"За добро плати добром" (по рассказу К.Паустовского "Телеграмма"), 6 класс
Оценка 5

"За добро плати добром" (по рассказу К.Паустовского "Телеграмма"), 6 класс

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русская литература
6 кл
08.04.2019
"За добро плати добром" (по рассказу К.Паустовского "Телеграмма"), 6 класс
Урок "За добро плати добром " по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма" разработан для учащихся 6-го класса. Цели урока: -формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст; -помочь ученикам перейти от уровня содержания к уровню осмысления Данный урок способствует расширению жизненного опыта учащихся, развитию их эмоциональной восприимчивости, обогащению их социально-нравственными ценностями. Основная задача учителя - помочь учащимся почувствовать боль и стыд, ответственность за происходящее, воспитать читателя чуткого, внимательного, думающего, человека нравственного, почитающего своих родителей.
Урок русской литературы 6 класс.docx
Урок русской литературы в 6 классе Тема урока: "За добро плати добром" (по рассказу К.Паустовского  "Телеграмма") Цели урока:  ­формирование умения анализировать и интерпретировать художественный  текст; ­помочь ученикам перейти от уровня содержания к уровню смысла Задачи: ­продолжить знакомство с творчеством Паустовского; ­провести исследовательскую работу по тексту рассказа "Телеграмма"; ­воспитывать понятие нравственности, красоты поступка. Оформление: портреты, фотографии с изображением женщин (молодых и  старых, счастливых и одиноких); стенд с сочинениями о мамах с  фотографиями, оформленных в виде цветков ­ассоциаций. Оглянись же ты, юноша, мой друг,  оглянись, как я, и скажи. кого ты обижал в жизни больше , чем мать? А ведь придёт час, когда мучительным упрёком сердцу обернётся всё это у материнской могилы... А.Фадеев. Самозабвенная и бескорыстная любовь матери  ­  что есть на свете более высокого и благородного, чем это чувство? Оно обязывает нас, детей человеческих, жить по самому строгому и высокому кодексу совести. Все мы в долгу перед нашими Матерями. Ч.Айтматов. Ход урока. I.Оргмомент. II. Слово учителя. ­Сегодня на уроке мы поговорим об обыденном и вечном ­ о любви к матери.  Это чувство заложено в нас самой природой, но мы не всегда осознаем, как  важно не допустить, чтобы повседневные заботы оттесняли на второй план  любовь к самому близкому человеку. III. Коллективная работа.  ­Обратимся к эпиграфам, записанным на доске. ­ Прочитать выразительно первое высказывание. Выписать ключевые слова,  обосновать свой выбор. ­По второму эпиграфу составить денотатный граф. Любовь какая? Чья? Есть  что? Какое? Что делает? Кого? Как? Вывод. IY.Слово учителя. ­Мама ­ особое слово, оно сопровождает нас с самого рождения и всю жизнь.  Попробуем мысленно построить своих родственников, друзей в порядке  значимости. Трудно? Всё может измениться. Но никакие перемены не могут  заставить пересмотреть роль в нашей судьбе человека, который дал нам  жизнь. (Звучит песня "Мама ­ первое слово" из к/ф "Мама") Мама ­вне ряда, место её в нашей жизни ­ особое. Чтение отрывков из домашних сочинений. (На фоне песни "Здравствуй ,  мама") Y. Работа с текстом. Класс делится на 2 группы: художников и  исследователей. ­Какова тема рассказа? (В рассказе нет острого, захватывающего сюжета, но  судьба Катерины Петровны затронула нас. Попробуем увидеть, каким  образом Паустовскому удаётся это сделать.) 1Задание художникам. ­Прочитать начало рассказа. Передать "красками" ненастный октябрь. (Найти  олицетворения, эпитеты). ­Что подчёркивает метафора "позабытые звёзды"? ­Символом чего является "маленький подсолнечник, который не может  доцвесть"? Перечитать строки о судьбе клёна. Почему после встречи с ним Катерина  Петровна из последних сил пишет письмо? ­Нарисовать интерьер старого дома. ­Почему писатель рисует именно осень? Вывод: страдает Катерина Петровна, и природа сочувствует ей. 2Задание исследователям. ­Составить рассуждение о жизни Катерины Петровны. ­Что мы узнаём о её прошлом? (Старые вещицы ­ частица её судьбы). ­Описать старый дом, который со всеми воспоминаниями доживает свой век. ­Кто скрашивает одиночество Катерины Петровны? Каков подтекст рассказа? (Мысль о добрых людях) ­Звучит песня "Поговори со мною, мама" (В исполнении В.Толкуновой) 3.Слово учителя.  ­"Телеграмма" ­ один из немногих рассказов Паустовского, где есть  отрицательный герой. Но автор не показывает отрицательные черты, а рисует  положительных людей) ­Поговорим о дочери, о её образе. ­В каком мире она живёт? ­ Каково отношение автора к Насте? Что он говорит о её глазах? ­Как могло случиться, что Настя, трогательно заботившаяся о скульпторе  Тимофееве, проявила невнимательность к матери? ­Осуждала ли мать свою дочь? ­Что говорили на открытии выставки о Насте? Вывод: забота Насти о другом человеке, повседневные дела оттеснили мать на второй план. ­Чтение вслух письма матери к Насте. Какова реакция дочери на весточку из  дома?  ( Дополнительно читаю заметку из районной газеты "Тайыншинские  вести" "Телеграмма"). ­Зашла я как­то на почту, чтобы послать телеграмму. рядом, низко  склонив голову над бланком, сидела старушка. Она что­то писала,  подносила к глазам, комкала лист. брала новый бланк. пыталась  заполнить следующий. я предложила старушке помочь ей, старушка  решительно отказалась, но потом сама попросила, пронеся со вздохом:  "Живу рядом, да на пятый этаж подниматься тяжело, а без очков не  обойтись...Напишите, если не торопитесь".  я взяла бланк, старушка начала диктовать:"Дорогая мамочка,  поздравляем с днём рождения. Приезжай к нам. Целуем Вера, Надя,  Сергей". Я посмотрела на старушку с удивлением:"У вас ещё жива  мама?" ­Это я ­мама, невесело усмехнулась она, ­завтра мой день рождения.  Дочка, возможно, забудет послать телеграмму. Вот я и решила. Чтобы  соседки не корили её. Она у меня хорошая, все её уважают. в Мурманске  старшим инженером работает. Мне мысленно представилась её дочь. усталая. отягощенная заботами на  работе и дома. Может быть, и забыла когда­то поздравить мать, а  старики любят обижаться: "Не забудет поздравить вас дочка, ну был  случай..." "Она уже двадцать лет забывает",­ с печалью в глазах тихо  сказала женщина.  Что сказать старому человеку, чем успокоить: не ругать же дочь, хотя  для упрёка есть основания. А старушка уже спохватилась, быстро  заговорила:"Она у меня хорошая, её уважают все. А училась как! Одни  пятёрки. В школе и в институте. Ведь нелегко ей было. Я её у смерти  вырвала, болела она. У меня, кроме неё, никого нет, муж на фронте погиб, в доме все соседи помнят мою дочку. Думаете, легко ей с семьёй?" "Не  шлёт телеграмм,­ подумала я,­ но не может её забыть мать, для  которой она свет в окошке. Помогает. видимо. и к себе, наверное, зовёт".  Старушка будто услышала мои слова:"Помогать мне не надо: одета,  обута,  сыта. Да и с чего помогать­то, самим на хватает...Внучка  Наденька, она отличница, пишет. что денег не хватает, трудно им.  Недавно"Жигули" купили. К себе приглашать: та к куда? Им самим тесно. Квартиры ведь малогабаритные..." Я смотрела на морщинистое, печальное лицо, хотелось помочь, утешить. Но как? "Ну, спасибо, бегите,­ сказала пожилая женщина,­ вам , наверное,  некогда".  Я поздравила её с наступающим днём рождения. Пожелала здоровья и  направилась к выходу. Старушка снова остановила:"Извините.  пожалуйста, поздравительный бланк с розами надо выбрать ­ дочка моя  всё красивое любит..." (прошу детей помолчать и подумать над  услышанным) ­Сопоставить слова художника Першина и отношение Насти к собственной  матери. ­С какой целью автор не раз вводит образ Гоголя? ("Оживший" Гоголь увидел  в "сороке" и другую сторону её натуры)  ­ прочитать строки рассказа от слов"Пришёл Тихон..." до слов "..потом как  будто уснула". Как писатель раскрывает переживания Тихона, Катерины Петровны? ­Прочитайте слова Тихона после смерти Катерины Петровны, и его обращение к Манюшке. Вывод: автор не раз использует слово "добро" ( "за добро плати добром") 4.Выстраиваем модель художественного пространства. Расположить героев рассказа в порядке близости, дальности по отношению к  Катерине Петровне. Выбрать цвет для окрашивания кругов, объяснить свой  выбор. 5. Коллективная работа. ­С какой целью автор вводит в рассказ молодую учительницу? ­Почему рассказ называется "Телеграмма"? Какую телеграмму автор имел в  виду? ­Как Настя уезжает из Заборья? ­Кто мог снять с неё вину? Какую притчу напоминает? ­Какова же идея произведения? (Надо быть благодарным тому, кто дал тебе  жизнь.) ­Какие зарубки на сердце оставляет рассказ "Телеграмма"? Запишите  несколько. YIИтог урока. "Есть на свете существо, у которого мы всегда в долгу, ­ это  мать". (М.Горький) YII.Домашнее задание. Написать письмо­извинение маме.

"За добро плати добром" (по рассказу К.Паустовского "Телеграмма"), 6 класс

"За добро плати добром" (по рассказу К.Паустовского "Телеграмма"), 6 класс

"За добро плати добром" (по рассказу К.Паустовского "Телеграмма"), 6 класс

"За добро плати добром" (по рассказу К.Паустовского "Телеграмма"), 6 класс

"За добро плати добром" (по рассказу К.Паустовского "Телеграмма"), 6 класс

"За добро плати добром" (по рассказу К.Паустовского "Телеграмма"), 6 класс

"За добро плати добром" (по рассказу К.Паустовского "Телеграмма"), 6 класс

"За добро плати добром" (по рассказу К.Паустовского "Телеграмма"), 6 класс

"За добро плати добром" (по рассказу К.Паустовского "Телеграмма"), 6 класс

"За добро плати добром" (по рассказу К.Паустовского "Телеграмма"), 6 класс

"За добро плати добром" (по рассказу К.Паустовского "Телеграмма"), 6 класс

"За добро плати добром" (по рассказу К.Паустовского "Телеграмма"), 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2019