Законы в прошлом и настоящем

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: организовать сопутствующее повторение закономерностей возникновения права и его эволюции; сформировать понятие закона как нормы права; формировать умения применять имеющиеся знания при разрешении правовых ситуаций; осуществлять правовое и нравственное воспитание учащихся. Тема: «Законы в прошлом и настоящем» Тип урока: урок комплексного применения знаний Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.
Иконка файла материала конспект.docx
Тема: «Законы в прошлом и настоящем» Тип урока: урок комплексного применения знаний Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. I этап. Организация начала урока. Дидактическая задача этапа: Подготовка учащихся к началу работы на уроке (приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, готовность наглядных пособий, воспитание дисциплины, собранности, внимания). II этап: Подготовка к активной УПД на основном этапе урока. Дидактическая задача этапа: подготовка учащихся к тому виду учебно- познавательной деятельности, которая будет доминировать на основном этапе урока. Актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов. 1) Постановка ТДЦ: 1.Обучающая: - организовать сопутствующее повторение закономерностей возникновения права и его эволюции; сформировать понятие закона как нормы права. - 2.Развивающая: - формировать умения применять имеющиеся знания при разрешении правовых ситуаций; - продолжить формирование общеучебных умений: работать во времени (одновременно начинать и заканчивать работу), вырабатывать темп учебной работы, работать с различными источниками информации. 3.Воспитательная: - осуществлять правовое и нравственное воспитание учащихся. 2) Мотивационная беседа.Цель: подготовить учащихся к восприятию темы (показ слайда: нарушения прав сказочных героев и их обсуждение). 3) Оборудование: экран; проектор; слайды: «Первобытное общество», «Хаммурапи», «Римские юристы», «Наполеон», «Суд во времена Русской правды»; видеофрагмент «Судебный процесс над В.Засулич»; схемы: законы в прошлом, гребешок. ЭПИГРАФ: Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им. (Вольтер) III этап. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. Дидактическая задача этапа: обобщить и систематизировать знания учащихся от усвоения отдельных фактов. Понятий к их обобщению в целостную систему знаний. 1. ЗАКОНЫ В ПРОШЛОМ. А) Задание: Принцип гребешка. Цель: развивать умение работать с источниками информации, выделять главное, развивать мышление, память. Учащимся дается задание заполнить зубцы изображенного гребешка юридическими терминами, используемыми учителем в ходе беседы и дать им расшифровку по юридическому словарю. Опорное слово – закон. Учитель: Давно известно, что природа, человек, общество развиваются особым 2образом, подчиняясь своим внутренним правилам. Их называют законами. По законам природы за зимой следует весна, по этим законам человек растет и взрослеет. Но есть и другие законы, которые регулируют отношения между людьми. Законы - не просто письменные документы, содержащие общеобяза- тельные нормы поведения, законы - это выражение и «свидетельство» дости- жений культуры, цивилизации, позволяющие решать крупные задачи общест- ва. В первобытном обществе не существовало письменных законов. Вопрос: Что же их заменяло? Из чего затем возникли законы? Ответ: традиции и обычаи. Цивилизация Междуречья с ее центром - Вавилоном, существовавшая почти 2 тысячи лет до современного летосчисления, т. е. столько, сколько отделяет нынешнюю пору от времен расцвета Древнего Рима, отличалась до- вольно самобытной и развитой культурой, в том числе культурой школьного обучения. Что же использовали в качестве пособия для обучения вавилонских школьников, обучения грамоте и письму? Особый учебник? Упрощенное по- собие типа нынешней «Азбуки»? Вавилонские школьники учили положения этого обширного и сложного законодательного акта наизусть. При этом достигалось несколько целей. Вопрос: Какие же это цели? Ответ: Вавилонские школьники учились читать и писать, и в то же время изучали законы. В 