"Южно-Африканская Республика"
Оценка 5

"Южно-Африканская Республика"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
география
01.02.2022
"Южно-Африканская Республика"
Знакомство с удивительной страной расположенной на материке Африка.
География, 11 класс ЮАР.docx

География. 

   Тема урока: «Южно-Африканская Республика», 11 класс

Цель урока: дать общее представление о стране.

 

Образовательные задачи:

- обеспечить усвоение знаний об основных чертах экономико-географического положения страны, проблемах использования территории, природных и сырьевых ресурсов, национальном составе.

 

Воспитательные задачи:

- обучающая - познакомить учащихся с государством ЮАР, географическим её положением, климатом, животным миром, отраслями хозяйства, населением; закреплять умение учащихся работать с картой

-развивающая - развивать пространственное картографическое мышление, умение находить на карте нужные объекты, корригировать связную устную речь, развивать кругозор.

воспитывающая –воспитывать самостоятельность в  работе

 

- в целях решения задач физического и санитарно-гигиенического воспитания, развития работоспособности, профилактики утомления провести физкультминутку;

- формирование экологической культуры на примере сохранения дикой природы в заповедниках ЮАР;

 

Задачи развития обучающихся:

· в целях решения задач развития у обучающихся умений выделять главное, существенное в изучаемом материале составить характеристику ЭГП страны и сделать выводы;

- для решения задачи развития у школьников самостоятельности мышления и в учебной деятельности обеспечить в ходе урока возможности для группового вида деятельности;

- обеспечить в ходе урока развитие речи обучающихся: обогащать и усложнять словарный состав и смысловые функции речи обучающихся в ходе решения образовательных задач;

- формировать у обучающихся умения осуществлять основные мыслительные операции;

- развивать воображение, память, внимание обучающихся;

- развивать у обучающихся ориентирование в пространстве и времени.

 

Мотивационное обеспечение урока:

- постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение школьников к учению через: а) работу в зоне ближайшего развития;

б) создание ситуации успеха;

в) обеспечение психического и физического здоровья обучающихся на уроке, гигиены труда;

- стимулировать мотивацию учения через удовлетворение потребностей обучающихся в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками, через деловое сотрудничество (работа в парах, группах и т. д.)

- стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.

 

Оформление и оборудование кабинета:

1.      Компьютер, мультимедийный проектор, ноутбуки, слайд-шоу «Южно-Африканская Республика»

2.      Физическая и экономическая карты Африки.

3.      А) Изречения: «Земля – мать богатства, труд – его отец» (В этом изречении видного британского экономиста  говорится об огромном значении основных факторов производства  земли и труда т.е  материальных благ. Тем самым ученый подчеркивает их исключительную важность.  (Африканская пословица)  

               Б)         «Учиться можно весело…

                     Чтобы переваривать знания,

                     Надо поглощать их с аппетитом!»

 

       Тип урока: комбинированный.

ПЛАН УРОКА

1.      Характеристика ЭГП ЮАР.

2.      Визитная карточка страны.

3.      Население ЮАР.

4.      Хозяйство.

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Вступительная часть

Объявление темы и цели

Выполняют упражнение-энергизатор

Основная часть

Побуждение обучающихся к анализу проблем, оказание помощи при необходимости актуализировать необходимые знания.

Работа с контурными картами, с таблицами. Работа в парах, выступления с отчётами

Заключительная часть

Краткое резюме выступлений. Подведение итогов. Рефлексионная оценка деятельности.

Формулировка вывода. Запись домашнего задания, выставление оценок в дневники. Рефлексия.

 

Подготовительная работа

 

На уроке предполагается работа в парах. Деление на пары проводится до урока.

 

ХОД УРОКА

 

1.                  Оргмомент

 

  Вступительное слово учителя . 

Энергизатор «Комплимент»

- Сегодня мы продолжим изучение Африки. Что вы знаете об Африке?

 

- Какие крупные страны, расположенные на материке вы знаете? Покажите их.

 

Верны ли следующие утверждения:

1.      Для стран Африки характерны высокие темпы урбанизации

2.      Африка –регион самой высокой смертности  и самой высокой рождаемости

 

 

   1.Учитель обращает внимание на цитату на доске: «Учиться можно весело…

                                                                                        Чтобы переваривать знания,

                                                                                    Надо поглощать их с аппетитом!»

  Фрагмент №2 мульт.фильма «Айболит» (1) (показ на интерактивной доске)

1.      (видеоролик 2 минуты. Через виар -шлем ученик определяет тему урока)

 

   И разговор у нас с вами пойдёт именно о Южно-Африканской Республике.

