Языковая игра - акцентологическое домино (проектно-исследовательская работа)
Оценка 4.7

Языковая игра - акцентологическое домино (проектно-исследовательская работа)

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
русский язык
6 кл—11 кл
03.06.2021
Языковая игра - акцентологическое домино (проектно-исследовательская работа)
Доклад ЯЗЫКОВАЯ ИГРА «АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКОЕ ДОМИНО».docx

ЯЗЫКОВАЯ ИГРА «АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКОЕ ДОМИНО»

В.Д. Лебедева

Научный руководитель – О.М. Долгих, учитель русского языка и литературы МОУ Лицей №1

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №1»

Российская Федерация, 662155, г. Ачинск, 3-й микрорайон  Привокзального района, зд.17Б.

 

Аннотация

«Языковая игра «Акцентологическое домино»  – одна из форм проведения занятий, способствующая повысить уровень орфоэпической грамотности учащихся. Важнейший показатель уровня культуры человека, его образованности правильное литературное произношение, поэтому фраза «кто владеет словом – владеет миром» актуальна в наше время.

Ключевые слова

Акцентология, акцентологические нормы, акцентологические варианты, орфоэпическая грамотность, норма ударения, омонимия.

Текст

Актуальность исследования.

Правильное литературное произношение один из важных показателей общего культурного уровня современного человека. Не секрет, что встречают человека  не только «по одёжке», но и по тому, как он говорит. Красивая  грамотная  речь – это  уровень образованности, гарантия того, что вас правильно поймут. Каждый из нас говорит чаще и больше, чем пишет. Надо понимать, что любые отступления от правил произношения и  ударения  воспринимаются  как  отступления  от  точной  передачи  мысли, затрудняют общение, взаимопонимание, отвлекают от содержания речи.

Постановка и формулировка проблемы.

Проблема  правильности речи – одна  из  важных  проблем современного  общества. По данным зарубежных психологов 70% времени человек проводит в речевом общении, из них 45% слушая. Необходимо помнить, что орфоэпия усваивается, главным образом, под влиянием речи окружающих. В то же время в общественном сознании публичная речь государственных деятелей, телеведущих, журналистов воспринимается как образцовая, служит ориентиром для аудитории, к которой эта речь обращена. Однако в языке электронных СМИ, рекламы, депутатов в последние годы широко распространилось такое явление, как закрепление неверных вариантов произношения, выходящих за пределы литературной нормы, например, в таких словах, как облЕгчить вместо облегчИть, средствА вместо срЕдства, звОнит вместо звонИт, обеспечЕние вместо обеспЕчение. При этом большинство зрителей и слушателей остаются в неведении: это ошибка или, может быть, уже новая норма, если так «все говорят» и особенно если так говорит тележурналист, ведущий, комментатор, обращающийся к огромной аудитории.

Поэтому проблема правильного произношения слов состоит в том, что сам процесс живого общения  исключает возможность обдумывания и сознательного произнесения слова в соответствии с литературной нормой, что ведёт к  речевой ошибке говорящего и не позволяет точно передать смысл высказывания. 

Разработанность исследуемой проблемы.

Проблеме  формирования произносительных норм  посвящали свои работы такие учёные, как Р.И. Аванесов «Русское литературное произношение», Бондарко Л.В. «Фонетика современного русского языка», Львов В. В. «Орфоэпия на уроках русского языка». Учёные были заинтересованы в исследовании орфоэпических норм русского языка, правильности речи, соответствии её языковым нормам. 

Основная часть

Цель работы: повысить уровень орфоэпической грамотности у учащихся 8-го класса через проведение языковой игры «Акцентологическое домино» на уроках русского языка.

Объект исследования: уровень орфоэпической грамотности у учащихся 8-го класса

Предмет исследования: языковая игра «Акцентологическое домино»  как средство повышения орфоэпической грамотности у учащихся 8-го класса

Задачи:

1. Изучить акцентологические нормы русского языка.

2. Выявить причины неправильной постановки ударения в устной речи.

3. Организовать и провести исследование по овладению орфоэпической грамотностью учащихся через проведение языковой игры «Акцентологическое домино».

Гипотеза: мы предполагаем, что регулярное проведение языковой игры «Акцентологическое домино» на уроках русского языка будет способствовать овладению орфоэпической грамотностью учащимися 8-го класса.

