Задание 11 ОГЭ
Анализ средств выразительности. Тропы: метафора, олицетворение, эпитет, гипербола, сравнительный оборот, сравнение, фразеологизм, литота.
11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. Запишите номера ответов.
1) Журка опять потянулся к полкам и взял самую прочную и новую на вид книгу с золотыми узорами на корешке.2) Оглянулся на прикрытую дверь, подошёл к окну и, суетливо дёргая пальцами, оторвал у конверта край.3) Может быть, эти книги помогут тебе взлететь.4) Нет, ты поймёшь, ведь ты у меня славный, умница.5) Его резанули тоска и одиночество, которые рвались из этого письма.
Алгоритм выполнения задания
1. Внимательно прочитайте задание, выделив для себя, какое именно средство выразительности необходимо найти.2. Для выполнения задания 11 достаточно знать следующие термины: метафора, олицетворение, эпитет, гипербола, сравнительный оборот, сравнение, фразеологизм, литота.3. Не путайте метафору, сравнение и сравнительный оборот:
Метафора – скрытое сравнение, потому не содержит ни союзов, ни лексических средств выражения сравнения.Сравнение может быть выражено несколькими способами (не только при помощи союзов) Об этом читайте ниже.Сравнительный оборот – разновидность сравнения, в котором словами-подсказками будут союзы КАК, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧЕМ и др.
4. Особую сложность представляет нахождение фразеологизмов. Чтобы найти фразеологизм, важно знать:А) фразеологизм часто можно заменить одним словом.Вешать лапшу на уши = обманывать.Б) фразеологизм – это словосочетание. Если его разделить на отдельные слова, то его значение теряется.Например, фразеологизм "бить баклуши" = лениться, но по отдельности слово «бить» - значит нанести удар , а «баклуша» = обрубок древесины.В) некоторые фразеологизмы настолько часто употребляются в речи, что мы перестали обращать на них внимание, потому такие выражения как «играть роль», «иметь в виду», «от всего сердца», «не покладая рук», «от мала до велика», «плыть по течению» «сгорать от нетерпения» мы не воспринимаем как фразеологизмы, однако их тоже нужно научиться замечать в тексте.Г) к фразеологизмам не относятся предложно-падежные сочетания вроде «под мышкой», «с кондачка»
5. Отличайте эпитет от обычного прилагательного, причастия.Стальной утюг: «стальной» – обычное определение, которое обозначает материал, из которого изготовлен утюг. «Стальной» взгляд: «стальной» – (эпитет) яркое, образное определение, которое употребляется в переносном смысле.6. В зависимости от искомого средства выразительности можно подобрать стратегию анализа предложений.
Например, вам необходимо найти эпитет. Вы знаете, что эпитет – это образное определение. Само толкование термина подсказывает, что проверить необходимо каждое определение в предложении.
Если нужно найти метафору или фразеологизм, то анализируйте словосочетания в предложении.
Если ищете сравнение или сравнительный оборот, смотрите на внешние признаки: союзы, ищите слова «похож, подобен» или существительное в форме Т.п. и др.
Средства выразительности: теория
МЕТАФОРА – скрытое сравнение, основанное на переносе признаков одного явления на другое по принципу сходства. «...Да и не умели еще чужим умом набивать пустую голову» (Стародум в комедии «Недоросль», д. 3, Форнивизин ).
«Куда ланит девались розы. Улыбка уст и блеск очей?Все опалили, выжгли слезы Горячей влагою своей»(«О, как убийственно мы любим...», Тютчев).
«...За Кремлем горит заря туманная...» («Песня про... купца Калашникова», Лермонтов).«...Душа моя высохла» (Любовь Андреевна в комедии «Вишневый сад»,д. 2, Чехов. ).
«Ведь, если звезды зажигают — значит это кому-нибудь нужно?.. Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?» («Послушайте!»).
«Ветром успокоения потянуло на меня от этих названий» («Матренин двор», Солженицын).
РАЗВЕРНУТАЯ МЕТАФОРА – ряд взаимосвязанных метафор, в котором предыдущая метафора вызывает следующую.
