Цель:
организовать сопутствующее повторение закономерностей возникновения права и его эволюции;
сформировать понятие закона как нормы права;
формировать умения применять имеющиеся знания при разрешении правовых ситуаций;
осуществлять правовое и нравственное воспитание учащихся. Тема: «Законы в прошлом и настоящем»
Тип урока: урок комплексного применения знаний
Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.
Тема: «Законы в прошлом и настоящем»
Тип урока: урок комплексного применения знаний
Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять
знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.
I этап. Организация начала урока.
Дидактическая задача этапа: Подготовка учащихся к началу работы на уроке
(приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к
уроку, готовность наглядных пособий, воспитание дисциплины, собранности,
внимания).
II этап: Подготовка к активной УПД на основном этапе урока.
Дидактическая задача этапа: подготовка учащихся к тому виду учебно-
познавательной деятельности, которая будет доминировать на основном
этапе урока. Актуализация опорных знаний и умений, формирование
познавательных мотивов.
1) Постановка ТДЦ:
1.Обучающая:
- организовать сопутствующее повторение закономерностей возникновения
права и его эволюции;
сформировать понятие закона как нормы права.
-
2.Развивающая:
- формировать умения применять имеющиеся знания при разрешении
правовых ситуаций;
- продолжить формирование общеучебных умений: работать во времени
(одновременно начинать и заканчивать работу), вырабатывать темп
учебной работы, работать с различными источниками информации.
3.Воспитательная:
- осуществлять правовое и нравственное воспитание учащихся.
2) Мотивационная беседа.Цель: подготовить учащихся к восприятию темы (показ слайда: нарушения
прав сказочных героев и их обсуждение).
3) Оборудование: экран; проектор; слайды: «Первобытное общество»,
«Хаммурапи», «Римские юристы», «Наполеон», «Суд во времена Русской
правды»; видеофрагмент «Судебный процесс над В.Засулич»; схемы: законы в
прошлом, гребешок.
ЭПИГРАФ:
Законы нужны не только
для того, чтобы устрашать
граждан, но и для того,
чтобы помогать им.
(Вольтер)
III этап. Обобщение и систематизация знаний и способов
деятельности.
Дидактическая задача этапа: обобщить и систематизировать знания
учащихся от усвоения отдельных фактов. Понятий к их обобщению в
целостную систему знаний.
1. ЗАКОНЫ В ПРОШЛОМ.
А) Задание: Принцип гребешка.
Цель: развивать умение работать с источниками информации, выделять
главное, развивать мышление, память.
Учащимся дается задание заполнить зубцы изображенного гребешка
юридическими терминами, используемыми учителем в ходе беседы и дать им
расшифровку по юридическому словарю. Опорное слово – закон.
Учитель:
Давно известно, что природа, человек, общество развиваются особым
2образом, подчиняясь своим внутренним правилам. Их называют законами. По
законам природы за зимой следует весна, по этим законам человек растет и
взрослеет. Но есть и другие законы, которые регулируют отношения между
людьми.
Законы - не просто письменные документы, содержащие общеобяза-
тельные нормы поведения, законы - это выражение и «свидетельство» дости-
жений культуры, цивилизации, позволяющие решать крупные задачи общест-
ва.
В первобытном обществе не существовало письменных законов.
Вопрос: Что же их заменяло? Из чего затем возникли законы?
Ответ: традиции и обычаи.
Цивилизация Междуречья с ее центром - Вавилоном, существовавшая
почти 2 тысячи лет до современного летосчисления, т. е. столько, сколько
отделяет нынешнюю пору от времен расцвета Древнего Рима, отличалась до-
вольно самобытной и развитой культурой, в том числе культурой школьного
обучения.
Что же использовали в качестве пособия для обучения вавилонских
школьников, обучения грамоте и письму? Особый учебник? Упрощенное по-
собие типа нынешней «Азбуки»?
Вавилонские школьники учили положения этого обширного и сложного
законодательного акта наизусть. При этом достигалось несколько целей.
Вопрос: Какие же это цели?
Ответ: Вавилонские школьники учились читать и писать, и в то же время
изучали законы.
В 1901г. французская археологическая экспедиция, проводя раскопки
недалеко от того места, где находился Древний Вавилон, обнаружила испещ-
ренный письменами базальтовый столб. Оказалось, что на нем записаны зако-
ны царя Хаммурапи. В течение долгого времени стоял в Вавилоне этот «столб
законов» на видном месте.
