Авторская программа "Юный художник" для детей старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка
Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремесел, но и для общего образования и воспитания.
Изобразительная деятельность стоит среди самых интересных видов деятельности дошкольников и младших школьников. Она позволяет ребенку выразить в рисунках свое личное впечатление об окружающем мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что дети дошкольного и младшего школьного возрастов еще не умеют правильно держать инструмент, которым рисуют (карандаш, кисть), не владеют рациональными способами движения руки при рисовании, отчего эти движения часто бывают неуверенными, неточными, скованными, что в свою очередь вызывает чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к быстрому ее утомлению. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов рисования ими, их выразительных возможностей
Юный художник.doc
Авторская программа "Юный художник" для детей старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка
Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что
обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремесел, но и для общего образования и
воспитания.
Изобразительная деятельность стоит среди самых интересных видов деятельности дошкольников и младших
школьников. Она позволяет ребенку выразить в рисунках свое личное впечатление об окружающем мире.
Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей,
раскрытия и обогащения его творческих способностей.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что дети дошкольного и младшего школьного возрастов
еще не умеют правильно держать инструмент, которым рисуют (карандаш, кисть), не владеют рациональными
способами движения руки при рисовании, отчего эти движения часто бывают неуверенными, неточными,
скованными, что в свою очередь вызывает чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к быстрому ее
утомлению. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов рисования ими, их
выразительных возможностей вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку
передать в рисунке задуманное.
Анализ процесса изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны:
отчетливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой
стороны: умения выразить эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить
движение руки задаче изображения. Следовательно, требуется не только специальная организация восприятия
детей с целью образования нужных представлений, но и развитие движений руки, формирование графических
навыков и умений.
Поэтому овладение графической стороной рисования является важным условием, обеспечивающим
творческое решение изобразительной задачи, развития способности к рисованию. Реализация поставленных
ребенком целей и задач способствует полноценному и разностороннему развитию.
Также важно отметить, что стандартные программы дошкольного и школьного обучения имеют
общеобразовательный характер. В отношении изобразительного искусства занятия ограничиваются как
временными рамками, так и узкой направленностью. Данная программа расширяет вариативную
составляющую часть дошкольной и школьной программ по изобразительному искусству.
Стоит отметить, что практически во всех населенных пунктах Мурманской области, в том числе в ЗАТО
Североморск, не решен вопрос полного обеспечения местами в детских садах. Каждый год количество детей,
нуждающихся в устройстве, не уменьшается. В связи с этим многие дети не получают полноценного
дошкольного образования, идя в школу неподготовленными. Результатом чего может являться плохое
усвоение школьного материала, в том числе и на уроках рисования, что может привести к потере интереса к
изобразительной деятельности. Данная программа позволит детям, не попавшим в детский сад, получить
полноценное эстетическое дошкольное образование и сохранить интерес к данной деятельности.
Таким образом, реализация данной программы позволит детям получить более широкое представление об
изобразительном искусстве, также позволит попасть в коллектив единомышленников, которые настроены на
процесс творения, эстетического познания и расширения мировоззрения. Мир перестанет быть ограниченным
рамками семьи, детского сада, школы или двора. Ребенок начнет иначе осознавать себя в социуме и
окружающем мире.
Цель образовательной программы – развитие творчества, эстетического вкуса, чувства образного
представления и воображения посредством обучения детей изображению предметов и явлений как образного
отражения жизненных впечатлений.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач: научить владеть средствами художественной выразительности;
научить составлять законченную композицию по эскизам и выполнять ее разными изобразительными
средствами;
формировать интерес к изобразительному искусству;
углубить и расширить знания о некоторых приемах работы в творческой деятельности.
формирование нравственноэстетической отзывчивости на прекрасное в жизни;
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его
исторические и национальные особенности;
формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи.
развитие у детей фантазии, образного мышления;
формировать эстетический и художественный вкус;
содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Исходя из поставленных задач, важнейшими принципами построения программы являются:
научность и доступность: использование на занятиях доступных для детей понятий и терминов, учет
уровня подготовки, опора на имеющийся у учащихся опыт от простого к сложному;
системность, последовательность и доступность в освоении трудовых приемов: изучение нового
материала опирается на ранее приобретенные знания;
гуманистический характер отношений педагога и ребенка: ребенок рассматривается как активный
субъект совместной с педагогом деятельности, основанной на реальном сотрудничестве, уважении к
личности и демократическом стиле взаимоотношений педагога с детьми;
принцип природосообразности предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей,
задатков, возможностей детей при включении их в различные виды деятельности;
разнообразие и приоритет практической деятельности;
поощрение творческих достижений обучающихся, самостоятельности при выполнении творческих
практических работ;
принцип модульного построения содержания программы;
принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении;
принцип осмысленного подхода учащихся к творческой работе, ходу ее осуществления и конечному
результату.
Этапы обучения
Данная программа рассчитана на 2 года обучения для детей возраста 57 лет.
В образовательной программе “Юный художник” распределение учебной нагрузки представлено следующим
образом:
1 год обучения – (2 раз в неделю по 1 часа) х 36 недель = 72 часа;
2 год обучения – (2 раз в неделю по 1 часа) х 36 недель = 72 часа;
Один академический час занятия в группе равен 35 минутам астрономического времени.
Форма занятий – групповая. В объединение принимаются все желающие дети 5–7 лет по заявлению родителей
или лица их заменяющего. Количество обучающихся групп составляет 12 человек.
Для достижения поставленных цели и задач предусматривается отбор основных форм совместной
деятельности педагога и обучающихся на занятиях в объединении “Юный художник”. В связи с этим особое
место занимают следующие формы работы:
Индивидуальные: индивидуальная помощь и консультация учащихся.
