За здоровый образ жизни

  • Разработки уроков
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора. Наблюдения и эксперименты давно позволили медикам и исследователям разделить факторы, влияющие на здоровье человека, на биологические и социальные. Подобное деление получило философское подкрепление в понимании человека как существа биосоциального. Медиками, прежде всего к числу социальных факторов относятся жилищные условия, уровень материального обеспечения и образования, состав семьи и т.д. Среди биологическихЗдоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора. Наблюдения и эксперименты давно позволили медикам и исследователям разделить факторы, влияющие на здоровье человека, на биологические и социальные. Подобное деление получило философское подкрепление в понимании человека как существа биосоциального. Медиками, прежде всего к числу социальных факторов относятся жилищные условия, уровень материального обеспечения и образования, состав семьи и т.д. Среди биологических
Иконка файла материала zdorovyy_obraz_zhizni_1.doc
“Здоровый образ жизни” Здоровый образ жизни Здоровье   ­   это   первая   и   важнейшая   потребность   человека,   определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является   важнейшей   предпосылкой   к   познанию   окружающего   мира,   к самоутверждению   и   счастью   человека.   Активная   долгая   жизнь   ­   это   важное слагаемое фактора. человеческого     Наблюдения и эксперименты давно позволили медикам и исследователям разделить факторы,   влияющие   на   здоровье   человека,   на   биологические   и   социальные. Подобное деление получило философское подкрепление в понимании человека как существа биосоциального. Медиками, прежде всего к числу социальных факторов относятся жилищные условия, уровень материального обеспечения и образования, состав семьи и т.д. Среди биологических факторов выделяют возраст матери, когда родился   ребенок,   возраст   отца,   особенности   протекания   беременности   и   родов, физические   характеристики   ребенка   при   рождении.   Рассматриваются   также психологические  факторы,  как  результат   действия   биологических   и социальных   факторов. Здоровье  ­   это   бесценное   достояние   не   только   каждого   человека,   но   и   всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им   доброго   и   крепкого   здоровья,   так   как   это   ­   основное   условие   и   залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье  ­ это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Признаками здоровья являются:  устойчивость к действию повреждающих факторов;    показатели роста и развития в пределах среднестатистической нормы;   функциональное   состояние   организма   в   пределах   среднестатистической нормы;  наличие резервных возможностей организма;  отсутствие какого­либо заболевания или дефектов развития;  высокий уровень морально­волевых и ценностно­мотивационных установок.     Факторами   риска   для   здоровья   являются избыточная   масса   тела,   гиподинамия, нерациональное   питание,   злоупотребление курение. алкоголем,   психическое   перенапряжение,   Баланс здоровья человека между организмом и окружающей средой обеспечивается комплексом   факторов   –   биологических,   политических, экономических, культурных, психологических, которые объединяются в 4 группы с различным вкладом в индивидуальное здоровье: их соотношение применительно к нашей стране выглядит следующим образом:    социальных,  генетические факторы – 15­20%;состояние окружающей среды – 20­25%;    медицинское обеспечение – 8­10%;   условия и образ жизни людей – 50­55%. Существует   деление   факторов   повреждающих   здоровье   на   так   называемые объективные   и   субъективные   факторы.   К   объективным   факторам   относятся: плохая   экология,   фактор   наследственности,   психо­эмоциональное   напряжение (стрессы), уровень развития медицины, социально­экономический статус страны. К субъективным   факторам   относятся:   вредные   привычки,   малоподвижный   образ жизни, неправильное питание, нерациональный режим жизни (работа, отдых, сон), психо­эмоциональное напряжение.  В   качестве   основных   составляющих   здорового   образа   жизни   можно назвать способность к рефлекции, состояние среды обитания, приемлемый режим труда и отдыха. Здоровье   помогает   нам   выполнять   наши   планы,   успешно   решать   жизненные основные   задачи,   преодолевать   трудности,   а   если   придется,   то   и   значительные перегрузки.   Доброе   здоровье,   разумно   сохраняемое   и   укрепляемое   самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм   здорового   образа   жизни.   Одни   становятся   жертвами   малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых   ­   сахарного   диабета,   третьи   не   умеют   отдыхать,   отвлекаться   от производственных   и   бытовых   забот,   вечно   беспокойны,   нервны,   страдают бессонницей   что   в   конечном   итоге   приводит   к   многочисленным   заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь. Охрана собственного здоровья ­ это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20­30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает медицине.  о     Отказ от вредных привычек, и прежде всего отказ от курения как самой часто встречающейся   пагубной   привычки   ­   это   еще   один   важный   шаг   на   пути   к собственному  здоровью.  От  курения  стоит   отказаться  хотя  бы  потому,  что   это наносит вред вашим детям и самым близким людям. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней.   Человек   ­   сам   творец   своего   здоровья,   за   которое   надо   бороться.   С раннего   возраста   необходимо   вести   активный   образ   жизни,   закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, ­ словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.Здоровый образ жизни ­ это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Каждый   человек   имеет   большие   возможности   для   укрепления   и   поддержания своего   здоровья,   для   сохранения   трудоспособности,   физической   активности   и бодрости до глубокой старости. Здоровое   Питание+Спорт   =   Здоровый   образ   жизни Актуальность   вопроса   формирования   здорового   образа   жизни   населения,   физической   и трудовой активности не вызывает сомнений. На сегодняшний день вопросы, связанные с употреблением  здоровой   пищи,   что  несомненно   является   главным   элементом   здорового образа жизни, стали черезвычайно актуальны во всем мире. Многие крупные организации обьединяются   в   борьбе   за   здоровый   образ   жизни.   Компания   «Аштарак­Кат»,   являясь производителем безопасной и здоровой молочной продукции, рекомендованной Армянской Медицинской   Ассоциацией,   также   своим   долгом   продвижение   принципов   здорового питания   среди   населения   Армении.Питание   ­   один   из   наиболее   важных   факторов, определяющих   здоровье   человека.   И   сегодня   возникла   необходимость   в   мероприятиях, направлвнных   на   популяризацию   здорового   населения.   Ведь   здоровая   нация   –   залог безопасности   и   стабильного   будущего   каждого   государства. К   сожалению,   нездоровые пищевые   привычки   –   довольно   распространенное   явление.   То,   как   человек   питается, зависит   не   столько   от   условий,   в  которых  он  находится   в  данный  момент,   сколько   от сформировавшихся   привычек.   