География.
Тема урока: «Южно-Африканская Республика», 11 класс
Цель урока: дать общее представление о стране.
Образовательные задачи:
- обеспечить усвоение знаний об основных чертах экономико-географического положения страны, проблемах использования территории, природных и сырьевых ресурсов, национальном составе.
Воспитательные задачи:
- обучающая - познакомить учащихся с государством ЮАР, географическим её положением, климатом, животным миром, отраслями хозяйства, населением; закреплять умение учащихся работать с картой
-развивающая - развивать пространственное картографическое мышление, умение находить на карте нужные объекты, корригировать связную устную речь, развивать кругозор.
воспитывающая –воспитывать самостоятельность в работе
- в целях решения задач физического и санитарно-гигиенического воспитания, развития работоспособности, профилактики утомления провести физкультминутку;
- формирование экологической культуры на примере сохранения дикой природы в заповедниках ЮАР;
Задачи развития обучающихся:
· в целях решения задач развития у обучающихся умений выделять главное, существенное в изучаемом материале составить характеристику ЭГП страны и сделать выводы;
- для решения задачи развития у школьников самостоятельности мышления и в учебной деятельности обеспечить в ходе урока возможности для группового вида деятельности;
- обеспечить в ходе урока развитие речи обучающихся: обогащать и усложнять словарный состав и смысловые функции речи обучающихся в ходе решения образовательных задач;
- формировать у обучающихся умения осуществлять основные мыслительные операции;
- развивать воображение, память, внимание обучающихся;
- развивать у обучающихся ориентирование в пространстве и времени.
Мотивационное обеспечение урока:
- постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение школьников к учению через: а) работу в зоне ближайшего развития;
б) создание ситуации успеха;
в) обеспечение психического и физического здоровья обучающихся на уроке, гигиены труда;
- стимулировать мотивацию учения через удовлетворение потребностей обучающихся в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками, через деловое сотрудничество (работа в парах, группах и т. д.)
- стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.
Оформление и оборудование кабинета:
1. Компьютер, мультимедийный проектор, ноутбуки, слайд-шоу «Южно-Африканская Республика»
2. Физическая и экономическая карты Африки.
3. А) Изречения: «Земля – мать богатства, труд – его отец» (В этом изречении видного британского экономиста говорится об огромном значении основных факторов производства земли и труда т.е материальных благ. Тем самым ученый подчеркивает их исключительную важность. (Африканская пословица)
Б) «Учиться можно весело…
Чтобы переваривать знания,
Надо поглощать их с аппетитом!»
Тип урока: комбинированный.
ПЛАН УРОКА
1. Характеристика ЭГП ЮАР.
2. Визитная карточка страны.
3. Население ЮАР.
4. Хозяйство.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Вступительная часть |
Объявление темы и цели |
Выполняют упражнение-энергизатор |
Основная часть |
Побуждение обучающихся к анализу проблем, оказание помощи при необходимости актуализировать необходимые знания. |
Работа с контурными картами, с таблицами. Работа в парах, выступления с отчётами |
Заключительная часть |
Краткое резюме выступлений. Подведение итогов. Рефлексионная оценка деятельности. |
Формулировка вывода. Запись домашнего задания, выставление оценок в дневники. Рефлексия. |
Подготовительная работа
На уроке предполагается работа в парах. Деление на пары проводится до урока.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Вступительное слово учителя .
Энергизатор «Комплимент»
- Сегодня мы продолжим изучение Африки. Что вы знаете об Африке?
- Какие крупные страны, расположенные на материке вы знаете? Покажите их.
Верны ли следующие утверждения:
1. Для стран Африки характерны высокие темпы урбанизации
2. Африка –регион самой высокой смертности и самой высокой рождаемости
1.Учитель обращает внимание на цитату на доске: «Учиться можно весело…
Чтобы переваривать знания,
Надо поглощать их с аппетитом!»
Фрагмент №2 мульт.фильма «Айболит» (1) (показ на интерактивной доске)
1. (видеоролик 2 минуты. Через виар -шлем ученик определяет тему урока)
И разговор у нас с вами пойдёт именно о Южно-Африканской Республике.
