Занятие по окружающему миру " Родного края разнотравье"
Оценка 4.6

Занятие по окружающему миру " Родного края разнотравье"

Оценка 4.6
Документация +1
docx
окружающий мир
7 кл—11 кл
14.09.2020
Занятие по окружающему миру " Родного края разнотравье"
занятие по окружающему миру с использованием регионального компонента
занятие Родного края разноцветье.docx

Тема «Родного края разноцветье»

Номинация: классный руководитель – организатор деятельности учащихся, способствующей духовно  - нравственному развитию личности»

Цель: представление наиболее результативных элементов организации групповой работы, методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих духовно – нравственное  развитие  личности ребенка .

Задачи мастер-класса:

Учебные:    Создать  условия  для профессионального самосовершенствования педагогов;   продемонстрировать  опыт  работы по проектированию адаптивной образовательной среды;

Развивающие: способствовать развитию любознательности, воображения, памяти;  умений анализировать и синтезировать;

Воспитывающие:

Создать условия для воспитания  чувства патриотизма и любви к родному краю, расширения  кругозора, в процессе ознакомления и повторения изученных тем.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Форма обучения:

Фронтальная,  групповая.

Вид деятельности: практико – ориентированный.

Данный прием коллективной и групповой  работы я часто  использую в своей работе…

-Что это дает?

Во-первых. В такой форме работы формируются все универсальные учебные действия: Личностные – самоопределение, Регулятивные – управление своей деятельностью, Коммуникативные – навыки сотрудничества, речевая деятельность.  Компетентностные задания позволяют развивать познавательные УУД: работа с информацией, выполнение логических операций (классификация, обобщение) Такое задание можно считать метапредметным

- Где этот продукт можно применить далее?

1. На уроках окружающего мира

2. На уроках технологии

3.  Во внеурочной деятельности

4. При проведении интегрированных уроков

5. Конкурсы, выставки                      6. При написании сочинений

Ход мастер-класса

I.                  Организационный момент.         ( слайд 1-2)

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я представляю мастер- класс  по организации  деятельности учащихся, способствующей духовно  - нравственному развитию личности на примере отрывка    мероприятия, проведенного в 4 классе по теме Родного края разноцветье»,  где мы с вами создадим образ малой Родины.

2. Представление                 ( слайд 3-4)

–  Призвание своё вижу в воспитании личности ребёнка как будущего семьянина  носителя, хранителя и создателя семейных ценностей

       Жителя своего села – с любовью относящегося к месту, в котором он живет, прилагающий силы к его развитию и процветанию.

  Россиянина – гражданина своего Отечества, уважающего его законы, быть ответственным, готового к труду на благо и себя и  общества, любящего и защищающего природу и знающего ее  законы.

– Но ведь ребёнок начальной школы – это маленький человечек…

( мультфильм)

Точка, точка, запятая

Вышла  рожица смешная

Ручки, ножки, огуречик-

получился человечек

Что увидят эти точки?

Что построят эти ручки?

Далеко ли эти ножки уведут его?

Как он будет жить на свете?

Мы за это не в ответе,

Мы его нарисовали- только и всего.

Что вы! Что вы! это важно,

Чтобы вырос он отважный

Чтобы мог найти дорогу,

Рассчитать разбег.

Это трудно, это сложно,

Но иначе невозможно

Только так из человечка

Выйдет человек!

 Знания и умения, накопленные ребенком в младшем школьном возрасте, позже становятся основой для формирования устойчивых нравственных привычек, навыков  поведения в обществе и вне его:    ( слайд 5)

  Душевная копилка ребенка работает день и ночь. Ее ценность зависит от того, что мы туда бросаем.

Прочитайте название темы:  «Родного края разноцветье»

Светом солнца залитая               ( слайд 6)

Вся под небом синим

Ты, Хакасия  родная,

Край моей России.

       – Сегодня  мы создаем образ малой Родины.

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на нашем занятии?

Сегодня мы познакомимся с характеристиками природных сообществ Хакасии. Я думаю, что вас заинтересует эта тема и вы захотите узнать немного больше о природе родного края.

 - цель нашего занятия - обобщить и закрепить знания по  природе нашего края.

 3. Практическая часть:

 Деление класса на 4 группы  по пословицам:

 1 группа - «В степи простор – в поле - угодье» - жизнь поля.

 2 группа – «Где цветок, там и медок» - жизнь луга.

 3 группа – «Что в воду упало, то пропало» - жизнь озера.

 4 группа – «Чем дальше в лес, тем больше дров».

 1. Найди ошибки.   «Природные сообщества Хакасии»        ( слайд 7)

 В каждой группе  выбирается председатель.

Каждая группа получает задание: текст, описывающий поле, луг, озеро, лес. В каждом тексте допущены 2  ошибки.  Задача – найти ошибки;  в данном тексте выписать названия растений и животных, соответствующих данному сообществу.