Недостаточная   культура   питания   во   многом   показывает неуважение к себе и к естественным потребностям своего организма. Употребляя пищу, человек не задумывается, насколько полезен и безопасен для него тот или иной пищевой продукт. Культура питания не появляется сама по себе, она воспитывается с детства. Однажды,   сидя   перед   телевизором,   уплетая   вторую   тарелочку   макарон,   вам   в   голову приходит  идея  фикс  —  вести здоровый образ жизни. Сразу же  возникает  множество вопросов: с чего начать, какой вид спорта выбрать, где заниматься и, конечно же, каких результатов ждать?   Вне   зависимости   от   того,   запишитесь   ли   вы   в   элитный,   дорогой   фитнес­центр   или   в ближайший небольшой тренажерный зал, решите бегать по утрам на стадионе или просто будете выполнять несложный комплекс упражнений дома, все пойдет на пользу. Любая физическая   активность   укрепляет   мышцы,   нервы   и   помогает   улучшить   фигуру,   стать подтянутым и красивым человеком. Как себя заставить? Для   того   чтобы   регулярно   посещать   занятия,   нужно   себя   убедить   в   том,   что   это   вам действительно   нужно.   Помимо   идеи   ,должно   быть   большое   желание   заниматься   собой.Психологи   советуют   использовать   такой   прием:   на   холодильнике   повесить   свою фотографию,   где   вы   отлично   выглядите,   и   ту,   которая   демонстрирует   все   недостатки. Желание съедать что­то вредящее фигуре сразу же пропадает. Также можно перед собой повесить   фото   человека   с   идеальной   фигурой   и   стремиться   к   такому   же   результату. Пообещайте себе, что если похудеете путем тренировок, то обязательно купите себе в знак поощрения то, о чем давно мечтали. Чаще рассматривайте себя в зеркало и хвалите. С чего начать? А   вы,   собственно   говоря,   уже   начали.   Главное   ведь   ­  желание.   Отложите   недоеденную тарелку макарон в сторону и подумайте, куда вы хотите записаться: йога, пилатес, фитнес, аэробика,   шейпинг,   теннис,   футбол,   плавание,   танцы   или   что­то   еще.   Вид   спорта   надо выбирать особенно аккуратно, ведь у каждого есть свои слабые места. Например, если вы обладатель хрупких костей, то многоборье вам противопоказано. Здесь вы можете очень легко   заработать   перелом.   Для   людей   с   больным   позвоночником   не   рекомендуется фигурное катание, подъемы тяжестей и прыжки на батуте. Силовые упражнения не будут полезны тем, у кого проблемы с мышцами. А вот, например, плаванье практически никому не   противопоказано.   Его   многие   специалисты   считают   самым   полезным   видом   спорта, который формирует осанку, укрепляет мышцы, подтягивает ноги и делает талию тоньше. Однако такого результата можно добиться при занятиях два раза в неделю. Вы   уже   определились   с   видом   спорта?   Тогда   необходимо   обязательно проконсультироваться  с  врачом  и  провести  некоторые  анализы.  Когда  врач  подтвердит выбранное вами спортивное направление ­ подойти к тренеру и рассказать ему о своих целях. В групповых занятиях тренер присутствует всегда, а если вы решили заниматься индивидуально,   то   несколько   занятий   как   минимум   придется   провести   под   контролем специалиста.   Важно,   чтобы   он   не   просто   предложил   вам   программу   упражнений,   но   и первое   время   контролировал   правильность   их   выполнения.   Также   ему   можно   задать интересующие   вас   вопросы   о   похудении,   о   диете,   о   частоте   занятий   и   о   будущих результатах.   Он   расскажет   о   схеме   сжигания   веса.   Согласитесь,   что   раз   вы   собрались заниматься, то это решение должно быть окончательным и обжалованию не подлежать. Первые занятия Сразу   отметим,   что   первые   пять­десять   занятий   покажутся   очень   сложными.   Но   если продолжать заниматься два­три раза в неделю в течение полутора месяцев, вы сможете заметить   существенные  перемены.  Помимо  улучшения  настроения,  у  вас  нормализуется кровяное давление и упадет уровень холестерина в крови. А уж если на протяжении этого времени будете придерживаться диеты, то сможете и похудеть. Кстати, тренеры говорят, что такого эффекта легче достичь тому, кто никогда не занимался спортом, чем тому, кто посвятил   долгое   время   занятиям.   То,   насколько   вы   похудеете,   зависит   от   общего физического   состояния,   интенсивности   тренировок   и   даже   наследственности.   Кстати, утратить свою спортивную форму можно гораздо быстрее: от двух недель до трех месяцев вне зависимости от того, на протяжении какого времени вы тренировались. Если у вас по какой­то   причине   пропала   возможность   заниматься   в   тренажерном   зале,   уделяйте   на домашние занятия два­три раза в неделю от 15 минут до получаса. Главное ­ сохранить ту же интенсивность занятий. Как выбрать тренажерный зал?Очень важно правильно выбрать тренажерный зал и тренера, который вам будет помогать. В зависимости от того, какой суммой вы располагаете, можно присматривать дорогой клуб или простенький. Для начала рассмотрим элитное заведение. По своей площади оно должен быть не менее трех тысяч квадратных метров, иметь не только тренажерный зал, бассейн, фитнес­бар, залы для групповых тренировок, но также кабинет диетолога, салон красоты и сауну.   В   клубе   такого   уровня   установлено   новое   оборудование,   а   тренеры   высоко квалифицированы.  Помимо  квалифицированных   специалистов,   в  элитном   фитнес­центре должен быть высокий уровень общения с посетителями. Также каждый уважающий себя клуб   следит   за   тенденциями   в   мире   фитнеса,   поэтому   каждый   год   предлагает   новые программы   для   клиентов.   Красиво   оформленный   центр   позволяет   не   только   приятно проводить время за тренировками, но и общаться с коллегами по работе и с друзьями. Важна не только высокая функциональность, но и безопасность. Безусловно, более доступными являются районные клубы, расположенные по близости к дому. Их площадь гораздо меньше элитных, редко имеют бассейн, а программа тренировок зачастую однообразна. Выбирать стоит осторожно, зал для занятий должен быть хорошо освещаемым и с хорошим кондиционированием воздуха. Тренеры или инструкторы должны быть   квалифицированны,   наличие   медицинского   контроля   обязательно.   Не   стесняйтесь спрашивать о дипломах тренера, он должен быть от специализированных учебных заведений или курсов. Основные выводы: 1.   Специалисты   утверждают,   что   заниматься   на   тренажерах   можно   даже   беременным, пропустив только первые два месяца беременности. Однако комплекс упражнений должен быть персонально подобранным для будущей мамы. 2.   Увидеть   реальные   результаты   от   занятий   спортом   можно   через   два­три   месяца   при условии регулярных тренировок, проходящих два раза в неделю. Необходимо следить за правильной осанкой, за техникой выполнения упражнений, за дыханием. 3. Чтобы тренировки не прошли безуспешно, необходимо съедать в день не больше того количества калорий, которое вы сжигаете. Если вы хотите реально похудеть, то во время тренировок объем пищи надо уменьшить. Для увеличения объемов есть больше белковой пищи,   подобрать   специальную   диету.   При   занятиях   спортом   забудьте   о   безуглеводных низкокалорийных диетах. Именно углеводы необходимы для сжигания жира. 4.   Идеальный   вариант   тренировок   —   занятия   с   личным   тренером.   Он   и   подскажет,   и проконтролирует, и поругает, если это будет необходимо. 5.   Надолго   похудеть   без   тренировок   не   получится.   Можно   либо   довести   организм   до истощения, либо со временем вновь прийти в предыдущее состояние. 6. Продолжительность каждого занятия должна быть не менее 40­45 минут. Идеальным вариантом   являются   нагрузки   на   протяжении   часа   —   полутора   часов   не   реже   2   раз   в неделю. Следите за пульсом. 7.   