Выступление "Технология развивающего обучения Л. В. Занкова"
Оценка 4.6

Выступление "Технология развивающего обучения Л. В. Занкова"

Оценка 4.6
Лекции
docx
администрации +1
Взрослым
07.04.2018
Выступление "Технология развивающего обучения Л. В. Занкова"
Система Л.В. Занкова целостна, при ее реализации не следует упускать никакого из ее вышеописанных компонентов: каждой из них несет свою развивающую функцию. Системный подход к организации образовательного пространства способствует решению задачи общего развития школьников. В 1995-1996 гг. система Л.В. Занкова введена в российскую школу как параллельная государственная система начального обучения. Она в высокой степени соответствует принципам, выдвинутым Законом РФ об образовании, требующим обеспечить гуманистический характер образования, развитие личности ребенка.Выступление "Технология развивающего обучения Л. В. Занкова"
технология занкова.docx
Технология развивающего обучения Л. В. Занкова Технология развивающего обучения Леонида Владимировича Занкова. (Выступление на районном конкурсе «Педагог года ­2014») Слайд №1 Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Левина Ирина Николаевна – учитель начальных классов. Я представляю коллектив Непецинской средней общеобразовательной школы.   С 2011 года наша школа стала   филиалом   Федерального   научно   ­   методического   центра   им.   Л.   В.   Занкова.   Я работаю по развивающей системе Л. В. Занкова 12 лет 10 месяцев (с 1995 года). Как   вы   думаете,   о   какой   педагогической   технологии   я   вам   сегодня   буду рассказывать? (Технология развивающего обучения Л. В. Занкова) Слайд №2 Замечательно.   Вы   правы.   Тема   моего   выступления   «Технология   развивающего обучения Леонида Владимировича Занкова». Слайд № 3  Сегодня государственная образовательная политика во главу угла ставит развитие личности:  «Развитие   личности   –   смысл   и   цель   современного   образования»,   что абсолютно совпадает с целью обучения, сформулированной Л.В. Занковым:  достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья. А общее развитие – развитие ума, воли, чувств и нравственных представлений. Слайд № 4  Как   же   нужно   строить   обучение,   чтобы   оно   не   просто   «давало   знания»,   но   и развивало?  На этот вопрос ответил учитель Л.В. Занкова Л.С. Выготский, который ввел в науку понятия «уровень актуального развития» и «зона ближайшего развития». Первый термин характеризует   тот   уровень   развития,   который   имеется   у   ребенка   на   данный   момент времени, второй – тот, который может быть достигнут при наличии помощи взрослого или ровесников.   Уровень   актуального   развития   Л.С.   Выготский   сравнивал   с   созревшими плодами,   а   уровень   ближайшего   развития   –   с   почками,   с   цветами.   Л.С.   Выготский сформулировал положение о том, что обучение ведет за собой развитие. А это, в свою 2 очередь,   позволило   Л.В.   Занкову   более   55   лет   назад   выстроить   систему   развивающего обучения, целью которой является оптимальное общее развитие ребенка. Слайд № 5      Перечислю эти принципы, кратко пояснив их суть, а также покажу, как согласуются эти принципы с положениями системно­деятельностного подхода, лежащего в основе новых образовательных стандартов.         Дидактический принцип обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности.  Прежде всего, нужно четко определить содержание понятия «трудность». Глубоко ошибочно толковать трудность как стремление завысить уровень требований к учащимся, усложнить   материал,   увеличить   его   объем.   В   системе   Л.В.   Занкова   под   «трудностью» понимается совсем другое: трудным считается то задание, которое содержит в себе ту или иную   «интригу»,   проблему,   неочевидность   в   выборе   средств   его   выполнения,   которое заставляет   ученика   переосмыслить   свои   знания,   обнаружить   их   нехватку.   Трудностью считается также включение нового знания в более тесные взаимосвязи с уже имеющимися знаниями.   Задание   должно   стимулировать   ученика,   порождать   желание   обязательно справиться,   вызывать   радость   от   достигнутого,   ощущение   собственной   значимости, личностного роста.  Дидактический принцип ведущей роли теоретических знаний.  