 Когда закончите работу, покажите это, взявшись за руки. (На эту работу отводится 5 минут).

1 группа. (Поле)                                         ( слайд 8)

 Выходя за деревню, видишь огромные пространства, засеянные культурными растениями, такими как рожь, пшеница, овёс, ячмень, типчак, гречиха. Высокая, густая рожь – это в своём роде лес. Здесь живут птицы и звери. Вот над рожью летают полевые луни. Целый день они заняты тем, что летают над хлебами, отыскивая мышей, хомяков, и истребляют их в большом количестве. Вот канюк поймал суслика. Солнце давно уже село, потухает короткая летняя зорька, какие-то тени видны над рожью. Это совы вылетели на охоту. Целую ночь они будут ловить полёвок. Трудна их работа.

 Но во ржи живёт множество таких мелких животных, которые страшнее грызунов. Это  вредители поля: слизни, тля, дождевые черви, гусеницы. Однако у зерновых есть друзья, которые их берегут. Это насекомоядные зверьки: землеройки  - насекомоядные птицы, жабы.

(Ошибки: Типчак – степное растение, дождевые черви полезные.)

 

2 группа. (Луг)                                                     ( слайд 9)

 Сколько здесь трав! Наиболее часто встречаются тимофеевка, мятлик. Всякие есть цветы: белые, красные, жёлтые, лиловые. У каждого цветка, у каждой травинки есть свои названия. Белая ромашка, одуванчик, красный клевер, рогоз, мышиный горошек, колокольчик, луговой василёк. Какие красивые цветы! В цветках копошатся шмели, пчёлы, мухи. С цветка на цветок порхают бабочки. В воздухе кружатся стрекозы. А внизу на земле бесчисленное множество жучков и муравьёв. Благодаря зелёной окраске трудно различить среди травянистых растений лягушек и кузнечиков. Только раздающееся стрекотание выдаёт их присутствие. Обилие растительной пищи и насекомых привлекает сюда птиц.

 (Ошибки: рогоз – растение озёр, лягушки – обитают вблизи воды)

3 группа. (Озеро)                                            слайд 10

 У самых берегов возвышаются стройные заросли рогоза с тёмно-коричневыми початками на верхушках стеблей. Недалеко от него тростник покачивает своими густыми метёлками тёмно-фиолетовых колосков. Здесь же можно увидеть скопление камыша и мятлика.

 По крупным белым цветкам и округлым блестящим листьям, плавающим по воде, мы узнаём одно из самых красивых растений – кувшинку. Цветки её целый день поворачиваются за солнцем, а вечером закрываются и опускаются в воду. Летом поверхность воды полностью затягивается зелёным покровом ряски. Есть растения, которые полностью погружены в воду. Из них наиболее часто встречается элодея. Здесь много водорослей.

 Среди прибрежных животных обитает много стрекоз. Они схватывают на лету мух, комаров, шмелей и других насекомых. По гладкой водной поверхности скользит клоп-водомерка. Типичный обитатель здешних мест – жук-плавунец – прожорливый хищник, поедает головастиков и мальков рыб.

 (Ошибки: мятлик – растение степи, шмель обитает на лугу)

4 группа. (Лес)                                                 слайд 11

 Тёмный лес хорош в ясный солнечный день, - тут и прохлада от могучих кедров, высоких сосен, и чудеса света: райской птичкой кажется сойка. Самое распространённое дерево в тайге – лиственница.

 По высоким стволам деревьев по спирали передвигаются и постоянно постукивают дятлы, долбя кору. Повсюду живут галки, быстрые ласточки, проворные сороки, желтогрудые синицы, снегири. На высоких елях строят из мха, сухой травы пуха гнёзда рыжие белки. К зиме они запасают орехи, сушат съедобные грибы: подосиновики, опята, боровики, мухоморы.

 Часто холодной тёмной ночью можно услышать вой голодного волка. За калиновым кустом притаился от хитрой лисы маленький зайчонок. Под корнями старых осин и берёз устраивают себе жилища  барсуки.

 В июле – августе созревают ярко-красные ягоды земляники, малины. Россыпью чернеют ягоды черники . Этими ягодами любят лакомиться медведи, лоси, олени. Рядом с ягодами раскинулись тёмно-зелёные листья папоротника.                                                              ( слайд 12 -13)

 (Ошибки: ласточки не живут в зоне лесов, мухомор – ядовитый гриб)

Отчёты групп.

 Представители каждой команды  читают текст, находят и объясняют ошибки, выписанные названия растений и животных прикрепляют на доску к домикам-сообществам.

 - Мы вспомнили, какие растения и животные характерны для каждого природного сообщества.