Чтобы   в   нашем   организме   запустить   механизм   сжигания   жира,   надо   заниматься длительными аэробными тренировками, например плаванием, аэробикой или танцами. 8. Ускорить обмен веществ могут занятия на силовых тренажерах.9. Главное правило: придя в бассейн или тренажерный зал, надо заниматься, а не делать большие перерывы в упражнениях на разговоры с подружкой. Закаливание Закаливание ­это образ жизни: Ваш и Вашего ребенка! Если Вы хотите, чтобы ваш маленький человечек был сильным и здоровым, полным энергии и чтобы ему легко все удавалось ­ ведите здоровый образ жизни и закаляйтесь! И приобщайте к спорту вашего малыша! Закалять ребенка следует с первых дней жизни, и это далеко не разовая процедура. Но результат не заставит себя ждать   ­   ваша   семья   станет   куда   энергичней   и   здоровее,   чем   раньше,   а   простуда   будет обходить вас и ваших детей стороной! Откройте для себя Закаливание вместе с нами!  Закаливание Закаливание   ­   это   повышение   устойчивости   организма   к   воздействию естественных   природных   факторов   в   границах   физиологического   стресса. Оно не просто укрепляет организм, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ и повышает тонус центральной нервной системы, закаливание действительно укрепляет   иммунитет.   Ведь   закаленный   ребенок   не   боится   переохлаждения,   перепадов температуры, холодного ветра ­ закаленные дети редко очень болеют и практически не "простывают". Закаливать ребенка можно даже с рождения. Начните сейчас и вы заметите, что ваш ребенок станет крепким, здоровым, энергичным и более роботоспособным.  Здоровый   образ   жизни Не   секрет,   что   большинство   человеческих   заболеваний   ­следствие нездорового  образа  жизни  и  нерационального,  неправильного  питания.  Но, воспитывая детей, каждый должен осознавать что, проецируя свои слабости и вредные привычки, он готовит с детства своего ребенка к своим же болезням. Здоровый образ   жизни   ­   норма   для   современного   человека,   стремящегося   к   успеху.   Так   будьте успешными, креативными, энергичными людьми и передайте вашему ненаглядному чаду тоже желание жить в гармонии, полноценно и счастливо, заботясь о собственном здоровье.  Спорт Ребенок растет и наступает момент, когда родители начинают думать в какую спортивную секцию следует его отдать. Мальчишку научат постоять за себя когда это необходимо, приучат к дисциплине, он станет сильнее и здоровее, девочка же станет пластичней и у нее однозначно повысится иммунитет и так далее. О детском спорте и околоспортивной тематике статьи данного раздела.  Грудничковое плавание Методика   обучения   плаванию   новорожденных   детишек   широко распространена   сейчас   не   только   в   нашей   стране.   Ей   обучают   в   детских поликлиниках,   бассейнах,   существует   немало   литературы   по   этой   теме   идаже видеоматериалов.  Грудничковое плавание для малышей очень важно. Ведь плавая ребенок развивает свою дыхательную систему, улучшает кровообщение, обмен веществ, снижает излишний тонус мышц,   укрепляет   нервную   систему.   Раннее   плавание,   плавание   новорожденных способствует   быстрому   физическому   и   психомоторному   их   развитию,   а   закаливание ребенка   засчет   регулирование   температуры   воды   является   отличной   профилактикой заболеваний.  Но   самое   главное,  что  маленьким  очень   нравится   плавать   и  занятия  принесут  и  вам   и вашему малышу массу положительных эмоций. Упражнения Практические рекомендации по оздоровлению организма и потдержании его в тонусе, упражнения и тренировки, методики и приемы детского массажа ­ темы, освещенные в данном разделе.  Инвентарь Вы   решили   закалять   ребенка   и   теперь   готовы   приступить   к   активным действиям. Мы собрали для вас статьи и отзывы о том нвентаре, который вам возможно пригодится. Это не только рекомендации по выбору всевозможных надувных изделий и тому подобного. Это еще и инструкции по изготовлению необходимых аксессуаров в том числе и для раннего плавания ­например, шапочки для купания или специального жилета. Так же мы обратили внимание и на выбор спортивных товаров для малышей.    Здоровый   образ Физическая   культура,   являясь   одной   из   граней   общей   культуры,   во   многом определяет   поведение   человека   на   производстве,   в   учебе,   в   быту,   в   общении. Развитие   физической   культуры   и   спорта   —   одно   из   важнейших   слагаемых   сильной социальной   политики,   которая   может   обеспечить   реальное   воплощение   в   жизнь гуманистических   идеалов,   ценностей   и   норм,   открыть   широкий   простор   для выявления   способностей   людей,   удовлетворения   их   интересов   и   потребностей. 1. феномена «Здоровый   образ   жизни»,   по   формулировке   авторов   программною   документа   Политика   укрепления   здоровья   и   профилактики «К   здоровой   России. заболеваний»   (Р.Г.Оганов,   1994)   —   базирующееся   на   научно   обоснованных   санитарно­гигиенических «поведение, нормативах,   направленных   на   сохранение   и   укрепление   здоровья».   Укрепление же   здоровья   —   «мероприятия   по   сохранению   и   увеличению   уровня   здоровья населения   для   обеспечения   его   полного   физического,   духовного   и   социального благополучия». Отечественными   учеными   отмечалось,   что   ЗОЖ   выражает   ориентированность определение   Р.А.Халатов,   Г'.С.Жуковский   и   др.,   жизни:в   русло трудовой,   любого   цивилизованного семейно­бытовой, личности   на   укрепление   и   развитие   личного   и   общественного   здоровья, реализует   наиболее   ценный   вид   профилактики   заболеваний   —   первичную профилактику,   предотвращающую   их   возникновение,   способствует   удовлетворению жизненно   важной   потребности   в   активных   телесно­двигательных   действиях, физических   упражнениях   (В.К.   Бальссвич,   П.А.   Виноградов,   Н.Д.   Граевская, А.В.   Сахно,   Т.Н.   Сулпмцев,   В.Д.   Чепик,   А.С.   Чубуков   и   др.).   ЗОЖ   зависит   от: —   объективных   общественных   условий,   социально­экономических   факторов; —   конкретных   форм   жизнедеятельности,   социально­экономических   факторов, позволяющих   вести,   осуществлять   ЗОЖ   в   основных   сферах   жизнедеятельности: учебной, досуга;     направляющих   сознательную   активность —   системы   ценностных   отношении, людей ЗОЖ. До   недавнего   времени   под   «здоровьем»   в   преобладающем   количестве случаев   понималось   здоровье   в   узко   биологическом   смысле.   С   данной   точки зрения   здоровье   можно   рассматривать   как   универсальную   способность   к разносторонней   адаптации   в   ответ   на   воздействие   внешней   среды   и   изменения состояния   внутренней   среды.   В   этом   случае   речь   идет   о   физиологических адаптационных   возможностях   человека.   Но   это   лишь   часть   понятия   ЗОЖ. Здоровый   образ   жизни   в   единстве   его   компонентов   биологического   и социального   представляет   собой   социальную   ценность,   укрепление   которой   — важнейшая задача общества. Здоровый   образ   жизни,   по   мнению   ведущих   медицинских   специалистов   в сфере   физической   культуры,   —   это   реализация   комплекса   единой   научно обоснованной   медико­биологической   и   социально­психологической   системы профилактических   мероприятий,   в   которой   важное   значение   имеет   правильное физическое   воспитание,   развитие устойчивости   к   психоэмоциональным   перегрузкам,   преодоление   трудностей, связанных   со   сложными   экологическими   условиями   обитания,   и   устранение   гипо­ кинезии   (Р.Е.