Выступление на тему "Одарённые дети". (доп. образование)

  • Педсоветы
  • docx
  • 29.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данном материале содержится разработка индивидуальной траектории развития одарённых детей в условиях дополнительного образования на моих занятиях по изобразительному искусству и лепке. Выявление и развитие таких детей. О роли и значении педагога и окружающих в его становлении. Показатели эффективности работы с такими детьми.
Иконка файла материала Документ Microsoft Word (3).docx
Одарённые дети. Одарённость человека ­ это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий  к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он рос и дал обильный плод. В.А. Сухомлинский Появившись  на  свет,   каждый  ребёнок по­своему  уникален и одарён природой.   Он   начинает   свой   жизненный   путь   наравне   с   другими   своими сверстниками. Он приобретает знания, умения и навыки, которые ему дают родители,   педагоги,   окружающие,   которые   постигает   он   сам.   В   детстве ребёнок тянется ко всему. Он хочет многое постичь и изведать. Он наивен и бесстрашен. Его способность к фантазиям и импровизациям велика. И наша роль помочь ребёнку найти своё увлечение, чтобы показать свои возможности в   полной   мере.   Мы   должны   помочь   ему   проявить   свой   дар.   Раскрыть   в ребёнке талант. В этом может помочь дополнительное образование, которое является   эффективной   формой   работы   с   одарёнными   детьми,   которая помогает им в самореализации. Хотелось бы подчеркнуть мысль, что работа должна вестись со всеми детьми, чтобы максимально развивать способности каждого обучающегося.       В какой области одарённый ребёнок проявит себя? Это иногда долгий путь исканий. Он делает выбор сам или с помощью взрослых, он пробует себя в разных направлениях деятельности. И если ребёнок нашёл этот правильный путь для своего развития, если в этом виде деятельности у него проявляются способности, то это удача. Об одарённости можно судить по наблюдениям, специальным   тестам.   Диагностируя   обучающихся   в   своих   детских объединениях дополнительного образования «Лепка» и «Весёлая кисточка», я выявляю явно одарённых детей  ­ это примерно 20­30% от всего количества детей в объединении. И это меня радует. Так как по статистике одарённых детей намного меньше. Значит, дети правильно выбрали своё направление для развития. Но я всегда помню о скрытой  и возрастной одарённости, которая может проявиться в ребёнке. Если не раскрыть способности, то они угаснут. По статистике специалистов процент одарённости с возрастом уменьшается.         Одарённых детей не много. Это дети с необыкновенно высоким уровнем развития.   Они   по   результатам,   как   правило,   предлагают   неординарные, нетрадиционные   работы.   Такие   дети   склонны   к   импровизациям, независимости. Они видят то, что не замечают их сверстники. Они по ­ иному смотрят на мир. Они его видят множеством красок, видят детали, невидимые другим.   Нужно   помнить,   что   не   всегда   творческая   одарённость   связана   с интеллектуальной   одарённостью.   Многие   талантливые   люди,   немалосделавшие для науки и искусства, увлекались своей узкой сферой познания или творчества и вряд ли могли быть названы разносторонними личностями. Пусть ребёнок не всесторонне развит, но у него есть большие способности в живописи или скульптуре, графике, декоративно­прикладном искусстве или в чём   то   другом.     Педагог   должен   помочь   каждому   ребёнку   увидеть   свой потенциал возможностей и поверить в свои силы.        В работе с одарёнными детьми  многое зависит от педагога. Он должен уметь   увлекать   детей,   быть   творческой   личностью,   нестандартно   и   гибко мыслящим, занимающийся саморазвитием и способный взаимодействовать с ребёнком.   Он   должен   руководить   процессом   деятельности   обучающегося косвенными методами, не нарушая инициативу и свободу мыслей ребёнка. На своих   занятиях   всегда   даю   ребёнку   возможность   проявить   фантазию, творчество   и   индивидуальность.   Не   люблю,   когда   действуют   по   шаблону, сковывая   ребёнка.   Стараюсь   раскрепостить   и   заинтересовать   детей.   Для этого,   в   работе используем разнообразные способы и методы рисования. Рисуем по сырой бумаге,  пальцами, свечой, брызгами, способом монотипия, используем мыльные пузыри, оттиск и т.д. В лепке используем разнообразный материал:   глину,   солёное   тесто,   пластилин,   массу   папье­маше,   холодный фарфор, полимерную глину. Методы и формы работы с одарёнными детьми должны   органически   сочетаться   с   методами   и   формами   работы   со   всеми обучающимися   и   в   то   же   время   отличаться   определённым   своеобразием. Одарённые дети обучаются на занятиях вместе с другими, но при этом не исключается   возможность   создания   групп   одарённых   учащихся   для выполнения ими творческой работы, т.е. групповая форма работы. В работе с одарёнными   детьми   приемлю   индивидуальную   форму   обучения   (при выполнении   конкурсных   работ).   В   ходе   художественной   деятельности ребёнка,   складывается   осознаваемый   интуитивный   опыт,   который   в дальнейшем   обязательно   проявится   в   его   действиях.   Постепенно,   по   мере овладения   способами   изображения,   изобразительная   деятельность   ребёнка приобретает   художественно­творческий   характер.   Поэтому   важно познакомить   детей   с   разнообразными   инновационными   технологиями   в рисовании и лепке. Так же педагог должен быть хорошим психологом. Он должен   понимать   и   уважать   ребёнка   как   личность,   учитывать   его психологические особенности.  И помнить, что одарённый ребёнок склонен к критичному   отношению   не   только   к   себе,   но   и   к   окружающим.     Педагог должен всегда поддерживать  стремление детей к творчеству, к получению новых   знаний   и   умений.   Без   этих   условий   нет   успешности   реализации обучения одарённых детей.            Показателями эффективности работы с одарёнными  детьми служат: удовлетворение детей своей деятельностью, повышение уровня достижений воспитанников,   профессиональная   ориентация.   Обязательным   условием формирования   у   ребёнка   чувства   успешности   является   обеспечение   его участия   в   различных   конкурсах,   мастер­классах,   выставках,мои исследовательской и иной работе.  За последние три года мои воспитанники участвовали   и   побеждали   в   конкурсных   мероприятиях   различного   уровня: международных – 8, всероссийских – 29, республиканских – 5, региональных – 4, муниципальных – 10 дипломов. Занимаюсь с детьми 7­12 лет. И занятия для детей являются ступенькой для поступления в художественные школы и дальнейшего там обучения. После окончания школы некоторые из воспитанников   поступают   в   художественные   и   архитектурные   учебные заведения страны.          Индивидуальная образовательная траектория развития одарённых детей позволяет выработать персональный стиль творческой деятельности. В основе данного подхода лежат принципы, определяющие специфику образовательной деятельности,   а   также   является   резервом   повышения   креативности, продуктивности   и   индивидуализации   обучающихся,   а   значит,   будут способствовать развитию одарённости. Проблема развития одарённых детей становится   всё   более   актуальной.   Общество   нуждается   в   творческих личностях. И поэтому, забота об одарённых детях сегодня – это забота о будущем   нашей   страны   завтра.   Недостаточное   внимание   развитию творческого потенциала в конечном итоге приводит к духовному обнищанию общества, его культурному упадку. И поэтому основной идеей нашей работы является объединение усилий всех с целью создания благоприятных условий для   реализации   творческого   потенциала   обучающихся.   Где   на   каждом жизненном отрезке пути очень важна роль взрослых.

Посмотрите также