"За добро плати добром" (по рассказу К.Паустовского "Телеграмма"), 6 класс
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русская литература
6 кл
08.04.2019
Урок "За добро плати добром" по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма" разработан для учащихся 6-го класса. Целью урока является формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст; помочь ученикам перейти от уровня содержания к уровню осмысления
Также данный урок способствует расширению жизненного опыта учащихся, развитию их эмоциональной восприимчивости, обогащению их социально-нравственными ценностями. Основная воспитательная задача учителя - помочь учащимся почувствовать боль и стыд, ответственность за происходящее, воспитать читателя чуткого, внимательного, думающего, человека нравственного, почитающего своих родителей.
Урок русской литературы.docx
Урок русской литературы в 6 классе
Тема урока: "За добро плати добром" (по рассказу К.Паустовского
"Телеграмма")
Цели урока:
формирование умения анализировать и интерпретировать художественный
текст;
помочь ученикам перейти от уровня содержания к уровню смысла
Задачи:
продолжить знакомство с творчеством Паустовского;
провести исследовательскую работу по тексту рассказа "Телеграмма";
воспитывать понятие нравственности, красоты поступка.
Оформление: портреты, фотографии с изображением женщин (молодых и
старых, счастливых и одиноких); стенд с сочинениями о мамах с
фотографиями, оформленных в виде цветков ассоциаций.
Оглянись же ты, юноша, мой друг,
оглянись, как я, и скажи.
кого ты обижал в жизни больше , чем мать?
А ведь придёт час,
когда мучительным упрёком сердцу
обернётся всё это у материнской могилы...
А.Фадеев.
Самозабвенная и бескорыстная любовь матери
что есть на свете более высокого и благородного,
чем это чувство?
Оно обязывает нас, детей человеческих,
жить по самому строгому и высокому кодексу совести.
Все мы в долгу перед нашими Матерями.
Ч.Айтматов.
Ход урока.
I.Оргмомент.
II. Слово учителя.
Сегодня на уроке мы поговорим об обыденном и вечном о любви к матери.
Это чувство заложено в нас самой природой, но мы не всегда осознаем, как
важно не допустить, чтобы повседневные заботы оттесняли на второй план
любовь к самому близкому человеку.
III. Коллективная работа.
Обратимся к эпиграфам, записанным на доске. Прочитать выразительно первое высказывание. Выписать ключевые слова,
обосновать свой выбор.
По второму эпиграфу составить денотатный граф. Любовь какая? Чья? Есть
что? Какое? Что делает? Кого? Как? Вывод.
IY.Слово учителя.
Мама особое слово, оно сопровождает нас с самого рождения и всю жизнь.
Попробуем мысленно построить своих родственников, друзей в порядке
значимости. Трудно? Всё может измениться. Но никакие перемены не могут
заставить пересмотреть роль в нашей судьбе человека, который дал нам
жизнь. (Звучит песня "Мама первое слово" из к/ф "Мама")
Мама вне ряда, место её в нашей жизни особое.
Чтение отрывков из домашних сочинений. (На фоне песни "Здравствуй ,
мама")
Y. Работа с текстом. Класс делится на 2 группы: художников и
исследователей.
Какова тема рассказа? (В рассказе нет острого, захватывающего сюжета, но
судьба Катерины Петровны затронула нас. Попробуем увидеть, каким
образом Паустовскому удаётся это сделать.)
1Задание художникам.
Прочитать начало рассказа. Передать "красками" ненастный октябрь. (Найти
олицетворения, эпитеты).
Что подчёркивает метафора "позабытые звёзды"?
Символом чего является "маленький подсолнечник, который не может
доцвесть"?
Перечитать строки о судьбе клёна. Почему после встречи с ним Катерина
Петровна из последних сил пишет письмо?
Нарисовать интерьер старого дома.
Почему писатель рисует именно осень?
Вывод: страдает Катерина Петровна, и природа сочувствует ей.
2Задание исследователям.
Составить рассуждение о жизни Катерины Петровны.
Что мы узнаём о её прошлом? (Старые вещицы частица её судьбы).
Описать старый дом, который со всеми воспоминаниями доживает свой век.
Кто скрашивает одиночество Катерины Петровны? Каков подтекст рассказа?
(Мысль о добрых людях)
Звучит песня "Поговори со мною, мама" (В исполнении В.Толкуновой)
3.Слово учителя.
"Телеграмма" один из немногих рассказов Паустовского, где есть
отрицательный герой. Но автор не показывает отрицательные черты, а рисует
положительных людей)
Поговорим о дочери, о её образе.
В каком мире она живёт? Каково отношение автора к Насте? Что он говорит о её глазах?
Как могло случиться, что Настя, трогательно заботившаяся о скульпторе
Тимофееве, проявила невнимательность к матери?
Осуждала ли мать свою дочь?
Что говорили на открытии выставки о Насте?
Вывод: забота Насти о другом человеке, повседневные дела оттеснили мать на
второй план.
