Занятие "Русская игрушка. Родословная матрёшки"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 07.01.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Занятие подробно знакомит учащихся с видами русской игрушки и рассказывает, как появилась в России матрёшка
Иконка файла материала РУССКАЯ ИГРУШКА. РОДОСЛОВНАЯ МАТРЁШКИ. БИНАРНЫЙ УРОК.doc

Занятие "Русская игрушка и родословная матрешки" + ИЗО

 

Букурова  Елена Анатольевна – педагог студии «Сударушка»

МАУДО «Дом детского творчества»

 станицы Староминской Краснодарского края

Цель занятия: познакомить учащихся с родословной русской матрешки, с росписью игрушки.

Задачи:

предметные: расширить возможность знакомства с новыми материалами, способами их применения на практике; развить у детей интерес к изделиям, которые нужны в жизни;

привить любовь к прекрасному, к Родине, к своему народу, привить уважение к русским традициям.

личностные: развить умения преодолевать трудности, умения самостоятельно принимать решение, добиваться, чтобы изготовление изделия не носило подражательный характер; научить осуществлять самоконтроль за соблюдением требований к изделию, к отдельным технологическим операциям; формирование трудолюбия, уважения к людям труда.

метапредметные: воспитание у детей взаимопонимания, умения видеть прекрасное;

 развитие речи, умение слушать, фантазировать, творить, анализировать и оценивать свою работу.

Тема: Работа с карандашами и фломастерами.

Объект труда: раскраска «Матрешка».

Оборудование: выставка русской игрушки: матрёшки, свистульки, соломенные, тряпичные куклы, глиняные, деревянные игрушки, игрушки из природного материала, презентация к уроку, куколки из бисера, выставка лучших изделий из бисера учащихся студии «Сударушка», стихи, стенд-раскладушка для оформления раскрасок матрёшек, записи песен «Коробейники» и «Ох, полным-полна моя коробушка!» (музыка народная, слова Н. Некрасова).

Форма проведения: комбинированная.

Место проведения: актовый зал Дома детского творчества.

I.Историческая справка

Негромко звучат песни «Коробейники» и «Ох, полным-полна моя коробушка!»

Учитель. Здравствуйте уважаемые гости, коллеги и ребята мы рады приветствовать вас на нашем необычном занятии. Сегодня мы поговорим о русской игрушке и родословной матрёшки. Современные дети хорошо знакомы с разнообразными игрушками, подчас довольно сложной конструкции: с применением радиоуправления, электродвигателей, компьютерной техники. Игрушка наших дней помогает детям освоить современный жизненный опыт. Но редко увидишь у детей традиционную русскую потешку, разве что птичку-свистульку, да матрешку. Игрушки эти и сегодня радуют, удивляют, изумляют. И сейчас мы с вами совершим путешествие в замечательный, трогательный мир русской игрушки.

Можно ли прожить без игры? А без игрушки? Конечно, нет, ведь игра - основная форма познания жизни. Все любопытное, что встречается ему в жизни, он воплощает в игре, создавая свой особый мир, где реальная жизнь соединена с вымыслом. С детства всех окружают игрушки. С их помощью ребенок открывает для себя мир и постигает накопленный поколениями опыт. Я предлагаю совершить небольшое путешествие в мир игрушек. Желаю приятных минут в совместном путешествии - творчестве.

 

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Древнейшие на земле куклы обнаружены при раскопках в Египте. Возраст их - более 4 тысяч лет! Вырезаны они из деревянных дощечек, прямоугольные узоры? изображавшие одежду, украшали их. На голове – парики-прически из глиняных или деревянных бусинок. Из чего же их делали? Да из того материала что был под рукой: из веток, камня, плодов, цветов, хлебного мякиша, соломы, глины, то есть из того, что давала щедрая окружающая природа. Важную роль отводили кукле, так как человек видел в ней себя. Иногда игрушкам приписывалась магическая сила.

 

В колыбель ребенку клали куклу – «оберег», считая, что она охраняет покой ребенка, его сон. Символические куклы сопровождали некоторые праздники и обряды: Масленица, Троица. А еще в старину на свадьбе она, нарядно одетая, с алой лентой в косе, украшала свадебный стол. Возможно, отголоском той традиции стало украшение машины жениха и невесты красивой куклой в современные годы? Самые древние игрушки России датируются 10-15 вв. и найдены на территории древних русских городов - Киева, Новгорода, Москвы, Коломны. В дореволюционной России сложилось несколько центров  изготовления игрушек, которые существуют и развиваются до сих пор. Там имеются специальные ремесленные мастерские, где работают мастера разных профессий.

Крупнейшая коллекция народной игрушки находится в Художественно-педагогическом Музее игрушки в Сергиевом Посаде Московской области. Основатель – директор Музея Николай Дмитриевич Бартрам.

 

Золотистая солома,   

Без сомненья, всем знакома.   