Мотылянская,   1990). Группа   авторов   монографии   «Формирование   здорового   образа   жизни молодежи»   (1988)   указала,   что   под   здоровым   образом   жизни   понимается   направленная   на   укрепление   не   только   физического   и деятельность, психического,   но   и   нравственного   здоровья,   и   что   такой   образ   жизни   должен реализовываться   в   совокупности   всех   основных   форм   жизнедеятельности: трудовой, досуговой. Авторы   монографии   выделили   три   основных   компонента   здорового   образа   конкретные   формы жизни: жизнедеятельности,   3)   направляющих   сознательную   активность система   ценностных   ориентации, В.А.Полесский (Ю.В.Валентик, др.). А.В.Мартыненко, Ю.П.Лисицин   и   Г.И.Царегородцев     дают   следующее   определение: «Здоровый   образ   жизни   —   это   способ   жизнедеятельности,   направленный   на сохранение   и   улучшение   здоровья   людей   как   условия   и   предпосылки существования   и   развития   других   сторон   образа   жизни   ».   Здоровый   образ   жизни воплощает   грань   образа   жизни,   органически   присущую   обществу   и   направленную на людях. Здоровый   образ   жизни   выражает   и   определенную   ориентированность деятельности   личности   в   направлении   укрепления   и   развития   личного   и общественного   здоровья.   Тем   самым   здоровый   образ   жизни   связан   с   личностно­ мотивационным   воплощением   индивидами   своих   социальных,   психологических,   позволяющие   реализовывать   здоровый   образ   жизни;   должное   сочетание   труда   и   отдыха,   объективные   общественные   условия;   В.К.Велитчснко,   Э.Я.Каплан,   В.Н.Артамонов, семейно­бытовой, общественной,   (1986)   и       о     заботу           1)     2)(1993)   индивида   и     подразумевая,   Следует   подчеркнуть,   жизни»   понятие   «культурный   образ   жизни»     чтобы   быть   правильно   понятыми   Возможно, физических   возможностей   и   способностей.   Отсюда   понятно   огромное   значение формирования   здорового   образа   жизни   в   создании   оптимальных   условий функционирования общества. Формирование   ЗОЖ   не   сводится   только   к   пропаганде   или   отдельным   видам медико­социальной деятельности. Здоровый   образ   жизни   —   основа   профилактики   заболеваний   (Изуткин   Д.А., 1982).   что   в   нем   реализуется   самый   ценный   вид профилактики   —   первичная   профилактика   заболеваний,   предотвращающая   их возникновение,   расширяющая   диапазон   адаптационных   возможностей   человека. Однако   функция   ЗОЖ   значительно   шире,   она   выходит   за   рамки   чисто   медицинской проблемы. Сотрудник   сектора   социологии   ВНИИФК   Г.В.Дивина     справедливо отмечала,   что   понятие   «здоровый   образ   жизни»   пока   еще   не   определено, пользующиеся   им   вынуждены   оговаривать,   что   конкретно   они   имеют   в   виду,   для того,   в   скором   будущем необходимость   в   этом   отпадет,   так   как   понятие   обретет   методологическую   и концептуальную   «униформу»   Пока   же   хотелось   бы   употребить   вместо   «здоровый образ (цивилизованный,   что   здоровье   неотъемлемо   от   культурного гуманистический), образа   жизни   и   является   не   самоцелью,   а   органичным   компонентом   развития   и совершенствования   как   общества,   так   и   отдельного   индивида   Древние   говорили:   подчеркивая   таким   порядком   слов «Здоровый   дух   в   здоровом   теле», приоритетность   здоровья   духовного,   которому   сопутствует   и   здоровье физическое;   другими   словами   —   если   человек   культурен   в   широком   смысле   этого понятия,   духовен,   то   и   за   своим   физическим   здоровьем   он   не   сможет   не следить.   Но   в   практику   нашего   физкультурного   движения   эта   древняя   мудрость пришла   в   искаженном,   перевернутом   виде,   что   и   сказалось   на   некоторых концептуальных   просчетах.   У   нас   она   звучит,   как   «в   здоровом   теле   —   здоровый дух»,   выпячивается   на   первый план,   что   телесное   здоровье   может   служить залогом   духовного   здоровья,   что,   как   мы   тому   имеем   множество   свидетельств совсем так. Образ   жизни   —   здоровый,   цивилизованный   —   реализуется   в конкретной   предметной   деятельности,   которая   имеет   два   необходимых   условия протекания: время. Для   того   чтобы   какая­либо   деятельность   вошла   в   повседневный   быт индивида,   необходимо,   чтобы   этот   индивид   мог   достаточно   стандартизировано выделять   на   эту   деятельность   время   из   своего   бюджета   времени,   а   сама деятельность   осуществлялась   бы   в   пространстве,   а   не   только   в   мыслях   и мечтах. Состояние   человека,   совмещает   в себе   и   то,   и   другое.   Еще   классик   античной   медицины   Гален   назвал   его   третьим состоянием. Так   же   как   и   болезнь,   третье   состояние   может   быть   вызвано   самыми различными   причинами.   Современные   условия   жизни   порождают   воздействия   на организм   человека   физической,   психической природы,   они   приводят   к   так   называемым   болезням   цивилизации.   Но,   по   мнению некоторых   ученых,   те   же   воздействия   вызывают   общие   симптомы,   свойственные   раздражительность, третьему   состоянию. головные боли, т.д.   а   значит,   являясь   гарантом   того,   лежащее   между   здоровьем   и   болезнью,   Это   неврастения,   усталость,     телесное   как   бы   ставится,   химической,   биологической, не   культурный,   потеря   аппетита, сухость   кожи   и   пространство   ии   связей         индивида   и   в в   социальном   потребностей   биологическом, оптимального     образа здорового   по   мнению   Д.А.Изуткина, удовлетворения   жизни   —   обеспечение   следовало   бы   положить   ряд В   основу   ЗОЖ, основных принципов: 1)   здоровый   образ   жизни   —   его   носителем   является   человек   как   существо   деятельное отношении;   и   в   единстве   биологических   и 2)   человек   выступает   как   единое   целое, социальных характеристик; 3)   здоровый   образ   жизни   способствует   полноценному   выполнению   социальных функций; 4)   здоровый   образ   жизни   включает   в   себя   возможность   предупреждения заболевании. Здоровый   образ   жизни   —   это   «типичные   и   существенные   для   данной общественно­экономической   формации   формы   жизнедеятельности   людей, укрепляющие   адаптивные   возможности   организма   человека   способствующие полноценному   выполнению   им   социальных   функций   и   достижению   активного долголетия» (1981). Здоровый   образ   жизни   —   совокупность   духовных   ценностей   и   реальных   форм   и   благоприятных   для   здоровья   эффектов   деятельности   по видов, обеспечению   человека.   оптимального Сущность удовлетворения   потребностей   человека   при   условии   и   на   основе   оптимизации развития,   состояния   и   функционирования   организованных   внутренних   и   внешних систем общества. Структура   здорового   образа   жизни   —   целостное   единство   предметно­   социокультурного   и   духовного   компонентов   социально вещного   природного, творимого   информационного,   энергетического   и   пластического   обеспечения оптимальной   жизнедеятельности   человека   и   общества.   Структура   ЗОЖ   включает духовное,   социокультурное   и   правовое   пространство   развития   и   деятельности   экологическую   и   предметно­вещную   среду   обитания родового   человека, индивида,   промышленно­ производ­ственных. факторов. Формирование   здорового   образа   жизни   —   сложный   системный   процесс, охватывающий   множество   компонентов   образа   жизни   современного   общества   и включающий   основные   сферы   и   направления   жизнедеятельности   людей. 