Фет. «Одним толчком согнать ладью живую С наглаженных отливами песков, Одной волной подняться в жизнь иную. Учуять ветр с цветущих берегов...»Гончаров. «...Он тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остального своего существования, сделанный собственными руками, как старцы пустынные, которые, отворотясь от жизни, копают себе могилу» («Обломов», ч. 4, глава 9).Чехов. «Люблю, люблю... Это камень на моей шее, я иду с ним на дно, но я люблю этот камень и жить без него не могу» (Любовь Андреевна в комедии «Вишневый сад», д. 3).Вы скажете, что нравственность от этого не выигрывает? Извините. Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины... Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж Бог знает!» («Герой нашего времени», предисловие).
«СУХАЯ» МЕТАФОРА – оборот, который изначально был метафорой, но утратил свою образность.Примеры: ножки стола, нос корабля, хвостик петрушки, часы идут, мысли разбегаются, спор разгорелся
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – перенос свойств живых существ на неодушевленные предметы и явления.
«Задекламирует чердак С поклоном рамам и зиме,К карнизам прянет чехардаЧудачеств, бедствий и замет»Б. Пастернак «Про эти стихи»«Из рая детского житьяВы мне привет прощальный шлете,Неизменившие друзья В потертом, красном переплете»М. Цветаева «Книги в красном переплете»«Несчастью верная сестра,Надежда в мрачном подземельеРазбудит бодрость и веселье...»А. Пушкин «Во глубине сибирских руд...»
ЭПИТЕТ – яркое, образное определение, которое несет особую эмоциональную и смысловую нагрузку. Чаще всего эпитет бывает выражен прилагательным.
Тютчев. «...И льется чистая лазурь На отдыхающее поле...» («Есть в осени первоначальной...»).Есенин. Волки грозные с тощих полей» («Русь»).«Взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если бы не был столь равнодушно спокоен» (психологический портрет Печорина в романе «Герой нашего времени», глава «Максим Максимыч»).«...И первый бешеный скачокМне страшной смертию грозил.М. Лермонтов «Мцыри»Лермонтов. «И снился мне сияющий огнями вечерний пир в родимой стороне.«И долго еще определено мне чудной властью идти рука об руку с моими странными героями, озирать всю громадно-несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы!» («Мертвые души», глава 7).
ГИПЕРБОЛА – чрезмерное преувеличение качеств, признаков, свойств.
Он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове» («Шинель»).«Индейкам и курам не было числа....» («Мертвые души», глава 3). Некрасов. «Пусть увеличит во сто крат мои вины людская злоба...» («О Муза! я у двери гроба...»).Островский. «Я с ума сойду от радости...» (Борис в драме «Гроза», д. 3, сцена 2).Гончаров. «...Барину видна была только одна необъятная бакенбарда, из которой так и ждешь, что вылетят две-три птицы» («Обломов», ч. 1, глава 2Есенин. «Потому, что я с севера, что ли, Что луна там огромней в сто раз...» («Шаганэ ты моя, Шаганэ!..»).«Это труднее, чем взять тысячу тысяч Бастилий» («Облако в штанах»).Грибоедов. «А в те поры все важны! В сорок пуд...» (Фамусов в комедии «Горе от ума», д. 2). Пуд — старая русская мера веса, равная 16,38 кг. Фамусов употребляет гиперболу: конечно, вельможи, даже и в Екатерининскую эпоху, не могли весить 650 кг.
ЛИТОТА – чрезмерное преуменьшение качеств, признаков, свойств.
Генералы даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности» («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»),«Сократил он их так, что некуда носа высунуть...» («Дикий помещик»),Лев Толстой. «Он оглянулся на пруд, с которого неслись крики и хохот... Все это голое, белое человеческое мясо с хохотом и гиком барахталось в этой грязной луже, как караси, набитые в лейку» (о князе Андрее Болконском в романе-эпопее «Война и мир», т. 3. ч. 2, глава 5).«...Ни звука русского, ни русского лица Не встретил...» (Чацкий о французике из Бордо, д. 3).
СРАВНЕНИЕ – сопоставление нескольких предметов или явлений по принципу сходства.
