Выявление и развитие одаренных и талантливых детей

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 08.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Выявление и развитие одаренных и талантливых детей в условиях основной общеобразовательной школы через деятельность научного общества учащихся “Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – ее интеллектуальный и творческий потенциал” Р.Н. Бунеев Эффективную поддержку талантливым детям позволил обеспечить приоритетный национальный проект “Образование”, а именно, целевая программа “Одаренные дети”. В рамках этого проекта работает и наша “ Саргатская основная общеобразовательная школа” а, следовательно, весь педагогический коллектив. В школе работает уже не один год НОУ “Эврика”. Главная задача общества – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных способностей и склонностей. При этом существует главное правило участия в научно-исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Личный интерес, личная увлеченность – пропуск в НОУ.
Иконка файла материала Выявление и развитие одаренных и талантливых детей.doc
Выявление и развитие одаренных и талантливых детей в условиях основной общеобразовательной школы через деятельность научного общества учащихся “Если дети – национальное достояние  любой страны, то одаренные дети –  ее интеллектуальный и творческий  потенциал” Р.Н. Бунеев Эффективную поддержку талантливым детям позволил обеспечить приоритетный национальный проект  “Образование”, а именно, целевая программа “Одаренные дети”. В рамках этого проекта работает и наша “ Саргатская основная общеобразовательная школа” а, следовательно,  весь педагогический коллектив. В школе работает уже не один год НОУ “Эврика”. Главная задача общества –  дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом  индивидуальных способностей и склонностей. При этом существует главное правило участия в научно­ исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Личный  интерес, личная увлеченность – пропуск в НОУ. Приоритетные направления деятельности школьного НОУ “Эврика”. Способные учащиеся, с которыми работаю, проявляют себя в предметных школьных и районных олимпиадах,  блицтурнирах, брейн­рингах, конкурсах эрудитов, спортивных состязаниях, районных творческих марафонах,  занимают призовые места на районных научно­практических конференциях, становятся участниками областных  конференций. Работая с одаренными детьми не первый год, считаю, что самым сложным этапом является: Выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой. На этом этапе использую  следующие методы работы: 1. Методы педагогической поддержки развития способностей Методы поддержки развития аналитико­рефлексивных способностей, с помощью которых ребенок и педагог  получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному  результату: – наблюдение; – коллективный анализ деятельности, размышления;– рефлексия – самопознание своей роли и отношения к произошедшим событиям, делам; – сравнительные характеристики; – тестирование и анкетирование и др. 2. Методы поддержки развития интеллектуальных способностей: – метод “мозгового штурма”; – метод “сократовской беседы” – развитие диалогического мышления, творческих способностей; – метод мыследеятельности – создание учебно­воспитательной ситуации, когда ребенок сам должен выйти на  решение новой задачи путем использования новых способов ее решения; – метод деловой игры; – метод психотренинга – направлен на переосмысление Я­концепции, изменение установок, формирование  креативной Я­концепции школьника в аспекте его самосознания и самоотношения, свободного самовыражения и продуктивной самореализации с позиций одаренности. 3. Методы поддержки развития организаторских способностей: – метод творческого выполнения задач – метод игры – творческое действие в воображаемых обстоятельствах с целью развития самостоятельности и  творчества и др. 4. Методы поддержки развития коммуникативных способностей: – метод создания ситуаций свободного выбора поведения; – метод коммуникативного тренинга (ролевые игры, тренинг по этикету и т.д.); – метод творческого поиска; На данном этапе осуществляется сотрудничество со школьным психологом, который составляет на каждого  ученика “Карту способностей” (на основе методики Д.Хасна и М Кафа). С помощью данной методики можно  оценить степень выраженности у ребенка различных видов способностей и определить, какой вид преобладает  у него в настоящее время. Это помогает родителям и учителям определить программу дальнейшего развития. Второй этап – выбор темы, постановка проблем, задач, определение научных результатов. Учащиеся, под моим  руководством, выбирают самостоятельно тему, форму написания научной работы. Третий этап – индивидуальная работа с учащимися – исследователями. Учащиеся самостоятельно собирают  фактический материал, сортируют, распределяют по группам, составляют словарики и т.д. Например, работая  над темой “Влияние внешних факторов на изменение лексического состава языка”, Могилева Татьяна составила  толковый словарик местных Саргатских диалектов, а также словарь неологизмов. Учащиеся Папушина Жанна и  Наталья Кабакова для своей работы по обрядовой поэзии встречались со старожилами поселка, собирали  произведения устного народного творчества. Работали в Саргатском краеведческом музее, изучали одежду ,  быт крестьян. Четвертый этап – оформление выполненных исследований. Самостоятельно печатают и оформляют научную  работу. Готовят презентацию для выступления на научно­практической конференции. Пятый этап – ежегодная научно­практическая конференция в школе, районе и области. Исследовательскую работу мои ученики успешно продолжают и в других учебных заведениях района, области. Согласно исследованиям академика А.М.Матюшкина, детская одаренность – это прежде всего высокие  творческие возможности ребенка, его способность к достижению оригинального результата в какой­либо  области. Одаренные отличаются от обычных мальчиков и девочек не столько способностью усваивать чужое,  сколько потенциалом создавать свое. Именно они имеют наибольший шанс стать если не новыми Ломоносовыми или Чайковскими, то  Профессионалами с большой буквы.