Акцентологические нормы русского языка

Особенности и функции ударения изучает раздел языкознания – акцентология (от лат. accentus — ударение). Акцентологические нормы русского литературного языка­ –

это правила постановки ударения в словах. В русском языке сложности с постановкой ударения возникают потому, что характерными чертами его являются:

1.      Разноместность. Ударение может падать на любой слог в слове, поэтому необходимо различать звучание слов с разным значением, например, зАмок – замОк.

2.      Подвижность. При изменении слова ударение может переходить из одного слога в другой, например, окнО – Окна

3.      Акцентологические варианты – слова с двойным ударением. Они могут быть равноправными: бАржа – баржА, и неравноправными, когда  один из вариантов является предпочтительным: творОг (основной вариант) – твОрог (дополнительный вариант).

4.      Существительные иноязычного происхождения, в которых  постановка ударения зависит от  происхождения слова. Например, большинство заимствованных из французского языка слов сохраняет ударение на последнем слоге: визавИ.

5.      Наличие профессиональных и стилистически окрашенных типов произнесения слов.

Например, флюорогрАфия – флюорографИя (у медиков).

 Таким образом, орфоэпические нормы в русском языке устанавливаются согласно

существующим правилам, помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают русский литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных слов, просторечия, но, несмотря на это, в повседневной жизни люди произносят слова, ориентируясь на своё представление о языковых нормах и основываясь на собственном речевом опыте.

Причины неправильной постановки ударения в устной речи

Норма ударения это образец общепризнанного употребления ударения. Однако в настоящее время большинство людей, особенно подростков, допускает ошибки в постановке ударения, ориентируясь на собственную интуицию.

Изучив все возможные источники, статьи и книги, где рассматривалась эта проблема, мы выделили следующие причины неправильности постановки ударения в устной речи школьников:

1.                         В просторечии постановка ударения происходит согласно своим законам: люди говорят так, как им удобно (звОнишь, а не звонИшь).

2.                         Привыкнув к профессиональной деятельности, люди продолжают употреблять слова профессионализмы в повседневной речи, а ведь разница между литературным произношением и произношением профессионализмов велика: шассИ и шАсси (у лётчиков).

3.                         Наличие в языке большого количества заимствованных слов. Читая газеты и книги, где ударение обычно не обозначается, некоторые люди запоминают иностранное слово с ударением, свойственным подобным словам в русском языке. В результате чего они говорят жАлюзи вместо жалюзИ.

4.                         Явление омонимии, полной и частичной: Атлас и атлАс, гвОздики и гвоздИки, пОлки и полкИ.

5.                         Влияние письменной речи на появление ошибок. Учащийся встречается с незнакомыми словами и воспроизводит их так, как ему удобно. [2]

Таким образом, мы видим, что вышеперечисленные причины нарушения норм ударения могут  негативно влиять на развитие и использование языка. Отсюда следует, что лишь правильное ударение в слове облегчит слушателям понимание его смысла, сохранит нормы литературного языка, его целостность и общепонятность.

Опытно-экспериментальная работа по овладению орфоэпической грамотностью учащихся 8–го класса через проведение языковой игры «Акцентологическое домино».

Используя «Орфоэпический словарь русского языка» Р.И. Аванесова [1], мы отобрали слова, распределили их по тематическим группам: «в саду», «в кафе», «в медицине», «в магазине», «в путешествии», «в профессии».  Составили анкету. Предложили нашим одноклассникам, учащимся 8 класса (в количестве 28 человек) расставить ударение в словах.  Выбор групп был не случаен, мы встречались с данными словами в разных сферах нашей жизни, и, порой, часто слышали неправильное произношение даже от работников, принадлежащих к той или иной сфере деятельности. Исследование показало, что наши одноклассники слабо владеют нормами литературного произношения. Мы обозначили для себя это важной проблемой, поскольку мы отходим от норм литературного языка, можем быть непонятыми в обществе, но и  в дальнейшем орфоэпические ошибки могут составить трудности при написании ВПР, ЕГЭ. 

Мы решили провести исследование в форме языковой игры «Акцентологическое домино», чтобы повысить уровень орфоэпической грамотности у учащихся 8-го класса. В течение двух месяцев (сентябрь, октябрь) в начале урока русского языка мы проводили игру «Акцентологическое домино», игра занимала пять минут от урока. На каждую тематическую группу слов мы тратили неделю.

