Выступление на тему «Стили педагогического общения».

  • Педсоветы
  • docx
  • 04.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: •познакомить педагогов с существующими классификациями стилей общения; •предложить выявить свой стиль общения. В стиле педагогического общения проявляются особенности коммуникативных возможностей педагога, сложившийся характер взаимоотношений его и воспитанников, творческая индивидуальность педагога, а также индивидуальные особенности детей. Стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру воспитателя и его профессионализм. Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на: авторитарный, демократический и либеральный.
Иконка файла материала Выступление Ширко Г.Л..docx
Автор: Ширко Галина Леонидовна, МБДОУ «Детский сад «Умка» Выступление на тему «Стили педагогического общения». Цель:  познакомить   педагогов   с   существующими   классификациями   стилей общения; предложить выявить свой стиль общения.  В   стиле   педагогического   общения   проявляются   особенности коммуникативных   возможностей   педагога,   сложившийся   характер взаимоотношений   его   и   воспитанников,   творческая   индивидуальность педагога,   а   также   индивидуальные   особенности   детей.   Стиль   общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру воспитателя и его профессионализм. Общепринятой   классификацией   стилей   педагогического   общения   является их деление на: авторитарный, демократический и либеральный. 1.Авторитарный стиль педагогического общения.   Педагог занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять самостоятельность и инициативу. Воспитанники в данном случае выступают объектом   воспитательных   воздействий.   Дети   при   таких   способах взаимодействия   будут,   скорее   всего,   прекрасно   вооружены   знаниями, умениями и навыками и даже демонстрировать их на практике, однако такая демонстрация   обусловлена   не   реальными   потребностями   и   ценностями ребенка,   а   необходимостью   реализовывать   желательное   поведение   в присутствии   воспитателя.   Данная   модель   не   способствует   развитию самостоятельности и творческой инициативы у детей, а также полноценным межличностным контактам. 2. Демократический стиль педагогического общения.   Основная   особенность   этого   стиля   –   взаимоприятие   и   сотрудничество. Педагог   ориентирован   на   привлечение   воспитанников   к   обсуждению   и совместному   решению   общих   дел,   проблем.   Создает   условия   для самореализации и проявления творческой инициативы детей. Способствует развитию   у   ребенка   умения   общаться,   учитывать   интересы   других   людей, проявлять   инициативу   и   самостоятельность.   Ребенок   чувствует   себя эмоционально защищенным, проявляет уверенность и активность. 3. Либеральный стиль педагогического общения (или попустительский).   Характеризуется   стремлением   педагога   минимально   включаться   в деятельность,   формализмом.   Попустительский   стиль   общения   реализует тактику   невмешательства,   основу   которой   составляют   равнодушие   инезаинтересованность.   Уходит   от   ответственности   за   результаты   своей деятельности. К результатам такого подхода к воспитанию относится разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком. Возможно, что ребенок проявит раннюю   самостоятельность   и   независимость,   но   не   будет   способным   к участию и сопереживанию другим людям. Наряду с данной классификацией стилями педагогического общения есть и иные подходы. Так, Л.Б. Ительсон, положив в основу классификации стилей общения те воспитательные силы, на которые в своей деятельности опирается педагог,   выделил   между   авторитарным   и   демократическим   целый   ряд промежуточных: 1. 2. Эмоциональный, основанный на взаимной любви и симпатии; Деловой,   опирающийся   на   полезность   деятельности   и   достижение задач, которые стоят перед учащимися; 3. Направляющий, предполагающий незаметное управление поведением и деятельностью; Требовательный, когда задачи стоят прямо перед воспитанниками; 4. 5. Побуждающий, опирающийся на привлечение, специальное создание ситуаций;   Общение   на   основе   увлеченности   совместной   творческой 6. Принуждающий, основанный на давлении. Если   в   отношении   авторитарного   и   демократического   стилей   общения   их оценка однозначна, то в отношении промежуточных следует исходить из того, что воспитательные силы всегда порождаются личностными  отношениями, т.е всецело зависят от личности педагога. В.А. Калик выделяет следующие стили общения: 1. деятельностью; 2. Общение на основе дружеского расположения; 3. Общение­дистанция; 4. Общение­устрашение; 5. Общение­заигрывание. Наиболее   продуктивный   для   всех   участников   педагогического   процесса является   стиль   общения   на   основе   увлеченности   совместным   творческим поиском. У мастеров педагогического труда вся система отношений с детьми строится на этой основе. С ним тесно связан стиль педагогического общения на систему взаимоотношения   педагога   с   детьми,   А.С.   Макаренко   неоднократно настаивал на формировании дружественного тона в отношениях педагога с коллективом. Некоторые педагоги интерпретируют эту категорию процесса общения   и   превращают   дружественность   в   панибрасткие   отношения   с   основе   дружеского   расположения. РассматриваяСледующим, воспитанниками, которые отрицательно сказываются на всем ходе учебно­ воспитательного   процесса.   Культивируя   в   своей   деятельности   дружеское расположение к детям, следует перспективой развития стиля общения иметь творческий союз на основе увлечения делом. Идти с детьми к цели – один из принципов   педагогики   сотрудничества.   