На этом уроке детей стараюсь направить на нравственную проблематику рассказа, чтобы осознать толстовский идеал прекрасного человека. У учащихся воспитывается толерантность в отношениях людей разных национальностей. Дети развивают речь, мышление, умение высказывать свои мысли. Учащиеся отвечают на вопросы, проводится беседа по рассказу. В конце урока учащиеся пишут сочинение-рассуждение.
Учитель русского языка и литературы Серебрянникова Елена Алексеевна
Тема: «Заключительный урок по произведению Л. Н. Толстого «Кавказский
пленник»
Цель: обратить внимание учащихся на нравственную проблематику рассказа, чтобы
осознать толстовский идеал прекрасного человека.
Воспитывать толерантность в отношениях людей разных национальностей.
Развивать речь, мышление, умение высказывать свои мысли.
Оборудование: ИКТ, шаблоны для создания обложки.
Ход урока
1. Организационный момент (СЛАЙД 1)
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас заключительный урок по рассказу Л.Н.
Толстого «Кавказский пленник».
Почему этот рассказ до сих пор современен? (Ответы)
Молодцы, но я хочу заострить ваше внимание на 1й из проблем, поднятых
писателем в этом рассказе.
2. Актуализация ранее изученного
Просмотр клипа (СЛАЙД 2)
такие качества, которые делают возможным единение людей?
Что мешает людям жить в мире на Кавказе? И есть ли в человеке
Именно эти вопросы поднимет в своём рассказе «Кавказский пленник» Л. Н.
Толстой. И на них мы с вами попытаемся сегодня ответить.
Беседа (СЛАЙД 3)
А что вы знаете об истории создания рассказа? Какие события
натолкнули Толстого на его создание? (Завязка рассказа основана на
реальном случае, который произошел с Толстым во время его службы на
Кавказе (преследование чеченцами, чуть не взявшими его в плен), написан для
«Азбуки» и впервые опубликован в журнале «Заря» в 1872г., а также
книжные источники, описывающие Кавказскую войну)
Как вы думаете, почему Лев Николаевич дал название своему
произведению «Кавказский пленник», а не «пленники», ведь в плен попали
два офицера? (В самом названии уже заложено противопоставление. В плен
попадают два офицера, но лишь один оказался пленен обстоятельствами.
Жилин сумел выжить в плену, прижиться во враждебном окружении, сумел
расположить к себе других, был «жилистым». Он настоящий герой. О нем
рассказ. Узнав жизнь горцев изнутри, он всей душой становится пленником
прекрасного Кавказа. Костылин же изначально был пленник своей плоти. Он
никогда не был свободен душой, в своем выборе. Он в вечном плену своей
слабости, инертности и эгоизма.)
(СЛАЙД 4)
Герои попадают в плен. Почему же в одинаковых условиях герои рассказа
ведут себя поразному? Почему один герой ищет выход, а другой нет. Какие
качества объединяют людей, а какие разъединяют? Отвечая на этот вопрос,
мы с вами заполним табличку в ваших опорных листах. В одной графе будем
записывать качества, которые объединяют людей, а в другой, которые
разъединяют.Бланк ответа
Заключительный урок по рассказу Л. Н. Толстого
«Кавказский пленник»
_______________________________________________________________________________________
Какие качества человека делают возможным
единение людей, а какие разъединяют?
Разъединяют
Объединяют
Значение цветов
Синий, голубой цвет имеют значение вечности, мечты, доброты, благородства, честности, свободы.
Красный – цвет огня, войны, крови, мести, вражды, но в тоже время это цвет отваги, мужества,
красоты.
Коричневый – это цвет коры, земли, что олицетворяет приземлённость, плодородие.
Черный цвет символизирует горе, несчастие, опасность.
Желтый цвет – цвет опавших и увядших листьев, символизирует болезнь, смерть, но и богатство.
Зеленый цвет – цвет травы, листвы, природы, символ молодости, надежды, самой жизни.
Белый цвет – чистота, невинность, радость.
Памятка для ответа
Какой эпизод вы выбрали?
Почему именно эти герои на обложке?
Почему такое расположение персонажей?
Почему вы выбрали эту цветовую гамму?
Сочинение –
рассуждение на тему:
«Что мешает людям жить в мире на Кавказе?
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________