Выступление по теме « Современные педагогические технологии на уроках математики. Технология уровневой дифференциации»
Оценка 4.7

Выступление по теме « Современные педагогические технологии на уроках математики. Технология уровневой дифференциации»

Оценка 4.7
Лекции
docx
математика
Взрослым
29.04.2017
Выступление  по теме  « Современные педагогические технологии на уроках математики.  Технология уровневой дифференциации»
Современный урок математики - это результат творчества не только учителя, но и учащихся. Достигнуть этой цели можно посредством внедрения в учебный процесс современных педагогических технологий. В своей работе я использую различные педагогические технологии. Технологию уровневой дифференциации применяю на различных этапах урока как в основной школе, так и старшей школе.Современный урок математики должен стать результатом творчества не только учителя, но и учащихся. Достигнуть этой цели можно посредством внедрения в учебный процесс современных педагогических технологий.
моё выступление рожд. встречи.docx

Выступление  по теме

« Современные педагогические технологии на уроках математики.  Технология уровневой дифференциации»

 

         Как только возникает чувство недовольства своей работой, вдруг отчётливо осознаёшь, что вокруг тебя всё стремительно меняется, а ты как будто стоишь на одном месте. Кажется, что мог бы достигнуть лучших результатов, скорее бы дошёл до поставленной цели, вызвал бы в учениках более живую реакцию, если бы урок был построен иначе. Недовольство собой, своей работой или её результатами неизменно приводит к поиску новых форм урока, методик, систем обучения.

        Я – учитель математики. Учитель математики – это человек, который имеет дело с ребёнком пять раз в неделю, преподаёт очень важный предмет, незаменимый для развития мышления, но содержащий великое множество правил и практических упражнений.

       Каждый ребёнок – уникален, один схватывает материал на лету, другому нужен месяц, третьему – полгода, четвёртый – не воспринимает совсем.

       Как научить всех ?         Математика является одной из самых сложных дисциплин и вызывает трудности у многих    школьников. Как показывают многочисленные психолого – педагогические исследования, если уровнять многие факторы, которые влияют на уровень усвоения новых знаний, новые знания всё равно будут усвоены по-разному.

         Современный урок математики должен стать результатом творчества не только учителя, но и учащихся. Достигнуть этой цели можно посредством внедрения в учебный процесс современных педагогических технологий. Поэтому в основе технологий, применяемых на уроках математики, должен быть заложен принцип высокой мотивации. Как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока, чтобы роль преподавателя состояла не в том, как яснее и красочнее, чем в учебнике сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо ученик.

         В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:

Ø Информационно – коммуникационная технология

Ø Технология развития критического мышления

Ø Проектная технология

Ø Технология развивающего обучения

Ø Здоровьесберегающие технологии  

Ø Технология проблемного обучения

Ø Игровые технологии

Ø Модульная технология

Ø Технология мастерских

Ø Кейс – технология

Ø Технология интегрированного обучения

Ø Педагогика сотрудничества. 

Ø Технологии уровневой дифференциации 

Ø Групповые технологии. 

Ø Традиционные технологии (классно-урочная система)

 

     Хочу поделиться с вами опытом своей работы по теме:                                «Технологии уровневой дифференциации ».

         Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, учащиеся могут усваивать материал на различном уровне.

         Главной педагогической установкой данной технологии  является формирование положительной мотивации учения у школьников. Ключевым моментом в организации учебного процесса является создание таких условий, при которых каждый из обучаемых испытал бы учебный успех, смог бы увидеть свои достижения и захотел ликвидировать пробелы в своих знаниях и умениях.

           Работу в данном направлении начала вести с того, что стараюсь добиться на уроках духа доброжелательности. Ведь известно, что тот предмет, который преподается в атмосфере дружелюбия и увлеченности, ребята любят больше всего. Знакомлюсь с детьми, посещая уроки выпускного класса начальной школы. Взяв пятиклассников, наблюдаю за ними в течение учебного года, анализируя способности детей.

         При работе с пятиклассниками и шестиклассниками стараюсь помнить наставления Я. А. Каменского о том, что учиться должно быть легко и приятно. Но, с другой стороны, учение без препятствий, без трудностей вызвало бы мало интереса, не вело бы к развитию учащихся. Трудности надо учить преодолевать.

 

         Уровневая дифференциация -  это организация учебной деятельности учащихся по условным микрогруппам, члены которых близки (сходны) по способностям, интересам, навыкам и умениям в изучении учебного материала, а иногда по психическому состоянию.

          Различают два уровня дифференциации: уровневая и профильная. Оба вида сосуществуют и взаимно дополняют друг друга на всех ступенях школьного математического образования.

         В основной школе преобладает уровневая дифференциация. На старшей ступени приоритет отдаётся профильному обучению. Вместе с тем дифференциация по содержанию может проявляться уже в основной школе, где она осуществляется через кружковые занятия и факультативы.

