Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Литературное чтение
Урок 110.
Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями
Тема: Юмористический рассказ на серьёзную тему (В. Драгунский «Что любит Мишка»)
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
1 2 3
Проверки домашнего задания.
– Какие рассказы Носова вы вспомнили? Какие они? Над чем смеётся автор?
– Легко ли пересказывать юмористический рассказ? Почему?
– Попробуйте пересказать одну из историй Носова так, чтобы слушателям было
и смешно, и понятно, над чем они смеются.
II. Развитие
2 4 1 2 3 1 2 3 3
Работа с текстом.
© ООО «Баласс», 2015
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в
результате совместной
1умений.
Работа с текстом до чтения.
– Можно ли Виктора Драгунского назвать писателемюмористом?
(Нет, в его рассказах весёлое, смешное – лишь часть повествования.)
– Вспомните самые весёлые рассказы Драгунского. А какие рассказы вы бы
назвали серьёзными?
– Будут ли смешные сцены в рассказе «Что любит Мишка»? Какие? Почему вы
так думаете?
Работа с текстом во время чтения.
1) Самостоятельное чтение рассказа «Что любит Мишка».
– Что смешного в этом рассказе? (Ответ Мишки.) А что весёлого, радостного?
(Радостно выскакивают звуки, весело с ребятами говорит Борис Сергеевич.)
– Обязательно ли смешное бывает весёлым и радостным?
2) Повторное чтение текста.
– Составьте необычный план рассказа (не от содержания, а от настроения,
тональности повествования). Слова лучше находить в тексте, ведь это подсказка
читателям. Например:
а) «Приветливое и радостное». д) «Интересно».
б) «Серьёзное». е) «Недовольно и строго».
в) «Внимательно». ж) «Смущённо».
г) «Внимательно», «задумчивое».
– Как этот план поможет вам прочитать текст выразительно?
Выразительное чтение рассказа учащимися.
Работа с текстом после чтения.
1) Беседа с учащимися. Вопросы 1–4 учебника (с. 159).
– А есть ли в этом рассказе серьёзные размышления автора? (Да, размышления о
человеке: о нём очень много можно узнать и понять, когда он рассказывает о
том, что любит.)
работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать речь
других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
© ООО «Баласс», 2015
22) Рассказы учащихся «А что люблю я».
– Попробуйте ответить на этот вопрос серьёзно и смешно.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и
в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность
действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе
работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
ΙΙΙ
. Итог.
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
IV. Домашнее
задание.
Задание 5 (с. 159 учебника).
Подготовка к уроку внеклассного чтения.
© ООО «Баласс», 2015
3Урок 111 112.
Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями
Внеклассное чтение.
Тема: Юмористические рассказы В. Драгунского, Ю. Сотника и Н. Носова
К уроку ребята читают «Денискины рассказы» В. Драгунского, рассказы Ю. Сотника из книги «"Архимед" Вовки
Грушина», рассказы Н. Носова из сборника «Туктуктук» и др., возможно обращение к детским юмористическим
рассказам М. Зощенко.
Домашнее задание.
К следующему уроку внеклассного чтения читать рассказы и стихи И. Пивоваровой, В. Голявкина, О. Кургузова.
© ООО «Баласс», 2015
4