказ­ предположение по ключевым словам (корень, стебель, плод);  верные и неверные утверждения:       по теме «Свойства воздуха» обсуждались следующие утверждения, 1. Воздух имеет определённую форму. 2. Воздух невозможно сжать. 3. В воздухе возможно услышать какие – либо звуки. 4. Воздух не имеет массу. 5. Воздух не может сохранять тепло. Учащиеся вспоминают всё, что им известно по изучаемому вопросу, делают  предположения, задают вопросы, на которые хотят получить ответы. На этом этапе начинаем работать над кластером. Составление кластера  важно для развития мышления и помогает систематизировать материал до  знакомства с текстом. Мысли, возникающие при обсуждении темы,  располагаются в определённом порядке, эти заголовки находятся вокруг  основной темы. От каждого заголовка могут идти ответвления,  формирующие «гроздь».  Приём «Кластер» может быть использован на  любом этапе урока. (слайд 16­17) Пример  кластера  по  теме  «Строение  растений». Пример  кластера  по  теме : «Природа» Вот примеры фрагментов уроков на стадии «Вызов»:(слайд 18) Урок «Окружающий мир» «Почва» Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как  на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если  согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас  пока останется пустой. Вопросы:  … ветер может разрушить горы?  … опавшие осенью листья вредят почве?  … 1см почвы образуется за 300 лет?  … норы животных, живущих в почве, разрушают её?  … растения участвуют в образовании почвы?  … почва и камень родственники?  … почва – наша кормилица? 1 2 3 4 5 6 7 ­ Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть,  насколько были правы. ­ Мы говорим почва. А что же такое почва? Приём «Корзина идей» Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения  высказывает свои предположения: Почва – это …   … земля  … растительная земля  … вещество  … суша, а не вода  … место обитания, дом животных Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все  предположения.  Постановка целей урока. ­ Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой  вопрос. Сегодня нам предстоит  найти научный ответ на вопрос, что такое  почва.  ­ Обсудите в группе, а  что ещё вам было бы интересно узнать о почве. Заслушиваются вопросы детей. Среди интересующих детей вопросов были  следующие: Откуда взялась почва? Из чего она состоит? Много ли на Земле   почвы? Где на Земле нет почвы? Может ли почва исчезнуть? К ним  вернемся на последующих уроках. 6.Важным фактором формирования учебно – познавательной компетенции   является поощрение. (слайд 19)                                Классификация поощрений.                       Виды поощрений Мимические и пантомимические Словесные  Материализованные  Деятельностные                     Средства выражения  Аплодисменты товарищей, улыбка  учителя, ласковый взгляд, пожатие  руки В конце урока учитель называет  фамилии учеников, хорошо  поработавших. Благодарность в дневник, выставка  лучших работ. Познавательная игра, более сложное  задание Требования к поощрениям: ­ поощрение должно применяться в системе, объективно;  ­ учитывать индивидуальные возможности и развитие детей, их  подготовленность; ­ идти от занимательных поощрений, основанных на эмоциях, к сложным,  наиболее эффективным формам поощрений – деятельности. 7.Формирование учебно­познавательной компетенции  также реализую  посредством  создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение  учебных объектов, организацию обучения от обучающихся, создание  ситуации дефицита знаний, установление противоречий., привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии,  использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других,  оценка промежуточных достижений.(слайд 20­21) Такие формы работы помогают мне развивать у ребят интерес к учению, желание самостоятельно добывать знания, оказывать помощь нуждающему в ней   товарищу,   тренировать   память,   мышление,   воображение,   добиться хороших результатов в овладении предметом. (слайд 22) 8.Участие школьников в различных творческих конкурсах ­ необходимое  условие развития их творческих способностей и потенциала. Считаю  необходимым мотивировать учащихся на участие в таком виде творческой  деятельности. Всегда учитываю ресурсы личности, а также максимальные  возможности развития каждого ученика. Стараюсь раскрыть эти  возможности, создать  ситуацию успеха, чтобы ученик почувствовал свою  значимость и необходимость.  Результат ­  призовые места моих учеников в творческих конкурсах  различных уровней.(презентация 2) Статус Дата Диплом победи теля Март- апрель, 2014г. Диплом победи теля Июнь- август, 2014г. Кла сс Результ ат 1б 1б IIIместо (Бузмак Тимофе ов й) 1 место (Горина Виктори я) Вид мероприятия VI всероссийский творческий конкурс «Талантоха» номинация «Декоративно- прикладное творчество» V Всероссийский конкурс «Творчество умников и умниц» номинация «Декоративно - прикладное Диплом победи теля Диплом победи теля Диплом Диплом Июль, 2014г. Август, 2014г. 30.09.20 14 г. Октябрь, 2014г. творчество, бисероплетение» Всероссийский дистанционный конкурс педагогов и учащихся «Я-талант!» номинация «Исследовательск ий проект» IVМеждународны й конкурс «Дети- таланты» Номинация «Рисуем по сказкам мира» IX Международный конкурс « Таланты России» Номинация « Рисунок» Международный конкурс детских талантов и мастерства «Радуга» «Подводный калейдоскоп» 1б 1б 2б 2б 1 место (Чаплыг Кирилл) ин 1 место (Мерзля кова Кира) 1место (Крутил ина Кристин а) 3 место (Споялэ Анастас ия) Считаю, что именно с опытом творческой деятельности связана возможность формирования определенных качеств личности, которые нельзя развить,  передавая в готовой форме знания и умения: инициативность, гибкость,  свобода мышления, непохожесть на других.   Обучающиеся активно принимают участие в различных учебных   конкурсах  разного уровня.(слайд 23) № Название конкурса Кол­во чело­ век         Победители Статус 1. Общероссийский  конкурс «Умница» 21 чел. 2. Всероссийский  интеллектуальный  конкурс «Классики»  23  чел. 3. Международный  13 чел. 1.Горина Виктория 2.Гудкова Алиса 3.Споялэ Анастасия 1.Ануфриев Сергей            1место в школе 2.Гудкова Алиса          2 место в школе Диплом лауреата Сертификат                           участника чемпионат  «Вундеркинд» 4. Международный  конкурс «Русский  медвежонок» 5. Всероссийский  игровой конкурс  « Кит» 18 чел. 11 чел. Хотелось бы подчеркнуть, что формирование познавательной  компетентности ­ не самоцель. Цель учителя ­ воспитать творческую  личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее  дело. Учитель в процессе обучения опирается на веру во всеобщую талантливость  детей, на известный со времен античности девиз “Учись обучая” и на  психологическую парадигму “Успех рождает успех” (слайд 24) Ученик ­ это не сосуд, который можно наполнить, а свеча, которую  нужно зажечь. (слайд 25­26)                                          Список литературы. 1. Арженовская С.А.«Использование проблемных ситуаций на уроках в  начальной школе как средство формирования познавательного  интереса школьников», Белгород, 2009. 2. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших  школьников: Кн. для учителя. ­ М.: Просвещение, 1998. 3. Щукина Г.И. Активизация учебно­познавательной деятельности уча­ щихся. – М., 2000. 4. Алексеев Н.А. Личностно­ориентированное обучение в школе. Ростов­ на­Дону. Феникс.2006. с.130­136. 5. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации,  интенсификации и эффективного управления УВП. М.2005. с.75­85.  6. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся// Начальная школа, 2006, №2, с.45­49. 7. Малыхина Т.В. «Формирование учебно­познавательной компетенции»

