Математика
Дата «___»_______ ____ г Класс 3- «Б»
(1 четверть)
Урок 16
Тема урока: Задачи на умножение и деление в одно действие.
Цели урока:
1. Умение решать простые задачи на нахождение произведения и частного.
2. Закреплять мышление, речь, внимание.
3. Воспитывать познавательную активность, умение работать в коллективе, умение оценивать себя и одноклассников
Тип урока: урок закрепления знаний;
Оборудование, наглядность, ТСО: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Этапы и структура урока.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация.
Учитель открывает на доске стихотворение:
Прочитайте стихотворение.
Чему будет посвящен сегодняшний урок? (Закреплению знаний.)
Что помогает определить, допускаете ли вы ошибки или нет? (Самостоятельная работа.)
Что нового вы узнали на предыдущих уроках? (Взаимосвязь действий умножения и деления, правило нахождения неизвестных в уравнениях, учились решать задачи в 2 действия.)
Сформулируйте цель на данный урок. (Проверить свои знания по данным темам.)
С чего начнете работу на уроке? (С повторения необходимых знаний.)
(Чистописание)
2. Актуализация знаний
Составьте из чисел 12, 6 и 2 все возможные равенства.
Учащиеся составляют выражения на индивидуальных планшетках, один из учащихся работает у доски. Проверка организуется фронтально.
По какому правилу составили первое выражение? (По таблице умножения.)
По какому правилу вы составили второе равенство? (На основании переместительного свойства.)
По какому правилу составили следующие выражения? (Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель.)
Решение задач на различные виды деления.
Учитель раздает учащимся карточки с заданием 3:
Нужно каждую задачу решить и составить рисунок.
Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием.
Что вы повторили этим заданием? (Различные виды деления.)
Какой вид деления в первой задаче? (Деление на равные части.)
Какой вид деления во второй задачи? (Деление по содержанию.)
- Счет двойками до 20, тройками до 30, четверками до 40 в прямом и обратном порядке.
- «Молчанка» на знание таблицы с числом 2.
3. Повторение пройденного материала.
Упражнение №1 из учебника выполняется устно, здесь мож¬но предложить рассуждения типа: «Неизвестно делимое. Чтобы узнать делимое, надо частное умножить на делитель».
4. Решение составных задач
Решение составных задач №2 можно выполнить у доски с комментированием, а можно предложить для самостоятельной работы. Это зависит от уровня подготовки учащихся.
5. Первичное закрепление
№3
а) С космодрома Байконур каждый год запускают по а спутников. Сколько спутников было запущено за b лет?
б) а девочкам разделили поровну b груш. Сколько груш у каждой девочки?
в) Письмо из Алматы до Москвы шло с дней, а из Алматы до Актобе b дней. На сколько дней дольше шло письмо до Москвы, чем до Актобе?
г) Мама купила с кг карамельных конфет и b кг шоколад¬ных конфет. На сколько килограммов меньше шоколадных конфет купила мама?
a ∙ b
b : а
с - b
b - с
Дети должны обосновывать выбор действия. Например: б) Чтобы узнать, сколько груш у каждой девочки, надо все груши, а их было в, разделить на количество девочек - а.
Динамическая пауза
Мы дружно трудились,
Немного устали.
Быстро, все сразу
За партами встали.
Руки поднимем,
Потом разведем
И очень глубоко
Всей грудью вдохнем.
Упражнение №4 надо разобрать вместе с детьми. Сначала повторите порядок действий в выражениях. Попробуйте вы¬яснить, сможет ли кто-либо из детей сам догадаться, какое вы¬ражение решал ученик. Если таких детей нет, то начните рас-суждения так:
- Запишем первое действие, которое выполнил ученик 18 : 2 (запишите его не с самого края доски, чтобы осталось место). Получится 9.
- Посмотрите внимательно, что означает число 9 во втором вы¬ражении (действии)?
Это второе слагаемое, его прибавили к числу 14. Значит надо записать 14 + 18 : 2.
- Скобки расставлять не нужно, потому что деление всегда вы¬полняется раньше сложения.
6. Самостоятельная работа.