1.1. культура Существует   необходимый   и   достаточный   уровень   физической   активности   характеризуемый   общими   показателями   рационального   содержания, человека, структуры   и   использования   активного   двигательного   режима.   Этот   уровень определяется   анаболическим   восстановлением   после   активной   трудовой деятельности,   при   котором   происходит   увеличение   и   накопление   пластических   и энергетических   ресурсов его   потенциал   и работоспособность. Регулярная   физическая   тренировка,   повышенный   двигательный   режим   у людей   разного   возраста   способствуют   повышению   функциональных   возможностей организма,   Улучшению   здоровья   (Н.Д.   Граевская,   Р.Д.   Дибнер,   В.П.   Казначеев, Р.С.   Карпов,   А.В.   Коробков,   И.В.   Муравов,   Л   .Н.   Нифонтова.   В.С.   Фомин   и др.).   Особенно   это   проявляется   у   лиц,   профессиональная   деятельность   которых имеет   малоподвижный   характер,   не   требует   физических   напряжений,   а   также   у немолодых людей. Рациональная   форма   двигательной   активности   —   такая   двигательная активность,   которая   обеспечивает   необходимые   и   достаточные   показатели   зависит   от   экономических, коммуникационных     что,   в   свою   очередь,   повышающих   агрокультурных,   организма, физическая Здоровый   образ   жизни   и   иХайрова   В.В.     Золима,   А.В.   С.Л.   Косило»,   Михайлов, и     Коробков, К.Л.     стать   неотъемлемой   частью   культуры   лишь   тогда, физического   развития   и   физической   подготовленности,   физической   готовности   к выполнению   основных   социальных   функций,   высокую   профессионально­трудовую работоспособность,   относительно   низкую   утомляемость   в   процессе   и   циклах труда,   устойчивость   внутренней   среды   организма,   прочное   здоровье   и   низкую заболеваемость   в   стандартных   и   меняющихся   условиях   труда   и   быта.   Важным компонентом   рациональной   двигательной   деятельности   является   физкультурно­ спортивная   двигательная   деятельность   человека,   которая   характеризуется   ее объемом   —   количеством   времени,   затраченного   на   занятия   физической   культурой и   спортом   за   определенный   календарный   цикл   —   сутки,   неделю,   месяц,   год; интенсивностью   занятий,   измеряемой   показателями   физической   нагрузки   на организм,   потреблением   кислорода   на   килограмм   веса   человека;   распределением физкультурно­оздоровительных   занятий   в   календарном   цикле;   содержанием средств,   используемых   в   занятиях,   и   способом   их   применения.   Рациональный, удовлетворяющий   биологические   потребности   организма   двигательный   режим повышает   устойчивость   организма   к   воздействиям   внешней   среды,   в   том   числе различных   неблагоприятных   и   критических   факторов,   способствует   повышению общей   и   специфической   работоспособности   (М.И.   Виноградов,   Н.В.   Зимкин,   И.В. З.М. Муранон, др.). По   мнению   философа   И.М.Быховской,   ФК   может   стать   элементом   образа жизни   людей,   когда человеческое   тело   осознается   обществом,   группой,   индивидом   как   некоторая ценность   или   самоценность,   как   объект   социально   и   индивидуально   значимого характера   (1993).   А   известный   теоретик   физической   культуры   Г.С.Туманян полагает,   что   формирование   ФК   и   прочных   навыков   здорового   образа   жизни человека задач: 1) личности.   2)   повышение сопротивляемости   организма   неблагоприятным   факторам   внешней   и   внутренней   среды   гомеостаза. 3)   Физическое   (точнее   физкультурное)   образование   учащихся,   включающее   совершенствование формирование   специальных   координационных   способностей   и   расширение   двигательного   опыта   в   трех плоскостях опоры.   Совершенствование   тех   функциональных   свойств   или   кондиционных 4) возможностей,   успех   двигательной   деятельности.   формирование   основных   тотальных   размеров, 5)   предупреждение массы, плоскостопия   (1993). Он   же   сетует,   что   в   государственных   учебных   программах   по   ФК   для учащейся   молодежи   все   замыкается   на   уровне   физической   подготовки. Отсутствует   указание   на   необходимость   формирования   ЗОЖ,   т.   с.   умение правильно   питаться,   применять   гигиенические   и закаливающие   процедуры,   избирать   для   конкретного   случая   правильный   комплекс упражнений,   определять   рациональную   последовательность   и   дозировку   их выполнения ФК.   что   ФК Обобщая   сказанное   в   предыдущих   главах, способствует   достижению   и   сохранению   крепкого   здоровья,   высокой   и устойчивой   общей   и   специальной   работоспособности,   надежной   резистентности   и лабильной   адаптации   к   меняющимся   и   сложным   условиям   внешней   среды групп       усвоение   правил   и   норм   ЗОЖ,   предопределяется   решением   комплекса   правильной   осанки,   т.п.   компоненты   следует   заключить,   пропорций,   конституции   тела, знаний   в   области   ФК;   соблюдать   режим   дня,   которые   определяют   Физическое   развитие,   Укрепление   здоровья,   пяти   сферы за   счет   полной   сохранности   механизмов Формирование в   различных пространства   условиях   духовной   и   и   и   многие   другиеи навыков, видами   личной   гигиены,     общества,   в   привычками   привычек     то   есть   рациональным   двигательный   режим   обитания.ФК   помогает   формированию   и   соблюдению   полезного   для   здоровья рационально   организованного   режима   трудовой   и   бытовом   деятельности, обеспечивают   необходимую   и   достаточную   двигательную   активность,   а   также активный   отдых, (РДР).   развитие   и   закрепление   жизненно Занятия   ФК   обеспечивают   формирование,   важных   умений, социальной коммуникативности,   организованности   и   содействуют   соблюдению   социальных   активному   противоборству   с норм   поведения   в   обществе   и   дисциплины, нежелательными   поведения. В   реальном   осуществлении   ЗОЖ   возрастающую   роль   играет   организующая   и регламентирующая   деятельность частности   необходимая стандартизация   уклада   быта   и   включение   в   него   активных   занятий   ФК. Прогрессивная   стандартизация   бытового   уклада   —   рациональное   добровольное   и сознательное   ограничение   бытовой   деятельности   и   наполнение   ее   наиболее полезными   и   общественно   ценными   занятиями   с   целью   наилучшей   реализации творческого   потенциала   людей   для   их   всестороннего   развития   и совершенствования,   всемерного   развития   способностей   человека   и   на   этой основе   достижения   наивысшей   эффективности   полезного   труда.   Стандартизация бытового   уклада   предусматривает   необходимость   рационализации;   упорядочения двигательного   и   гигиенического   режима   средствами   ФК,   исключения   бесцельного время   провождения,   обязательного   включения   активных   занятий   ФК   в   структуру бюджета времени. Здоровый   образ   жизни   (ЗОЖ)   как   обновленное   научное   и   бытовое   понятие охватывает   собой   объективную   потребность   современного   общества   в   здоровье, физическом   совершенстве   человека,   в   физической   культуре   личности   (В.Г. Агеевец,   В.А.   Астахов,   Г.П.   Богданов,   И.М.   Быховская,   Н.Г.   Валентинова, Н.Н.   Визитей,   Г.В.   Дивина,   А.Г.   