Сравнение может быть выражено:1) Сравнительным оборотом – сравнение, выраженное при помощи союзов как, точно, словно, будто, как будто и т. д. «...Я сам, как зверь, был чужд людей И полз, и прятался, как змей» («Мцыри»). «Белогрудый твердыми, как поручни автобуса, и столь же холодными пальцами, ничего более не говоря, сжат Аннушкино горло так, что совершенно прекратил всякий доступ воздуха в ее грудь» («Мастер и Маргарита», глава «Извлечение Мастера»). «...Висит человек снаружи дома, в ящике на веревке, и стену краской мажет, или по крыше словно муха ходит — это он самый я и есть! — отвечал мужик» («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»). «Еще военный все-таки кажет из себя, а как наденет фрачишку — ну точно муха с подрезанными крыльями» (Городничий в комедии «Ревизор»)2) Лексически (при помощи слов «похож, подобен, похожий, подобный, походит, напоминает, наподобие, вроде и др.)«Кричим — подумаешь, что сотни голосов'...» (Репетилов в комедии «Горе от ума», д. 4). «Ныне злобно, Врагам наследственным подобно, Как в страшном, непонятном сне, Они друг другу в тишине Готовят гибель хладнокровно...» («Евгений Онегин», глава 6) «Подвал, похожий на пещеру» (ремарка в начале пьесы «На дне»).
3) Существительным в творительном падеже: «Зелеными облаками и неправильными трепетолистными куполами лежалина небесном горизонте соединенные вершины разросшихся на свободе дерев» («Мертвые души», глава 6). Камчатским медведем без льдины Где не ужиться (и не тешусь!). Где унижаться — мне едино» («Тоска по родине! Давно...»).Шолохов. «Въехали хищниками, так в голубую зимнюю ночь появляются около жилья волки...» («Тихий Дон», кн. I, ч. 3, глава 5).4) Сравнительной степенью прилагательного или наречия: «Этот черпак для него сейчас дороже воли, дороже жизни всей прежней и всей будущей» («Один день Ивана Денисовича»). «...И мы сплелись, как пара змей, Обнявшись крепче двух друзей, Упали разом...» («Мцыри»). «...Мертвец (Лик мрачнее ночи)...» («Светлана»), «...Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез» («Февраль. Достать чернил и плакать!..»).
ФРАЗЕОЛОГИЗМ – устойчивое неделимое словосочетание.
«Обломов был не в своей тарелке...» («Обломов», ч. 2, глава 11).
«Я чаю, небо с овчинку показалось...» (Пугачев — Гриневу в повести «Капитанская дочка», глава «Незваный гость»).
«Двери вдруг заляскали, будто у гостиницы не попадает зуб на зуб» («Облако в штанах»),
Это был человек старого закала, не разделявший новейших воззрений» (слуга Петр в романе «Отцы и дети», глава 2).
«Впрочем, он был в душе добрый человек, хорош с товарищами, услужлив, но генеральский чин совершенно сбил его с толку» (о значительном лице в повести «Шинель»).
1. Укажите варианты ответов, в которых не использован фразеологизм. Запишите номера ответов. | |
1) | Однажды я на своей шкуре испытал, насколько непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик. |
2) | Он сидел за пустой партой далеко от меня. |
3) | На первый взгляд так оно и было. |
4) | Вдруг ни с того ни с сего она вызвала меня к доске. |
5) | У него были какие-то странные глаза – красные и налитые влагой. |
2. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. Запишите номера ответов. | |
1) | Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом. |
2) | Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета. |
3) | Иоська смолк и вопросительно и насторожённо смотрел на непрошеную гостью. |
4) | Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам... |
5) | Не чувствуя под собой ног и не зная, что ей делать, она жалостно попросила: |
3. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. Запишите номера ответов. | |
1) | На столе в комнатушке лежали драные-передраные книги, и мне надлежало, пользуясь клеем, пачкой папиросной бумаги, газетами и цветными карандашами, склеивать рваные страницы, прикреплять к серединке оторванные, укреплять корешок и обложку, а потом обёртывать книгу газетой, на которую следовало приклеить кусок чистой бумаги с красиво, печатными буквами написанными названием и фамилией автора. |
2) | А я улыбался и въявь, и в своём воображении и, как маленький Филипок, утирал мокрый от волнения лоб большой шапкой, нарисованной на картинке. |
3) | Или я представлял себя Гаврошем и свистел, издеваясь над солдатами, на самом верху баррикады. |
4) | Я отбивал чечётку на каком-то старом табурете, показывал нос врагам, а пули жужжали рядом, и ни одна из них не задевала меня, и меня не убивали, как Гавроша, я отступал вместе с последними коммунарами, прятался в проходных дворах. |
5) | Сочиняя исправленные сюжеты, я замирал, глаза мои, наверное, останавливались, потому что, если фантазия накатывала на меня при свидетелях, я перехватывал их удивлённые взгляды, – одним словом, воображая, я не только оказывался в другой жизни, но ещё и уходил из этой. |