Данный   принцип, с одной стороны, является необходимым условием обучения на высоком   уровне   трудности,   а   с   другой   –   конкретизирует   само   понятие   «трудность». Выдвигая   на   первый   план   познавательную   сторону   обучения,   этот   принцип   отнюдь   не требует,   чтобы   обучение   было   «теоретизировано»,   строилось   как   строгое,   чисто дедуктивное изложение научной теории, что, конечно, не соответствует познавательным способностям младших школьников. Сущность принципа состоит в том, что он нацелен на глубокое осознание связей и зависимостей между теоретическим материалом как внутри одного предмета, так и между различными   предметами.   Необходимо,   чтобы   учебный   материал   не   был   разрозненным, изучаемые   темы   были   логически   связаны   между   собой,   чтобы   в   процессе   изучения предмета   у   ученика   постепенно   складывалась   общая   целостная   картина   данной   науки, связи между отдельными темами были как можно глубже осознаны. Дидактический принцип осознания процесса учения.  При обучении на высоком уровне трудности (с соблюдением меры трудности) ученик неизбежно осознает не только содержание учебного предмета, но и сам процесс добывания 3 знаний,   оценивает   свои   возможности,   лучше   видит   границу   между   своим   знанием   и незнанием. Этот принцип способствует развитию рефлексии, поиску ответов на вопросы: почему   не   получилось,   каких   знаний   не   хватает?   Такое   осознание   оптимизирует взаимоотношения   человека   с   окружающим   миром,   развивает   критичность   как   черту личности.  Дидактический принцип быстрого темпа прохождения учебного материала.   Данный   принцип   затрагивает   не   столько   количественную,   сколько   качественную характеристику обучения, требует непрерывного движения вперед, не допуская «топтания на месте». Однако этот принцип отнюдь не призывает к спешке, которая неизбежно ведет к поверхностной работе, к непрочным знаниям. Л.В. Занков писал, что «…оптимальный темп овладения знаниями и навыками определяется тем, насколько он способствует прогрессу в общем развитии учащихся». Дидактический   принцип   целенаправленной   и   систематической   работы   над   общим развитием всех учащихся класса, включая слабых.  Этот   принцип   требует   создания   каждому   ученику   таких   условий,   в   которых   он, исходя   из   своего   опыта   и   способностей,   мог   бы   оптимально   продвигаться   в   общем развитии. При этом развитие более слабых учеников происходит не за счет увеличения количества тренировочных заданий, а за счет вовлечения их в коллективную поисковую и познавательную деятельность на уроке. По отношению к более сильным ученикам также отпадает необходимость останавливать их и занимать упражнениями для повторения, пока весь класс догоняет их. Для них могут быть найдены новые формы работы, например, углубление   изученного   материала,   помощь   одноклассникам,   которые   позволят   им   «не пробуксовывать»   в   получении   знаний.   При   этом   большое   значение   приобретает многообразие видов деятельности на уроке, т.к. это помогает каждому ученику найти свою «нишу», в которой он мог бы достичь успеха. Слайды № 6­8 Вот так соединяются все принципы развивающей системы на уроке окружающего мира «Свойства воздуха» во втором классе. Слайд № 9 Л.В.   Занков   первым   поставил   вопрос   о   соотношении   дидактики   и   предметной методики. Он считал, что дидактические принципы играют направляющую и регулирующую роль в организации образовательной системы. При этом целостность реального учебного процесса   обеспечивается   не   суммированием   частных   предметных   методик,   а  единой методической   системой,   обладающей  типическими  (универсальными)   свойствами, 4 охватывающими все учебные предметы. Отметим, что термины «типические методические свойства»,   «единая   методическая   система»   введены   в   педагогическую   науку   Л.В. Занковым.      Л.В. Занков выделил четыре типических свойства ­ многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность. Рассмотрим  каждое из них.   