С ней, с единственной экономически развитой страной на континенте, мы должны будем познакомиться.

Цель урока: Познакомиться с особенностями экономического и социального развития ЮАР, как развитого государства мира.

Запишем в тетрадях тему урока (записываем на доске) «Южно-Африканская Республика».

 

2.      Основная часть урока 

     Южную Африку Вы мечтали посетить с детства лишь только узнали о реке Лимпопо, по которой все еще "гуляет Гиппопотам", о пустыне Калахари, где охотники-бушмены добывают себе пропитание… Южная Африка далеко, но в то же время, посетив "город золота" - Йоханнесбург, вы сможете сделать покупки в шикарном ювелирном магазине, не подозревая, что он принадлежит родственнику Льва Толстого. А если повезет, познакомитесь с внуками графа Елагина и князя Бибикова.

     Сказочно богата и интересна природа этой страны, ведь ЮАР - это единственное место в мире, где полярные пингвины и котики живут по соседству с такими любителями экваториальной жары, как антилопы-гну, зебры и фламинго в самом большом и богатом крупными животными Национальном парке Крюгера.

-  На земле Южно - Африканской Республики самым причудливым образом соседствуют древние экзотические обычаи, новейшие технологии белого человека, утонченная цивилизация индо-арабского мира… Золотые пески тропических пляжей, снега Драконовых гор, самые богатые в мире заповедники - это тоже ЮАР.

Итак, обо всём по порядку. На столах у вас есть план-урока

 

Работаем по следующему плану:

1.      ЭГП  ЮАР

2.      «Визитная карточка» страны

3.      Население

4.      Хозяйство.

1. ЭГП (Работа у доски по карте и контурным картам на местах) отмечаем на к/к

 Ответ учащегося: Страна находится на юге материка Африка.  ЮАР граничит с развивающимися странами: Намибией, Ботсваной, Зимбабве, Мозамбиком, Свазилендом. На территории  ЮАР анклавом расположено Королевство Лесото. На востоке страны расположены  Драконовые горы, на юге – Капские горы.

     ЮАР омывается водами Атлантического и Индийского океанов, расположена на   пересечении морских путей из Азии, Австралии в Европу и Америку, что чрезвычайно выгодно.         

      ЮАР – единственное на континенте экономически развитое государство.

Запишем в тетрадях вывод.

·          Можно подумать, что находишься где-то на краю земли. Отчасти так оно и есть: здесь заканчивается Африканский континент, и чуть поодаль сходятся два океана, Атлантический и Индийский, причем глаз легко различает границу — бирюзовые, веселые волны Индийского никак не желают смешиваться с серо-стальными, хмурыми бурунами Атлантики.

· Но диким уголком это место никак не назовешь. Неподалёку находится мыс Доброй Надежды, где основан город Кейптаун  в 1652 г. Именно там и тогда высадился его основатель, агент голландской Ост-Индской компании Ян фон Рибек с сотней соратников, чтобы создать стоянку для судов компании на полдороге в вожделенную Индию, манившую пряностями.

·         Сообщение о бурах

 И сейчас, как и тогда в Кейптауне можно пополнить водой и провиантом корабли, идущие из Атлантического океана в Индийский и обратно.

                                                                                                                       

Название страны,

столица

Площадь страны

Форма правления

Форма

террит-ого

устройства

Числ-сть нас.

Тип воспроизв.

Валюта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.«Визитная карточка» страны. (Для составления «визитной карточки» на столах у вас  таблица, которые мы будем с вами заполнять по ходу нашего урока)

 

Государство в Южной Африке - Южно-Африканская Республика. Общая площадь -2 246 538 кв. км. Разделена на 9провинций. Столица - Претория, Население более 50млн. чел. (занимает 5 место в Африке).

     Основные города: Кейптаун, Йоханесбург, Дурбан, Претория, Порт-Элизабет и т.д.

· Форма государственного правления – Республика во главе с президентом Сирил Рамафоса (показать слайд)

· Форма административно-территориального устройства: федеративная

· Денежная единица – южноафриканский ренд. (показать на слайде)

· Язык - официальными являются 11 языков - африкаанс, английский,

· Около 80% граждан ЮАР  -чернокожие африканцы масубия,  зулу, коса, свази, суто, тсвана, тсонга, венда.

Население европейского происхождения составляет менее 10% .

Третья по численности группа ЮАР- мулаты и метисы.