Решение уравнений №5 (2-я строка)
Соревнование в выполнении задания №6 начинается с того, что дети записывают время. Надо принести часы и повесить перед доской. Секундомер мы пока не можем использовать, по¬скольку дети не знакомы с единицей времени - секундой. Обя-зательно подведите итоги соревнования и определите победите¬лей. Стимулируйте детей к запоминанию таблицы.
Решить задачу.
В 2 коробках по 6 карандашей. Оля взяла для рисования 5 карандашей. Сколько карандашей осталось?
Динамическая пауза.
7. Повторение
Решение уравнений №5 (1 -я строка) выполнить с коммен¬тированием, поощряя подробное объяснение хода решения.
Задание №7 направлено на формирование у учащихся рацио¬нальных способов вычислений.
Упражнение №8 логического характера. Дети должны рас¬суждать: если из ведра переложили в корзину 3 яблока, то там стало 10 + 3 = 13 яблок. А в ведре осталось 10 - 3 = 7 яблок. Те¬перь, когда мы знаем, сколько яблок в ведре и корзине, можно сравнить их по количеству, отняв из большего числа меньшее.
8. Рефлексия
Оцените свою работу по лестнице успеха. Если вы не допустили ошибок в самостоятельной работе, поставьте себя на верхнюю ступень. Если у вас возникло затруднение, но вы справились с ним, то поставьте себя на среднюю ступень. Если вы не справились с затруднением, то поставьте себя на нижнюю ступень.
Учащиеся оценивают себя по лестнице успеха. Учитель проводит рефлексию оценивания.
Какие еще трудности остались на конец урока?
Далее учитель предлагает записать домашнее задание, комментируя его.
Для домашнего задания можно предложить задание стр.21 №12, а для твор¬ческого уровня предложить составить логическую задачу, ана¬логичную задаче в учебнике.Тема урока: Задачи на умножение и деление в одно действие.
Цели урока:
1. Умение решать простые задачи на нахождение произведения и частного.
2. Закреплять мышление, речь, внимание.
3. Воспитывать познавательную активность, умение работать в коллективе, умение оценивать себя и одноклассников
Дата «___»_______ ____ г
Класс 3- «Б»
Математика
(1 четверть)
Урок 16
Тема урока: Задачи на умножение и деление в одно действие.
Цели урока:
1.
Умение решать простые задачи на нахождение произведения и частного.
2. Закреплять мышление, речь, внимание.
3. Воспитывать познавательную активность, умение работать в коллективе, умение
оценивать себя и одноклассников
Тип урока: урок закрепления знаний;
Оборудование, наглядность, ТСО:
_______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Этапы и структура урока.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация.
Учитель открывает на доске стихотворение:
Бывает, в работе возникают ошибки,
Мы не боимся, а всегда по привычке
Беремся за них и разбираемся,
Где и почему мы не справляемся!
Прочитайте стихотворение.
Чему будет посвящен сегодняшний урок? (Закреплению знаний.)
Что помогает определить, допускаете ли вы ошибки или нет? (Самостоятельная
работа.)
Что нового вы узнали на предыдущих уроках? (Взаимосвязь действий умножения
и деления, правило нахождения неизвестных в уравнениях, учились решать задачи в 2
действия.)
Сформулируйте цель на данный урок. (Проверить свои знания по данным темам.)
С чего начнете работу на уроке? (С повторения необходимых знаний.)
(Чистописание)
2. Актуализация знаний
Составьте из чисел 12, 6 и 2 все возможные равенства.
Учащиеся составляют выражения на индивидуальных планшетках, один из учащихся
работает у доски. Проверка организуется фронтально.
По какому правилу составили первое выражение? (По таблице умножения.)
По какому правилу вы составили второе равенство? (На основании
переместительного свойства.)
По какому правилу составили следующие выражения? (Чтобы найти неизвестный
1множитель, нужно произведение разделить на известный множитель.)
Решение задач на различные виды деления.
Учитель раздает учащимся карточки с заданием 3:
а) 12 конфет раздали поровну шестерым детям. Сколько получил каждый?
б) 12 карандашей разложили по 6 штук в коробки. Сколько получилось коробок?
Нужно каждую задачу решить и составить рисунок.
Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием.