Кирищук,   О.А.   Мильштейн,   В.П.   Моченое,   Б.И. Новиков   и   др.,   1990).   Характеризуя   социокультурный   аспект   проблемы   ЗОЖ, Н.Н.   Визитей   и   В.П.   Моченов   справедливо   отмечали,   что   проблема   физической культуры   как   культуры   телесного   бытия   человека   не   может   быть   сведена   к какому­либо   одному   эмпирическому   модусу   своего   проявления,   хотя   в   настоящее время   как   в   массовом,   так   и   в   теоретическом   сознании   преобладает   узкое понимание   физической   культуры   лишь   как   двигательной   активности   человека.   В роли   синтетического   собирательного   понятия,   способного   разрешить   трудности анализа   эмпирического   материала,   помогающего   осмыслить   современные   явления практики   физкультурно­спортивного   движения   все   чаще   применяется   понятие   что   ЗОЖ   выступает «здоровый   образ   жизни». важнейшей   характеристикой   образа   жизни   личности   и   общества,   отражает объективную   потребность   современного   общественного   развития.   Одним   из важнейших   социальных   факторов   формирования   образа   жизни   вообще   и   здорового образа   в   частности,   выступают   физическая   культура   и   массовый   спорт, называемые   в   последние   15—20   лет   во   многих   странах   «спортом   для   всех».   ЗОЖ, по   мнению   В.Н.   Мошкова   (1990),   —   это   активная   жизнедеятельность   человека   в гигиеническом   и   социальном   аспектах.   ЗОЖ   неразрывно   связан   с   природными   и социальными   условиями   и   реализацией   человеческих   способностей   в   области труда   отдыха,   соблюдением   режима. занятиями   ФКС   и   полнотой   духовной   жизни.   ЗОЖ   —   это   совершенствование активной   адаптации   к   различным   условиям   внешней   среды,   а   физическая культура   представляет   собой   основу   неспецифической   профилактики   нарушений различных организма.   культурных   развлечений,   О.А.   Мильштейн   указывал,   питания,   функцийпроблем   ЗОЖ, что   отмечал,   средств   снятия   состояние   выявление,   социально­психологических   Ю.Н.Теппер   здоровья   населения   нашей     спортом,   туризмом,   рекреационные   физкультурно­спортивных здравоохранения, условия   Существующая   система   Касаясь принцип здравостроительства   был   выдвинут   еще   в   20­х   годах   и   что   в   наше   время   теория здоровья   должна   получить   новое   содержание   и   обеспечить   деятельность   в небывалой   по   остроте   эколого­технологической   ситуации,   где   речь   идет   не столько   об   укреплении   здоровья,   сколько   о   проблеме   выживания.   Президент ассоциации   «Спорт   для   всех"   А.В.   Царик   подчеркивал,   что   физическая   культура —   стержневое,   главное   условие   здорового   образа   жизни   и   в   значительной степени   охватывает   собой   понятие   и   явление   ЗОЖ.   Этот   же   автор   признавал, что   процесс   формирования   физической   культуры   тесно   связан   с   такими объективными   факторами   образа   жизни,   как   экономика   и   наличие   свободного времени,   экология   и   условия   труда,   жилищно­бытовые   и   другие   условия,   а также занятий.   ориентированная     неспособна главным   образом   на   борьбу   с   возникшими   заболеваниями, радикально   улучшить страны.   изучение   и   смягчение   последствий   таких Действительно, факторов   риска,   как   социал   ьные   конфликты   и   социально­психологические напряжения,   стрессы   и   психологический   дискомфорт,   а   такие   факторы   риска охватывают   более   70%   населения,   выходят   из   зоны   профессиональной деятельности   медицины.   Здесь   главным   образом   необходимы   усилия   социологов   и психологов,   социальных   работников   и   педагогов.   А   к   ряду   приоритетных   и действенных напряжений, предотвращения   и   смягчения   конфликтов   и   психических   стрессов   относятся занятия   ФК, занятия   физическими упражнениями. О   внедрении   и   развитии   физической   культуры   и   спорта   (ФКС)   среди трудящихся   и   членов   их   семей   обстоятельно   рассказывал   президент Международной   конфедерации   спортивных   организаций   "Профспорт"   Б.Н.   Рогатин на   международном   симпозиуме   «Физическая   культура   и   спорт   в   жизни трудящихся»,   состоявшемся   в   середине   августа   1994   года   в   Москве.   Он указывал,   что   основным   девизом   конфедерации   является   достижение   высокой трудовой   и   общественной   активности   трудящихся   при   максимальной продолжительности   жизни.   Основной   задачей   является   помощь   людям   любого возраста,   независимо   от   состояния   здоровья,   найти   наиболее   удачный   вариант физкультурных   рекомендаций,   сделал   и работоспособными   с   наибольшей   отдачей   сил.   (Б.Н.   Рогатин,   1995).   Ссылаясь на   данные   социологов,   Б.Н.   Рогатин   подчеркнул,   что   человек,   систематически занимающийся   спортом,   в   2—3   раза   легче   переносит   тяготы   жизни,   на   15—20   % более   инициативен   в   работе,   общественной   жизни   коллектива,   оказывает   больше помощи   своим   товарищам,   у   него   выше   творческая   активность,   общительность, он   больше   уверен   в   себе,   стремится   добиться   лучших   результатов   на   том участке,   где   прилагает   усилия,   будь   то   производственная   или   общественная деятельность, учеба. Это   теоретизированное   обобщение   социальных   функций   ФКС   в   структуре   ЗОЖ корреспондирует,   соотносится   с   заключениями   В.П.   Моченова   в   его   диссертации о   социально­педагогических   аспектах   использования   нетрадиционных   форм   и средств   ФК   в   практике   физкультурно­оздоровительной   работы   (1994).   Автор сформулировал   одну   из   исходных   теоретико­методологических   позиций   как признание,   что   физическая   культура   как   феномен   культуры   не   может   быть сведена   к   природным   явлениям,   к   физическим   качествам   человека,   свойствам   которые   бы   продлили   им   жизнь,субъект   Свободное   время   самим   обществом   трех   уровнях:   социальном, пространством   Г.В.Дивина   общесоциальном словами,   создание   и   обеспечение культуры   физическая осуществления   и     стоящих   перед   обществом.   инфраструктурном   и     экономических,   телесность его   организма   и   биологическим   системам   жизнеобеспечения, человека   является   базисной   характеристикой   человека,   но   его   духовность, интеллект   неотделимы   от   человека   и   от   его   физической   культуры. Все   высказанное   выше   позволяет   заключить,   что   активная   роль   ФКС   в реализации   ЗОЖ   несводима   к   выполнению   систем   физических   упражнений,   но охватывает   среду   формирования,   развития   и   совершенствования   личности, социализации   человека.   Следовательно,   проблема   внедрения   ЗОЖ   в   быт   не   может   политических, решаться   изолированно   от   решения   других   экономических, социокультурных   проблем, (1989) указала,   что   проблема   ЗОЖ   и   использования   ФКС   в   его   осуществлении   решаема личностном. на Иными     правовых, этических   и   прочих   общесоциальных   норм   отношения   к   ФКС   и   ЗОЖ   должно осуществляться уровне. Это   значит,   что   решение   проблем   ЗОЖ,   развития   ФКС   в   значительной   мере и   весьма   тесно   связано   с   использованием   людьми,   обществом   в   целом   своего   являющегося   неизмеримым   социальным   богатством   и свободного   времени, человека. объективным 1.1.2. культура Социальная   сущность   свободного   времени   в   том,   что   оно   превращает   того, кто   им   обладает,   в   иного   субъекта,   и   в   качестве   этого   иного   субъекта   он вступает   затем   в   непосредственный   процесс   производства.   