4. Укажите, варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. Запишите номера ответов. | |
1) | Женщина скользнула взглядом по собаке и прошла мимо, но собака пошла за ней, сначала неуверенно, потом решительно и безоглядно. |
2) | Бездомная жизнь, без сомнения, была ей уже невмоготу, и она выбирала хозяина. |
3) | Бедная собака порывалась идти то за одним, то за другим, даже делала несколько шагов вслед, но тут же возвращалась. |
4) | Собака благоговейно смотрела на неё. |
5) | Та взяла – просто из вежливости, чтобы не обидеть, чтобы не спугнуть своего счастья, и уже уверенней побежала за женщиной. Так они и скрылись за углом. |
5. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. Запишите номера ответов. | |
1) | Это была обыкновенная школьная тетрадка для рисования, найденная мною в куче мусора. |
2) | Дым пружиной поднимался к небу, и птички, как отчёркнутые галочки, виднелись в синем звёздном небе. |
3) | Я перевёртывал хрупкую на морозе бумагу, заиндевелые яркие и холодные наивные листы. |
4) | Железные нити казённого образца покрывали все заборы в детской тетрадке. |
5) | Акварельные краски, похожие на женские пуговицы, лежали в белой жестяной коробке. |
6. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. Запишите номера ответов. | |
1) | Вода в Истье была ласковой и смешливой. |
2) | Река петляла, словно пыталась сбежать и спрятаться от кого-то. |
3) | Это было прекрасно: уже нежаркий, пятичасовой, такой милый и лопоухий день, блики на воде, стремительное скольжение вперёд. |
4) | Холод клокотал уже в груди. |
5) | Я вцепился в этот огонёк глазами, как в поплавок. |
7. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. Запишите номера ответов. | |
1) | Я вспомнил прекрасные, чуть пожелтевшие от времени гравюры на стенах своей комнаты в доме у двух хлопотливых старух. |
2) | Потом созвали собрание, чтобы меня судить за то, что доски спрятал. |
3) | Толпа дам и мужчин в наглухо застёгнутых сюртуках, толпа семидесятых годов девятнадцатого столетия, смотрела на меня со стен с глубоким вниманием |
4) | Эти доски и пригодятся. |
5) | Его гравюры висят в музеях в Париже, Лондоне и у нас в Рязани. Небось, видели? |
8. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. Запишите номера ответов. | |
1) | По поведению росомахи служители зоопарка с первого взгляда поняли, что у неё, наверно, скоро должны родиться детёныши и она ищет место для логова. |
2) | Особенно волновалась росомаха, когда они подходили к соседней клетке, в которой сидели два злющих волка. |
3) | Днём волков отгонял служитель. |
4) | Неизвестно, чем бы кончился этот неравный бой, если бы на шум не прибежал сторож. |
5) | Она изо всех сил кидалась то на одного, то на другого волка, увёртывалась от их укусов, бросалась опять, не давая им подойти к детям. |
9. Укажите варианты ответов, в которых НЕТ фразеологизма. Запишите номера ответов. | |
1) | Они всегда смотрели так, если били кого-то, до кого другим не было никакого дела. |
2) | Но волосы она обстригла и перекрасила в первую же неделю, а со второй она уже записалась в какие-то секции, и теперь язык не поворачивался назвать её «хрупкой». |
3) | Школьники смотрели на избиение совершенно спокойно |
4) | Больше не ожидалось ничего интересного, и все стали расходиться кто куда. |
5) | И старшеклассники, переглянувшись, отступили от девушки. |
10. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. Запишите номера ответов. | |
1) | Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься. |
2) | Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку. |
3) | Ни в лес, ни в поле, ни по длинной тропке среди моря колосьев ржи. |
4) | «Как я скажу Андрею?» – мучительно думала Динка. |
5) | А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль. |
11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. Запишите номера ответов | |
1) | Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата. |
2) | А она, всё ещё робея и тревожно заглядывая в глубину форточки, сантиметр за сантиметром приближалась по линейке, на которой была отмерена её судьба. |
3) | Где ты взял кусочек солнца? |
4) | Объяснить это маленькой глупой синичке было очень трудно. |
5) | Ты будешь навещать меня, как сегодня, а я буду работать. |
12. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. Запишите номера ответов | |
1) | От восторга и от тревоги ёкало сердце, и, хотя никто не знал, во что выльется наше приключение, обратной дороги уже не было |
2) | Наш класс считался образцовым, в нём учились восемь отличников, и было нечто забавно-пикантное в том, что именно мы, добропорядочные, примерные дети, странной, необычной выходкой поразим всех учителей, украсив тусклую однотонность школьных будней яркой вспышкой сенсации. |
3) | – Хочешь пробиться в любимчики за счёт остальных? |
4) | Стало тихо, и в этой напряжённой тишине отчётливо прозвучал голос Васильева: |
