Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников существует уже достаточно давно. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе.
Как показывают исследования Института возрастной физиологии, за последние 10 лет, число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза, а среди подростков – в 2,1 раза. 3а время обучения 70% функциональных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию к окончанию школы, в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения, в 2 раза - число нервно-психических.
На данный момент в нашей школе из 758 учащихся основную группу здоровья имеют лишь 350 детей, 391 ребенок имеет подготовительную группу и 17 – спецгруппу. Как не печально, но число учащихся с основной группой здоровьяПроблема сохранения и укрепления здоровья школьников существует уже достаточно давно. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе.
Как показывают исследования Института возрастной физиологии, за последние 10 лет, число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза, а среди подростков – в 2,1 раза. 3а время обучения 70% функциональных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию к окончанию школы, в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения, в 2 раза - число нервно-психических.
На данный момент в нашей школе из 758 учащихся основную группу здоровья имеют лишь 350 детей, 391 ребенок имеет подготовительную группу и 17 – спецгруппу. Как не печально, но число учащихся с основной группой здоровья
«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка – … это, прежде
всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом
этой гармонии является радость творчества
Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников существует уже достаточно
давно. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально
психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и,
прежде всего, условиями жизни в школе.
Как показывают исследования Института возрастной физиологии, за последние 10 лет,
число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза, а среди подростков – в
2,1 раза. 3а время обучения 70% функциональных расстройств переходят теперь в
стойкую хроническую патологию к окончанию школы, в 45 раз возрастает заболеваемость
органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения, в 2 раза число нервнопсихических.
На данный момент в нашей школе из 758 учащихся основную группу здоровья имеют
лишь 350 детей, 391 ребенок имеет подготовительную группу и 17 – спецгруппу. Как не
печально, но число учащихся с основной группой здоровья в старшем возрасте резко
снижается, а в некоторых классах таких учащихся нет.
Основная масса детей имеющие те или иные нарушения опорнодвигательного аппарата –
сколиозы и плоскостопия выпадает на 89 классы. Это связано с увеличением учебной
нагрузки, более продолжительным сидячем образе жизни.
Поэтому главной задачей школы сегодня является не только обучение детей основам
наук, но и воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни;
организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит
здоровью ребенку.
Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень
реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков,
необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
Поэтому наша работа основана на:
возрастных особенностях познавательной деятельности детей,
воспитании культуры здоровья,
наличии гигиенического контроля;
обучении на оптимальном уровне трудности (сложности),
вариативности методов и форм обучения,
оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, использовании наглядности,
сочетании различных форм предоставления информации,
создании эмоционально благоприятной атмосферы,
формировании положительной мотивации к учебе
Существует постоянная взаимосвязь с медицинскими работниками школы, знакомимся с
результатами медицинских осмотров детей, учитываем в работе показания медработников
в листе здоровья школьников.
Стараемся создавать комфортные условия на уроке:
температура и свежесть воздуха в помещении
рациональное освещение
исключение монотонных звуковых раздражителей
спортивный инвентарь по возрасту
наличие у каждого учащегося сменной спортивной формы и обуви
Постоянно применяются оздоровительные моменты:
дыхательные упражнения
сочетание нагрузки с восстановлением
закаливающее влияние уроков на свежем воздухе
применение музыки для стимулирования физиологических процессов организма
(ни для кого не секрет, что музыка воздействует на нервную систему, может раздражать и
может успокаивать).
Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема
внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного образования.
Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности по праву считаются: организация физкультурнооздоровительных и спортивномассовых мероприятий;
(различные соревнования внутри и вне школы)
В нашей школе спортивный зал для учащихся открыт ежедневно, на каждой перемене и
по окончанию учебного процесса, дети с удовольствие приходят в зал играть, они получают
во время игры большой заряд позитивной энергии, большой опыт общения в коллективе со
сверстниками и более старшими учащимися. Проводятся различные соревнования между
классами и выездные соревнования со борной школы.
Внеурочная работа представлена секциями волейбола в двух возрастных категориях и
секцией аэробики.
В оздоровительных целях необходимо проводить на каждом уроке физкультминутки,
каким бы не был по сложности урок. Необходимо давать:
постоянный контроль за осанкой учащихся в начальной школе
гимнастику для глаз
массаж активных точек шеи и ушных раковин
пальчиковую гимнастику, гимнастику для рук и т.д.
Цель оздоровительных моментов
отдых центральной нервной системы
профилактика утомления, нарушения осанки и зрения
Сократ сказал: «Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто».
К великому сожалению здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных
ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и
укреплять свое здоровье, личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то
можем надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым, не только духовно (
« Я не знаю большей красоты, чем здоровье» Г.Гейне), но и физически и справится с
теми большими целями, которые определяет для него государство. А ведь здоровые дети –
это здоровье нации.