Свойство   многогранности  заключается   в   том,   что   способам   обучения   присущи разнородные   функции,   обеспечивающие   не   только   усвоение   знаний,   но   и   вовлечение   в сферу   учения   разносторонней   психической   деятельности   –   эмоциональной,   волевой, интеллектуальной, эстетической. «Для нашего подхода к методике, ­ писал Л.В. Занков, ­ в высшей степени характерно преодоление одностороннего интеллектуализма и тесно связанного с ним формализма». Характеризуя  свойство процессуальности, Л.В. Занков отмечал, что учебный курс недопустимо делить на отдельные, не связанные между собой части, переходя к следующей части лишь после того, когда материал предыдущей достаточно основательно усвоен, ибо обучение   −   это   прежде   всего  процесс.  И   это   касается   не   только   школьного   обучения: современному человеку в течение всей его жизни приходится постоянно учиться, повышать квалификацию, иногда менять род деятельности. Свойство   коллизий.   В   процессе   изучения   любого   школьного   предмета   часто встречаются ситуации, когда новые знания в чем­то сталкиваются с уже имеющимися (или даже   в   чем­то   им  противоречат),  когда   прежних   знаний   оказывается   недостаточно   для решения   поставленной   задачи   или   когда   необходимо   выбрать   правильный   подход   к решению   задачи   из   нескольких   альтернатив.   Подобную   ситуацию   Л.В.   Занков   назвал коллизией.   Наличие   коллизии   в   учебном   процессе   нельзя   игнорировать.   Напротив, нестандартные ситуации, проблемы  необходимо включать в процесс школьного обучения.            Возникшую   коллизию   нельзя   оставлять   неразрешенной;   необходимо   предоставить учащимся возможность активно искать выход из создавшейся ситуации. Сам же процесс разрешения коллизий требует в той или иной степени переосмысления имеющихся знаний, поиска новых подходов к решению задачи, что позволяет учащимся выйти на новую ступень понимания учебного материала. Функциональное значение свойства вариантности состоит в том, чтобы найти пути и средства реализации методической системы в соответствии с разнообразными условиями: с местом   нахождения   учебного   заведения   и   его   типом,   индивидуальным   стилем   работы учителя, особенностью класса и каждого школьника и т.д.           Свойство вариантности диктует учителю необходимость намечать логику развития учебного материала, прогнозируя возможные трудности и отступления от темы и плана 5 урока, подбирая при этом избыточное количество материала для того, чтобы обеспечить различные варианты хода урока.        Кроме того, вариантность позволяет учителю гибко перестраивать учебный процесс в зависимости   от   тех   или   иных   внешних   обстоятельств,   способных   оказать   на   него продуктивное   влияние:   например,   выход   за   пределы   класса   на   уроке   по   окружающему миру, поход в музей, театр, на концерт и т.д. Система Л.В. Занкова целостна, при ее реализации не следует упускать никакого из ее   вышеописанных   компонентов:   каждой   из   них   несет   свою   развивающую   функцию. Системный подход к организации образовательного пространства способствует решению задачи   В   1995­1996   гг.   система   Л.В.   Занкова   введена   в   российскую   школу   как   параллельная государственная   система   начального   обучения.   Она   в   высокой   степени   соответствует принципам,   выдвинутым   Законом   РФ   об   образовании,   требующим   обеспечить гуманистический характер образования, развитие личности ребенка. школьников. развития     общего   Я знаю, что большинство из присутствующих здесь не работают по системе Л. В. Занкова. Но, тем не менее, хочу вам предложить пройти небольшой тест. Ведь все мы работаем   или   готовимся   к   работе   по   Федеральным   государственным   образовательным стандартам, в основе которых заложены дидактические принципы и свойства методической системы развивающего обучения Л. В. Занкова.   