5) | Он сел на своё место, рядом с Петрухой, и стал доставать из портфеля учебники. |
13. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. Запишите номера ответов. | |
1) | А что ты понимаешь под дружбой? – полюбопытствовала Светлана Леонидовна. |
2) | Сомнений нет, он: старый, потрёпанный, обложка местами покорёжена, а позолота вся облезла, но листы все на месте, книга ещё крепкая, а цена так просто приятная – всего-то три рубля. |
3) | Как-то раз я попросила друзей купить мне этот том, если он им попадётся в букинистическом магазине. |
4) | Хватит ли у вас привязанности друг к другу, чтобы хотя бы в самую тяжёлую минуту прийти на помощь, или вы будете успокаивать себя рассуждениями о собственной занятости? |
5) | Проходит какое-то время, и меня навещает мой второй друг. |
14. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение. Запишите номера ответов. | |
1) | Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто дожди не пускали его на улицу. |
2) | А она, заметив, что Толя обернулся, спряталась за углом старого двухэтажного дома. |
3) | Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу... |
4) | Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя. |
5) | Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках: за окном он неожиданно увидел маму. |
15. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. Запишите номера ответов | |
1) | Прежде чем увидеть Наилю, я услышал её голос. |
2) | У всех людей в голосе звучит одна струна, а в её голосе слышались две: одна звучала низко, густо, а другая – высоко, тонко. |
3) | Глаза её блестели, как от слёз, хотя она не плакала. |
4) | Я хотел закричать от радости, совершить что-то немыслимое. |
5) | Голос обновлял слова, наполнял их теплом. |
16. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. Запишите номера ответов | |
1) | Пока совсем не стемнело, Сергей видел знакомые очертания гор и не боялся сбиться с пути. |
2) | Ветер, который летел с северо-запада, не смог победить эту плотную темноту, ослабел и лег спать в сухой траве. |
3) | Сергей шёл и думал, что заблудиться ночью в степи в сто раз хуже, чем в лесу. |
4) | Он горел неподвижно, словно где-то далеко светилось окошко. |
5) | Слышно лишь, как головки каких-то цветов щёлкают по голенищам сапог. |
17. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности является фразеологизм. Запишите номера ответов. | |
1) | Не будет его милой шепелявости, не будет и его разбойничьего свиста в четыре пальца. |
2) | Уйти без Ваньки я, разумеется, не мог. |
3) | И был ошеломлён, когда Ванька с ходу ударил меня в подбородок, да так сильно, что из глаз моих посыпались искры. |
4) | Не было теперь у меня врага более лютого, чем Ванька. |
5) | Я с кличем «ура» во весь дух рванулся ему навстречу. |
18. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. Запишите номера ответов. | |
1) | Короче, профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась. |
2) | Родители сами понимали, что по их стопам я не пойду, и даже не намекали на это. |
3) | Конечно, меня отлавливали, не пускали, но несколько чертежей я всё же испортил, какие-то циркули сломал. |
4) | Я понимал: даже просто войти в здание, где она находится, я не смогу, духу не хватит. |
5) | Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные студентами. |
19. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. Запишите номера ответов. | |
1) | Весь вагон радовался моей покупке, и на полчаса я стал центром внимания. |
2) | Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу. |
3) | Книга исчезла между двойными окнами вагона. |
4) | Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках. |
5) | А поезд бежал, и вот уже скоро наша станция. |
20. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. Запишите номера ответов. | |
1) | В воскресные дни в людных местах Белозерска появляется старик с выцветшими глазами. |
2) | – Прошёл до Берлина… Пешком. И фамилия моя потому Пешеходов. |
3) | А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и достойно. |
4) | Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, развеивается. |
5) | Так и не вернулись. Спят в могиле. |
21. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение. Запишите номера ответов | |
1) | Мальчик искал скрипку. |
2) | Скрипка плакала и смеялась, она летала по небу и устало брела по земле. |
3) | Он поставил большой чёрный футляр на мокрый асфальт и прислонил его к стене дома. |
4) | Она уводила его от нудного дождя, от недоступной скрипки, от холодной Дианы. |
5) | И этот другой не имеет никакого отношения к неприступному зданию музыкального училища, к его таинственной жизни, к ярким окнам, у которых свои разные голоса. |
22. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. Запишите номера ответов. | |
1) | Прославится сразу на весь лагерь! |
