Общая характеристика заданий с кратким ответом ЕГЭ по русскому языку в 2020 году
Особенности проведения ЕГЭ
В структуре и содержании КИМ ЕГЭ по русскому языку сохраняются изменения, произошедшие в 2019 году:
• увеличение количества заданий с 26 до 27 за счёт введения нового задания (№ 21);
• изменение формата заданий 2, 9–12;
• увеличение проверяемых орфографических и пунктуационных умений;
• уточнение формулировки задания 27 с развёрнутым ответом и критериев оценивания этого задания;
• изменения 2020 года касаются уточнения отдельных позиций критериев оценивания задания 27.
Структура КИМ экзаменационного материала
• задания 1–3 – работа с языковым материалом микротекста;
• задания 4–8 – работа с отобранным языковым материалом, представленном в виде отдельных заданий на проверку владения основными нормами русского литературного языка: орфоэпическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими;
• задания 9–15 – работа с отобранным языковым материалом, представленном в виде отдельных заданий на проверку владения орфографическими нормами;
• задания 16–21 – работа с отобранным языковым материалом, представленном в виде отдельных заданий и текста (задание 21);
• задания 22–26 – работа с языковым материалом в тексте;
• задание 27 – работа над письменным монологическим высказыванием.
Распределение заданий по основным содержательным разделам предмета «Русский язык»:
1. Речь. Текст (5 заданий, первичный балл ‒ 5)
2. Лексика и фразеология (2 задания, первичный балл ‒ 2)
3. Речь. Нормы орфографии (7 заданий, первичный балл ‒ 7)
4. Речь. Нормы пунктуации (6 заданий, первичный балл ‒ 7)
5. Речь. Языковые нормы (5 заданий, первичный балл ‒ 9)
6. Выразительность русской речи (1 задание, первичный балл ‒ 4)
7. Развитие речи. Сочинение (1 задание, первичный балл ‒ 24)
Экзаменационная работа по русскому языку в 2020 году будет состоять из 27 заданий, из которых по типу:
• с кратким ответом – 26;
• с развёрнутым ответом – 1;
по уровню сложности:
• Б (базового уровня) – 24;
• П (повышенного уровня) – 3.
Повышенный уровень сложности характеризует задания 25, 26 (часть 1), задание 27 (часть 2).
Максимальное количество первичных баллов за всю работу – 58. Задания 1–7, 9–15, 17–25 оцениваются каждое 1 баллом. За правильное выполнение задания 8 экзаменуемый получает 5 баллов, задания 16 – 2 балла, задания 26 – 4 балла (в этих заданиях оценивается каждый правильный ответ). Порядок записанных цифр имеет значение только в заданиях 8 и 26.
Общее время выполнения работы – 210 мин.
Методические рекомендации по подготовке учащихся к тестовой части ЕГЭ
Задания, предлагаемые учащимся на едином государственном экзамене, отражают системообразующие факторы в изучении русского языка и требуют системной подготовки учащихся, основы которой закладываются в 5–7, 8–9 классах. Поэтому в 10–11 классах на уроках обобщения и систематизации знаний следует диагностировать знания и умения учащихся и индивидуализировать работу по подготовке к экзамену. Для всех учеников общим в подготовке может быть выявление и анализ трудных задач и вопросов, а также помощь в их решении. Следует обратить внимание учащихся на следующий момент: чтобы правильно выполнить задание, нужно внимательно его прочитать и учесть все заданные требования и условия.
Задания 1–3, нацеленные на структурно-смысловой и лексический (на примере одного слова) анализ микротекста, целесообразнее выполнять в комплексе. Для выявления в тексте главной информации востребованными оказываются умения определять тему и основную мысль, опираться на выделение ключевых слов, которые несут важную информацию. Важным в анализе является умение понимать логику развёртывания мысли, видеть связующие звенья в передаче смысла (союзы, вводные слова, наречия и др.), которые есть в тексте и одно из которых (во 2 задании) нужно самостоятельно подобрать вместо пропущенного слова. Анализируя развитие мысли в тексте, мы уже провоцируем появление необходимого языкового средства связи между предложениями микротекста. Наличие причинно-следственных, пояснительных, дополняющих, уточняющих и др. отношений между предложениями становится очевидным. При этом необходимо обязательно учесть требование задания 2: подобрать и записать слово в соответствии с заданными морфологическими характеристиками. Спектр слов, использующихся для связи, не ограничен одной частью речи; это могут быть подчинительные и сочинительные союзы, частицы, вводные слова и словосочетания, наречия. Задание 2 требует умения классифицировать части речи, знать их категориальные признаки (например, разряды местоимений, группы союзов по значению). Учтём, что задание 2 коррелируется с заданием 25, и умение понимать структурно-логические связи проверяется при комментировании проблемы во 2 части экзаменационной работы. Такой широкий аспект проверки позволяет учителю организовать комплексную работу на тексте большего объёма (например, текст, по которому пишется сочинение) с выявлением в нём структурно-логических связей и способов их выражения.