Существуют методики диагностики возможностей и уровня развития обучающихся, но в условиях дефицита учебного времени на уроках мы не всегда можем провести  комплексную научную диагностику, поэтому  используем результаты диагностических работ в начале учебного года и результаты годовых контрольных работ.

Доказано, что большинство учащихся (около 65%) поступают в школу с примерно одинаковым уровнем психического развития, именно он и принимается за норму; 15% - в большей или меньшей степени этот уровень превосходят, а 20% детей, наоборот, его не достигают. Поэтому в процессе обучения обычно выделяют три уровня учащихся, для которых дифференцируются как цели, так и формы обучения (Таблица 1).

Таблица 1. Уровневая  дифференциация

 

Группы учащихся

Цели обучения

Вид заданий

1

Низкий уровень (20%)

·          Пробудить интерес;

·          Ликвидировать пробелы;

·          Сформировать умение работать  по образцу.

Репродуктивные (воспроизведение информации; работа по образцу; тренировочные задания)

2

Средний уровень (65%)

·          Развить устойчивый интерес к предмету;

·          Закрепить и повторить имеющиеся знания;

·          Сформировать умение работать самостоятельно.

Продуктивные (применение знания в новой ситуации; создание нового продукта: схем, тестов и т.п.)

3

Высокий уровень (15%)

·          Сформировать новые способы действий, умение выполнять задания повышенной сложности и нестандартные задания;

·          Развить умение самостоятельной организации обучения.

Творческие

 

Уровневая дифференциация обучения предусматривает наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь учащийся.

Использование технологии уровневой дифференциации на уроке предполагает:

1.     работу с несколькими группами учащихся на разных уровнях усвоения материала;

2.     наличие учебно-методического комплекса: банк заданий обязательного уровня, система специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках, заданий обязательного уровня в задачниках.

Некоторые способы уровневой дифференциации на уроках.

1. Дифференциация по объему учебного материала.

   Это, пожалуй, самый простой способ дифференциации. Он заключается в том, что учащимся с низким уровнем обучаемости, медлительным дается больше времени на выполнение задания. Учащиеся 2-ой и 3-ей групп в это время выполняют дополнительное задание (аналогичное основному, более трудное или нестандартное, задание игрового характера: задание на смекалку, кроссворд, анаграмму и т.п.).

2. Дифференциация по уровню трудности.

Довольно часто работа учащихся дифференцируется по уровню трудности. Приведем пример дифференцированного задания по работе с текстом:

·                   составить план рассказа по изучаемой теме (1-ый уровень);

·                    подготовить тезисы по этой теме (2-ой уровень);

·                    составить конспект, включающий в себя элементы плана и тезисов (3-ий уровень).

3. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

4. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.

Такой способ предусматривает самостоятельную работу учащихся. Но тем, кто испытывает затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь. Наиболее распространенными видами помощи являются:

·                   образец оформления ответа; памятки, планы;

·                   карточки-помощницы с наводящими вопросами;

·                   справочные материалы;

·                   наглядные опоры, иллюстрации, (в виде рисунка, фотографии, картины);

·                   начало или частичное выполнение задания.

5. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.

При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все выполняют одинаковые задания, но одни это делают под руководством преподавателя, а другие самостоятельно.

Методика дифференцированной работы на уроке

Изучение нового материала.

При изучении новой темы выделяется четыре этапа: изучение, усвоение, закрепление и углубление. В течение них должна быть усвоена тема. Объяснение нового материала обращено одинаково ко всем учащимся, хотя и не исключены сообщения внепрограммного материала для второй и третьей групп. Первая группа  в это время отрабатывает материал, записанный в тетрадь.

Учащиеся 3группы   переходят от обязательных заданий к творческим. Учащиеся  2 группы  сосредоточиваются на упражнениях, которые требуют хорошего понимания основных положений темы и умений сделать 1-2 логических шага в направлении развития этих положений. Учащиеся  1. группы снова и снова возвращаются к основным моментам объясненной темы. 

Проверка усвоения изученного материала.

При проверке усвоения материала проводится дифференцированно с  использованием заданий различного уровня сложности. Для  учащихся из 1. группы допускается использование составленного плана ответа, алгоритма к заданию. В работе на уроках используются   разноуровневые карточки. В этих карточках на первом этапе – решение обязательных заданий, на втором этапе – более сложные задания, на третьем этапе – задания, требующие творческого подхода. При получении такого задания каждый ученик определяет для себя этапы работы.

Организация текущего повторения.

При организации повторения ликвидируются выявленные пробелы в знаниях теоретического материала, разъясняются недочеты,  делается анализ ошибок, допущенных учениками в самостоятельных и контрольных работах. При разборе таких упражнений предлагаются каждой группе разные задания:

·         "выберите из данных ответов верный"; "исправьте ошибку" ( 1группе );

·         "назовите правило, которое применили"; "закончите решение" (2. группе

·         "поясните  причину  допущенной  ошибки";  "сформулируйте  определение использующихся понятий"; "придумайте подобное упражнение" (3 группе ).

Дифференцированная домашняя работа.

