Задания на развитие функциональной грамотности на уроках русского языка 3-4 классы, разработанные по таксономии Блума

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 10.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов. Таблица 1. № Логические приемы Примеры заданий 1 Уровень – знание Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать 2 Уровень – понимание Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому 3 Уровень – использование Применить, проиллюстрировать, решить 4 Уровень – анализ Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия 5 Уровень – синтез Создать, придумать дизайн, разработать, составить план(пересказа) 6 Уровень – оценка Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать Самый высокий уровень – это оценка. Перед учителем начальной школы стоят колоссальные задачи: развить ребёнка.Учебный предмет “Русский язык” ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, но вместе с этим ребята овладевают навыком организации своего рабочего места (и закрепляется на других предметах); навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени; навыком проверки работы товарища; навыком нахождения ошибки; навыком словесной оценки качества работы. Большинству детей в начальных классах свойственно допускать ошибки при использовании новых орфографических или грамматических правил. Это временные ошибки. По мере закрепления пройденного материала они преодолеваются. Так, чтобы у учащихся возникла потребность в знании правила. Знакомство с правилом хорошо осуществляется в ситуации орфографического затруднения. На этом этапе происходит творческое овладение и развитие мыслительной способности детей. Это то, что предполагает проблемное обучение. Вся система орфографических работ строится на проблемных методах. Важно организовать работу, чтобы каждый ученик ежедневно чувствовал ответственность за свои знания. Как добиться, чтобы ученик умело не только заучивал правило, но и видел орфограмму. -Письмо с проговариванием. -Списывание.. -Комментированное письмо. -Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. -Письмо по памяти. -Творческие работы. -Выборочное списывание. -Чтобы вызвать интерес к уроку использую стихотворные упражнения по орфографии. -Словарная работа -Работа над ошибками, Свои знания могут успешно применять и на других уроках: чтения, истории, природоведения, математике.
Иконка файла материала Формирование функциональной грамотности.docx
Формирование функциональной грамотности как средство активизации познавательных способностей младших школьников Методические рекомендации для учителей начальных классов  «Русский язык» Тема «Имя существительное» (3 класс) Автор: Волкова В.А., учитель начальных классов СОШ №16  г. Экибастуз  Цель: Формирование знаний об имени существительном. 1.Знание Распознай в тексте учебника, что такое имя существительное и выбери то, что обозначают имена существительные? А) количество В) предмет С) признак предмета 2.Понимание Установи, у какого имени существительного нельзя определить род? А) города В) числа С) ракеты Д) каникулы 3.Применение Выпиши словосочетание с существительным среднего рода творительного  падежа. а) пролетал над озером б) деревня около моря с) видел в зеркале д) испачкать мелом. 4.Анализ  Какие ошибки допустил ученик в употреблении имен существительных?   1)Золушка так торопилась, что потеряла один туфель. 2)Авторитетная жюри признала эту работу самой яркой. 3)Мы наблюдали за пламенем костра. 4)Вкусная картофель уродилась в этом году. 5)Мы мыли голову новой шампунью. 6)Любой овощью нужно заниматься, чтобы она выросла на грядке.5.Синтез Сформулируй модель алгоритм­схему морфологического разбора имени  существительного. 6.Оценка Оцени правильность использования имен существительных.  3.2. Русский язык, 4 класс. Тема «Предложение» (4 класс) Автор: Волкова В.А., учитель начальных классов  СОШ №16  г. Экибастуз  Цель: Формирование умения у  учащихся писать сложные предложения с  союзами. 1.Знания 1. Что такое сложное предложение? 2.Понимание 1. Какая разница между сложным и простым предложением? 2. Составь одно сложное предложение из двух простых. 3.Применение 1. Напиши пример одного сложного предложения. 2. Составь сложное предложение с помощью союза «и». 4.Анализ 1. Назови правила создания сложных предложений с помощью союзов. 2. Сравни три союза «и», «или» и «но» и объясни, чем они отличаются  друг от друга.5.Синтез 1. Напиши несколько предложений, в которых сложные предложения  будут созданы с помощью всех трех союзов. 6.Оценка 1. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и найдите 3 сложных  предложения с союзами «и», «или» и «но». 2. Определи, правильно ли ваш сосед понимает правила написания  сложных предложений с союзами и приготовься ответить на вопросы. 3.3. Русский язык, 4 класс. Тема «Фразеологические обороты»  (4 класс) Автор: Волкова В.А., учитель начальных классов  СОШ №16  г. Экибастуз  Цель: Формирование умения применять в речи фразеологизмы. 1.Знание Вспомни и запиши  значение фразеологизма: Оцени роль фразеологизма в твоей жизни, продемонстрировав её на  конкретном примере.2.Понимание 3.Применение Используй  словарь фразеологизмов и найди 3 новых, определи их  лексическое значение. 4.Анализ5.Синтез Составь предложения о своем друге, используя фразеологические обороты. 6.Оценка Напиши эссе на тему «Смешной случай» используя фразеологические  обороты.