Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Литературное чтение
Урок 68.
Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...
Тема: «Я уже совсем здорова!»
(А.И. Куприн «Слон», ч. 6)
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
1 2 3
Проверка качества домашнего чтения.
Работа с текстом до чтения.
1) Беседа с учащимися.
– В таком ли финале вы были уверены?
– Кто же всётаки главный герой рассказа?
2) Проверка качества самостоятельного чтения.
Задание II.1 в «Тетради по литературному чтению» (урок 68).
Соберите рассыпанный план.
© ООО «Баласс», 2014
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в
результате совместной
работы класса и учителя.
11. «Я уже совсем здорова».
2. «Слон такой большой».
3. «Он пришёл?»
4. «Здравствуйте, Томми».
5. «В эту ночь во сне...»
6. «Он очень любит булки».
7. «Знакомые уходят».
8. «Давайте играть, Томми».
9. «Они пообедают вместе».
(Ответ: 3, 2, 4, 6, 8, 9, 7, 5, 1)
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
II. Развитие
умений.
2 4 1 2 3 1 2 3 3
Работа с текстом.
Работа с текстом во время чтения.
Комментированное чтение 6й части.
Работа учащихся:
Находят границы частей в соответствии с планом.
Задают (самостоятельно) вопросы к прочитанной части.
Задают уточняющий вопрос к части в целом.
Учитель обращает внимание учащихся на самые важные моменты в тексте
(если они сами не выходят на подтекстовую информацию и задают в
основном фактуальные вопросы к тексту).
1я часть:
– Почему Надя просыпается чуть свет?
– Каким она хочет видеть слона? (Добрым и смешным.)
– Может ли игрушечный слон быть добрым? смешным?
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать речь
© ООО «Баласс», 2014
22я часть:
– Почему Надя так внимательно разглядывает слона?
– Таким ли она его представляла?
3я часть:
– Надя сама протягивает слону руку. О чём это говорит?
– На кого похож слон, по мнению Нади?
– Что значит «густо» смеётся? Какой человек может так смеяться?
4я часть:
– От чего получает удовольствие Томми? Только ли от съеденных булок?
5я часть:
– Что из рассказа Нади о куклах мы узнаём о самой девочке?
– Чем нарисованный слон не нравится Наде и Томми?
6я часть:
– Почему, описывая обед, автор по очереди смотрит то на Надю, то на слона?
(Они вместе, им хорошо вместе.)
7я часть:
– О чём могли подумать папины знакомые, увидев в доме слона?
8я часть:
– Почему нам кажется, что Надя сама рассказывает о своём сне? (Лексика:
«женилась» на Томми – так говорят маленькие дети.)
– Что ещё могло присниться слону, кроме огромных тортов?
9я часть:
– Увидятся ли ещё Надя и слон?
Работа с текстом после чтения.
1) Беседа с учащимися – вопросы 1, 2, 3 учебника (с. 221).
других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и
в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность
действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе
работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
© ООО «Баласс», 2014
3– Правильно ли выбрал отец слона для Нади (одного из трёх)?
2) Рассказ учителя об авторе.
Современники писали о Куприне как о мускулистом силаче с зоркими глазами,
человеке энергичном, волевом, азартном и даже рисковом.
Он жил в постоянном движении и поиске: в 43 года начал учиться плавать у
мирового рекордсмена Романенко, с другим известным спортсменом поднялся
на воздушном шаре, одним из первых в мире спустился на морское дно в
водолазном костюме. А однажды полетел на самолёте со знаменитым борцом
Иваном Заикиным и попал в авиационную катастрофу. Он любил жизнь, любил
цирк, животных, особенно лошадей. Все его друзья и близкие знакомые были
удивительными людьми: борец Иван Поддубный, дрессировщик Анатолий
Дуров, клоун Жакомино, певец Фёдор Шаляпин... Но не все из них знали, каким
было детство Куприна.
С 6 лет он воспитывался в сиротском училище, до этого жил с матерью во
вдовьем доме. «Бывало, в раннем детстве вернёшься после долгих летних
каникул в пансион. Всё серо, казарменно, пахнет свежей масляной краской и
мастикой, товарищи грубы, начальство недоброжелательно. Пока день, ещё
крепишься коекак... Но когда настанет вечер и возня в полутёмной спальне
уляжется, – о, какая нестерпимая скорбь, какое отчаяние овладевает маленькой
душой! Грызешь подушку, подавляя рыдания, шепчешь милые имена и плачешь,
плачешь жаркими слезами и знаешь, что никогда не насытишь ими своего горя».
– В чём вы видите важность этих сведений?
– Как они помогают точнее понять авторскую позицию, смысл текста? (Рассказ
Куприна потому такой светлый, наполненный любовью к детям, что он сам
когдато испытывал потребность в подобной любви и в том, чтобы его детские
мечты могли сбыться.)
© ООО «Баласс», 2014
43) Творческий пересказ (проверка домашнего задания).
– Почему Куприн не стал описывать, как выводили слона? (Это уже не важно,
девочка выздоровела, её мечта сбылась, вернулся интерес к жизни.)
– Давайте пофантазируем, как это могло быть. (Творческие пересказы
учащихся.)
– Интересно ли было домысливать текст? А легко ли?
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
1) Выполнение задания в «Тетради по литературному чтению» (урок 68, II.2).
(Сбор материалов для наблюдений по тексту – какой живой слон? Какая
игрушкаслон?)
Ответ на вопрос: о чём мечтала Надя? (Можно ли было ей помочь с помощью
дорогих игрушек?)
2) Выполнение задания в тетради – раскрасить слона – мечту Нади.
ΙΙΙ
. Итог.
IV. Домашнее
задание.
© ООО «Баласс», 2014
5