Каждой группе учащихся дается дифференцированная домашняя работа (особенно практическая часть). 1 Группе предлагаются задания, соответствующие обязательным результатам обучения. Группа 2 выполняет такие же задания, к которому добавляется  более сложная задача из учебника. Для группы 3 задания из учебника дополняются задачами из различных пособий (в старших классах – из пособий для подготовки к ЕГЭ).

Контроль знаний (проведение самостоятельных и контрольных работ).

Самостоятельные и контрольные работы содержат задания обязательного уровня и повышенного уровня сложности. Обучающие самостоятельные работы обычно состоят из трех видов заданий: решение по образцу (для группы 1); выделение главного в решении или нужного ответа из нескольких (для группы 2); работа с дополнительным материалом (для группы 3).  ( Приложение 1)

Тематические, итоговые контрольные работы составляются также разного уровня. Использование при проведении контрольных работ несколько вариантов позволяет говорить об индивидуальном подходе к каждому ученику.

         В старших классах я практикую зачетную систему после каждой пройденной главы. В 11 классе стараюсь зачеты, а иногда и контрольные работы, проводить в тестовой форме, т.к. второй год многие из выпускников выбирают государственную аттестацию в форме ЕГЭ.

         Дифференцированное обучение учащихся продолжаю на внеклассных занятиях по предмету. Само участие в факультативе, в кружковой работе, в математических состязаниях и олимпиадах. Внеклассная работа по предмету органически входит в учебно-воспитательный процесс, развивает у учащихся разносторонний интерес к математике

         Начиная с 2006 года,  мои ученики 11 класса сдают экзамен по математике в форме ЕГЭ  с неплохими  результатами, которые позволяют им поступать в ВУЗы.

 

 

 

 Средний балл по математике  на ЕГЭ  учащимися 11 класса

 

год

РХ

район

школа

2011

 

 

 

2012

 

 

 

2013

 

 

 

2014

 

 

 

2015

 

 

 

2016

 

 

 

      

           

Заключение:

         На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать ,что  данная  система обучения является  идеальной.

         На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов:  контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д.

         Исходя из всего вышесказанного, хочу сказать, что традиционные и  инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Следует вспомнить высказывание 

 

"Все новое -это хорошо забытое старое."

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Тема: "Квадратные уравнения. Теорема Виета"

1.

I уровень

II уровень

1. Решить уравнения

2-13х+4=0
х
2-2х+1=0
2-12х=0
1/3х
2+9=0
2=0

2. Записать сумму и произведение корней уравнения:

х2+4х-5=0
2-6х-8=0

2=х-1
(2х+4)
2=3х2
0,5х
2+4х=0
-3/4х
2-1=0
-0,8х
2=0

2. Составить квадратное уравнение, зная его корни:

Х1= 4
Х2= -8

III уровень

1.     При каких значениях в трехчлен 2+3в-1 и двучлен в2+3 принимают равные значения? Какие именно?

2.     Один из корней квадратного уравнения 2х2+16х+р=0 равен -5. Найти второй корень и р.

 

Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей».

 

У-1  ( на оценку «3»)   

9,4 + 1,6

2,75 + 14,09

7,66 – 1,54

15,3 – 3,2

У-2 ( на оценку «4»)

2,9 + 4,271

11,309 + 0,18

6,45 – 0,5976

53,001 – 9,2972

У - 3 ( на оценку «5»)

(91,1 – 33) – (0,43 + 7,7)

56 – (23,7 – 18,85) + 11,08

Решите уравнение

х + 7,564 = 8,245

 


 

Выступление по теме « Современные педагогические технологии на уроках математики

Выступление по теме « Современные педагогические технологии на уроках математики

Модульная технология Ø Технология мастерских Ø

Модульная технология Ø Технология мастерских Ø

Существуют методики диагностики возможностей и уровня развития обучающихся, но в условиях дефицита учебного времени на уроках мы не всегда можем провести комплексную научную диагностику, поэтому…

Существуют методики диагностики возможностей и уровня развития обучающихся, но в условиях дефицита учебного времени на уроках мы не всегда можем провести комплексную научную диагностику, поэтому…

Высокий уровень (15%) ·

Высокий уровень (15%) ·

Приведем пример дифференцированного задания по работе с текстом: · составить план рассказа по изучаемой теме (1-ый уровень); · подготовить тезисы по этой теме (2-ой уровень);…

Приведем пример дифференцированного задания по работе с текстом: · составить план рассказа по изучаемой теме (1-ый уровень); · подготовить тезисы по этой теме (2-ой уровень);…

Первая группа в это время отрабатывает материал, записанный в тетрадь

Первая группа в это время отрабатывает материал, записанный в тетрадь

Группа 2 выполняет такие же задания, к которому добавляется более сложная задача из учебника

Группа 2 выполняет такие же задания, к которому добавляется более сложная задача из учебника

Средний балл по математике на

Средний балл по математике на

Приложение 1 Тема: "Квадратные уравнения

Приложение 1 Тема: "Квадратные уравнения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2017