Цель:
•познакомить педагогов с существующими классификациями стилей общения;
•предложить выявить свой стиль общения.
В стиле педагогического общения проявляются особенности коммуникативных возможностей педагога, сложившийся характер взаимоотношений его и воспитанников, творческая индивидуальность педагога, а также индивидуальные особенности детей. Стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру воспитателя и его профессионализм.
Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на: авторитарный, демократический и либеральный.
Автор: Ширко Галина Леонидовна, МБДОУ «Детский сад «Умка»
Выступление на тему «Стили педагогического общения».
Цель:
познакомить педагогов с существующими классификациями стилей
общения;
предложить выявить свой стиль общения.
В стиле педагогического общения проявляются особенности
коммуникативных возможностей педагога,
сложившийся характер
взаимоотношений его и воспитанников, творческая индивидуальность
педагога, а также индивидуальные особенности детей. Стиль общения
неизбежно отражает общую и педагогическую культуру воспитателя и его
профессионализм.
Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является
их деление на: авторитарный, демократический и либеральный.
1.Авторитарный стиль педагогического общения.
Педагог занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять
самостоятельность и инициативу. Воспитанники в данном случае выступают
объектом воспитательных воздействий. Дети при таких способах
взаимодействия будут, скорее всего, прекрасно вооружены знаниями,
умениями и навыками и даже демонстрировать их на практике, однако такая
демонстрация обусловлена не реальными потребностями и ценностями
ребенка, а необходимостью реализовывать желательное поведение в
присутствии воспитателя. Данная модель не способствует развитию
самостоятельности и творческой инициативы у детей, а также полноценным
межличностным контактам.
2. Демократический стиль педагогического общения.
Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и сотрудничество.
Педагог ориентирован на привлечение воспитанников к обсуждению и
совместному решению общих дел, проблем. Создает условия для
самореализации и проявления творческой инициативы детей. Способствует
развитию у ребенка умения общаться, учитывать интересы других людей,
проявлять инициативу и самостоятельность. Ребенок чувствует себя
эмоционально защищенным, проявляет уверенность и активность.
3. Либеральный стиль педагогического общения (или попустительский).
Характеризуется стремлением педагога минимально включаться в
деятельность, формализмом. Попустительский стиль общения реализует
тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие инезаинтересованность. Уходит от ответственности за результаты своей
деятельности. К результатам такого подхода к воспитанию относится разрыв
эмоциональных связей взрослых с ребенком. Возможно, что ребенок проявит
раннюю самостоятельность и независимость, но не будет способным к
участию и сопереживанию другим людям.
Наряду с данной классификацией стилями педагогического общения есть и
иные подходы. Так, Л.Б. Ительсон, положив в основу классификации стилей
общения те воспитательные силы, на которые в своей деятельности опирается
педагог, выделил между авторитарным и демократическим целый ряд
промежуточных:
1.
2.
Эмоциональный, основанный на взаимной любви и симпатии;
Деловой, опирающийся на полезность деятельности и достижение
задач, которые стоят перед учащимися;
3.
Направляющий, предполагающий незаметное управление поведением и
деятельностью;
Требовательный, когда задачи стоят прямо перед воспитанниками;
4.
5. Побуждающий, опирающийся на привлечение, специальное создание
ситуаций;
Общение на основе увлеченности совместной творческой
6. Принуждающий, основанный на давлении.
Если в отношении авторитарного и демократического стилей общения их
оценка однозначна, то в отношении промежуточных следует исходить из того,
что воспитательные силы всегда порождаются личностными отношениями,
т.е всецело зависят от личности педагога.
В.А. Калик выделяет следующие стили общения:
1.
деятельностью;
2. Общение на основе дружеского расположения;
3. Общениедистанция;
4. Общениеустрашение;
5. Общениезаигрывание.
Наиболее продуктивный для всех участников педагогического процесса
является стиль общения на основе увлеченности совместным творческим
поиском. У мастеров педагогического труда вся система отношений с детьми
строится на этой основе. С ним тесно связан стиль педагогического общения
на
систему
взаимоотношения педагога с детьми, А.С. Макаренко неоднократно
настаивал на формировании дружественного тона в отношениях педагога с
коллективом. Некоторые педагоги интерпретируют эту категорию процесса
общения и превращают дружественность в панибрасткие отношения с
основе
дружеского расположения. РассматриваяСледующим,
воспитанниками, которые отрицательно сказываются на всем ходе учебно
воспитательного процесса. Культивируя в своей деятельности дружеское
расположение к детям, следует перспективой развития стиля общения иметь
творческий союз на основе увлечения делом. Идти с детьми к цели – один из
принципов педагогики сотрудничества.
довольно
распространенным является стиль общениедистанция. В качестве важного
ограничителя системы взаимоотношений педагога и воспитанников
фигурирует дистанция: «Вы не знаете – я знаю». У такого педагога
организация деятельности ближе к авторитарному стилю, что снижает общий
творческий уровень совместной работы с воспитанниками. Этот стиль ведет
к педагогическим неудачам. Стиль общениеустрашение является крайней
формой общениядистанции. Он соединяет в себе отрицательное отношение к
воспитанникам и авторитарность в способах организации деятельности.