В   человеке   воедино заключены   объект   и   одновременно   субъект   деятельности   свободного   времени,   а также процесса. Безусловно,   различаются   особенности   личного   отношения   человека   к трудовой   деятельности,   с   одной   стороны,   и   к   занятиям   в   сфере   свободного времени,   Если   в   первом   случае   определяющим   выступает   то   во   втором   преимущественную   роль   играет   свободное необходимость, волеизъявление   при   выборе   форм   и   видов   деятельности.   Общество   в историческом   процессе   развития   выявило   и   определило   ценности   свободного времени,   которые   необходимы   для   дальнейшего   социального   прогресса.   Общество заинтересовано   в   том,   чтобы   такого   рода   ценности,   и   в   частности   занятия   избирались   и   включались   индивидом, физическими   упражнениями, разумеется,   в   состав   деятельности   свободного   Осознанное   принятие   личностью   необходимых   видов   социального времени. поведения   составляет   сущность   свободной   деятельности   в   свободное   время. Свободное   время   используется   отдельным   человеком   преимущественно   в соответствии   с   его   индивидуальными   представлениями   о   целесообразности   его расходования,   эмпирическим   путем.   В поведении   человека   в   свободное   время,   в   том   числе   в   занятиях   физическими упражнениями, социально­ психологические   явления   традиций   и   конформизм   в   принятии   норм   поведения непосредственно среды. ФКС   имеют   в   современных   условиях   весьма   высокую   социально­ экономическую   значимость   для   общества   в   целом   и   для   отдельного   человека (В.У.   Агеевец,   А.М.   Алексеев   и   др.),   поскольку   занятия   ими   развивают, совершенствуют   многие   важные   социальные   и   биологические   качества   людей, оказывают   прогрессивное   влияние   на   формирование   и   гармоническое   развитие   и воспитание   человека   (П.А.   Виноградов,   В.М.   Ныдрин,   А.П.   Душанин,   К.А. Кулинкович,   Л.П.   Матвее».   О.А.   Милыптейн,.   Н.И.   Пономарев,   В.А.   Пономарчук,   с   личной   добровольностью,   которые   складываются,   —   с   другой.   как   правило, общественной   играми,   окружающей   спортом,   туризмом, сказываются   спортом,   трудового       навсестороннего   и   гармоничного   развития,   «Советская   Россия­81»,   но   безрадостную   картину   масштабов В.И.   Столяров,   13.И.   Старшинов,   П.С.   Стеновой   и   др.).   Это   учитывается обществом   при   планировании   и   осуществлении   затрат   свободного   времени общества   в   целом   и   отдельными   людьми,   поскольку   свободное   время   должно использоваться   рационально   и   эффективно   с   точки   зрения   интересов   общества   в целом.   В   свою   очередь,   каждый   человек   должен   получить   в   сфере   свободного времени   максимум   реально   возможного   в   конкретных   условиях   и   обстоятельствах для     постоянного своего   совершенствования личности. Анализ   отношения   разных   групп   населения   к   ФКС   Показал,   что   7—18   % взрослого   населения   участвовали   в   каких­либо   физкультурно­оздоровительных   и спортивных   мероприятиях,   организованных   в   производственных   коллективах,   и 23—29   %   занимались   физической   культурой   самостоятельно,   по   месту   жительства и отдыха. По   данным   исследований   «Правда­77»,   «Советский спорт­83—84»   (П.А.   Виноградов   и   др.),   из   1796   обследованных   соответственно (данные   первого,   второго   и   третьего   исследований)   среди   мужчин   и   женщин: занимались   ФКС   самостоятельно   (%)   30.0   и   1.5.6;   49,1   и   38.3;   47,9   и   39,4;   в группах   ОФП,   здоровья   —   1,8   и   2,0;   10,6   и   6,3;   10,8   и   9,8.   Эти   данные корреспондируют   с   многочисленными   материалами   других   исследований   и свидетельствуют   о   том,   что   ФКС   среди   трудящихся   развиты   еще   недостаточно. В   монографии   «Физическая   культура   и   здоровый   образ   жизни»   приведены многочисленные   данные   социологических   исследований,   которые   показывают реалистическую,   физкультурно­ оздоровительного   движения,   использования   свободного   времени   для   занятий   ФКС и   развития   ЗОЖ.   Выяснилось,   что   учащиеся   9—10­х   классов,   особенно   девушки, затрачивали   на   занятия   ФКС   не   более   1—5   %   свободного   времени   (1983).   Среди восьмиклассников   в   Красноярском   крае   постоянно   занимались   ФКС   40,3   %,   от случая   к   случаю   —   35,3,   совсем   не   занимались   —   24,4   %.   У   десятиклассников эти   показатели   выглядели   так:   постоянно   занимались   —   39,9   %,   от   случая   к случаю   —   41,2,   совсем   не   занимались   —   18,9   %.   Оздоровительным   бегом, велосипедными   прогулками,   катанием   на   коньках   не   занимались   около   80   % школьников.   Зимой   59,3   %   юношей   и   55,4   %   девушек   выходили   на   лыжню   от   1   до 5   раз,   а   69,9   %   юношей   и   93,5   %   девушек   вообще   не   катались   на   коньках. Всего   30   %   школьников   были   привлечены   к   внеурочным   формам   занятий физическими   упражнениями,   а   остальные   70   %   посещали   только   уроки   физической культуры   (1986).   Среди   студентов   вузов   регулярно   занимались   в   спортивных секциях   и   участвовали   в   внутривузовских   соревнованиях   21,8   %   студентов, вообще   же   не   занимались   ФКС   —   67,2   %   (Л.Я.Рубин,   1981).   Исследования   Л.И. Лубышевой   (1988)   в   четырех   пузах   Западной   Сибири   выявили,   что   лишь   10   % студентов   систематически   использовали   средства   физической   культуры   в свободное   время.   В.А.Бауэром   (1987)   установлено,   что   ФКС   являются   реальным компонентом   образа   жизни   только   для   25   %   студентов   и   для   12   %   учителей школ. В   1987—1988   годах   при   опросе   более   500   врачей   и   медицинского   персонала учреждений   здравоохранения   Ленинского   района   Москвы   выяснилось,   что   35%   из них   совсем   не   занимались   ФКС   и   лишь   около   5%   занимались   в   спортивных секциях (П.Д.Виноградов). Наиболее   объективным   показателем   развития   ФКС   является   время, затрачиваемое   на   занятия   физическими   упражнениями,   и   для   взрослых оптимальные   временные   режимы   в   недельном   объеме   колеблются   от   6   до   10   часов   группах   ОФП,   ГТП,   и   здоровья—   80­х     годах   все   более   широкое     занятия   по   интересам,   увлечениям,   Виноградов,   В.И.   Жолдак,   Ю.В.   Окуньков. 6   распространение   Л.Н.   Ни­фонтова,   1973). (П.А. Опрос   же   показал,   что   86   %   занимающихся   физической   культурой   не выходят   на   оптимальные   режимы   занятий.   Среди   рабочих   занимались   в   неделю   6 —   8   часов   6,3   %;   среди   работников   сферы   обслуживания   —   8;   среди   ИТР   —   8,7; среди   интеллигенции   —   10,7;   среди   пенсионеров   —   4;   среди   учеников   9   —   10­х классов %. В     получили самостоятельные   индивидуальные   и   групповые   физкультурно­оздоровительные занятия.   Все   больше   людей   ориентировались   не   на   традиционные   тренировки   в спортивных   секциях   или   на   подготовку   к   сдаче   нормативов   комплекса   ГТО.   