С ней, с единственной экономически развитой страной на континенте, мы должны будем познакомиться.
Цель урока: Познакомиться с особенностями экономического и социального развития ЮАР, как развитого государства мира.
Запишем в тетрадях тему урока (записываем на доске) «Южно-Африканская Республика».
2. Основная часть урока
Южную Африку Вы мечтали посетить с детства лишь только узнали о реке Лимпопо, по которой все еще "гуляет Гиппопотам", о пустыне Калахари, где охотники-бушмены добывают себе пропитание… Южная Африка далеко, но в то же время, посетив "город золота" - Йоханнесбург, вы сможете сделать покупки в шикарном ювелирном магазине, не подозревая, что он принадлежит родственнику Льва Толстого. А если повезет, познакомитесь с внуками графа Елагина и князя Бибикова.
Сказочно богата и интересна природа этой страны, ведь ЮАР - это единственное место в мире, где полярные пингвины и котики живут по соседству с такими любителями экваториальной жары, как антилопы-гну, зебры и фламинго в самом большом и богатом крупными животными Национальном парке Крюгера.
- На земле Южно - Африканской Республики самым причудливым образом соседствуют древние экзотические обычаи, новейшие технологии белого человека, утонченная цивилизация индо-арабского мира… Золотые пески тропических пляжей, снега Драконовых гор, самые богатые в мире заповедники - это тоже ЮАР.
Итак, обо всём по порядку. На столах у вас есть план-урока
Работаем по следующему плану:
1. ЭГП ЮАР
2. «Визитная карточка» страны
3. Население
4. Хозяйство.
1. ЭГП . (Работа у доски по карте и контурным картам на местах) отмечаем на к/к
Ответ учащегося: Страна находится на юге материка Африка. ЮАР граничит с развивающимися странами: Намибией, Ботсваной, Зимбабве, Мозамбиком, Свазилендом. На территории ЮАР анклавом расположено Королевство Лесото. На востоке страны расположены Драконовые горы, на юге – Капские горы.
ЮАР омывается водами Атлантического и Индийского океанов, расположена на пересечении морских путей из Азии, Австралии в Европу и Америку, что чрезвычайно выгодно.
ЮАР – единственное на континенте экономически развитое государство.
Запишем в тетрадях вывод.
· Можно подумать, что находишься где-то на краю земли. Отчасти так оно и есть: здесь заканчивается Африканский континент, и чуть поодаль сходятся два океана, Атлантический и Индийский, причем глаз легко различает границу — бирюзовые, веселые волны Индийского никак не желают смешиваться с серо-стальными, хмурыми бурунами Атлантики.
· Но диким уголком это место никак не назовешь. Неподалёку находится мыс Доброй Надежды, где основан город Кейптаун в 1652 г. Именно там и тогда высадился его основатель, агент голландской Ост-Индской компании Ян фон Рибек с сотней соратников, чтобы создать стоянку для судов компании на полдороге в вожделенную Индию, манившую пряностями.
· Сообщение о бурах
И сейчас, как и тогда в Кейптауне можно пополнить водой и провиантом корабли, идущие из Атлантического океана в Индийский и обратно.
Название страны, столица |
Площадь страны |
Форма правления |
Форма террит-ого устройства |
Числ-сть нас. |
Тип воспроизв. |
Валюта |
|
|
|
|
|
|
|
2.«Визитная карточка» страны. (Для составления «визитной карточки» на столах у вас таблица, которые мы будем с вами заполнять по ходу нашего урока)
Государство в Южной Африке - Южно-Африканская Республика. Общая площадь -2 246 538 кв. км. Разделена на 9провинций. Столица - Претория, Население более 50млн. чел. (занимает 5 место в Африке).
Основные города: Кейптаун, Йоханесбург, Дурбан, Претория, Порт-Элизабет и т.д.