2) | Она, наверное, думает, что она такая неотразимая, – хихикали девчонки, – выйдет на сцену и всех покорит своей красотой, словно королева! |
3) | Бесхитростный радостный Герка преподнёс мне новость, как пирожное на блюдечке. |
4) | Понятно, что от ребят мы помощи не дождёмся – они будут всячески ей вредить. |
5) | Справлюсь и без них! |
23. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. Запишите номера ответов. | |
1) | Частенько отец просит меня напомнить ему содержание кинокартины или книги, которую мы оба читали. |
2) | - Какая диковинная память, а! – радостно говорит он. |
3) | Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять. |
4) | Позднего ребёнка ждут не дождутся и, когда наконец дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света. |
5) | Без царя в голове я, что ли? |
24. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет. Запишите номера ответов | |
1) | То, что он тюфяк, было написано у него на лице, угадывалось в его медленных, вялых движениях, звучало в глуховатом голосе. |
2) | Его же звали просто Вася, и это имя не подходило для рыцаря. |
3) | Этот лёд, зеркальный и тонкий, манит к себе. |
4) | Он кричал для того, чтобы заглушить свой страх. |
5) | На другой день в актовом зале состоялась общая линейка. |
25. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. Запишите номера ответов | |
1) | Сама по себе природа вечна и почти неизменна. |
2) | Река сначала была узкой, берега унылы, с лозняком и ольхой, с корягами на белом песке. |
3) | Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной. |
4) | И целый час все вместе пели они эту песню, по нескольку раз повторяя одни и те же строчки, а баржа катила себе вниз по Ветлуге, по лесной дикой реке. |
5) | И так же, как сейчас, природа будет будить в человеке порывы творчества. |
26. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. Запишите номера ответов | |
1) | Да, скорее всего, он проснулся именно от этой нестерпимой, несправедливой обиды. |
2) | Он уже забыл про свою гордость. Ему хотелось закричать. |
3) | У мальчика по всему телу разлилась приятная теплота. |
4) | – Придётся извиниться, – грустно сказал отец. |
5) | Ему необходимо было разорвать своё одиночество, такое длинное и бесконечное одиночество, которым так гордился вчера. |
27. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. Запишите номера ответов.. | |
1) | От этого чихания болел живот, в глазах стояли слёзы, а нос горел, как раскалённый. |
2) | И лежит он на жёсткой горячей койке один, как отставший от поезда. |
3) | Словно он не просто простудился и чихает, а совершил какой-то подвиг. Ранен. Попал в госпиталь. |
4) | Он ел не торопясь, растягивая удовольствие. |
5) | Смирнова ушла, оставив радостное, счастливое, солнечное чувство.. |
28. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. Запишите номера ответов. | |
1) | После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант. |
2) | Ему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт. |
3) | Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани. |
4) | Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки. |
5) | Зависть, в которой кроется исток многих человеческих слабостей и пороков, не оставляла Сеньку в покое... |
29. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. Запишите номера ответов. | |
1) | Пашка хочет быть как Циолковский и всегда что-нибудь изобретает. |
2) | Нельзя же заново изобретать самолёт, если его давно изобрели, или открывать новые страны, если всё уже пройдено вдоль и поперёк |
3) | Но однажды Пашкин отец в сумерках наступил на рычаг, и его окатило с головы до пят. |
4) | Я выпросил у отца большую конторскую книгу. |
5) | Основание деревни относилось, конечно, к древней истории, но никаких древностей мне обнаружить не удалось. |
30. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. Запишите номера ответов. | |
1) | И Фёдор не выдержал – бросился к двери, стал колотить как сумасшедший. |
2) | Повисли плотные сумерки, и во мраке, возле пляшущих языков огня, метались молчаливыми тенями обезумевшие голуби. |
3) | Птицы носились в прозрачном осеннем небе, а Фёдор медленно и деловито собирал стружку. |
4) | Троллейбус послушно притормозил, дверь с шипением распахнулась, Фёдор выпрыгнул, зацепившись ногой за порожек, грохнулся на дорогу и ударился коленом. |
5) | Кто-то там сказал, какой-то мудрец: мы отвечаем за тех, кого приручили. |
№ | Ответ | № | Ответ |
1 | 25 | 16 | 34 |
2 | 17 | 35 | |
3 | 45 | 18 | 24 |
4 | 15 | 19 | 14 |
5 | 25 | 20 | 45 |
6 | 21 | 25 | |
7 | 13 | 22 | 23 |
8 | 15 | 23 | 45 |
9 | 35 | 24 | 13 |
10 | 25 | 35 | |
11 | 15 | 26 | |
12 | 24 | 27 | 25 |
13 | 28 | ||
14 | 13 | 29 | 23 |
15 | 25 | 30 |
Словарик фразеологизмов огэ
Броситься в глаза - привлекать внимание своим видом; быть особенно заметным. Николай вошел в комнату. Письмо на столе бросилось ему в глаза.
