МБУДО «Чебоксарская детская школа искусств №1»
Конспект урока преподавателя: Захаровой Инны Николаевны.
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты. Домра». Срок обучения 8 лет. Ефремова Ульяна, 8лет, 1 класс.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Тема занятия: Закрепление начальных навыков игры на домре. «Музыкальная фантазия без границ»
Цель: Обобщение знаний учащегося в систему.
Задачи:
Образовательные: Рассказать об истории инструмента; ознакомить с основными терминами в сочетании с работой над художественным исполнением: легато, нон легато, тремоло, динамические оттенки (форте, пиано, крешендо, диминуэндо).
Развивающие: Продолжать развивать и закреплять первоначальные навыки игры на домре, следить за правильной постановкой игрового аппарата (посадка, постановка рук); развивать основные приемы игры тремоло, удары сверху по аккорду, освоение игры различными ритмическими рисунками, формирование навыков самостоятельной работы над музыкальным произведением; продолжать развитие памяти, ритма и внимания, развитие творческих способностей эмоционального исполнения произведения.
Воспитательные: Воспитать настойчивость у учащегося во владение приемами и навыками игры на инструменте; научиться анализировать свое выступление. Формировать музыкальную культуру учащегося.
Методы: На уроке предполагается использование словесных методов (рассказ с элементами объяснения, беседы), наглядных методов (использование иллюстраций), практического метода (слуховой анализ предложенных фрагментов произведения).
Дидактическое обеспечение: Нотные сборники, иллюстрации.
Структура урока:
1. Организационный этап
Представление ученика, концертмейстера, преподавателя. Сообщение темы и цели урока
2. Подготовительный этап
Подготовка обучающегося к занятию. Наличие учебных пособий, иллюстраций. Повторение пройденного материала.
3. Основной этап:
Работа по посадке ученика, постановка аппарата, положение инструмента, рук. Изучение различных упражнений для достижения свободных игровых движений (игра упражнений на открытых струнах). Хроматические упражнения (лесенка, гусеница) – четкое движение правой руки (скольжение руки по грифу). Игра гаммы МИ-мажор ударом вниз. Контроль над качественным исполнением каждой ноты, ровное, четкое звучание.
Репертуарный план урока:
Ц. Кюи «Забавное». Проигрование с концертмейстером. Четкие удары вниз, дослушивание четвертных, ритм ровнее, пропевание фраз.
Аз. Иванов «Полька» Игра с концертмейстером. Создание образа, динамические оттенки. Построение между частями. Просмотр иллюстраций к пьесе.
Р.Н.П. «Козлик». Игра с концертмейстером. Знакомство с обработкой, главная тема, рассказ о пьеске (образ козлика). Слушать окончание фраз, динамические оттенки, демонстрация игры педагогом.
4. Заключительный этап.
Подведение итогов урока. Анализ игры. Домашнее задание к следующему уроку. Отметка.
Использованная литература
1. Методическое пособие по подготовке, проведению и анализу урока для преподавателей учреждений дополнительного образования: методическое пособие/ сост. Н.С. Матросова; факультета дополнительного образования БОУ ВО «ЧГИКИ» Мин культуры Чувашии. – Чебоксары, 2017.-40с.;
2. Школа игры на трехструнной домре. Начальные классы, часть первая. С. Ф.Лукин. Иваново ООО «Выбор», 2008;
3. Домра с азов. Учебное пособие с методическими рекомендациями и музыкальными примерами. Издательство «Композитор» Санкт-Петербург;
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.