Определению значения многозначного слова, употреблённого в контексте (задание 3), помогает анализ примеров, приводимых в словарной статье, и соотнесение примера с употреблением слова в указанном предложении.
Задания 4–8 нацелены на проверку норм – орфоэпических, лексических, грамматических – владения русским литературным языком. Орфоэпический словник и словарик паронимов, входящие в пакет КИМ (ФИПИ, демонстрационная версия), помогают акцентировать внимание именно на том материале, который может быть включён в экзамен.
Владение лексическими нормами, проверяемое в задании 6, требует от учащихся выполнения условий задания: или исключить лишнее слово (словесная избыточность, плеоназм, тавтология), или заменить неверно употреблённое слово (чаще всего лексическая несочетаемость). После констатации характера действия (исключение или замена) учащийся целенаправленно должен проанализировать употребление слов в заданном предложении.
Задание 7 проверяет владение морфологическими нормами, задание 8 – синтаксическими, то есть проверке подлежит грамматический строй речи.
Говоря о комплексном характере подготовки к экзамену, нельзя не заметить, что выполнение заданий на нормы языка и речи должно способствовать предупреждению собственных ошибок учащихся, формировать внимательное отношение к слову и его употреблению в письменном связном тексте в задании 27. Поэтому специальная работа по нахождению ошибок в тексте сочинений при само- или взаимопроверке будет очень важной для учащихся.
В заданиях 9-15 языковой материал, предлагаемый для орфографического анализа, расширен по содержанию и по способу предъявления: для орфографического анализа даётся пять рядов слов, а количество верных ответов в каждом из заданий может варьироваться от 2 до 4. Изменения, связанные с расширением привлекаемого языкового материала в заданиях 9-12 по орфографии, потребуют от учащихся умения обобщать изученный ранее материал и большего внимания при выполнении заданий, так как количество правильных ответов неизвестно. При подготовке к ГИА в 10-11 классах эта работа, как правило, включается в разделы повторения, обобщения и систематизации изученного и осуществляется в блоковой подаче материала. При необходимости более детального повторения изученного материала выделяются следующие блоки:
• правописание безударных (проверяемых, непроверяемых, чередующихся) гласных в корне слова (задание 9);
• правописание гласных и согласных в приставках, включая орфограммы «правописание разделительных Ь и Ъ знаков» и «И–Ы после приставок на согласный, если корень начинается с И» (задание 10);
• правописание суффиксов разных частей речи, кроме Н и НН в суффиксах; в задание включено правописание О–Ё после шипящих в суффиксах разных частей речи (задание 11);
• правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий (задание 12);
• слитное и раздельное написание НЕ (задание 13);
• слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи (задание 14);
• правописание Н и НН в различных частях речи (задание 15).
Принципом, позволяющим организовать повторение учебного материала, является повторение в соответствии с программой курса русского языка в 10-11 классах и запланированными уроками в разделах курса «Фонетика. Орфоэпия. Орфография», «Морфемика и словообразование» и «Морфология и орфография».
Организуя блоковое повторение, следует учитывать те ситуации, которые могут спровоцировать ошибки: редко встречающиеся слова, омонимичные корни, исключения из общего правила и др. Например, в предлагаемом учителем языковом материале для повторения правописания проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова для сопоставления следует давать такие примеры, как р..скрытый, произр..стать, упр..стить или обм..рять, зам..рать, м..ротворец; для повторения правописания приставок – сверх..нтересный, пред..юльский, вз..мать, под..ячий, ад..ютант, чере..чур, ..бежать.