Выступление на ШМО по теме:"Пути формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся"

Выступление на ШМО по теме:"Пути формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся"

Выступление на ШМО по теме:"Пути формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся"

Выступление на ШМО по теме:"Пути формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся"

Выступление на ШМО по теме:"Пути формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся"

Выступление на ШМО по теме:"Пути формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся"

Выступление на ШМО по теме:"Пути формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся"

Выступление на ШМО по теме:"Пути формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся"

Выступление на ШМО по теме:"Пути формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся"

Выступление на ШМО по теме:"Пути формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся"

Выступление на ШМО по теме:"Пути формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся"

Выступление на ШМО по теме:"Пути формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся"

Выступление на ШМО по теме:"Пути формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся"

Выступление на ШМО по теме:"Пути формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся"

Выступление на ШМО по теме:"Пути формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся"

Выступление на ШМО по теме:"Пути формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся"

Выступление на ШМО по теме:"Пути формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся"

Выступление на ШМО по теме:"Пути формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся"

Выступление на ШМО по теме:"Пути формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся"

Выступление на ШМО по теме:"Пути формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся"

Выступление на ШМО по теме:"Пути формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся"

Выступление на ШМО по теме:"Пути формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся"

Выступление на ШМО по теме:"Пути формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся"

Выступление на ШМО по теме:"Пути формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся"

Выступление на ШМО по теме:"Пути формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся"

Выступление на ШМО по теме:"Пути формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2018