ЯКласс как средство развития познавательных способностей младших школьников.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) особое внимание уделяет работе с детьми, которые имеют высокий уровень развития. Поэтому необходимо создать новые условия обучения школьников, направленные на оптимальное развитие способных, талантливых детей.
Нужно сделать так, чтобы любой ребёнок мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно, был готов постоянно пополнять свой запас знаний и умений. Чтобы помогать развитию способных детей для себя я определила следующие задачи:
· выявление группы детей с интеллектуальными способностями;
· развитие познавательных способностей на уроках и во внеурочной деятельности.
Условно свою работу разделила в три этапа:
I этап - Выявление.
Самый первый шаг в работе с такой категорией детей – это диагностика. Чтобы выявить способных детей, учителю требуется много времени: сначала провести тестирование по всем направлениям, затем обработать результаты, данные занести в таблицу и т.д. Я нашла для себя более удобный способ: это онлайн - платформа «ЯКласс». Согласованно с родителями учеников, я всех подключила к данной платформе. Познавательный интерес моих ребят на данном этапе проявился в виде любопытства. Ведь для них это был первый опыт подобной работы. Задания и упражнения были направленны на закрепление и отработку нового материала. Уже с первых занятий я увидела, что некоторые дети самостоятельно работают на платформе, знакомятся с новым материалом, выполняют задания. Я заметила, что между такими учениками началось соревнование, рейтинги все время менялись, у каждого был стимул стать первым. Очевидно, что ребята испытывают радость от умственного труда.
Я захожу на свою страничку, выбираю свой класс, далее «Результаты учащихся», появляется сводная таблица, в которой отображены все успехи моих учеников. Выбираю любого ученика и вижу:
· освоение предмета;
· сколько заработано баллов;
· время тренировок;
· какова скорость выполнения заданий;
· сколько попыток потратил.
Опираясь на эти данные, я смогла выделить группу детей, которые обладают более высоким уровнем учебной мотивации и, как следствие, познавательной активности. Но конечная моя задача не в том, чтобы выявить, кто более или менее способен, а в том, чтобы предоставить возможности развития разным по способностям детям.
II этап – Помощь тем, кто уже проявил себя.
Моя задача помочь этим детям раскрыть свои способности и возможности в полном объёме и построить учебный процесс так, чтобы «менее способному» ученику он был под силу и интересен, а у «одарённого» не пропадало желание работать из-за лёгкости и простоты учения.
Основной прием – индивидуализация и дифференциация заданий. Якласс имеет богатый инструментарий для формирования у детей базовых предметных знаний, имеет широкий арсенал индивидуальных, нестандартных, творческих заданий или заданий повышенной сложности.
ЯКласс дает возможность учителю каждому ученику дать индивидуальное дифференцированное домашнее задание, которое включает в себя как повторение пройденного, так и изучение нового материала. Учитель не даёт готовых знаний, а побуждает учащихся к самостоятельному поиску. Такой вид деятельности:
мотивирует интерес школьников к изучаемого предмету, теме; способствует эффективному усвоению учебного материала,
формируется устойчивое внимание, наблюдательность.
Упражнения разнообразны и интересны по своему содержанию. Многие упражнения нестандартны, требующие творческого подхода, что способствуют развитию креативного мышления школьников. Кроме того, часть заданий построены на информации из других предметных областей: окружающий мир, история, литература и другие, что способствует расширению кругозора детей, а также обогащению словарного запаса.
Нужно отметить, что младший школьник еще не может в совершенстве использовать компьютерные технологии, поэтому дома требуется помощь родителей. На родительском собрании было оговорено, что родитель не внедряется в учебный процесс, не выполняет задания за ребенка, а лишь является помощником.
Онлайн-платформа «ЯКласс» позволяет мне проводить уроки в новой нетрадиционной форме. В своей практике использую метод «Перевёрнутый урок». Перевёрнутый урок – это метод, по которому обучающиеся знакомятся с новым материалом дома в режиме онлайн, а на уроке отрабатывают полученные знания. Такой нетрадиционный подход является намного эффективней традиционного. Задание по теме нового урока получают дети с высоким уровнем развития за неделю до урока, чтобы у них была возможность подготовиться. На электронную почту детям приходит письмо с заданием, которое они должны выполнить на платформе «ЯКласс»:
· Изучить теорию.
· Выполнить упражнения для закрепления.
· Творческое задание, которое они самостоятельно на основе полученных знаний составляют для всего класса, это может быть: составление памятки, нарисовать рисунок, подборка иллюстраций, сделать коллаж, создать книжку-малышку, подготовит викторину, подготовить презентацию и др.
Примечание: платформа Якласс позволяет не только подготовить творческие задания для всего класса, но и разнообразить домашние задания. Кроме того, все упражнения можно распечатать для всего класса, можно включить режим «Презентация» и вывести некоторые задания на доску.