В проверку правописания суффиксов разных частей речи (кроме Н и НН) в экзаменационный материал включается большое количество слов, которые в практике школьного обучения представлены или как исключения из правил, или знакомство с ними происходит в процессе практики при выполнении упражнений. Примеры слов: нищета, нищенство, кружево, топливо, месиво; милостивый, юродивый, дощатый; застревать, затмевать, продлевать и др.
Глагольные орфограммы (правописание личных окончаний глаголов, суффиксов причастий и гласных перед суффиксами) вызывают затруднения, если учащиеся сталкиваются со словами-исключениями (стелить), глаголами на –ЯТЬ (лелеять, веять), рядом глаголов, подобных клеить, разноспрягаемыми глаголами, среди которых в КИМ могут быть и брезжит, брезжут; глаголами с приставкой ВЫ-, которая притягивает ударение, вследствие чего определять спряжение такого глагола часто не нужно (выспишься).
Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи в 10 классе требует обобщения и систематизации знаний, углубления материала за счёт включения в практику орфографического анализа таких примеров, как не жаль, не готов; невидимые с поверхности Земли и не видимые мной.
В выборе Н и НН самыми трудными для учащихся, как показывает практика, являются омонимичные причастия и отглагольные прилагательные, разграничение которых в школьной практике происходит по формальному признаку: наличие/отсутствие приставки и зависимых слов, вид глагола, от которого образовано слово, наличие в суффиксе -ОВА-. Не менее сложным является для учащихся разграничение и, соответственно, выбор Н или НН в написании кратких прилагательных и причастий, наречий (девочка взволнованна, море взволновано, говорил взволнованно).
Эти орфограммы, как и выбор слитного, раздельного и дефисного написания слов требуют, кроме знания правил и способов действия, ещё и понятийных представлений о конкретных частях речи, в частности понимания такого морфологического признака, как
грамматическое значение слова. Изучение системного курса «Морфология» завершается в 7 классе, но, как показывает практика, возвращаться на понятийном уровне к категориальным свойствам слов-частей речи необходимо постоянно, иначе в 10 и 11 классах учащиеся могут затрудняться в определении не только разрядов части речи, но и в принадлежности слова к определенной части речи.
Задания 16–21 нацелены на проверку пунктуации:
• задание 16 – в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами;
• задание 17 – в предложениях с обособленными членами (определениями, приложениями, обстоятельствами, дополнениями);
• задание 18 – в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с другими членами предложения (вводные и вставные конструкции, обращение);
• задание 19 – в сложноподчинённом предложении;
• задание 20 – в сложном предложении с разными видами связи;
• в задании 21 проверяется умение проводить пунктуационный анализ разных по строению и значению предложений.
Задания по пунктуации с учётом включённого в 2019 году задания 21 охватывают весь материал, изучаемый в разделе русского языка «Синтаксис и пунктуация». Проверяемые элементы содержания, разные по степени сложности, включают в себя как теоретические знания, так и практические умения. В этом смысле задание на пунктуационный анализ (№ 21) позволяет обобщить теорию синтаксиса и разведённые по типам и видам пунктограммы.
Представление о синтаксисе и пунктуации формируется у школьников уже с 5 класса и опирается на системообразующие компоненты в изучении: коммуникативную природу синтаксиса, связи с другими разделами курса русского языка и др. В ряду наиболее важных умений, формируемых с 5 класса, находится умение выделять грамматическую основу, видеть и определять смысловые связи слов в предложении. Эти умения постепенно усложняются введением понятий осложнения предложений, обособления членов предложения, смысловых и структурных связей частей в составе сложного предложения и др.
При обобщении сведений о синтаксисе и пунктуации в 10 и 11 классах можно вместе с учащимися составлять схемы, таблицы, кластеры синтаксического разбора предложения, позволяющие представить весь теоретический материал, и на этой базе целенаправленно повторить то, что входит в КИМ и требует отдельного внимания. Предостережём учащихся: формальный, даже алгоритмизированный подход к выполнению заданий, связанных с пунктуационными нормами русского языка, не сработает, если нет необходимых знаний, не выработаны практические аналитические умения и навык самоконтроля.