Вопрос: С какой целью этот столб стоял в центре Вавилона?
Ответ: Жители Вавилона каждый день повторяли эти законы.
Мысленно перенесемся в более близкую, но все же далекую от нас
эпоху - эпоху Древнего Рима, отстоящую от нас на 2 тысячи лет. В Древнем
Риме существовала развитая юридическая система.
Вопрос: Как эта юридическая система называется?
Ответ: Римское частное право.
3По многим показателям римское частное право - юридический ше-
девр. Расцвет его относится к 11 - 111 в.в. н.э. В VI веке - уже в условиях
восточно - христианской культуры Византии - основные положения римского
частного права были изложены в новом документе.
Вопрос: Как этот документ называется?
Ответ: Законы императора Юстиниана.
Сделаем еще один шаг по рельсам истории, еще на один шаг прибли-
зимся к нашему времени. Конец XVIII - начало XIX века. Революционная
Франция. Приход к власти генерала Бонапарта Наполеона.
Вопрос: Почему французский гражданский кодекс именуют «кодексом
Наполеона»?
Ответ: Наполеон принимал участие по созданию гражданского кодекса.
При этом Наполеон приводил в изумление юристов - профессионалов, когда
на память цитировал отдельные древнеримские формулы из кодекса
Юстиниана. В этом факте есть что-то от случайного стечения обстоятельств.
Вопрос: Что за стечение обстоятельств? Как Наполеон познакомился с
кодексом Юстиниана?
Сообщение ученика – опережающее задание по вопросу: «Молодые годы
Наполеона».
И есть в этом факте нечто глубокое. Когда Наполеон после свержения и
заточения
на пустынный остров в тиши изгнания подводил итоги своего жизненного
пути, он
неожиданно заявил, что изданный при его участии французский
гражданский кодекс «выше
всех его сорока побед».
Вопрос: Как вы объясните это его высказывание? Прав ли Наполеон в оценке
своих государственных свершений?
Ответ: Победы были и ушли, а кодекс во Франции действует в настоящее
время.
Б) Тестовый контроль
Цель: определить исходный уровень знаний учащихся о законах в прошлом:
- Какой документ является древнейшим сводом законов Руси?:
4A) Соборное уложение 1649г.,
B) Русская правда,
C) Судебник 1497г.
- Какую новую привилегию предоставила дворянам Екатерина 11 в 1785г. в
«Грамоте на права, вольности и преимущества российского дворянства»?:
A) освобождение от телесных наказаний,
B) право заниматься торговлей,
C) запрещение конфисковывать имения дворян за уголовные преступления.
- С получением нового ранга по гражданской службе выходцы из других со -
словий становились потомственными дворянами по «Табели о рангах»
Петра 1:
A) первого,
B) восьмого,
C) двенадцатого.
-
-Какой государственный орган объединял представителей всех сословий
Русского государства в ХУ1 - ХУ11в.в.?:
A) Земский собор,
B) Боярская Дума,
C) Народное вече.
- Что предусматривал закон о престолонаследии, введенный Павлом 1 в
1797г.:
A) передачу трона только по мужской линии,
B) передачу трона как по мужской, так и по женской линии,
C) свободную передачу трона по воле монарха любому родственнику.
- Какое право предоставлял помещикам указ Екатерины 11 от 17.01.1765г.?:
A) право лично казнить провинившихся крестьян,
B) свободно продавать крестьян,
C) отправлять крестьян на каторгу, самолично определяя ее срок.
Задание: проверить правильность выполнения теста (самопроверка;
ответы дает учитель). Оценить работу по следующей схеме: 6 правильных
ответов –«5», 4-5 правильных ответа – «4», три правильных ответа – «3»,
менее трех правильных ответов – «2».
5В) Работа в группах
Цель: развивать умение логически мыслить и аргументировать свои
высказывания:
Задание: Объясните формулы, выработанные древнеримскими юристами:
1) Суров закон, но это закон.
2) Да будет юстиция, пусть гибнет мир.
3) В законах спасение.
Г) Ролевая игра.
Видеофрагмент «Судебный процесс над Верой Засулич».
Цель: развивать медиаумение учащихся находить ошибки в получаемой
информации и вносить предложения по их исправлению, аргументировать
собственные высказывания.
Задание: просмотреть видеофрагмент, найти ошибки в судебном процессе.