Ученик является активным участником учебной деятельности, а учитель-направляющее звено. На уроке проходит совместная исследовательская деятельность, тренировка в выполнении заданий, тестов на основе полученных знаний.
Преимущества использования платформы Якласс:
· индивидуальный подход;
· вовлеченность детей;
· навык для взрослой жизни;
· критичность мышления;
· мотивация к обучению;
· информационная грамотность.
На платформе «ЯКласс» имеется раздел «1С:Школа», который включает в себя интерактивные задания, ориентированные на доминирование активности учащихся в процессе обучения. В данном разделе задания подаются в необычном формате, здесь не приводится правильных ответов с подробным пояснением, с пошаговым разбором решения. Интерактивные задания предоставляют полную свободу в выборе и формулировки решения. В ходе выполнения интерактивных упражнений и заданий ученик сам изучает материал, ищет шаги решения, делает вывод. Интерактивные задания способствуют развитию самостоятельности в познавательной деятельности, интеллектуальному и творческому развитию, формируют исследовательский интерес.
«Переменка» это раздел личного кабинета любого пользователя портала. Здесь находятся Яклассный тест и занимательные задачки для развития логики и смекалки для любого возраста. Учащимся предлагается пройти тест, состоящий из нескольких заданий, после его завершения можно посмотреть пошаговое решение, объяснение, а затем пройти его еще раз. Задания генерируются - каждый раз новые. Логические задачки очень нравятся школьникам. Они обсуждают их на переменках в классе, включают в игровую деятельность, используют в интеллектуальных конкурсах и викторинах. Выполнение математических нестандартных задач позволит совершенствовать младшим школьникам свои знания и умения по математике. Кроме того, задачи направлены на то, чтобы пробудить у учащихся интерес к математике. Данный раздел способствует подготовке детей к олимпиаде.
На платформе «ЯКласс» проводится Международная Олимпиада по финансовой грамотности, русскому языку и математике для учащихся 2-4 классов. Олимпиада проводится в два этапа: I этап и II этап (заключительный). Участие в олимпиаде является одной из общепризнанных форм работы со способными детьми. Задания в олимпиадах всегда затрагивают интересные необычные ситуации, о которых школьники не задумываются во время стандартных уроках. Прежде чем пройти олимпиаду, ребятам предлагается подготовиться к ней, пройти тест. Задания имеют поисковый, исследовательский и проблемный характер, в том числе и нестандартный. Данный вид деятельности способствует проявить не только интерес к данному предмету, но и к процессу открытия новых знаний, способствует развитию творческих способностей учеников.
Дистанционная олимпиада способствует:
· выявлению способных учеников;
· расширению кругозора;
· развитию эрудиции и логического мышления в нестандартных ситуациях;
· развитию творческих способностей;
· ощутить собственную состоятельность;
· накопление жизненного опыта.
Я уверена, что олимпиады занимают важное место в развитии детей. Именно на первой ступени обучения происходят первые открытия ребёнка.
«Этап помощи» вывел моих учеников на более высокий уровень познавательной активности: ведь теперь у них появилось желание глубже разобраться, понять изучаемое явление.
III этап – Поощрение.
Для ребёнка очень важно получить поощрение, похвалу. ЯКЛАСС учитывает психологию младшего школьника и награждает обучающихся за работу на платформе дипломами и сертификатами, которые ребята получают 2 раза в год, а также награждает всех участников олимпиад. Награждение отправляется на электронную почту каждому индивидуально. Результаты участия обучающихся в мероприятиях различного вида фиксируется в личных портфолио детей.
Учитель, благодаря платформе Якласс, имеет возможность отслеживать результаты развития познавательной деятельности способных и талантливых школьников, это:
· тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;
· контроль за участием детей в конкурсах разного уровня, олимпиадах.
Чтобы работа была эффективной, чтобы не угасал «блеск» в детских глазах, учителю важно не упускать и своевременно фиксировать успехи таких учеников:
· публикация в газете, на сайте школы;
· награждение;
· создание информационного банка данных «Одаренные дети».
Работа со способными, талантливыми детьми развивает учеников и обогащает учителя. Цифровая платформа «ЯКласс» даёт возможность каждому ребёнку реализовать желание хорошо учиться, развивать и укреплять познавательный интерес детей по всем основным предметам начальной школы: русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение, английский язык. Если все мы будем искренне заинтересованы в успехах ребенка, то мы будем работать на результат-повышение качества образования. Результат проделанной работы:
· вырос интерес познавательной активности учащихся;
· увеличилось число участников олимпиад;
· отмечается удовлетворенность детей своей деятельностью;
· повысилась профессиональная компетентность учителя по актуальным вопросам педагогики одаренности.
Список используемой литературы:
1. https://www.yaklass.ru
2. https://infourok.ru/vipusknaya-rabota-sistema-raboti-s-odaryonnimi-detmi-2703855.html
3. https://nsportai.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2012/09/17/sistema-raboty-s-odaryonnymi-detmi
4. https://moluch.ru/archive/119/32867/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.