Формы работы
Групповые: работа в составе малых групп – парная, группы по 34 человека; по возрастам; по уровню освоения
программы.
Творческие задания: фантазийное рисование, рисование на заданную тему с самостоятельным выбором сюжета.
упражнения на развитие визуальной памяти и воображения.
Экскурсии: в выставочные залы, музеи, в художественные мастерские.
Конкурсы: среди воспитанников объединения и учреждения, городские, областные, всероссийские,
декоративноприкладного творчества; конкурсы семейного творчества
Программа включает в себя основы:
изобразительного искусства,
лепки,
аппликации,
оригами,
декоративноприкладного творчества.
На первом году обучения уделяется большое внимание развитию мелкой моторике рук, вниманию,
эмоциональному настрою, результативности, т.к. в скором времени детям предстоит учиться в школе,
необходимо привить им сознание собственной успешности, состоятельности, уверенности в себе.
На этом этапе дети знакомятся с основами рисования, обучаются основам графики и живописи: учатся
работать с карандашами, мелками, приобретают умения действовать кистью, красками: акварелью и гуашью,
раскрывают волшебство появления цвета при помощи смешивания красок. Знакомятся с понятиями портрет,
натюрморт, пейзаж.
При работе с бумагой дети знакомятся с техникой выполнения аппликации, развивают глазомер, приобретают
чувство формы, ритма, учатся соотношению частей и целого, умение действовать карандашом, ножницами,
наносить клей кисточкой, приклеивать детали.
Лепка способствует у детей развитию группы мелких мышц кистей рук и пальцев, выработке навыков работы с
различными материалами и умений пользоваться простейшими инструментами, расширению кругозора детей,
ребята учатся соразмерять детали по толщине и длине, формируются навыки сравнения, анализа.
На втором году обучения сюжеты работ усложняются, количество персонажей увеличивается.
В связи с усложнением композиции, растут требования и к цвету. Расширяется цветовая гамма. Дети узнают
новые оттенки различных цветов, учатся их составлять. Закрепляются знания полученные ранее.
Повышается сложность выполняемых работ, чаще используются смешанные техники. Дети начинают осваивать
приемы рисования с натуры. На занятиях лепкой дети узнают о новых материалах используемых в лепке и способах их обработки. С
использованием новых инструментов усложняется и выполняемая работа. Время на её создание требуется
больше. Сделанные работы носят утилитарный характер – это картинки и игрушки.
На занятиях аппликацией дети знакомятся с таким техническим приёмом изобразительного искусства как
коллаж.
Ожидаемые результаты
К концу обучения воспитанники должны знать:
основные приемы и способы рисования;
основы цветоведения;
основные признаки композиции;
понятия: орнамент, ритм, контраст;
технологии работы с бумагой, картоном и другими материалами;
операции работы с различным прикладным материалом;
правила санитарии, гигиены и техники безопасности.
Должны уметь:
готовить рабочие место и распределять труд по операциям;
работать с предлагаемым инструментом и материалом;
выполнять основные приемы лепки, аппликации, бумагопластики;
создавать работы по собственному замыслу, используя различные техники;
работать над созданием коллективных работ.
Результатом деятельности коллектива могут служить выставки, а также активное участие в различных
конкурсах.
Концентрическое построение программы предлагает постепенное расширение и углубление знаний,
совершенствование творческих умений и навыков детей от одной ступени к другой. Учащиеся включены в
различные сферы деятельности: репродуктивную, творческую, познавательную, практическую и т.д.
Главная форма работы – игра, результатом которой является выполненная работа. Каждый год обучения –
это этап не только освоение теоретических и практических основ разнообразной деятельности, это этап
развития личности ребёнка, его творческих способностей.
Материалы по учебнотематическому планированию представлены в Приложении 1.
Материалы по методическому обеспечению программы представлены в Приложении 2.
Техническое оснащение программы
Материальнотехническое оснащение кабинета: наличие необходимого освещения, рабочих мест (мольбертов),
водоснабжения, инструментов и материалов, используемых в процессе обучения, специализированная мебель для их хранения, школьная настенная доска, рамы различного размера для оформления работ и проведения
выставок.
В качестве дидактического материала необходимо иметь:
1. Наглядные пособия, схемы, чертежи.
2. Тематические образцы изделий.
3. Методическая литература по изготовлению поделок, сувениров.
4. Детская литература с иллюстрациями художников.
5. Фотографии диких и домашних животных.
6. Литература по искусству.
7. Психологопедагогическая литература
Применяемые средства, инструменты и расходные материалы:
Для проведения теоретических и практических работ по темам программы используются разнообразные
инструменты и материалы.
Инструменты
Материалы
ластик;
точилка для карандашей;
ножницы;
кисти “Белка”, “Щетина”, “Пони” №№ 1 12 плоские и
круглые;
палитра;
емкости для воды;
стека;
предметы, дающие фигурный оттиск на готовом изделии;
пластиковые дощечки разного формата;
полиэтиленовые пакеты для хранения теста;
сито;
бесцветный лак;
оргалит;
мольберты;
магнитная доска;
рабочие столы;
муляжи и макеты для постановки натюрмортов;
простой карандаш;
альбом для рисования;
бумага для рисования акварелью;
бумага для рисования гуашью;
цветные карандаши;
простые карандаши;
акварель художественная;
гуашь художественная;
пластилин;
цветная бумага;
цветной картон;
мука;
соль;
клей – карандаш;
"Юный художник"
"Юный художник"
"Юный художник"
"Юный художник"
"Юный художник"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.