Содержание видеофрагмента:
Секретарь:
Прошу встать! Слушается дело об убийстве градоначальника Петербурга
Трепова.
Судья:
Господа присяжные заседатели. Сегодня слушается дело о посягательстве на
жизнь Петербургского градоначальника Трепова. На скамье подсудимых
находится обвиняемая Вера Засулич. Суду предстоит разобраться в
обстоятельствах дела и вынести справедливый приговор. Обвиняемая
Засулич, вы не отрицаете того, что совершили противоправный поступок?
Засулич:
Мне очень жаль Трепова, но он потерял право на имя благородного человека в
результате своих поступков. Он был дерзок по отношению к заключенным.
Моя честь дворянки не позволила мне оставить подобные поступки без
наказания.
Обвинитель:
Позвольте возразить. Обвиняемая пытается увести суд в сторону от существа
дела. При чём здесь дворянская честь? На лицо преступление. Совершено
6преднамеренное убийство. Но, вместо чистосердечного признания,
обвиняемая пытается свалить вину на убитого: мол, сам виноват. Но
позвольте! Кто дал право чинить самосуд? Кто установил меру вины убитого?
Может быть, Трепов действительно нарушил правила приличия и вел себя не
по-джентельменски. Но разве за это надо убивать? Кажется, мы не папуасы,
мы живём в цивилизованной стране. Никому не дано право по любому поводу
нажимать на курок. Это не метод! Особенно возмущает, что обвиняемая
говорит о дворянской чести. Это не оправдание. Дворянин не вор в законе, и
не имеет права устраивать разборки с применением оружия.
Защитник:
Я протестую! Прокурор искажает суть дела! Это не разборка и не банальное
убийство. Прошу ещё раз обратиться к показаниям свидетелей.
Обвинитель:
Я отвергаю протест защиты. Всё поведение защиты говорит о том, что Вера
Засулич заранее спланировала и хладнокровно осуществила свой злодейский
замысел.
Судья:
Прошу всех соблюдать порядок.
Защитник:
Ваша честь! Господа присяжные заседатели! Я хочу обратить ваше внимание
на очень важные обстоятельства, которые преднамеренно обошёл
обвинитель. Права человека не ограничиваются только одним правом на
жизнь. Зло должно получать отпор, иначе оно восторжествует.
С учётом всего сказанного заявляю, что Засулич заслуживает если не
поддержки, то хотя бы понимания. Она не может быть осуждена, поскольку
действовала сообразно обстоятельствам, защищая свою честь и достоинство.
Секретарь:
Прошу встать! Суд удаляется на совещание.
Ведущий:
Суд присяжных вынес вердикт: приговорить Веру Засулич к высшей мере
наказания.
Ответ по видеофрагменту: ошибки в судебном процессе:
1. Вера Засулич не убила Трепова, а ранила;
2. Веру Засулич не приговорили к смерти, а оправдали и отпустили в зале
суда; Подведение итогов учителем:
7Веру Засулич защищал выдающийся юрист А.Ф.Кони, который доказал на
суде, что никому не дано унижать права человека.
Вывод:
Закон - это (по схеме «гребешка»): 1- законность; 2- акт; 3- Конституция; 4-
обычаи; 5- наказание.
В НАСТОЯЩЕМ
2. ЗАКОНЫ
Цель: обобщить знания об Основном Законе государства.
Беседа: Мы совершили экскурс в историю и подошли к нашему времени.
- Что является основным законом РФ и РС(Якутия)?
Когда они были приняты?
- В Конституции проведена идея разделения властей. Назовите три ветви
власти.
- Кто является главой государства?
IY. Подведение итогов урока.
Дидактическая задача этапа: Дать анализ успешности овладения знаниями
и способами деятельности; вскрыть недостатки, показать пути их
преодоления.
Рефлексия: (обращение к эпиграфу).
Мы сегодня систематизировали знания о возникновении права. Вы
должны помнить, что законы создаются людьми, затем закон приобретает
некую форму, совершенствуется, и уже он контролирует жизнь людей. Тем не
менее, изначально люди творят закон. - достигли ли вы заданных целей
урока?
- в какой степени?
- что мешало достижению цели?
- подумайте и оцените свою работу на уроке объективно.
8V. Информация о домашнем задании.
Сообщить домашнее задание, проинструктировать учащихся о его
выполнении.
9