Словно сказочные феи,

Поколдуем мы над нею: 

Соберем ее в пучочек

И повяжем поясочек ,                                 

 Ленточку шелковую, 

Розовую, новую. 

Лоскуточек ситца тоже пригодится.                                            

 Вот из всех стараний наших

Получилась кукла наша.

           

Эта забавная игрушка родилась в деревне, где вдоволь можно найти соломы, оставшейся после жатвы, - ржаной, пшеничной, ячменной. Чем не материал для изготовления игрушки!  Эту куклу можно поставить на стол, а чтобы она была   устойчива, снизу ее платье подстригают. Поэтому такие игрушки еще называют СТРИГУШКАМИ.

             

Эти куклы словно из леса к нам явились. Да и делали их когда-то – прямо в лесу: возьмут шишку, обернут пушистым мхом, перевяжут травинкой, наденут шляпку-листок, кукла и готова. Лес богат природным материалом весной, летом и особенно осенью. Не проходите мимо причудливого корня, ветки, может, они кого-то вам напомнят, а дома ваша фантазия и руки довершат творение природы.

 

Это самая распространенная игрушка деревенских девчонок. По- другому их ещё называли - ЗАКРУТКИ, так как начинали делать её с того что, свёртывали в трубочку лоскут льняной ткани. Куском белой ткани обтягивали лицо, перевязывали ниткой- кукла готова. Пришивали косу из ниток, льна или даже из настоящих волос. После её наряжали в самые красивые, яркие лоскуты ситца. Украшали блёстками, бусинами. Лицо можно нарисовать или вышить.

 

С давних времён научился использовать человек дерево для своих нужд. Деревянными делали избы и терема, сани и разную утварь, ложки да плошки и конечно, игрушки.
Вот летит птица- небылица. Уже несколько веков таких птиц делают в архангельских сёлах из душистой, золотистой сосны. Их вешают в домах над колыбелью, так как считается что это игрушки-обереги, хранительницы детей и семейного очага.

Они интересны тем, что подвижны, изменчивы, занимательны. Они двигаются благодаря двум плоским дощечкам-планкам, на которых укреплены или  противовесом, или
пружинкой. Данные игрушки чаще всего не окрашены, поэтому сохраняют природный цвет дерева. Поверхность готовых фигур украшается декоративным резным ритмом бороздок, желобков.

 

…Мастер в Загорском Посаде

Жил сто лет тому назад

И игрушки для забавы

Вырезал он для ребят.

Вот богородские кузнецы-

Мужичок и серый медведь.

Вот придумали мудрецы!

Хороши, нельзя не посмотреть.

У медведя немало силы.

У крестьянина смех в глазах.

Коробейники разносили

  всякие игрушки

В объёмистых коробах.

                                                              
Учитель: Матрешка – одна из любимых детских игрушек, популярный сувенир. В ней поэтично воплощены русские национальные черты, особенности национального искусства. Одинаковые по форме, матрешки различаются количеством вложенных фигурок, богатством росписи. Суть русской матрешки: дружба, любовь и гостеприимство. Как посланница этих добрых чувств, она приходит в наш дом. Вот и сегодня она пришла к нам с веселыми стихами.

Приглашаются участницы студии.

Алый шелковый платочек, яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть: может, три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко наша русская матрешка!

 

Подарили мне матрешку, допустила я оплошку:

Разломила пополам – интересно, что же там?

Там еще одна матрешка, улыбается дурешка.

Хоть и жаль её ломать, буду дальше разбирать.

 

Кукла первая толста, а внутри она пуста.

Разнимается она на две половинки.

В ней живет еще одна кукла в серединке.

Эту куколку открой -  будет третья во второй.

Половинку отвинти, плотную, притертую,

И сумеешь ты найти куколку четвертую.

Вынь её и посмотри, что там прячется внутри.

Прячется в ней пятая куколка пузатая.

А внутри пустая  –  в ней живет шестая.

А в шестой – седьмая, а в седьмой – восьмая.

Эта кукла меньше всех – чуть побольше, чем орех.

«Сколько Вас?» – у кукол спросим.

А они ответят: «Восемь!»

 

Ой, да все мы круглолицы,

знаменитые сестрицы.

Мы умеем раскрываться,

 друг из друга выниматься.

 

Дуйте в дудки, бейте в ложки,

в гости к вам пришли матрешки.

Ложки деревянные,

 матрешечки румяные!

 

Ох, уж у матрешки

доченьки пригожи!

Доченьки пригожи,

на неё похожи!

 

Умыты ручки-ножки

 у каждой у матрешки.

Поглажены одежки,

почищены сапожки.

 

Я – матешка-сувенир в расписных сапожках,

прогремела на весь мир русская матрешка!

Мастер выточил меня из куска березы.

До чего румяна я: щечки, словно розы.

 

Шли подружки по дорожке,

было их немножечко:

две Матрены, три Матрешки

 и одна Матрешечка.

 

Шла по ягоду Матрешка,

 позабыла взять лукошко.