Вверх дном - в полном беспорядке. После отъезда Ивана Семеновича на строительстве всё пошло вверх дном.
Вдоль и поперёк - повсюду, во всех направлениях; везде. Эти места мне хорошо знакомы, я исходил их вдоль и поперёк.
Взять в толк - пытаться понять, уразуметь что-либо. Я посмотрела на них в недоумении и никак не могла взять в толк, зачем они тут сидят.
Видеть в розовом свете - видеть только хорошее, смотреть на все оптимистически. Будущность представляется мне в самом розовом свете.
В конце концов – в итоге, наконец. Противник в конце концов вынужден был снять осаду крепости.
Вместе с тем - в то же время, одновременно. Такое отношение офицера к матросу удивило меня и вместе с тем насторожило.
Во весь голос - открыто, откровенно, для всеобщего сведения. Он с силой отодвинул дверь, шагнул в коридор и во весь голос сказал: - Ну, вот и матушка Москва!
В самый раз - впору, подходит по размеру (об одежде, обуви). Примерьте эти туфли. Думаю, они будут в самый раз.
Выше сил - нет возможности преодолеть, вынести что-либо. Я не могу с нею расстаться. Это выше моих сил
Делать сгоряча - в порыве какого-л. чувства. Егорка увидел раненого голубя и, не разобрав, в чем дело, сгоряча дал братишкам по затылку.
Держаться чудом - случайным, необъяснимым образом. Куртка у Тёмыы была расстёгнута, шарф размотан, шапка чудом держалась на затылке.
Днём с огнём - очень трудно, почти невозможно найти, отыскать. В этих лесных и болотистых краях днём с огнем не сыщешь камня.
За (чей-то) счёт - благодаря кому-то. Получение места под солнцем всегда происходит за счёт других.
Изо всех сил - с предельной силой, очень сильно. И вдруг я вскрикнул всей грудью, изо всей силы вскрикнул.
Как ветром сдуло - быстро, молниеносно, мгновенно исчез (исчезло). В ту же минуту Павел соскочил с лошади, словно его ветром сдуло.
Как миленький - беспрекословно подчиняясь, без сопротивления и возражений. Думаете, я один на ферме буду работать? Пойдёте и вы, как миленькие.
Как своих ушей - никогда не получать чего-либо, не завладеть кем-либо или чем-либо. Нет, господин учитель, не видать вам Катерины как своих ушей!
Круговая порука - взаимное укрывательство, взаимная выручка. У нас порука круговая - никто не выдаст.
Кто куда - в разные стороны, в разные места. Началась гроза, и ребята быстро разбежались кто куда.
Лезть в голову - неотвязно, настойчиво возникать, присутствовать в сознании. Воспоминания назойливо лезли в голову.
Лезть под руку - не вовремя, мешая, отвлекая. Если дед у себя в мастерской, не стоит ему лезть под руку: всё равно, кроме раздражения, ничего не добьёшься.
Ловить на лету - быстро, легко понимать, усваивать. Наташа на лету ловила ещё не высказанное слово и прямо вносила в свое раскрытое сердце…
На край света - куда-либо или где-либо очень далеко. За тобой хоть на край света.
Наломать дров - поступить сгоряча, не подумав о последствиях; наделать глупостей, ошибок. И нам опять надо всё обмозговать, прикинуть, подготовить, чтобы дров не наломать.