Чтение вслух письма матери к Насте. Какова реакция дочери на весточку из
дома? ( Дополнительно читаю заметку из районной газеты "Тайыншинские
вести" "Телеграмма").
Зашла я както на почту, чтобы послать телеграмму. рядом, низко
склонив голову над бланком, сидела старушка. Она чтото писала,
подносила к глазам, комкала лист. брала новый бланк. пыталась
заполнить следующий. я предложила старушке помочь ей, старушка
решительно отказалась, но потом сама попросила, пронеся со вздохом:
"Живу рядом, да на пятый этаж подниматься тяжело, а без очков не
обойтись...Напишите, если не торопитесь".
я взяла бланк, старушка начала диктовать:"Дорогая мамочка,
поздравляем с днём рождения. Приезжай к нам. Целуем Вера, Надя,
Сергей". Я посмотрела на старушку с удивлением:"У вас ещё жива
мама?"
Это я мама, невесело усмехнулась она, завтра мой день рождения.
Дочка, возможно, забудет послать телеграмму. Вот я и решила. Чтобы
соседки не корили её. Она у меня хорошая, все её уважают. в Мурманске
старшим инженером работает.
Мне мысленно представилась её дочь. усталая. отягощенная заботами на
работе и дома. Может быть, и забыла когдато поздравить мать, а
старики любят обижаться: "Не забудет поздравить вас дочка, ну был
случай..." "Она уже двадцать лет забывает", с печалью в глазах тихо
сказала женщина.
Что сказать старому человеку, чем успокоить: не ругать же дочь, хотя
для упрёка есть основания. А старушка уже спохватилась, быстро
заговорила:"Она у меня хорошая, её уважают все. А училась как! Одни
пятёрки. В школе и в институте. Ведь нелегко ей было. Я её у смерти
вырвала, болела она. У меня, кроме неё, никого нет, муж на фронте погиб,
в доме все соседи помнят мою дочку. Думаете, легко ей с семьёй?" "Не
шлёт телеграмм, подумала я, но не может её забыть мать, для
которой она свет в окошке. Помогает. видимо. и к себе, наверное, зовёт".
Старушка будто услышала мои слова:"Помогать мне не надо: одета,
обута, сыта. Да и с чего помогатьто, самим на хватает...Внучка
Наденька, она отличница, пишет. что денег не хватает, трудно им.
Недавно"Жигули" купили. К себе приглашать: та к куда? Им самим тесно.
Квартиры ведь малогабаритные..." Я смотрела на морщинистое, печальное лицо, хотелось помочь, утешить.
Но как? "Ну, спасибо, бегите, сказала пожилая женщина, вам , наверное,
некогда".
Я поздравила её с наступающим днём рождения. Пожелала здоровья и
направилась к выходу. Старушка снова остановила:"Извините.
пожалуйста, поздравительный бланк с розами надо выбрать дочка моя
всё красивое любит..." (прошу детей помолчать и подумать над
услышанным)
Сопоставить слова художника Першина и отношение Насти к собственной
матери.
С какой целью автор не раз вводит образ Гоголя? ("Оживший" Гоголь увидел
в "сороке" и другую сторону её натуры)
прочитать строки рассказа от слов"Пришёл Тихон..." до слов "..потом как
будто уснула".
Как писатель раскрывает переживания Тихона, Катерины Петровны?
Прочитайте слова Тихона после смерти Катерины Петровны, и его обращение
к Манюшке.
Вывод: автор не раз использует слово "добро" ( "за добро плати добром")
4.Выстраиваем модель художественного пространства.
Расположить героев рассказа в порядке близости, дальности по отношению к
Катерине Петровне. Выбрать цвет для окрашивания кругов, объяснить свой
выбор.
5. Коллективная работа.
С какой целью автор вводит в рассказ молодую учительницу?
Почему рассказ называется "Телеграмма"? Какую телеграмму автор имел в
виду?
Как Настя уезжает из Заборья?
Кто мог снять с неё вину? Какую притчу напоминает?
Какова же идея произведения? (Надо быть благодарным тому, кто дал тебе
жизнь.)
Какие зарубки на сердце оставляет рассказ "Телеграмма"? Запишите
несколько.
YIИтог урока. "Есть на свете существо, у которого мы всегда в долгу, это
мать". (М.Горький)
YII.Домашнее задание. Написать письмоизвинение маме.
"За добро плати добром" (по рассказу К.Паустовского "Телеграмма"), 6 класс
"За добро плати добром" (по рассказу К.Паустовского "Телеграмма"), 6 класс
"За добро плати добром" (по рассказу К.Паустовского "Телеграмма"), 6 класс
"За добро плати добром" (по рассказу К.Паустовского "Телеграмма"), 6 класс
"За добро плати добром" (по рассказу К.Паустовского "Телеграмма"), 6 класс
"За добро плати добром" (по рассказу К.Паустовского "Телеграмма"), 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.