Соревнование  « Животные Хакасии».                               Слайд 14

Каждый учащийся получает две карточки с буквами:

 С о в а р л м у х к п

Учитель читает загадку, участники, отгадав её стараются встать в ряд так, чтобы можно было прочитать отгадку.

Ночь, как смоль, черным-черна.

 Серой птице не до сна:

 Меж кустов, как тень, скользит,

 Караулит, кто не спит.

 Ловит каждый шорох чутко,

 А как крикнет, станет жутко,

 Вздрогнет спящая трава.

 Это ухает…(сова).

 

На скале он строит дом.

 Разве жить не страшно в нём?

 Хоть кругом и красота,

 Но какая высота!

 Нет, хозяин не боится

 Со скалы крутой скатиться –

 Два могучих есть крыла

 У хозяина …(орла).

 

Она мешает отдыхать,

 Работать, есть, гулять и спать,

 Продукты загрязняет,

 По комнате летает,

 Жужжит у вас над ухом.

 Конечно, это …(муха).

 

Это что за кровосос?

 Нос, как колющий насос,

 С виду скромный, сероватый,

 Но коварный, плутоватый,

 Ты гони его, гони

 И ладошками лови.

 Укусил! Бросает в жар!

 Ух! Бессовестный …(комар).

 

Полезла букашка

 По большой ромашке,

 Но вспорхнул второпях

 И запутался в сетях.

 Угадайте, эти,

 Кто расставил сети? (паук).

3. «Экология Хакасии»                                     слайд 15

- Природа – наше богатство; сберечь это богатство для последующих поколений наша задача и долг. Вдумайтесь в содержание призыва к нам писателя Михаила Пришвина:

 «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

 - И сейчас мы поработаем экологами.

Экологи – Это….                                                Слайд 16

Каждая группа получает задание:

1 группа.                                                                    Слайды 17- 23

 Придумывает и рисует знаки «Охрана природы».

2 группа.

 Подбирает 3-3 пословицы о бережном отношении к природе.

3 группа.                                                                 

 Подбирают три правила защиты природы.

4 группа.

 Сочиняет четверостишье в защиту природы.

Отчёт экологов.

 - Мы составили правила поведения в природе. Давайте помнить о них, ведь охранять природу - значит охранять Родину.

Есть просто храм,

 Есть храм науки.

 А есть ещё природы храм

 С лесами, тянущими руки

 Навстречу солнцу и ветрам.

 Он свят в любое время суток,

 Открыт для нас в жару и стынь.

 Входи сюда,

 Будь сердцем чуток,

 Не оскверняй его святынь.

Подведение итогов:   ( Чем же мы сегодня занимались?)

lv. Рефлексия                                ( слайд 24)

– С помощью кубика выразите своё отношение к сегодняшнему   занятию.

Я – (остался доволен своей работой)

МЫ ( работали дружно)

ДЕЛО ( достигли цели, создали..)

ВСЕ -   (

                         СПАСИБО!                         Слайд 25

- А теперь потрите ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло друг другу, соединив свои ладошки с ладонями товарищей. На этом наше занятие закончено. Пусть тепло душ ваших друзей согревает вас.

- Вы все были дружными; активными, проявляли смекалку, ум, творчество. И все вы заслуживаете благодарности.

Я ХОЧУ ПОДАРИТЬ ВАМ ЭТИ НЕБОЛЬШИЕ  ПОДАРОЧКИ -  ОМУЛЕТЫ НА СЧАСТЬЕ – КОТОРЫЕ ИЗГОТОВЛЕНЫ МОИМИ УЧЕНИКАМИ,  И  ВОТ ТАКИЕ УЛЫБКИ – СМАЙЛИКИ, КОТОРЫЕ ВАМ МОГУТ  ПРИГОДИТСЯ  В  РАБОТЕ С ВАШИМИ ДЕТЬМИ .      слайд 26

 Спасибо вам за работу.  


 

Тема «Родного края разноцветье»

Тема «Родного края разноцветье»

Ход мастер-класса I.

Ход мастер-класса I.

Чтобы вырос он отважный Чтобы мог найти дорогу,

Чтобы вырос он отважный Чтобы мог найти дорогу,

Что в воду упало, то пропало» - жизнь озера

Что в воду упало, то пропало» - жизнь озера

Благодаря зелёной окраске трудно различить среди травянистых растений лягушек и кузнечиков

Благодаря зелёной окраске трудно различить среди травянистых растений лягушек и кузнечиков

В июле – августе созревают ярко-красные ягоды земляники, малины

В июле – августе созревают ярко-красные ягоды земляники, малины

Но какая высота! Нет, хозяин не боится

Но какая высота! Нет, хозяин не боится

И запутался в сетях. Угадайте, эти,

И запутался в сетях. Угадайте, эти,

С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам

С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам
Скачать файл