1901г. французская археологическая экспедиция, проводя раскопки недалеко от того места, где находился Древний Вавилон, обнаружила испещ- ренный письменами базальтовый столб. Оказалось, что на нем записаны зако- ны царя Хаммурапи. В течение долгого времени стоял в Вавилоне этот «столб законов» на видном месте. Вопрос: С какой целью этот столб стоял в центре Вавилона? Ответ: Жители Вавилона каждый день повторяли эти законы. Мысленно перенесемся в более близкую, но все же далекую от нас эпоху - эпоху Древнего Рима, отстоящую от нас на 2 тысячи лет. В Древнем Риме существовала развитая юридическая система. Вопрос: Как эта юридическая система называется? Ответ: Римское частное право. 3По многим показателям римское частное право - юридический ше- девр. Расцвет его относится к 11 - 111 в.в. н.э. В VI веке - уже в условиях восточно - христианской культуры Византии - основные положения римского частного права были изложены в новом документе. Вопрос: Как этот документ называется? Ответ: Законы императора Юстиниана. Сделаем еще один шаг по рельсам истории, еще на один шаг прибли- зимся к нашему времени. Конец XVIII - начало XIX века. Революционная Франция. Приход к власти генерала Бонапарта Наполеона. Вопрос: Почему французский гражданский кодекс именуют «кодексом Наполеона»? Ответ: Наполеон принимал участие по созданию гражданского кодекса. При этом Наполеон приводил в изумление юристов - профессионалов, когда на память цитировал отдельные древнеримские формулы из кодекса Юстиниана. В этом факте есть что-то от случайного стечения обстоятельств. Вопрос: Что за стечение обстоятельств? Как Наполеон познакомился с кодексом Юстиниана? Сообщение ученика – опережающее задание по вопросу: «Молодые годы Наполеона». И есть в этом факте нечто глубокое. Когда Наполеон после свержения и заточения на пустынный остров в тиши изгнания подводил итоги своего жизненного пути, он неожиданно заявил, что изданный при его участии французский гражданский кодекс «выше всех его сорока побед». Вопрос: Как вы объясните это его высказывание? Прав ли Наполеон в оценке своих государственных свершений? Ответ: Победы были и ушли, а кодекс во Франции действует в настоящее время. Б) Тестовый контроль Цель: определить исходный уровень знаний учащихся о законах в прошлом: - Какой документ является древнейшим сводом законов Руси?: 4A) Соборное уложение 1649г., B) Русская правда, C) Судебник 1497г. - Какую новую привилегию предоставила дворянам Екатерина 11 в 1785г. в «Грамоте на права, вольности и преимущества российского дворянства»?: A) освобождение от телесных наказаний, B) право заниматься торговлей, C) запрещение конфисковывать имения дворян за уголовные преступления. - С получением нового ранга по гражданской службе выходцы из других со - словий становились потомственными дворянами по «Табели о рангах» Петра 1: A) первого, B) восьмого, C) двенадцатого. - -Какой государственный орган объединял представителей всех сословий Русского государства в ХУ1 - ХУ11в.в.?: A) Земский собор, B) Боярская Дума, C) Народное вече. - Что предусматривал закон о престолонаследии, введенный Павлом 1 в 1797г.: A) передачу трона только по мужской линии, B) передачу трона как по мужской, так и по женской линии, C) свободную передачу трона по воле монарха любому родственнику. - Какое право предоставлял помещикам указ Екатерины 11 от 17.01.1765г.?: A) право лично казнить провинившихся крестьян, B) свободно продавать крестьян, C) отправлять крестьян на каторгу, самолично определяя ее срок. Задание:  проверить правильность выполнения теста (самопроверка; ответы дает учитель). Оценить работу по следующей схеме: 6 правильных ответов –«5», 4-5 правильных ответа – «4», три правильных ответа – «3», менее трех правильных ответов – «2». 5В) Работа в группах Цель: развивать умение логически мыслить и аргументировать свои высказывания: Задание: Объясните формулы, выработанные древнеримскими юристами: 1) Суров закон, но это закон. 