Прочитайте некоторые педагогические заповеди учителей­занковцев. Всегда ли вы им следуете? Припомните свою повседневную педагогическую работу... На все ли вопросы вы можете ответить "да, всегда"? Слайд № 10 1. Свое обращение к детям я начинаю с вопроса: "Как вы думаете?", "Что вы скажете?" и т. п. Слайд № 11 2. Я умею выдержать паузу, после формулирования вопроса, чтобы не мешать детям думать, принимать решение. Слайд № 12 3. Я не веду ребенка за руку в решении проблемы, даю поле свободы. Слайд № 13 6 4. Я умею организовать меру помощи так, чтобы каждый ребенок имел успех и смог выполнять работу относительно самостоятельно. Слайд № 14 5. На   моих   уроках   дети   имеют   возможность   задать   вопрос,   высказаться   по   своей инициативе, чувствуют себя спокойно и естественно. Слайд № 15 6. Я  считаюсь  с  желаниями  детей  продолжить   тот  или  иной  вид  работы, если  дети испытывают   состояние   вдохновения,   творческого   подъема,   даже   если   это   не предусмотрено планом урока. Слайд № 16 7. Я умею не бояться ошибок детей, т. к. эти ошибки ставят вопросы, проблемы перед классом. Слайд № 17 8. Я   владею   активными   методами   и   формами   работы   (игровыми,   театрализациями, тренингами и т. д.), т. к. они активизируют мышление детей. Слайд № 18 9. Я владею методами укрепления нервно­психического здоровья детей (релаксацией и т. п.). Слайд № 19 10.Я могу снять раздражение, гнев, агрессию ребенка, умею переключить его внимание, заинтересовать учебной деятельностью. Слайд № 20 11.Я являюсь для своих детей товарищем, партнером, единомышленником в их учебных и внеклассных делах. Избегаю быть диктатором. 7 Слайд № 21  12.Я стараюсь понять сильные стороны личности своих детей, даю понять, что вижу их достоинства, независимо от их успехов в учебе. Слайд № 22 13.Я   умею     разнообразить   творческую   деятельностью   детей     и   даю   возможность реализовать  сильные стороны их личности. Слайд № 23 14.Я поощряю детей к интеллигентному, открытому выражению чувств. Слайд № 24 15.Я формирую умение каждого увидеть и оценить индивидуальность каждого. Слайд № 25 16.В учебной деятельности постоянно возникают ситуации, когда общение детей друг с другом идет без моего вмешательства. Слайд № 26 17.Мои дети владеют коллективными приемами решения проблем, умеют слушать друг друга, не блокируют идеи других, умеют чужие идеи развить и обогатить. Слайд № 27 Я уверена, что почти все присутствующие ответили на вопросы теста словами «Да. Всегда».  А если и были другие ответы, то это просто замечательно. Значит, у нас с вами есть над чем работать в дальнейшем и чему учиться. Когда мы с детьми ездили в музей – усадьбу Константиново, один из моих учеников, стоя   на   берегу   Оки,   сказал:   «Теперь   я   понимаю,   почему   Есенин   писал   такие   стихи». Приятно   слышать   слова   музейных   работников:   «Такие   маленькие,   а   так   внимательно слушали   экскурсовода».   Ведь   только   учитель   знает,   сколько   было   предварительной подготовки перед поездкой. Слайд № 28 8 На открытом  уроке окружающего мира, я попросила детей оценить   и поставить оценку за свою работу.  После того как ушли все гости, ко мне подошёл Коля и подарил шарик,   на   котором   было   написано   «Я   люблю   школу».     Наивысшей     оценки   моей педагогической деятельности не давал мне никто. Слайд № 29 Я желаю вам иметь такие же оценки своего нелёгкого труда.   Спасибо за внимание! 9

Выступление "Технология развивающего обучения Л. В. Занкова"

Выступление "Технология развивающего обучения Л. В. Занкова"

Выступление "Технология развивающего обучения Л. В. Занкова"

Выступление "Технология развивающего обучения Л. В. Занкова"

Выступление "Технология развивающего обучения Л. В. Занкова"

Выступление "Технология развивающего обучения Л. В. Занкова"

Выступление "Технология развивающего обучения Л. В. Занкова"

Выступление "Технология развивающего обучения Л. В. Занкова"

Выступление "Технология развивающего обучения Л. В. Занкова"

Выступление "Технология развивающего обучения Л. В. Занкова"

Выступление "Технология развивающего обучения Л. В. Занкова"

Выступление "Технология развивающего обучения Л. В. Занкова"

Выступление "Технология развивающего обучения Л. В. Занкова"

Выступление "Технология развивающего обучения Л. В. Занкова"

Выступление "Технология развивающего обучения Л. В. Занкова"

Выступление "Технология развивающего обучения Л. В. Занкова"

Выступление "Технология развивающего обучения Л. В. Занкова"

Выступление "Технология развивающего обучения Л. В. Занкова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2018