Ход игры: 

1

 

оптОвый

 
В игре участвовали все учащиеся класса. Каждый игрок получал слово с выделенной буквой, на которую падает ударение, например:

 

3

 

бАнты

 

1

 

оптОвый

 
В конце слова прикреплена цифра, которая указывала, что следующее слово должно следовать с ударением на первый слог, например:

 

Каждый игрок поочерёдно прикреплял слово на доску, проговаривал его в соответствии с орфоэпической нормой в составе придуманного словосочетания или предложения (например, оптОвый магазин), потом выходил  другой игрок, прикреплял слово с ударением на тот слог, на который указывала последняя цифра предыдущего слова, и так далее, пока слова не закончились. Получалась цепочка из слов одной тематической группы, например, «в магазине»:

 

 


В конце каждой недели после игры мы раздавали одноклассникам сюжетные картинки по определённой тематической группе. Мы составляли их,  используя программу Microsoft Office Word 2010. На картинке находились слова, произношения которых наши одноклассники запоминали в течение недели. Учащиеся  уже «без подсказок» расставляли ударение.

Через два месяца мы снова провели исследование, раздали анкеты с теми словами, которые были выданы первоначально, и увидели, что уровень орфоэпической грамотности у наших одноклассников повысился.

Таким образом, мы увидели, что игра «Акцентологическое домино» способствовала повышению уровня орфоэпической грамотности учащихся. Такую форму проведения мы выбрали не случайно, так как игра создаёт интригу, поддерживает интерес, внимание, и мы ещё раз в этом убедились.

Заключение

В результате всей проделанной работы  мы пришли к выводу, что правильная постановка ударения является необходимым признаком культурной, грамотной речи. Владение орфоэпическими нормами в обществе должно восприниматься и оцениваться как должное, а нарушение норм произношения желательно не допускать, так как они могут  негативно влиять на развитие и использование языка. Отсюда следует, что лишь правильное ударение в слове облегчит слушателям понимание его смысла, сохранит нормы литературного языка, его целостность и общепонятность.  В целях повышения уровня орфоэпической грамотности нами была разработана игра «Акцентологическое домино», которая способствовала развитию речевого слуха, самостоятельности учащихся 8-го класса в решении вопросов произношения и ударения, формированию у них прочных умений и навыков правильной устной речи. Следовательно, наша гипотеза подтвердилась.

Изучив внимательно нашу работу, мы пришли к выводу о том, что данный материал может найти практическое применение у учителей русского языка и литературы, учащихся, родителей. Разработанная нами интерактивная игра «Акцентологическое домино» поможет при организации уроков русского языка, при проведении внеклассных мероприятий, а также самим учащимся при подготовке к ВПР, экзаменам. Для того чтобы уровень речевой культуры в школе рос, мы решили продолжить игру и добавить новые группы слов из разных сфер, а также поделиться нашей разработкой с другими классами.

Мы бы хотели дать небольшой совет нашим одноклассникам: «Говорите правильно, ведь «речевое поведение – визитная карточка человека в обществе». (Т.Г. Винокур) [3]

 

            © Лебедева В.Д., 2020

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографические ссылки

1.       Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. Раздел: Русский язык - Фонетика.
Графика. Орфография. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1956. 567 с.

2.       Бондарко Л.В. Фонетика современного русского языка: учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-
Петербург. ун-та, 1998. 456 с.

3.      Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И. Современный русский язык / Под ред. Валгиной: учебник для вузов - Изд. 6-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2001.346 с.


 

ЯЗЫКОВАЯ ИГРА «АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКОЕ

ЯЗЫКОВАЯ ИГРА «АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКОЕ

Основная часть Цель работы : п овысить уровень орфоэпической грамотности у учащихся 8-го класса через проведение языковой игры «Акцентологическое домино» на уроках русского языка

Основная часть Цель работы : п овысить уровень орфоэпической грамотности у учащихся 8-го класса через проведение языковой игры «Акцентологическое домино» на уроках русского языка

Наличие в языке большого количества заимствованных слов

Наличие в языке большого количества заимствованных слов

Через два месяца мы снова провели исследование, раздали анкеты с теми словами, которые были выданы первоначально, и увидели, что уровень орфоэпической грамотности у наших одноклассников…

Через два месяца мы снова провели исследование, раздали анкеты с теми словами, которые были выданы первоначально, и увидели, что уровень орфоэпической грамотности у наших одноклассников…

Библиографические ссылки 1.

Библиографические ссылки 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2021