Программа «Я – гражданин России» составлена на основе духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения, и основной образовательной программы образовательного учреждения. Программа направлена на системный подход к форсированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания.
я-гражданин России.doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою
личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в
духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная
педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и
компетентного гражданина России.
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального
возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину,
умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право.
Понятие «гражданственность» предполагает освоении и реализацию ребенком своих прав и
обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю,
Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные,
экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей
родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны
видеть человека. Поэтому гражданин педагогической точки зрения – это самобытная
индивидуальность, личность обладающая единством духовнонравственного и правового
долга.
Программа «Я – гражданин России» составлена на основе духовнонравственного
воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования», установленных
Стандартом второго поколения, и основной образовательной программы образовательного
учреждения.
Программа «Я – гражданин России» является основой к программе
духовнонравственного развития и воспитания обучающихся, на ступени начального
общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой
деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных
приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов
общественной жизни.
Программа направлена на системный подход к форсированию гражданской позиции
школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно
использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить
общественно исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой
индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм,
методов и приемов педагогических воздействий,
опирается на принципы
индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива. Развивающего воспитания и
единства образовательной и воспитательной среды.
Программа «Я – гражданин России» предполагает формирование патриотических
чувств и сознания на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира,
развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота
России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса
нормативного, правового и организационнометодического обеспечения функционирования
системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства
формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об
окружающем мире, об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о
жизни страны, о труде людей и о родной природе.
1 Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения
истории Отчества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и
труда, воиновафганцев в целях сохранения преемственности славных боевых и трудовых
традиций; проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками,
музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные
представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах ;
собирать материалы для музейного уголка «Операция «Поиск»»; а также организовать
теоретические и практические занятия для детей и родителей.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота
России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами
деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания,
формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств
конкурнтноспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности,
нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
Создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания
школьников;
Формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию,
обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству,
готовности приносить пользу обществу и государству;
Утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических
ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому
прошлому России, к традициям родного края;
Развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию
урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса
акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
Воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины, ее
истории, традициям через поисковокраеведческую работу, совместную деятельность
обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
Повышать качество патриотического воспитания через организаторскую и
пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма, как
стержневой духовной составляющей гражданина России.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется
групповая и индивидуальная.
Теоретические занятия:
Беседы;
Предметные уроки (музыка, ИЗО, русский язык и т.д.)
Классный час
Сообщения
Встречи с интересными людьми
Литературномузыкальные композиции
Просмотр и обсуждение видеоматериала
Экскурсии
Поездки, походы по историческим и памятным местам.
Практические занятия:
2
Творческие конкурсы
Выставки декоративноприкладного искусства
Коллективные творческие дела
Соревнования
Праздники
Викторины
Тренинги
Заочные путешествия
Акции благотворительности, милосердия
Творческие проекты, презентации
Проведение выставок
Сюжетноролевые игры гражданского и историкопатриотического содержания.
Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования.
Время проведения: первая, вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.
Программа «Я – гражданин России» используется с 1 по 4 классы. Она включает 6
направлений, связанных между собой логикой формирование подлинного гражданина
России.
1.
«Я и я» формирование гражданского отношения к себе.
Задачи:
формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность.
формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни.
воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры.
поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил
поведения в школе, дома, в общественных местах.
формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих моральноволевых
качеств.
Предполагаемый результат деятельности: высокий уровень самосознания,
самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья,
справедливости, бескорыстия, уважение человеческого достоинства, милосердия,
доброжелательности, способности к сопереживанию.
Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов, беседы, психологический
практикум, час откровенного разговора, конкурсы, беседы о вреде алкоголя, курения,
наркомании, дни Здоровья, спортивные мероприятия, выпуск тематических газет, беседы
по профориентации, акции милосердия.
2.
2. «Я и семья» формирование гражданского отношения к семье.
Задачи:
формировать уважение к членам семьи
воспитывать семьянина, любящего своих родителей
формировать у детей понимание сущности социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Предполагаемый результат деятельности:
*сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом,
решительностью смелостью, благородством.
* сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой,
внимание к людям, любовью к детям, умением прощать.
* сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов
семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать
данное слово, заботятся о своей семье.
3 Мероприятия: беседы, конкурс рисунков, стихотворений, конкурсы сочинений, концерты
для родителей, фотовыставка, классные часы с привлечением родителей, родительские
собрания.
3.
«Я и культура» формирование отношения к искусству.
Задачи: воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое
мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы;
формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.
Предполагаемый результат деятельности: умение видеть прекрасное в окружающей
жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие
в художественной самодеятельности.
Мероприятия: экскурсии в музеи, выставки, фотовыставок, театры, кинотеатры, беседы
об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и
фотовыставок, конкурс художественной самодеятельности, выставки книг, книжкина
неделя, КВН.
4.
«Я и школа» формирование отношения к школе.
Задачи:
*формировать у детей сознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к
сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного
товарищества и дружбы в коллективе.
*воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность,
формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии.
* воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения.
*вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в
укреплении своего здоровья.
* воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни
человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик учитель», «ученик ученик»,
выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося в школе,
поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к
другу.
Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе, беседы, конкурс сочинений,
рисунков, игры, конкурс поздравлений, плакатов, конкурс классных уголков, акция.
5.
«Я и мое Отечество» формирование гражданского отношения к Отечеству.
Задачи:
*развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное
отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего
поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости.
* воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою
страну.
Предполагаемый результат деятельности: Убежденность обучающихся в том, что
настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историкокультурное,
духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечеству.
4 Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родине, встреча с
работниками прокуратуры, лекция, экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс
рисунков и сочинений, встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн.
6.«Я и планета» формирование гражданского отношения к планете Земля.
Задачи:
*воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом и природой.
* формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику
радости и творчества людей.
Предполагаемый результат деятельности: обучающиеся должны серьезно задуматься
над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий
гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение
мира на Земле.
Мероприятия: круглый стол, конкурс рисунков, уборка территории вокруг школы,
конкурс стихотворений, беседы, экскурсии в природу, мастерская кормушек, акция.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Система контроля и оценки достижения планируемых результатов
С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется
мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится 2 раза в 12
классах (декабрь, май) и 3 раза в 34 классах (сентябрь, декабрь, май).
Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО классных руководителей.
Формы и средства контроля:
Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой.
Анкета «Необитаемый остров», «Настоящий друг» (А.С. Прутченков).
Методика: тест «хороший ли ты сын/дочь» (Л.И.Лаврентьева).
Изучение самооценки личности младшего школьника.
Методика определения самооценки (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн).
Проектная «Автопортрет».
Конкурс рисунков «Я и мой класс».
Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева.
Социометрия.
Определение социальной активности школьника по методике Е.Н. Степанова.
Методики «Пословицы» (С.М. Петрова), «Наши отношения» (Л.М. Фридман)
Диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной).
Тест «размышляем о жизненном опыте» (Е. Щурковой).
Ценностные установки и планируемые результаты
Ценностные установки:
*любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, закон и правопорядок, свобода
и ответственность, доверие к людям;
* долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и
младших, справедливость и милосердие, честь, достоинство, толерантность;
5 * родная земля, заповедная природа, планета Земля;
* красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное
творчество.
Планируемые результаты:
Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю,
государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах
исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии
своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об эстетических нормах
взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и
образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской,
патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста,
неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку,
находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении,
поступках людей.
Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях
человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетическим отношением к окружающему
миру и самому себе.
У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия
экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на
пришкольном участке.
В результате реализации программы ожидается:
Развитие творческих способностей;
Осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за
сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
Способность к самореализации в пространстве российского государства
формирование активной жизненной позиции, знание соблюдение норм правового
государства;
Осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность
руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция
и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:
Доброжелательный, порядочный, самодисциплинированный, терпимы, самостоятельный,
ответственный, целеустремленный, внимательный к сверстникам, аккуратный, любящий,
интеллектуальный, здоровый, общительный, любознательный, воспитанный, трудолюбивый,
открытый, активный, коммуникабельный, социально зрелый и др.
