Взаимосвязи психологической адаптации с обучением в подготовительных курсах
Оценка 4.6
Педсоветы
docx
психологическая работа +1
Взрослым
06.12.2017
В статье рассматриваются психологические особенности адаптации первоклассников к школе. В современном мире многие родители записывают своих детей на подготовительные курсы к школе. Но необходимы ли эти курсы ребенку? Как будет проходить процесс адаптации ребенка к школе, пройдет ли он успешно или же нет.
статья.docx
Взаимосвязь психологических особенностей адаптации
первоклассников с обучением в подготовительных
курсах.
Вполне возможно, что наши проблемы, которые ежедневно
решает каждый взрослый принесенные из детства, «выросли» от
того, что в свое время мир взрослых не дал нам «доиграть». Перед
каждым родителем встает проблемный вопрос: отдавать ребенка на
подготовительные курсы к школе или пусть играет?
Многие родители заранее переживают, и весь дошкольный
возраст готовят ребенка к школе, ведь начало обучения– это очень
важный и ответственный момент в жизни каждого ребенка.
Подготовка к школе является актуальной, поскольку это важный
этап в жизни ребенка, от которого зависит психологическая
готовность к обучению в школе, социальная адаптация, уровень
знаний и навыков. Именно поэтому в современном обществе
принято отдавать детей на дополнительные подготовительные
курсы к школе. Но многие родители забывают или попросту не
знают, что качественная подготовка к школе определяется не
количеством знаний, которыми ребенок обладает, а уровнем его
развития, способностью воспринимать информацию, умением
концентрироваться, управлять собой, работать как самостоятельно,
так и в коллективе. Так же у современных родителей сложился
стереотип, что если мой ребенок не умеет читать и писать, не
владеет устным счетом в пределах десяти и обратно, то его
попросту не примут в первый класс. И начинают нагружать
различными курсами, вопреки желанию ребенка, лишая его самого
важно в этом возрастном периоде игры. Выготский указывал, что в
игре ребенок играет и действует, как хочет, свободно, но всегда
старается ограничить себя правилами. Игра – это воображаемая
реализация ребенком желаний, которых он в реальной жизни пока
реализовать не может. Практически – это своеобразное
моделирование будущей жизни, при помощи которой ребенок учиться взаимодействовать с окружающим миром и познавать его.
Жизнь в дошкольном возрасте «питается» преимущественно через
игру. Именно поэтому дети лучше усваивают моральные ценности
через сказки, притчи, забавные истории, в искусственно созданной
игровой ситуации, но никак ни через прямое наставление[2, c. 182].
Подготовительные курсы существуют в различной форме. Их
проводят на базе дошкольного учреждения, на базе школы и в
различных центрах раннего развития и воспитания. Не смотря на
разницу в программах цель сводиться к успешной адаптации детей
дошкольного возраста к новым образовательным условиям и
создании условий комфортного перехода с одной образовательной
ступени на другую. В программу обучения, которых входит:
обучение навыкам письма, чтения, устного и письменного счета, что
в свою очередь является дублированием многих образовательных
программ обучения в первом классе. Что в последующем может
отбить интерес у будущего первоклассника в обучении или
повлиять на успешную адаптацию.
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого
ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет
весь его образ жизни. От успешной адаптации зависит все
дальнейшее обучение.
Адаптация в первом классе – особый и сложный период в
жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль – ученика;
новый вид деятельности – учебную; изменяется социальное
окружение: появляются одноклассники, учителя, школа как
большая социальная группа, в которую включается ребенок;
наконец, изменяется уклад его жизни.
Проблемой адаптации к школе занимались и занимаются
ученые, педагоги, школьные гигиенисты, психологи, физиологи,
медики. Среди них Ш.А. Амонашвили, Н.Г. Лусканова, Р.В.
Овчарова, И.А. Коробейников, С.А. Беличева, Л.С. Выготский,
М.М. Безруких.
Под адаптацией детей к школе в отечественной психологии
обычно понимается процесс приспособления ребенка к школьным
требованиям и порядкам, к новому для него окружению, новым
условиям жизни [4, c. 362]. Рассматриваемый аспект адаптации детей к школе тесно
связан на начальном этапе обучения с понятием их психологической
готовности. В статье «Диагностическая программа по определению
психологической готовности детей 6 – 7 лет к школьному
обучению» Н.И. Гуткина определяет психологическую готовность к
школе как «необходимый и достаточный уровень развития ребенка
для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в
коллективе сверстников» [3, c.8]. Определяемая таким образом
психологическая готовность ребенка к школе фактически
характеризуется его способностью усваивать учебный материал в
условиях урока и во многом предопределяет успешность его
адаптации к обычной, урочной организации учебного процесса.
качеств:
особенностей
Психологическая готовность к школе – это сложное
представляющее собой целостную систему
образование,
взаимосвязанных
мотивации,
сформированности механизмов произвольной регуляции действий,
достаточного уровня познавательного, интеллектуального и
речевого развития, определенного типа отношений со взрослыми и
сверстниками. Развитие всех этих качеств в их единстве до
определенного уровня, способного обеспечить освоение школьной
программы, и составляет содержание психологической готовности к
школе.
В своем исследовании мы предполагаем, что психологические
особенности адаптации первоклассников будут взаимосвязаны с
прохождением подготовительных курсов к обучению в школе. Ведь
там дошкольников учат, как правильно держать ручку, как сидеть,
писать некоторые элементы, считать. Занятия проводят в игровой
форме, но это уже практически самые настоящие школьные уроки.
Список использованных источников
1. Бардин, К. В. Подготовка ребенка к школе
(психологические аспекты). / К.В. Бардин. – М. :
Знание, 1983. – 96 с. 2. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии/ Л. С.
Выготский. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 199с.
3. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе. /
Н.И. Гуткина. – М.: Академический Проект, 2000. – 3
е изд., перераб. и доп. – 184 с.
4. Дубровина, И.В. Психология: Учебник для студ.
сред.пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е.
Данилова, A.M. Прихожан ; Под ред. И.В.Дубровиной.
– М. : Издательский центр «Академия»,1999. 464 с.
Взаимосвязи психологической адаптации с обучением в подготовительных курсах
Взаимосвязи психологической адаптации с обучением в подготовительных курсах
Взаимосвязи психологической адаптации с обучением в подготовительных курсах
Взаимосвязи психологической адаптации с обучением в подготовительных курсах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.