Заключительный урок по произведению Л. Н. Толстого "Кавказский пленник".
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
8 кл
24.03.2018
На этом уроке детей стараюсь направить на нравственную проблематику рассказа, чтобы осознать толстовский идеал прекрасного человека. У учащихся воспитывается толерантность в отношениях людей разных национальностей. Дети развивают речь, мышление, умение высказывать свои мысли. Учащиеся отвечают на вопросы, проводится беседа по рассказу. В конце урока учащиеся пишут сочинение-рассуждение.
Учитель русского языка и литературы Серебрянникова Елена Алексеевна
Тема: «Заключительный урок по произведению Л. Н. Толстого «Кавказский
пленник»
Цель: обратить внимание учащихся на нравственную проблематику рассказа, чтобы
осознать толстовский идеал прекрасного человека.
Воспитывать толерантность в отношениях людей разных национальностей.
Развивать речь, мышление, умение высказывать свои мысли.
Оборудование: ИКТ, шаблоны для создания обложки.
Ход урока
1. Организационный момент (СЛАЙД 1)
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас заключительный урок по рассказу Л.Н.
Толстого «Кавказский пленник».
Почему этот рассказ до сих пор современен? (Ответы)
Молодцы, но я хочу заострить ваше внимание на 1й из проблем, поднятых
писателем в этом рассказе.
2. Актуализация ранее изученного
Просмотр клипа (СЛАЙД 2)
такие качества, которые делают возможным единение людей?
Что мешает людям жить в мире на Кавказе? И есть ли в человеке
Именно эти вопросы поднимет в своём рассказе «Кавказский пленник» Л. Н.
Толстой. И на них мы с вами попытаемся сегодня ответить.
Беседа (СЛАЙД 3)
А что вы знаете об истории создания рассказа? Какие события
натолкнули Толстого на его создание? (Завязка рассказа основана на
реальном случае, который произошел с Толстым во время его службы на
Кавказе (преследование чеченцами, чуть не взявшими его в плен), написан для
«Азбуки» и впервые опубликован в журнале «Заря» в 1872г., а также
книжные источники, описывающие Кавказскую войну)
Как вы думаете, почему Лев Николаевич дал название своему
произведению «Кавказский пленник», а не «пленники», ведь в плен попали
два офицера? (В самом названии уже заложено противопоставление. В плен
попадают два офицера, но лишь один оказался пленен обстоятельствами.
Жилин сумел выжить в плену, прижиться во враждебном окружении, сумел
расположить к себе других, был «жилистым». Он настоящий герой. О нем
рассказ. Узнав жизнь горцев изнутри, он всей душой становится пленником
прекрасного Кавказа. Костылин же изначально был пленник своей плоти. Он
никогда не был свободен душой, в своем выборе. Он в вечном плену своей
слабости, инертности и эгоизма.)
(СЛАЙД 4)
Герои попадают в плен. Почему же в одинаковых условиях герои рассказа
ведут себя поразному? Почему один герой ищет выход, а другой нет. Какие
качества объединяют людей, а какие разъединяют? Отвечая на этот вопрос,
мы с вами заполним табличку в ваших опорных листах. В одной графе будем
записывать качества, которые объединяют людей, а в другой, которые
разъединяют. Бланк ответа
Заключительный урок по рассказу Л. Н. Толстого
«Кавказский пленник»
_______________________________________________________________________________________
Какие качества человека делают возможным
единение людей, а какие разъединяют?
Разъединяют
Объединяют
Значение цветов
Синий, голубой цвет имеют значение вечности, мечты, доброты, благородства, честности, свободы.
Красный – цвет огня, войны, крови, мести, вражды, но в тоже время это цвет отваги, мужества,
красоты.
Коричневый – это цвет коры, земли, что олицетворяет приземлённость, плодородие.
Черный цвет символизирует горе, несчастие, опасность.
Желтый цвет – цвет опавших и увядших листьев, символизирует болезнь, смерть, но и богатство.
Зеленый цвет – цвет травы, листвы, природы, символ молодости, надежды, самой жизни.
Белый цвет – чистота, невинность, радость.
Памятка для ответа
Какой эпизод вы выбрали?
Почему именно эти герои на обложке?
Почему такое расположение персонажей?
Почему вы выбрали эту цветовую гамму?
Сочинение –
рассуждение на тему:
«Что мешает людям жить в мире на Кавказе?
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Заключительный урок по произведению Л. Н. Толстого "Кавказский пленник".
Заключительный урок по произведению Л. Н. Толстого "Кавказский пленник".
Заключительный урок по произведению Л. Н. Толстого "Кавказский пленник".
Заключительный урок по произведению Л. Н. Толстого "Кавказский пленник".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.