КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам готовности к обучению в школе.
В основе новой концепции взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи лежит идея о том, за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Ушла в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество – это общение на «равных» где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.
Главный контекст «семья - дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога, родителей по поводу трудностей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.
Под «взаимодействием дошкольного образовательного учреждения с семьей в формировании готовности детей к обучению в школе» мы понимаем систематический и длительный процесс совместной деятельности воспитателей и родителей, основанный на их взаимопонимании по вопросам содержания, форм осуществления подготовки современного ребенка к школе и взаимной потребности добиться высоких результатов готовности его к школьному обучению.
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в раках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. «Открытость детского сада» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада.
Каждое дошкольное учреждение не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам готовности детей к обучению в школе. В этой связи ДОУ должно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи в формировании готовности детей к обучению в школе с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.
Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет на домашнее воспитание». Поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по готовности детей к обучению в школе. «В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила».
Особая роль в этом процессе принадлежит как педагогам дошкольного образовательного учреждения, так и родителям. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора формирования готовности детей к обучению в школе. В каждой семье складывается определенная, но всегда осознанная система воспитания. Речь идет о понимании целей и задач подготовки ребенка к обучению в школе, о более или менее направленном применении методов и приемов обучения и воспитания, учете того, что можно, а чего нельзя допустить в отношении ребенка для благоприятного развития его психики.
Е.П. Арнаутова, Л.В. Виноградова, Т.Н. Доронова, А.В. Козлова, Т.А. Маркова, О.В. Солодянкина. занимались проблемой организации взаимодействия педагогов ДОУ и семьи.
В своих работах учёные предлагают формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи.
На сегодняшний день внедряются сравнительно новые формы сотрудничества детского сада с семьей: вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей, семейные презентации, спортивные развлечения, посиделки, подготовки спектаклей, собрания в форме «Давайте знакомиться», «Порадуем друг друга» и др. Во многих дошкольных учреждениях работает телефон доверия, проводятся «Дни открытых дверей», вечера вопросов и ответов и т.д.
- коллективные или массовые (родительские собрания групповые конференции, консультации, «Круглые столы» и др.),
- индивидуальные (беседы с родителями, консультации, направленные на педагогическое просвещение)
- наглядно-информационные (родительские уголки, тематические выставки стенды, ширмы, папки-передвижки);
- традиционные (педагогическое просвещение родителей)
- нетрадиционные (информационно-аналитические, познавательные, досуговые, наглядно-информационные).
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своим проблемами и совместно их решать.
Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители наших воспитанников.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:
1.Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
2.Повышение педагогической культуры родителей.
3.Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Основные задачи работы:
1. установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
2. объединить усилия для развития и воспитания детей;
3.создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
4. активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
5. поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципами взаимодействия с родителями являются:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3.Сотрудничество, а не наставничество.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Готовимся серьезно.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
5. Динамичность.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников.
Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
В своих работах учёные предлагают формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи
Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей.
Е.П. Арнаутова, А.В. Козлова, предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих. Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений. Когда же взаимодействие протекает в условиях подавления одного человека другим, оно способно маскировать истинные отношения (В.Н. Мясищев).
По этому поводу ещё Н.К. Крупская в своих «Педагогических сочинениях» писала: «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада».
Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н.К .Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет …на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. «…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила». Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.
Таким образом, взаимодействие ДОУ и семьи является одним из факторов успешности воспитания и обучения д детей, в том числе и при подготовке к обучению в школе. Работа родителей в условиях дошкольного учреждения носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и работниками дошкольного учреждения. Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями, который должен реализовываться на практике. Педагоги дошкольных образовательных учреждений постоянно должны совершенствовать содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности и успешное дальнейшее обучение в школе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.