довольно распространенным   является   стиль   общение­дистанция. В   качестве   важного ограничителя   системы   взаимоотношений   педагога   и   воспитанников фигурирует   дистанция:   «Вы   не   знаете   –   я   знаю».   У   такого   педагога организация деятельности ближе к авторитарному стилю, что снижает общий творческий уровень совместной работы с воспитанниками. Этот стиль ведет к   педагогическим   неудачам.   Стиль   общение­устрашение   является   крайней формой общения­дистанции. Он соединяет в себе отрицательное отношение к воспитанникам   и   авторитарность   в   способах   организации   деятельности. Такой   стиль   общения   обычно   создает   атмосферу   нервозности, эмоционального неблагополучия, тормозит творческую деятельность, так как ориентирует   не   на   программу   действий,   а   на   ее   ограничения   и   запреты. Проявление   либерализма,   нетребовательности   при   возможном положительном   отношении   к   детям   является   стиль   общение­заигрывание. Оно вызвано стремлением завоевать ложный, дешевый авторитет. Причиной проявление   этого   стиля   является   с   одной   стороны,   стремление   быстро установить контакт, желание понравиться группе, а с другой – отсутствие навыков профессиональной деятельности. Все варианты стилей общения можно свести к двум типам: диалогическому и монологическому. В монологическом общении взаимодействие строится на исполнительности   одной   из   сторон.   Но   сущностью   воспитания   является общение­диалог. Диалог, с воспитанником, предполагает совместное видение, обсуждение   ситуаций.   Особенностью   общения­диалога   является несводимость   результатов   общения   к   оцениванию.   В   педагогике сотрудничества нет места ярлыкам, раз и навсегда устоявшимся мнениям, жестким оценкам. Это, конечно, не означает что оценка совсем исключается, просто необходимо поменять авторство оценки, сделать её взаимооценкой и самооценкой. Предлагаю диагностику для выявления стиля педагогического общения воспитателя ДОУ. Выберите наиболее подходящий для Вас вариант ответа. 1. Считаете ли Вы, что ребенок должен: а) делиться с Вами всеми своими мыслями, чувствами и переживаниями; б) говорить Вам только то, что сам захочет; в) оставлять свои мысли и переживания при себе.2. Если ребенок взял у своего сверстника (в его отсутствие) без разрешения игрушку и пр., то Вы: а)   доверительно   с   ним   поговорите   и   предоставите   возможность   самому принять нужное решение; б) предоставите детям самим разобраться в своих проблемах; в) известите об этом всех детей и заставите вернуть игрушку с извинениями. 3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как Вы поступите: а) похвалите и всем детям покажите его работу; б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня; в) скажите ему: «Вот так бы всегда занимался». 4. Ребенок входя в комнату, не поздоровался с Вами, Вы: а) заставите его громко при всех поздороваться; б) не обратите на это внимания; в) сразу же начнете общаться с ребенком, не упоминая об его промахе. 5.   Дети   спокойно   занимаются.   У   Вас   есть   свободная   минутка,   и   вы предпочтете: а) спокойно, не вмешиваясь, наблюдать как они играют и общаются; б) кому­то поможете, подскажете, сделаете замечание; в) займетесь своими делами в группе. 6. Какая точка зрения Вам кажется более правильной: а) чувства, переживания еще поверхностны, быстро проходят, и на них не стоит обращать особого внимания; б)   эмоции   ребенка,   его   переживания   –   это   важные   факторы,   с   помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать; в) чувства ребенка удивительны, переживания его значимы, и к ним нужно относитьсябережно с большим тактом. 7. Ваша исходная позиция в работе с детьми: а)   ребенок   слаб,   неразумен,   неопытен,   и   только   взрослый   должен,   может научить и воспитать его; б)   у   ребенка   много   возможностей   для   саморазвития,   сотрудничества   же взрослого должно направлять на максимальное повышение активности самого ребенка; в) ребенок развивается почти неуправляемо под влияние наследственности и семьи, и поэтому   главная   забота   чтобы   он   был   одет,   накормлен   и   не   нарушал дисциплину. 8. Как вы относитесь в активности самого ребенка: а) положительно – без нее невозможно полноценное развитие; б) отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и воспитание; в) положительно, но только тогда, когда активность согласна с педагогом. 9. Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что делал это дома, Ваши действия: а) сказали бы: «Ну и не надо»; б) заставили бы выполнить работу; в) предложили бы другое задание. 10. Какую позицию Вы считаете более правильной: а) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботе о нем; б) если ребенок не осознает заботу о нем, не ценит ее, то это его дело: когда­ нибудь пожалеет; в) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь. Ключ для обработки ответов воспитателей. Варианты ответов: № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10А 2 3 2 2 3 1 2 3 1 2   3 1 3 1 2 2 3 1 2 1 C 1 2 1 3 1 3 1 2 3 3 Значение баллов: 25­30 баллов – предпочтение демократического стиля; 20­24 баллов – склонность к авторитарному стилю; 10­19 баллов – выраженность либерального стиля общения. Итак,   в   реальной   педагогической   практике   чаще   всего   имеют   место смешанные стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения, которые порой оказываются достаточно эффективными. Но и в этом случае педагог должен   быть   в   целом   ориентирован   на   демократический   стиль   общения, диалог и сотрудничество с детьми, так как этот стиль общения позволяет максимально стратегию педагогического взаимодействия.   личностно­развивающую       реализовать

Посмотрите также