·         Страна относится ко – II типу воспроизводства населения.(когда уровень рождаемости  и смертности остаются высокими)

 

·         Религия :Исповедуют христианство , иудаизм, ислам, индуизм

·         Государственная символика:

-Флаг

             -Герб.  Птица-секретарь, которая считается в Африке благородной птицей и символизирует превосходство над врагами и защиту от них (расправленные крылья)

           - Гимн (показать слайды)  

Сообщение о дипломатических отношениях между Россией и ЮАР (на дроне поднимается флаг России и ЮАР)  ( выпускается на 3D принтере Птица мира)

 

Проверка таблицы «Визитная карточка».

 

1.      А теперь обратимся к главному достоинству государства. А что составляет достояние любого государства? Конечно, это его население.

 

   Сегодня ЮАР – пример благополучия и мирного сосуществования различных народов.

Исторически сложилось, что на территории ЮАР проживает много народностей, представители всех трёх рас человечества: бушмены, зулусы, коса, африканеры…под девизом «Разные люди, объединяйтесь!» (показать слайды по населению)

     Разнообразие народов, населяющих эту удивительную страну, напоминает все цвета радуги, поэтому ЮАР образно называют "Страной радуги".

   Вернёмся на свою родину  в  России проживает  более 190 национальностей, а в нашей Республике ведь у нас тоже мирно сосуществуют представители более 20 национальностей. Только в нашей школе обучаются дети – представители 4 наций!

 

4.Хозяйство страны. Работа по  парам.

1 пара будет готовить сообщение о полезных ископаемых страны, используя атлас и дополнительный материал,

 2 пара – об агроклиматических ресурсах,

3 пара – о животном мире страны и его влиянии на экономику,

 4пара - о промышленности, транспорте.

  5пара - о сельском хозяйстве.

 

 (Даётся время на подготовку – 3 минуты, выступления – по 1 минуте)

 

Как мы вместе убедились, несмотря на то, что страна занимает лишь 4% всего Африканского континента, она самая развитая из всех африканских стран.

        Обратите внимание на (СЛАЙД), на котором представлены самые последние данные  по добыче полезных ископаемых на планете.

        Я попрошу (Ф. И.) подойти, изучить и сделать выводы.

       Причём, горнодобывающие оборудование и технологии ЮАР на сегодня являются одним из лучших в мире. В это внёс свой вклад наш воронежский инженер Борис Деркачёв.

        Его разработка по добыче золота, к сожалению, не была востребована у нас, в России, а зарубежные золотодобытчики предложили ему выгодные контракты. Теперь Деркачёв работает в ЮАР, благодаря его изобретению до 96 % золота извлекается из руды – это фантастическая цифра!

         Климатические условия Южно-Африканской республики - это рай на земле, и здесь нет никакого преувеличения. Весной всеми красками просыпается природа и происходит ее новое рождение, а вместе с ней и всех людей этой удивительной страны. Это также одна из причин, по которой ЮАР называют "страной радуги", причём они очень бережно относятся к природе.        

      Что вы можете сказать по этому поводу?

Такое бережное отношение к природе должно быть у каждого народа.

Ø  ТЕСТОВАЯ РАБОТА ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ

 

1)ЮАР имеет границы с государствами Африки

 А) 4;

Б) 5;

В)6;

Г)7.

 

2) Площадь территории ЮАР – млн.км2.

 

А) 2 246 538;

Б) 1, 223 324;

В) 3,661 144

Г) 4,881 223

 

3)По численности населения ЮАР занимает ….. место в мире

А)11;

Б) 26;

 В) 93;

Г) 113

 

4 )Плотность населения ЮАР ….. человек на 1 км2

А)14

Б)41

В)34

Г)164

 

5) Денежная единица ЮАР

А) рупи

Б) квача

В) динар

Г)ренд

 

6.) Какое утверждение  о ЮАР является ложным:

А) самая национально разнообразная страна;

Б) обладает самыми богатыми минеральными ресурсами в Африке;

В)самая экономически развитая стран;

Г) никогда не была колонией европейских стран

 

7) По форме правления ЮАР является:

А) парламентской республикой

Б)  абсолютной монархией

В)конституционной монархией

Ответы: 1-в, 2-а, 3-б, 4-в, 5-в, 6-г, 7-а

 

 

Ø  ЕГЭ задание

 

Задание 11

Наиболее крупной по численности населения страной Африки является:

1)                  ЮАР

2)                  Нигерия

3)                  Египет

4)                  Алжир

Правильный ответ: 2

Пояснения. Нигерия относится к крупнейшим по численности населения странам мира.( 132 млн.чел.)