При выполнении задания 21, которое можно считать итоговым и обобщающим, следует каждое предложение с указанным в задании знаком препинания (целесообразно проводить пунктуационный анализ всех предложений текста) подвергнуть пунктуационному анализу, отразить особенности строения предложения в горизонтальной схеме, найти предложения с указанным в задании знаком препинания и выделить среди них те, в которых указанный пунктуационный знак ставится на основании одного и того же правила. Таких предложений может быть несколько, как и несколько групп правильных ответов. Например, может быть выявлена группа предложений, запятая в которых ставится по правилу постановки запятой при перечислении однородных членов предложения, другая группа – по правилу постановки запятых при обособлении обстоятельств или определений.
В задании 21 синтаксический и пунктуационный анализ выявляет «прозрачные» знаки препинания:
запятая в простом и сложном предложениях
• между однородными членами предложения;
• для выделения обособленных членов предложения;
• для выделения обращений;
• для выделения вводных слов (сочетаний слов и вводных предложений);
• после прямой речи перед словами автора;
• между простыми предложениями в составе сложного;
тире в простом и сложном предложениях
• между подлежащим и сказуемым при пропуске связки;
• после однородных членов предложения перед обобщающими словами;
• после однородных членов, перед которыми стоит обобщающее слово, если они находятся в середине предложения;
• с обеих сторон обособленного приложения или перед ним;
• в бессоюзном сложном предложении при противопоставлении; если первое предложение обозначает время, условие того, о чём говорится во втором предложении, или второе обозначает следствие того, о чём говорится в первом предложении;
• перед словами автора после прямой речи;
двоеточие в простом и сложном предложениях
• после обобщающих слов перед однородными членами;
• в бессоюзном сложном предложении, если второе предложение выражает причину, пояснение, дополнение;
• после слов автора перед прямой речью.
Задания 22–26, как и задание 27 (написание сочинения), выполняются на материале одного текста, который перед выполнением заданий следует сначала внимательно прочитать и получить о нём первичное представление. Задания же по тексту, кроме функции проверки, являются при умелом использовании сопутствующим материалом, помогающим понять информацию в целом и отдельные её детали. Поэтому подготовка к выполнению этих заданий должна ещё и включать в себя вопросы о том, как можно использовать заложенную в заданиях информацию (например, фамилию автора с краткими сведениями о нём, вопросы по содержанию, типологическую характеристику фрагментов текста и др.).
Задания по тексту охватывают вопросы на выявление и определение
• смыслового и композиционного единства текста (задание 22);
• функционально-смыслового типа речи (задание 23);
• лексических средств (задание 24);
• средств связи предложений в тексте (задание 25);
• языковых средств выразительности (задание 26).
Задания по тексту выявляют умения и навыки информационно-аналитической деятельности, которые формируются в течение всех лет обучения именно на уроках русского языка в соответствии с программными требованиями по текстоведению и речеведению. Остановимся на общих вопросах, которые следует учесть при подготовке задания, чтобы предупредить ошибки, в том числе из-за невнимательности.
Следует обратить внимание учащихся в первую очередь на необходимость самоконтроля при чтении заданий:
• в смысловом анализе текста, например, следует обращать внимание на формулировку, верные или ошибочные утверждения следует отметить (задание 22);
• в распознавания типов речи (задание 23) обратить внимание на схожесть формулировок задания: «В предложениях … содержится (представлено) описание» и «В предложениях … содержатся элементы описания» и т. п. В первом случае мы ищем и определяем один тип речи, во втором ‒ понимаем, что ведущим типом речи будет другой, а элементы являются своего рода вкраплениями в него. Кроме того, в задание 23 в настоящее время включаются вопросы на определение логических связей предложений в указанном фрагменте (причинно-следственных, противительных, поясняющих, уточняющих, подтверждающих), что сближает его с заданием 2 по микротексту и позволяет подходить к решению проблем комплексно.
Задание 24 в соответствии с Кодификатором элементов содержания может включать в себя выявление разных лексических единиц: с точки зрения значения (однозначные и многозначные слова, с прямым и переносным значением, синонимы, антонимы, омонимы), происхождения (исконно русская и заимствованная лексика), частотности употребления (общеупотребительная и ограниченная в употреблении лексика: диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы), времени появления в языке (неологизмы и историзмы, архаизмы), стилистической окраски (нейтральная и книжная, разговорная, просторечная лексика). Особого внимания всегда требует такая единица лексики, как фразеологизмы, к которым относятся и сочетания слов типа всё равно, в двух шагах, до сих пор, изо дня в день, на каждом шагу и др.