В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным
потенциалом.
Организация работы в программе «я гражданин России» в 14х классах рассчитан
на 1 час в неделю (12е классы), 2 часа в неделю (34 классы) и предполагает 4 ступени в
соответствии с возрастными особенностями учащихся:
1 ступень – 1 класс «Маленькие Россияне»;
2 ступень 2 класс «Моя милая Родина»;
3 ступень 3 класс «Россия – Родина моя»;
4 ступень 4 класс «Я – гражданин России».
6 Учебнотематический план
Содержание курса
«Я и я»
«Я и семья»
«Я и культура»
«Я и школа»
«Я и мое Отечество»
«Я и планета»
Кол
во
часов
4
5
4
6
9
6
Перечень универсальных действий
обучающихся
Формирование гражданского отношения к
себе и другим людям.
Формирование гражданского отношения к
своей семье.
Формирование отношение к искусству.
Формирование гражданского отношения к
школе.
Формирование гражданского отношения к
Отечеству.
Формирование гражданского отношения к
планете Земля.
Учебнотематическое планирование
№
1
2
3
4
5
6
7
Тема занятий
Урок Мира
Знакомство с символами родного
края (герб, гимн, флаг)
Обязанности ученика в школе.
Осень в родном городе.
Подумай о других.
Я – ученик.
Родной край в древности.
Что посеешь, то и пожнешь.
Я люблю свою школу.
8
9
10 Мой портфель.
11 Моя любимая мамочка
12 Школьная символика (гимн, герб,
флаг)
13 Мой любимый город
14 Наш город
15 О чем шепчут названия улиц
родного города.
Экология нашего города
16 Самый уютный класс
17
18 День добрых волшебников
19 Я помощник в своей семье
20 Мы и наши права
21 Игры на развитие произвольных
процессов
Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Описание примерного содержания
занятий
Беседа о символах родного края.
Игры на развитие произвольных
процессов.
Узнать обязанности ученика в школе.
Фотоконкурс.
Беседа по теме с элементами игры.
Беседа по теме с творческим
заданием.
Экскурсия в музей, доклады о
родном крае.
Беседа по теме с элементами игры
Конкурс сочинений
Играэкспромт
Презентация
Беседа о символике школы
Беседа о городе. Название, улицы,
великие люди.
Конкурс визиток
Конкурс рисунков
Конкурс
Беседа по теме
Вывешивание кормушек
Беседа с элементами игры
Рассказ учителя. Урок игра
Игра
7 22 Об отце говорю с уважением
23 Мама, папа, я – дружная семья.
24 По каким правилам мы живем в
школе.
Здесь живет моя семья
25 Широкая Масленица
26 Поэты и писатели нашего города
27
28 Уж тает снег, бегут ручьи
29 День птиц
30 След ВОВ в жизни родного края
Герои Советского союза – наши
31
земляки
32 Открытка Ветерану
33 Десант чистоты и порядка
34
Итого
Знай и люби свой край
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34 часа
Конкурс сочинений
Конкурс соревнование
Рассказ учителя. Игра. Повторение
правил поведения в школе.
Рассказ учителя. Игра
Рассказ учителя. Выпуск буклетов
Заочное путешествие
Заочное путешествие
Выставка рисунков
Экскурсия в музей
Урок Мужества. Рассказ учителя.
Акция
Игра
Викторина
Информационнометодическое обеспечение
Печатные пособия:
Научнопрактический журнал «Завуч №8 начальной школы» 2011г.
Антошин М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов
РФ в школе М: Айрис пресс, 2003 г.
Бородовска З.В. в стране экологических загадок. Новосибирск, 2003г.
Жиренко О.Е. внеклассные мероприятия М.: Вако, 2007г.
Внеурочная деятельность в начальной школе: www/ipkps.bsu.edu.ru
Видео аудиоматериалы:
компьютер, мультимедийный проектор, презентации, видеофильмы.
8
Я - гражданин России
Я - гражданин России
Я - гражданин России
Я - гражданин России
Я - гражданин России
Я - гражданин России
Я - гражданин России
Я - гражданин России
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.