· Форма государственного правления – Республика во главе с президентом Сирил Рамафоса (показать слайд)
· Форма административно-территориального устройства: федеративная
· Денежная единица – южноафриканский ренд. (показать на слайде)
· Язык - официальными являются 11 языков - африкаанс, английский,
· Около 80% граждан ЮАР -чернокожие африканцы масубия, зулу, коса, свази, суто, тсвана, тсонга, венда.
Население европейского происхождения составляет менее 10% .
Третья по численности группа ЮАР- мулаты и метисы.
· Страна относится ко – II типу воспроизводства населения.(когда уровень рождаемости и смертности остаются высокими)
· Религия :Исповедуют христианство , иудаизм, ислам, индуизм
· Государственная символика:
-Флаг
-Герб. Птица-секретарь, которая считается в Африке благородной птицей и символизирует превосходство над врагами и защиту от них (расправленные крылья)
- Гимн (показать слайды)
Сообщение о дипломатических отношениях между Россией и ЮАР (на дроне поднимается флаг России и ЮАР) ( выпускается на 3D принтере Птица мира)
Проверка таблицы «Визитная карточка».
1. А теперь обратимся к главному достоинству государства. А что составляет достояние любого государства? Конечно, это его население.
Сегодня ЮАР – пример благополучия и мирного сосуществования различных народов.
Исторически сложилось, что на территории ЮАР проживает много народностей, представители всех трёх рас человечества: бушмены, зулусы, коса, африканеры…под девизом «Разные люди, объединяйтесь!» (показать слайды по населению)
Разнообразие народов, населяющих эту удивительную страну, напоминает все цвета радуги, поэтому ЮАР образно называют "Страной радуги".
Вернёмся на свою родину в России проживает более 190 национальностей, а в нашей Республике ведь у нас тоже мирно сосуществуют представители более 20 национальностей. Только в нашей школе обучаются дети – представители 4 наций!
4.Хозяйство страны. Работа по парам.
1 пара будет готовить сообщение о полезных ископаемых страны, используя атлас и дополнительный материал,
2 пара – об агроклиматических ресурсах,
3 пара – о животном мире страны и его влиянии на экономику,
4пара - о промышленности, транспорте.
5пара - о сельском хозяйстве.
(Даётся время на подготовку – 3 минуты, выступления – по 1 минуте)
Как мы вместе убедились, несмотря на то, что страна занимает лишь 4% всего Африканского континента, она самая развитая из всех африканских стран.
Обратите внимание на (СЛАЙД), на котором представлены самые последние данные по добыче полезных ископаемых на планете.
Я попрошу (Ф. И.) подойти, изучить и сделать выводы.
Причём, горнодобывающие оборудование и технологии ЮАР на сегодня являются одним из лучших в мире. В это внёс свой вклад наш воронежский инженер Борис Деркачёв.
Его разработка по добыче золота, к сожалению, не была
востребована у нас, в России, а зарубежные золотодобытчики предложили ему
выгодные контракты. Теперь Деркачёв работает в ЮАР, благодаря его изобретению
до 96 % золота извлекается из руды – это фантастическая цифра!
Климатические условия Южно-Африканской республики - это рай на земле,
и здесь нет никакого преувеличения. Весной всеми красками просыпается природа и
происходит ее новое рождение, а вместе с ней и всех людей этой удивительной
страны. Это также одна из причин, по которой ЮАР называют "страной
радуги", причём они очень бережно относятся к природе.
Что вы можете сказать по этому поводу?
Такое бережное отношение к природе должно быть у каждого народа.
Ø ТЕСТОВАЯ РАБОТА ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ
1)ЮАР имеет границы с государствами Африки
А) 4;
Б) 5;
В)6;
Г)7.
2) Площадь территории ЮАР – млн.км2.