На седьмом небе - испытывать чувство восторга, блаженства, безграничного счастья и т. п. от чего-либо. Ах, как хорошо, что вы приехали! С вашим приездом я прямо на седьмое небо попала!
На ходу - с лёгкостью, без усилий. Он на ходу ловил любое приказание Немешаева.
Не видать как своих ушей - никогда, ни при каких условиях не получить желаемого. Нет, господин учитель, не видать вам Катерины как своих ушей!
Не ко двору - оценка кого-л. или чего-л. как такого, что не подходит, не может прижиться. Не ко двору ты нам, парень! Скандалы нам не надобны.
Не оторвать глаз. Не сводить глаз - пристально, внимательно, непрерывно смотреть на кого- или на что-либо. Полковник не отрывал глаз от карты. Князь у синя моря ходит, с синя моря глаз не сводит.
Не подать виду - ничем не обнаруживать своих мыслей, чувств, намерений, желаний. Антипка нарочно пошевелился и что-то погромче пробормотал, чтоб и виду не подать, что прячется.
Нет дела - не касается кого-либо (употребляется как равнодушный отказ от вмешательства во что-либо, от помощи кому-либо, от решения каких-либо вопросов). Она вздумала показывать, что ей и дела нет до тебя!
Ни свет ни заря - очень рано, спозаранку. На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась.
От нечего делать - от безделья, от скуки. От нечего делать стараешься убить время разными пустяками.
Очертя голову - не думая о последствиях, безрассудно. Впечатлительный и страстный, я очертя голову бросался в жизнь, отдаваясь минутному увлечению.
Перевести дух - глубокими вздохами успокаивать дыхание, начинать снова дышать ровно. Иван Ильич часто останавливался перевести дух.
Перейти черту - нарушить правило, норму поведения, закон и т. п.; не считаться с тем, что было. Как простить его, если он переступил черту человечности, попрал святая святых?
Поднять всех на ноги – заставить активно действовать. Я весь город на ноги подниму, но найду управу на этого человека
Подступить к горлу - неожиданно, внезапно захватывать, предельно волновать. Чувство жгучей боли и обиды подступило к его горлу, он упал на траву и заплакал.
Подумать только – кто-либо удивлён необычностью, странностью случившегося. В какую ты честь попал, Гришка! За одним столом с генералом! Подумать только!
Пожинать плоды - пользоваться результатами сделанного. Вы наши плоды пожинаете! Нам же в земле истлевать суждено.
Пойти по стопам - беря с кого-либо пример, следовать за кем-либо в чём-либо. Веретенников потерял под собой почву и пошёл по стопам отца.
Провалиться сквозь землю - неожиданно исчезнуть. Пенькова не было нигде, он исчез, словно провалился сквозь землю.
Свет клином сошёлся - установился окончательный и единственный, предельно узкий выбор чего-л. Для меня на вашей бригаде свет клином не сошёлся, я не собираюсь оставаться здесь.
С первого взгляда - сразу же. Николай и Ольга с первого взгляда поняли, какая тут замечательная жизнь.
Стоять на своём - твёрдо придерживаться каких-либо взглядов, мнений, упорно отстаивать их. Я был уверен в своей правоте и упорно стоял на своём.
Телячьи нежности - чрезмерное или неуместное выражение нежных чувств. - Глебушка, милый, - сказала она, обнимая его и целуя в шею. Победоносцев не любил подобных телячьих нежностей.
Тернистый путь - о тяжёлом жизненном пути. Давно уже жизнь нашу стали сравнивать с трудным, неровным, тернистым путём.
Тут как тут - в этот самый момент, вдруг (появился, оказался и т. п.). Лежит ничком раненый, а Мария наша тут как тут, точно её позвали.
Тяжкий крест - о тяжёлой доле, трудной судьбе кого-либо. Тяжкий крест вся жизнь моя.
Час от часу не легче - чем дальше, тем хуже, больше новых неприятностей, затруднений. - Что ты удивляешься? Я в нее влюблён. – Ах, батюшки! Час от часу не легче! Да ведь ты старик…
Честь по чести - должным образом, как следует. Собрался Борька в военную школу поступать. Провожали его домашние честь по чести.
Чуть свет - очень рано, на рассвете. Всей компанией выехали чуть свет на заре.
Язык не поворачивается - кто-либо остерегается, не решается, стесняется (спросить, сказать что-либо). Я хотел было сказать, что не хочу ехать, но язык не поворотился.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.