Что вы повторили этим заданием? (Различные виды деления.)
Какой вид деления в первой задаче? (Деление на равные части.)
Какой вид деления во второй задачи? (Деление по содержанию.)
Счет двойками до 20, тройками до 30, четверками до 40 в прямом и обратном
порядке.
«Молчанка» на знание таблицы с числом 2.
3. Повторение пройденного материала.
4.
Упражнение №1 из учебника выполняется устно, здесь можно
предложить рассуждения типа: «Неизвестно делимое. Чтобы узнать
делимое, надо частное умножить на делитель».
Решение составных задач
Решение составных задач №2 можно выполнить у доски с комментированием, а можно
предложить для самостоятельной работы. Это зависит от уровня подготовки
учащихся.
5. Первичное закрепление
a ∙ b
b : а
№3
а) С космодрома Байконур каждый год запускают по а спутников.
Сколько спутников было запущено за b лет?
б) а девочкам разделили поровну b груш. Сколько груш у каждой
девочки?
в) Письмо из Алматы до Москвы шло с дней, а из Алматы до Актобе
b дней. На сколько дней дольше шло письмо до Москвы, чем до
Актобе?
г) Мама купила с кг карамельных конфет и b кг шоколадных конфет.
На сколько килограммов меньше шоколадных конфет купила мама?
Дети должны обосновывать выбор действия. Например: б) Чтобы узнать, сколько
груш у каждой девочки, надо все груши, а их было в, разделить на количество девочек
а.
Динамическая пауза
Мы дружно трудились,
Немного устали.
Быстро, все сразу
b с
с b
2За партами встали.
Руки поднимем,
Потом разведем
И очень глубоко
Всей грудью вдохнем.
Упражнение №4 надо разобрать вместе с детьми. Сначала повторите порядок
действий в выражениях. Попробуйте выяснить, сможет ли ктолибо из детей сам
догадаться, какое выражение решал ученик. Если таких детей нет, то начните рас
суждения так:
Запишем первое действие, которое выполнил ученик 18 : 2 (запишите его не с самого
края доски, чтобы осталось место). Получится 9.
Посмотрите внимательно, что означает число 9 во втором выражении (действии)?
Это второе слагаемое, его прибавили к числу 14. Значит надо записать 14 + 18 : 2.
Скобки расставлять не нужно, потому что деление всегда выполняется раньше
сложения.
6. Самостоятельная работа.
Решение уравнений №5 (2я строка)
Соревнование в выполнении задания №6 начинается с того, что дети записывают
время. Надо принести часы и повесить перед доской. Секундомер мы пока не можем
использовать, поскольку дети не знакомы с единицей времени секундой. Обязательно
подведите итоги соревнования и определите победителей. Стимулируйте детей к
запоминанию таблицы.
Решить задачу.
В 2 коробках по 6 карандашей. Оля взяла для рисования 5 карандашей. Сколько
карандашей осталось?
Динамическая пауза.
7. Повторение
8.
Решение уравнений №5 (1 я строка) выполнить с комментированием, поощряя
подробное объяснение хода решения.
Задание №7 направлено на формирование у учащихся рациональных способов
вычислений.
Упражнение №8 логического характера. Дети должны рассуждать: если из ведра
переложили в корзину 3 яблока, то там стало 10 + 3 = 13 яблок. А в ведре осталось
10 3 = 7 яблок. Теперь, когда мы знаем, сколько яблок в ведре и корзине, можно
сравнить их по количеству, отняв из большего числа меньшее.
Рефлексия
Оцените свою работу по лестнице успеха. Если вы не допустили ошибок в
самостоятельной работе, поставьте себя на верхнюю ступень. Если у вас возникло
затруднение, но вы справились с ним, то поставьте себя на среднюю ступень. Если вы
не справились с затруднением, то поставьте себя на нижнюю ступень.
Учащиеся оценивают себя по лестнице успеха. Учитель проводит рефлексию
оценивания.
Какие еще трудности остались на конец урока?
Далее учитель предлагает записать домашнее задание, комментируя его.
Для домашнего задания можно предложить задание стр.21 №12, а для творческого
уровня предложить составить логическую задачу, аналогичную задаче в учебнике.
3