Такой стиль общения обычно создает атмосферу нервозности,
эмоционального неблагополучия, тормозит творческую деятельность, так как
ориентирует не на программу действий, а на ее ограничения и запреты.
Проявление либерализма,
нетребовательности при возможном
положительном отношении к детям является стиль общениезаигрывание.
Оно вызвано стремлением завоевать ложный, дешевый авторитет. Причиной
проявление этого стиля является с одной стороны, стремление быстро
установить контакт, желание понравиться группе, а с другой – отсутствие
навыков профессиональной деятельности.
Все варианты стилей общения можно свести к двум типам: диалогическому и
монологическому. В монологическом общении взаимодействие строится на
исполнительности одной из сторон. Но сущностью воспитания является
общениедиалог. Диалог, с воспитанником, предполагает совместное видение,
обсуждение ситуаций.
Особенностью общениядиалога является
несводимость результатов общения к оцениванию. В педагогике
сотрудничества нет места ярлыкам, раз и навсегда устоявшимся мнениям,
жестким оценкам. Это, конечно, не означает что оценка совсем исключается,
просто необходимо поменять авторство оценки, сделать её взаимооценкой и
самооценкой.
Предлагаю диагностику для выявления стиля педагогического общения
воспитателя ДОУ.
Выберите наиболее подходящий для Вас вариант ответа.
1. Считаете ли Вы, что ребенок должен:
а) делиться с Вами всеми своими мыслями, чувствами и переживаниями;
б) говорить Вам только то, что сам захочет;
в) оставлять свои мысли и переживания при себе.2. Если ребенок взял у своего сверстника (в его отсутствие) без разрешения
игрушку и пр., то Вы:
а) доверительно с ним поговорите и предоставите возможность самому
принять
нужное решение;
б) предоставите детям самим разобраться в своих проблемах;
в) известите об этом всех детей и заставите вернуть игрушку с извинениями.
3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на
занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как Вы
поступите:
а) похвалите и всем детям покажите его работу;
б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось
сегодня;
в) скажите ему: «Вот так бы всегда занимался».
4. Ребенок входя в комнату, не поздоровался с Вами, Вы:
а) заставите его громко при всех поздороваться;
б) не обратите на это внимания;
в) сразу же начнете общаться с ребенком, не упоминая об его промахе.
5. Дети спокойно занимаются. У Вас есть свободная минутка, и вы
предпочтете:
а) спокойно, не вмешиваясь, наблюдать как они играют и общаются;
б) комуто поможете, подскажете, сделаете замечание;
в) займетесь своими делами в группе.
6. Какая точка зрения Вам кажется более правильной:
а) чувства, переживания еще поверхностны, быстро проходят, и на них не
стоит
обращать особого внимания;
б) эмоции ребенка, его переживания – это важные факторы, с помощью
которых его
можно эффективно обучать и воспитывать;
в) чувства ребенка удивительны, переживания его значимы, и к ним нужно
относитьсябережно с большим тактом.
7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:
а) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый должен, может
научить и
воспитать его;
б) у ребенка много возможностей для саморазвития, сотрудничества же
взрослого
должно направлять на максимальное повышение активности самого ребенка;
в) ребенок развивается почти неуправляемо под влияние наследственности и
семьи, и
поэтому главная забота чтобы он был одет, накормлен и не нарушал
дисциплину.
8. Как вы относитесь в активности самого ребенка:
а) положительно – без нее невозможно полноценное развитие;
б) отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планомерно вести
обучение и
воспитание;
в) положительно, но только тогда, когда активность согласна с педагогом.
9. Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что делал это дома,
Ваши действия:
а) сказали бы: «Ну и не надо»;
б) заставили бы выполнить работу;
в) предложили бы другое задание.
10. Какую позицию Вы считаете более правильной:
а) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботе о нем;
б) если ребенок не осознает заботу о нем, не ценит ее, то это его дело: когда
нибудь
пожалеет;
в) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.
Ключ для обработки ответов воспитателей.
Варианты ответов:
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10А 2 3 2 2 3 1 2 3 1 2
3 1 3 1 2 2 3 1 2 1
C 1 2 1 3 1 3 1 2 3 3
Значение баллов:
2530 баллов – предпочтение демократического стиля;
2024 баллов – склонность к авторитарному стилю;
1019 баллов – выраженность либерального стиля общения.
Итак, в реальной педагогической практике чаще всего имеют место
смешанные стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего
арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения, которые
порой оказываются достаточно эффективными. Но и в этом случае педагог
должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения,
диалог и сотрудничество с детьми, так как этот стиль общения позволяет
максимально
стратегию
педагогического взаимодействия.
личностноразвивающую
реализовать