                      

Задание 11

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

 

Географические особенности ЮАР

 ЮАР — одна из стран Африки. Расположена на юге региона. Омывается водами _______(А) океана(-ов). ЮАР относится к странам переселенческого типа и является одной из самых развитых в своем регионе. По форме правления и административно-территориальному устройству ЮАР является _______(Б). Страна обладает огромными запасами разных видов природных ресурсов. Как и в большинстве стран Африки, в ЮАР преобладает темнокожее население (здесь оно составляет более 80 %). В структуре населения ЮАР преобладает _______(В) население.

 

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно вставляя на места пропусков слова (словосочетание) из списка в нужной форме. Обратите внимание на то, что слов (словосочетания) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

 

Список слов (словосочетаний):

1) сельское;

2) городское;

3) один;

4) два;

5) три;

6) федеративная монархия;

7) унитарная монархия;

8) федеративная республика;

9) унитарная республика.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

Ответ: Ответ: 482.

 

 

А

Б

В

 

 

Пояснение:

 

А — 4 — двух океанов;

Б — 8 — федеративной республикой;

В — 2 — городское.

 

 Релаксация: Радио FM

 

 

4. Заключительный этап урока.

·                     Вернёмся к нашему плану. Сегодня мы должны были ознакомиться с ЮАР. А именно:

·                      во-первых, рассмотрели ЭГП страны и выяснили, удобное оно или неудобное. (Ещё раз вывод делают обучающиеся).

·                      Во-вторых, составили «визитную карточку» страны, заполнили таблицу, которую вы оставите себе, будете продолжать на следующих уроках.

·                     В-третьих, узнали об особенностях населения страны.

·                      В-четвёртых, рассмотрели основные отрасли хозяйства.

Итак, ЮАР – одна из развитых стран мира, смогла добиться этого, возможно, следуя африканской пословице «Земля – мать богатства, труд – его отец». (показать слайд)

- Как вы понимаете эту пословицу? (выступления обучающихся)

Давайте запишем в своих тетрадях эту пословицу.

 

Рефлексия: Что нового узнали на уроке,

                       Что вам понравилось?

                       Что вам не понравилось?

А может быть вам после сегодняшнего урока захочется поближе познакомиться с этой страной.

В конце нашей встречи мне бы хотелось, чтобы вы взяли карточки с клоунами. Нарисуйте, пожалуйста, клоунам такой рот, который соответствует вашему настроению после урока. Сдайте клоунов учителю.

 

Выставление оценок, запись домашнего задания: п.47

 

Оценка урока детьми:

 

Спасибо.  До новых встреч!

 ФОТО на память

 

Резерв. Закрепление.   Продолжить предложение: 

- ЮАР расположена....   (юге Африки)

     -Столица..       (Претория)         

    -Омывается водами...  (Атлантич. и Индийского)

    -На территории ЮАР протекают реки....       (Лимпопо)

  - Недра богаты полезными ископаемыми.... (золото, платина, алмазы, хромиты, марганцевые руды, сурьмы.  Добывают уран, железную руду, медь)

   -На юго- востоке возвышаюся горы... (Драконовые)

  - Климат в ЮАР...  (тропич.  и  субтропич.)    

   - Большую часть страны занимает природная зона...  

   - Самый большой город ...

 

 

 

Приложение:

1 пара будет готовить сообщение о полезных ископаемых страны, используя атлас и дополнительный материал,

 

 2 пара – об агроклиматических ресурсах,

 

3 пара – о животном мире страны и его влиянии на экономику,

 

4пара - о промышленности, транспорте.

 

5пара - о сельском хозяйстве.

 

 

 

 

 

      


 

География. Тема урока: «Южно-Африканская

География. Тема урока: «Южно-Африканская

ПЛАН УРОКА 1. Характеристика

ПЛАН УРОКА 1. Характеристика

Запишем в тетрадях тему урока (записываем на доске) «Южно-Африканская

Запишем в тетрадях тему урока (записываем на доске) «Южно-Африканская

Визитная карточка» страны. ( Для составления «визитной карточки» на столах у вас таблица, которые мы будем с вами заполнять по ходу нашего урока)

Визитная карточка» страны. ( Для составления «визитной карточки» на столах у вас таблица, которые мы будем с вами заполнять по ходу нашего урока)

Обратите внимание на ( СЛАЙД ), на котором представлены самые последние данные по добыче полезных ископаемых на планете

Обратите внимание на ( СЛАЙД ), на котором представлены самые последние данные по добыче полезных ископаемых на планете

ЕГЭ задание Задание 11

ЕГЭ задание Задание 11

Заключительный этап урока. ·

Заключительный этап урока. ·

5пара - о сельском хозяйстве.

5пара - о сельском хозяйстве.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2022