а   на либерализованные   пристрастиям, организованные   вблизи   места   жительства   или   в   зонах   отдыха,   в   парках,   на пляжах. Особенности   отношения   людей   к   занятиям   физической   культурой   и   спортом в   современных   условиях   явились   предметом   специального   исследования (В.А.Астахов),   поскольку   в   последние   годы   произошли   значительные   изменения в   социально­экономической   структуре   общества,   что   не   могло   не   отразиться   на состоянии   массовой   физкультурно­оздоровительной   работы.   С   целью   изучения общественного   мнения   по   вопросам   ФКС   в   период   социально­экономических реформ   1986   —   1992   годов   был   проведен   анкетный   опрос   лиц,   самостоятельно занимающихся   в   местах   массового   отдыха   населения,   и   сравнительный   анализ   с данных   опросов,   проводимых   в   1980   —   1985   годах.   Опрос   был   проведен   в   два этапа   —   в   1990   году   (2­й   период)   и   в   1993   году   (3­й   период),   причем последний   проведен   дифференцированно   среди   лиц,   живущих   вблизи   и   далеко   от зон отдыха. Всего   было   опрошено   594   человека,   из   них   во   втором   периоде   —   374,   в третьем   —   220   человек.   По   профессии   респонденты   распределялись   следующим образом:   работники   физического   труда   составляли   140   человек   (20,3   %), работники   умственного   труда   —   464   (79,7   %).   Из   общего   количества   опрошенных женщин 230. Сравнительный   анализ   данных   всех   трех   периодов   показал,   что   количество лиц,   систематически   занимающихся   ФКС,   за   период   1986—1991   годов   уменьшилось почти   в   1,2   раза.   При   этом   снижение   более   заметно   (почти   в   1,5   раза)   среди лиц   %). Во   втором   периоде   обследования   отмечалось   заметное   увеличение   числа лиц,   совсем   не   занимающихся   ФКС,   39,4   %   против   34,9   %   в   первом   периоде обследования. Несколько   иная   картина   наблюдалась   в   третьем   периоде   обследования: наибольшее   количество   систематически   занимающихся   ФК   отмечалось   в возрастной   группе   19—25   лет,   затем   количество   занимающихся   резко   снизилось (с   33   %   до   9   %   и   11   %   в   возрастных   группах   26—30   лет   и   31—40   лет соответственно).   Количество   занимаюшихся   вновь   повышается   в   возрастной группе %).   В   старших   возрастных   занимающихся снизилось %. Среди   совсем   не   занимающихся   ФК   наибольший   процент   составляли   лица   в возрастных   группах   18—25   лет.   31—40   лет   и   старше   60   лет   во   втором   периоде обследования   и   в   возрастных   группах   31—40   лет   и   41—50   в   третьем   периоде обследования. Во группах   число   систематически   до втором   периоде обследования уменьшилось умственного количество (18,5%   массового   28,44   труда     364,   мужчин   —     было 41—50   лет   (21   1       лиц,           противи   25,4   %   зон     58,8 %     учебно­тренировочные   занятиям   спортом.   Систематические систематически   занимающихся   ФК,   имеющих   высшее   образование   (20   %   против 28,8   %   в   предыдущие   годы).   Однако   этот   показатель   возрос   почти   в   два   раза   в третьем   периоде   обследования   (59   %   против   28,8   %   первого   периода). Интерес   к   занятиям   ФКС   в   большей   степени   проявлен   у   лиц,   имеюших детей, бездетных. Возрос   интерес   к   самостоятельным   занятиям   физическими   упражнениями   и спортом   на   свежем   воздухе   и   в   спортивных   секциях,   особенно   у   лиц,   живущих вблизи отдыха. За   период   социально­экономических   реформ   изменились   и   формы   проведения активного   отдыха.   Так,   в   последние   годы   посещаемость   парков   культуры   и отдыха   увеличилась   в   1,5   раза   (44,5   %   против   25.6   %   в   первом   периоде), пляжей   —   в   1,1   раза   (43,6   %   против   38,4   %   в   первом   периоде).   В   то   же   время резко   уменьшилось   количество   лиц.   посещающих   водноспортивные   базы,   —   почти в   3,7   раза   во   втором   периоде   и   в   3,3   раза   —   в   третьем   периоде   обследования. Это   до   некоторой   степени   можно   объяснить   понижением   жизненного   уровня трудящихся,   особенно   в   первые   годы   социально­экономических   реформ. В   числе   основных   причин   прекращения   занятий   в   период   социально­ экономических   реформ   было,   по   мнению   большинства   респондентов,   отсутствие времени,   большая   занятость   домашними   делами   и   уходом   за   детьми,   плохое состояние   здоровья   и   отсутствие   спортивной   одежды   и   обуви.   В   последние полтора   —   два   года   существенно   изменилось   отношение   широких   слоев   населения занятия к   существенно   сокращены   (до   2—4   раз)   многими   любителями   спорта.   Все возрастающую   популярность   и групповые индивидуальные   физкультурно­оздоровительные   занятия   по   месту   жительства   и отдыха.   Этот   период   в   отношении   городского   населения   к   физической   культуре и   спорту   можно   оценивать   как   современную   тенденцию   развития   и функционирования движения.   расширение   досуга   может   сопровождаться Увеличение   свободного   времени, растущим   распространением   пассивных   форм   деятельности,   потреблением материальных   благи   информации   и   сокращением   активной   деятельности,   в   том числе   занятий   ФКС   при   условии,   если   регуляция   досуга,   свободного   времени самотеком. будет Важную   и частности   необходимая регламентирующая   деятельность стандартизация   уклада   быта,   которая   в   той   или   иной   степени   имела   место   во все общностях. Прогрессивная   стандартизация   бытового   уклада   означает   выбор   и   активное потребление   полезных   и   ценных   для   развития   и   совершенствования   человека   и общества   благ   и   оптимальную   структуру   затрат   добровольно   расходуемого времени. Она   отвергает   бесполезные,   бесцельные   и   вредные   для   гармоничного развития   человека   виды   досуга,   наполняя   его   полезным   и   приятным   содержанием в этой   деятельности привлекательных формах. Включение   и   использование   средств   ФКС   в   свободном   времени   зависит   от сложившихся   или   создаваемых   заново   бытового   режима,   повседневного   быта семьи, затрат   времени   на   различные   виды деятельности. При   этом   определяющее   влияние   оказывают   экономические   условия   семьи,   социально­педагогическую   гуманистическому   назначению     обычного   распределения   стихийно, играет     в   физкультурно­спортивного роль   общества,   соответствующих     получили   самодеятельные   осуществляться социальных   организующая   различных   времена в     исуществующие   в   ней   и   преобладающие   ценностные   ориентации   и   социально­   а   также   интенсивность   и   эффективность психологические   отношения, воздействия   внешних   стимулов,   формирующих   социальное   поведение   членов семьи. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким   образом,   в   общественном   сознании   прочно   утверждается   мнение,   что физическая   культура   общества   в   целом   и   каждого   человека   в   отдельности представляет   собою   базовое   условие   формирования   и   осуществления   здорового образа   жизни   (ЗОЖ),   который,   в   свою   очередь,   —   не   только   основа   хорошего самочувствия   и   бодрого   настроения,   но   и   путь   к   оздоровлению   нации,   к решению многих социальных проблем современной России.