А) 2 246 538;
Б) 1, 223 324;
В) 3,661 144
Г) 4,881 223
3)По численности населения ЮАР занимает ….. место в мире
А)11;
Б) 26;
В) 93;
Г) 113
4 )Плотность населения ЮАР ….. человек на 1 км2
А)14
Б)41
В)34
Г)164
5) Денежная единица ЮАР
А) рупи
Б) квача
В) динар
Г)ренд
6.) Какое утверждение о ЮАР является ложным:
А) самая национально разнообразная страна;
Б) обладает самыми богатыми минеральными ресурсами в Африке;
В)самая экономически развитая стран;
Г) никогда не была колонией европейских стран
7) По форме правления ЮАР является:
А) парламентской республикой
Б) абсолютной монархией
В)конституционной монархией
Ответы: 1-в, 2-а, 3-б, 4-в, 5-в, 6-г, 7-а
Ø ЕГЭ задание
Задание 11
Наиболее крупной по численности населения страной Африки является:
1) ЮАР
2) Нигерия
3) Египет
4) Алжир
Правильный ответ: 2
Пояснения. Нигерия относится к крупнейшим по численности населения странам
мира.( 132 млн.чел.)
Задание 11
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
Географические особенности ЮАР
ЮАР — одна из стран Африки. Расположена на юге региона. Омывается водами _______(А) океана(-ов). ЮАР относится к странам переселенческого типа и является одной из самых развитых в своем регионе. По форме правления и административно-территориальному устройству ЮАР является _______(Б). Страна обладает огромными запасами разных видов природных ресурсов. Как и в большинстве стран Африки, в ЮАР преобладает темнокожее население (здесь оно составляет более 80 %). В структуре населения ЮАР преобладает _______(В) население.
Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно вставляя на места пропусков слова (словосочетание) из списка в нужной форме. Обратите внимание на то, что слов (словосочетания) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Список слов (словосочетаний):
1) сельское;
2) городское;
3) один;
4) два;
5) три;
6) федеративная монархия;
7) унитарная монархия;
8) федеративная республика;
9) унитарная республика.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: Ответ: 482.
А |
Б |
В |
|
|
|
Пояснение:
А — 4 — двух океанов;
Б — 8 — федеративной республикой;
В — 2 — городское.
Релаксация: Радио FM
4. Заключительный этап урока.
· Вернёмся к нашему плану. Сегодня мы должны были ознакомиться с ЮАР. А именно:
· во-первых, рассмотрели ЭГП страны и выяснили, удобное оно или неудобное. (Ещё раз вывод делают обучающиеся).
· Во-вторых, составили «визитную карточку» страны, заполнили таблицу, которую вы оставите себе, будете продолжать на следующих уроках.
· В-третьих, узнали об особенностях населения страны.
· В-четвёртых, рассмотрели основные отрасли хозяйства.
Итак, ЮАР – одна из развитых стран мира, смогла добиться этого, возможно, следуя африканской пословице «Земля – мать богатства, труд – его отец». (показать слайд)
- Как вы понимаете эту пословицу? (выступления обучающихся)
Давайте запишем в своих тетрадях эту пословицу.
Рефлексия: Что нового узнали на уроке,
Что вам понравилось?
Что вам не понравилось?
А может быть вам после сегодняшнего урока захочется поближе познакомиться с этой страной.
В конце нашей встречи мне бы хотелось, чтобы вы взяли карточки с клоунами. Нарисуйте, пожалуйста, клоунам такой рот, который соответствует вашему настроению после урока. Сдайте клоунов учителю.
Выставление оценок, запись домашнего задания: п.47
Оценка урока детьми:
Спасибо. До новых встреч!
ФОТО на память
Резерв. Закрепление. Продолжить предложение:
- ЮАР расположена.... (юге Африки)
-Столица.. (Претория)
-Омывается водами... (Атлантич. и Индийского)
-На территории ЮАР протекают реки.... (Лимпопо)
- Недра богаты полезными ископаемыми.... (золото, платина, алмазы, хромиты, марганцевые руды, сурьмы. Добывают уран, железную руду, медь)
-На юго- востоке возвышаюся горы... (Драконовые)
- Климат в ЮАР... (тропич. и субтропич.)
- Большую часть страны занимает природная зона...
- Самый большой город ...
Приложение:
1 пара будет готовить сообщение о полезных ископаемых страны, используя атлас и дополнительный материал,
2 пара – об агроклиматических ресурсах,
3 пара – о животном мире страны и его влиянии на экономику,
4пара - о промышленности, транспорте.
5пара - о сельском хозяйстве.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.