Заключительный урок по произведению Л. Н. Толстого "Кавказский пленник".

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На этом уроке детей стараюсь направить на нравственную проблематику рассказа, чтобы осознать толстовский идеал прекрасного человека. У учащихся воспитывается толерантность в отношениях людей разных национальностей. Дети развивают речь, мышление, умение высказывать свои мысли. Учащиеся отвечают на вопросы, проводится беседа по рассказу. В конце урока учащиеся пишут сочинение-рассуждение.
Иконка файла материала Кавказский пленник349089752568a9f42c87176.11129537.doc
Учитель русского языка и литературы Серебрянникова Елена Алексеевна Тема: «Заключительный урок по произведению Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» Цель: обратить внимание учащихся на нравственную проблематику рассказа, чтобы осознать толстовский идеал прекрасного человека. Воспитывать толерантность в отношениях людей разных национальностей. Развивать речь, мышление, умение высказывать свои мысли. Оборудование: ИКТ, шаблоны для создания обложки. Ход урока 1. Организационный момент        (СЛАЙД 1) Здравствуйте, ребята!  Сегодня у нас заключительный урок по рассказу Л.Н.  Толстого «Кавказский пленник».  Почему этот рассказ до сих пор современен? (Ответы) Молодцы, но я хочу заострить ваше внимание на 1­й из проблем, поднятых  писателем в этом рассказе.  2. Актуализация ранее изученного  Просмотр клипа      (СЛАЙД 2) такие качества, которые делают возможным единение людей?   ­ Что мешает людям жить в мире на Кавказе?  И   есть ли в человеке  Именно эти вопросы поднимет в своём рассказе  «Кавказский пленник» Л. Н. Толстой. И на них мы с вами попытаемся сегодня ответить.  Беседа (СЛАЙД 3) ­  А   что   вы   знаете   об   истории   создания   рассказа?   Какие   события натолкнули   Толстого   на   его   создание?  (Завязка   рассказа   основана   на реальном случае, который произошел с Толстым во время его службы на Кавказе (преследование чеченцами, чуть не взявшими его в плен), написан для «Азбуки»   и   впервые   опубликован   в   журнале   «Заря»   в   1872г.,   а   также книжные источники, описывающие Кавказскую войну) ­  Как   вы   думаете,   почему   Лев   Николаевич   дал   название   своему произведению «Кавказский пленник», а не «пленники», ведь в плен попали два офицера?    (В самом названии уже заложено противопоставление. В плен попадают  два   офицера,   но   лишь   один   оказался   пленен   обстоятельствами. Жилин сумел выжить в плену, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе других, был «жилистым». Он настоящий герой. О нем рассказ.   Узнав   жизнь   горцев   изнутри,   он   всей   душой   становится   пленником прекрасного Кавказа.    Костылин же изначально был пленник своей плоти. Он никогда   не   был   свободен   душой,   в   своем   выборе.   Он   в   вечном   плену   своей слабости, инертности и эгоизма.) (СЛАЙД 4) ­ Герои попадают в плен. Почему же в одинаковых условиях герои рассказа ведут себя по­разному?   Почему один герой ищет выход, а другой нет. Какие качества  объединяют людей, а какие разъединяют?   Отвечая на этот вопрос, мы   с вами заполним табличку в ваших опорных листах. В одной графе будем записывать   качества,   которые   объединяют   людей,   а   в   другой,   которые разъединяют.Бланк ответа Заключительный урок по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» _______________________________________________________________________________________ Какие качества человека делают возможным единение людей, а какие разъединяют? Разъединяют Объединяют Значение цветов Синий, голубой цвет имеют значение вечности, мечты, доброты, благородства, честности, свободы.    Красный – цвет огня, войны, крови, мести, вражды, но в тоже время это цвет отваги, мужества, красоты. Коричневый – это цвет коры, земли, что олицетворяет приземлённость, плодородие. Черный цвет символизирует горе, несчастие, опасность.  Желтый цвет – цвет опавших и увядших листьев, символизирует болезнь, смерть, но и богатство.   Зеленый цвет – цвет травы, листвы, природы,  символ молодости, надежды, самой жизни.  Белый цвет – чистота, невинность, радость. Памятка для ответа ­Какой эпизод вы выбрали? ­ Почему именно эти герои на обложке? ­Почему такое расположение персонажей? ­ Почему вы выбрали эту цветовую гамму? Сочинение – рассуждение на тему: «Что мешает людям жить в мире на Кавказе? _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________

Посмотрите также