Задание 25 (упоминалось в связи с заданием 2) направлено на выявление средств связи (лексических, морфологических, реже синтаксических) в указанном фрагменте текста. Сложность его для учащихся очевидна: среди средств связи указываются разные части речи и их разряды. Часто именно указание на конкретное значение союза или местоимения влечёт за собой ошибку. Кроме того, учащиеся нередко путают средства связи между предложениями в тексте и в самом отдельно взятом предложении.
Необходимым условием выполнения задания является повторение разрядов местоимений, союзов, частиц. Важно повторить и другие средства связи: лексические (повторы слов, однокоренные слова, синонимы и антонимы), морфологические (местоимения, наречия, союзы, частицы), синтаксические (вводные слова, синтаксический параллелизм, парцелляция). Заметим, что роль синтаксических средств связи в КИМ переведена на другой уровень, а именно речь идет о средствах выразительности.
Последнее замечание убеждает: система русского языка строится на взаимосвязях единиц разных уровней. И именно системное изучение языка гарантирует безоговорочную успешность в овладении его ресурсами, причём не только для сдачи ЕГЭ. Проиллюстрируем эту взаимосвязь заданиями КИМ: учащийся должен самостоятельно подобрать, определив характер логической связи между предложениями, средство связи в задании 2; определить характер логической связи между предложениями в одном из предложенных вариантов суждений в задании 23; в задании 25 – выявить предложения, которые связаны с помощью указанных в задании средств связи. Заметим, что эти задания по своей целевой установке близки к требованиям, предъявляемым к сочинению (критерий 2: указать на смысловую связь примеров-иллюстраций при комментировании проблемы). Всё это позволяет осуществлять системный подход в формировании связной речи как на уровне формальном (выбор средств связи), так и на уровне логическом, композиционном (связь логических звеньев информации).
Очевидно, что в основе выполнения этих заданий лежат аналитические умения, которые формируются и развиваются на уроках русского языка. Поэтому следует чаще давать учащимся задания на составление предложений с заданным характером связи (они к тому же выводят и на пунктуационные нормы), микротекстов из 2-3 предложений, в которых мысль развивается по определённой схеме.
Например:
• Придумайте второе предложение, которое указывает на причину/следствие того, о чём сообщается в 1-ом.
На финальный тур состязаний в многоборье мы так и не попали. _____
• Закончите бессоюзное сложное предложение, поставьте необходимые знаки препинания.
Водитель нажал на тормоза _____ (неожиданный результат).
• Докажите справедливость суждения другим суждением.
Талант человека может так и не раскрыться _____(потому что, так как, из-за, по причине).
Задание 26 проверяет знание изобразительно-выразительных ресурсов русского языка и сводится к выявлению четырёх из приведённого в задании списка языковых средств, которые в соответствии со своей ролью должны быть употреблены на месте пропусков в рецензии к тексту.
Обратим внимание на ряд подсказок, которые даёт фрагмент рецензии. В рецензии часто указывается характер языкового средства – лексические (тропы) и синтаксические (фигуры речи) средства. Лексические средства в задании соотносятся с тропами (метафоры, эпитеты, олицетворения, гиперболы, литоты, сравнения, перифразы) и синонимами, антонимами, фразеологизмами, диалектизмами, словами разной стилистической окраски, которые не являются тропами, но используются как изобразительно-выразительные средства. Синтаксические средства соотносятся с однородными членами и их рядами, инверсией, парцелляцией, градацией, анафорой, синтаксическим параллелизмом, предложениями восклицательными, вопросительными, риторическими обращениями и вопросами, вопросно-ответной формой изложения, цитированием.
Указание на лексические средства в рецензии осуществляется по-разному: если даётся в качестве примера словосочетание с выделенным словом, то это, скорее всего, эпитет («пламенный взгляд»); примеры слов разных стилей или фразеологизмов приводятся в скобках («шляется», «возгордился», «притча во языцех»). Номера предложений с синтаксическими средствами записываются либо через запятую (однородные, обособленные члены предложения), либо через тире (парцелляция, синтаксический параллелизм). Причём во втором случае это рядом стоящие предложения – именно таким образом и создаётся эффект выразительности.
Но даже при условии знания средств выразительности или умения делать выводы на основании рецензии следует напоминать учащимся, что обращение к тексту является необходимым условием, гарантирующим правильное выполнение задания.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.