2) Да будет юстиция, пусть гибнет мир. 3) В законах спасение. Г) Ролевая игра. Видеофрагмент «Судебный процесс над Верой Засулич». Цель: развивать медиаумение учащихся находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению, аргументировать собственные высказывания. Задание: просмотреть видеофрагмент, найти ошибки в судебном процессе. Содержание видеофрагмента: Секретарь: Прошу встать! Слушается дело об убийстве градоначальника Петербурга Трепова. Судья: Господа присяжные заседатели. Сегодня слушается дело о посягательстве на жизнь Петербургского градоначальника Трепова. На скамье подсудимых находится обвиняемая Вера Засулич. Суду предстоит разобраться в обстоятельствах дела и вынести справедливый приговор. Обвиняемая Засулич, вы не отрицаете того, что совершили противоправный поступок? Засулич: Мне очень жаль Трепова, но он потерял право на имя благородного человека в результате своих поступков. Он был дерзок по отношению к заключенным. Моя честь дворянки не позволила мне оставить подобные поступки без наказания. Обвинитель: Позвольте возразить. Обвиняемая пытается увести суд в сторону от существа дела. При чём здесь дворянская честь? На лицо преступление. Совершено 6преднамеренное убийство. Но, вместо чистосердечного признания, обвиняемая пытается свалить вину на убитого: мол, сам виноват. Но позвольте! Кто дал право чинить самосуд? Кто установил меру вины убитого? Может быть, Трепов действительно нарушил правила приличия и вел себя не по-джентельменски. Но разве за это надо убивать? Кажется, мы не папуасы, мы живём в цивилизованной стране. Никому не дано право по любому поводу нажимать на курок. Это не метод! Особенно возмущает, что обвиняемая говорит о дворянской чести. Это не оправдание. Дворянин не вор в законе, и не имеет права устраивать разборки с применением оружия. Защитник: Я протестую! Прокурор искажает суть дела! Это не разборка и не банальное убийство. Прошу ещё раз обратиться к показаниям свидетелей. Обвинитель: Я отвергаю протест защиты. Всё поведение защиты говорит о том, что Вера Засулич заранее спланировала и хладнокровно осуществила свой злодейский замысел. Судья: Прошу всех соблюдать порядок. Защитник: Ваша честь! Господа присяжные заседатели! Я хочу обратить ваше внимание на очень важные обстоятельства, которые преднамеренно обошёл обвинитель. Права человека не ограничиваются только одним правом на жизнь. Зло должно получать отпор, иначе оно восторжествует. С учётом всего сказанного заявляю, что Засулич заслуживает если не поддержки, то хотя бы понимания. Она не может быть осуждена, поскольку действовала сообразно обстоятельствам, защищая свою честь и достоинство. Секретарь: Прошу встать! Суд удаляется на совещание. Ведущий: Суд присяжных вынес вердикт: приговорить Веру Засулич к высшей мере наказания. Ответ по видеофрагменту: ошибки в судебном процессе: 1. Вера Засулич не убила Трепова, а ранила; 2. Веру Засулич не приговорили к смерти, а оправдали и отпустили в зале суда; Подведение итогов учителем: 7Веру Засулич защищал выдающийся юрист А.Ф.Кони, который доказал на суде, что никому не дано унижать права человека. Вывод: Закон - это (по схеме «гребешка»): 1- законность; 2- акт; 3- Конституция; 4- обычаи; 5- наказание.       В    НАСТОЯЩЕМ 2. ЗАКОНЫ Цель: обобщить знания об Основном Законе государства. Беседа: Мы совершили экскурс в историю и подошли к нашему времени. - Что является основным законом РФ и РС(Якутия)? ­ Когда они были приняты? - В Конституции проведена идея разделения властей. Назовите три ветви власти. - Кто является главой государства? IY. Подведение итогов урока. Дидактическая задача этапа: Дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности; вскрыть недостатки, показать пути их преодоления. Рефлексия: (обращение к эпиграфу). Мы сегодня систематизировали знания о возникновении права. Вы должны помнить, что законы создаются людьми, затем закон приобретает некую форму, совершенствуется, и уже он контролирует жизнь людей. Тем не менее, изначально люди творят закон. - достигли ли вы заданных целей урока? - в какой степени? - что мешало достижению цели? - подумайте и оцените свою работу на уроке объективно. 8V. Информация о домашнем задании. Сообщить домашнее задание, проинструктировать учащихся о его выполнении. 9