- И куда такую сласть

мне теперь, подружки, класть?

 

Мышку встретили подружки

 и попрятались друг в дружке.

А которая осталась,

больше всех перепугалась.

 

Я цветочек вышила,

«Жу-жу-жу» услышала.

Села пчелка на цветок,

мастерица – наутек.

 

Как у нашей у хохлатки

 нынче вывелись цыплятки,

А из одной скорлупочки

 матрешка вышла в юбочке.

 

Мы матрешки, мы матрешки,

 неуклюжие немножко,

Но на празднике на нашем

 обязательно попляшем.

Мы матрешки, мы матрешки,

вы нам хлопайте в ладошки.

С нами вместе покружитесь

и покрепче подружитесь.

 

Ах, матрешечка-матрешка,

Хороша, не рассказать!

Очень любят с тобой детки

Веселиться и играть.

Щечки яркие, платочек,

По подолу цветики.

Весело кружатся в танце

Яркие букетики!

Учитель: Вы, наверное, думаете, что матрешке уже лет триста или больше того? Нет ей всего сто лет. Биография ее начинается, с одного, казалось бы, незначительного случая. И сейчас об этом расскажут участницы студии.

Историческая справка. Ученица 1: В Подмосковье, на берегах живописной речушки Вори, раскинулось старинное поместье Абрамцево. После 1870 года, когда усадьба была продана Савве Мамонтову – богачу и щедрому меценату, место это было превращено в творческую мастерскую художников, музыкантов, писателей, артистов. Прилагая много усилий и стараний в поддержании художественных ремесел, Абрамцевский кружок собирал, спасая от гибели и забвения, старинную утварь, предметы обихода, резные украшения крестьянских домов.

Ученица 2: И вот однажды обитателям Абрамцева попала японская деревянная кукла – фигурка добродушного лысого старика. Изображала она мудреца Даруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Дарума раскрывался, и в нем находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фигурки эти понравились мастерам и послужили прообразом нашей матрешки. Из прославленного игрушечного царства Троице – Сергиево Посада был призван лучший мастер игрушечных дел Василий Звездочкин. С большим старанием и вручную изготовил он первую модель матрешки. В истинном крестьянском духе с его наивной простотой, любовью к ярким краскам расписал эту модель художник Сергей Малютин. Эта матрешка состояла из восьми фигурок. Изображала она девочку в сарафане и платочке с черным петухом на руках.  За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т. д. Окрестили ее “Матрешкой”, соответственно крестьянскому обычаю и крестьянскому имени Матрена.

Ученица 3. Матрешка привлекла внимание покупателей своей оригинальностью и стала пользоваться большой популярностью и спросом, несмотря на дороговизну. В начале 1900 года, мастерская С. Мамонтова “Детское воспитание” закрылась. Ассортимент игрушек этой мастерской перешел к Московскому земству, которое еще в 1891 году открыло в Сергиевом Посаде учебно-показательную мастерскую. Сюда перекачивали и матрешки. Уже в 1900 году матрешка появилась на всемирной выставке в Париже, ее своеобразная форма привлекла и очаровала иностранцев. В 1904 году земская мастерская получила большой заказ. Начался массовый вывоз матрешек за границу.

Матрешка вдохновляла многих поэтом, о ней сложено немало стихотворений. И сейчас стихотворение для вас звучит стихотворение Сергея Жулькова “Русская Матрешка”.

Кто матрешку создал, я не знаю,
Но известно мне, что много лет,
Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.
На щеках навел зари румянец.
Неба синь блесну в ее глаза.
И пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
Ну, так что ж, гуляй по свету,
Весели себя, частной народ…
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице.
И летит за ней по миру слава,
О безвестном мастере – творце!

Учитель: Изготавливали матрешек из липы, берёзы. Дерево сушат потом распиливают на бруски, из брусков вытачивают фигурки они называются болванки, вначале самую маленькую, потом побольше и так далее. Готовые матрешки мастерицы художницы расписывают яркими красками – “одевают” куклу в пестрые одежды. Обратите внимание, что преобладает красный цвет, много солнечного цвета, а также зелёного – цвета трав и весенней листвы. После этого рисуют лицо: глаза, губы, наведут румянец и оживает кукла. После того как краска высохнет ее покрывают лаком в несколько слоев.

Радуют глаз Семёновские матрешки, Загорские матрешки, матрешки из Полхов-Майдана. Обратите внимание на то, каких цветов больше в их ярких нарядах.

Учитель. А теперь познакомимся с глиняной игрушкой. Глиняную игрушку находили археологи при раскопках наряду с глиняной посудой. Сначала лепили для забавы и радости, позднее игрушки стали предметом продажи. Секреты изготовления, заготовки и обжига передавали из поколения к поколению. У каждого мастера свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий. Мы остановимся на самых известных, популярных.

Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!                                 

В ней нету цвета дымного, что серости серей.    

 В ней что-то есть от радуги, от капелек росы,                             

 В ней что-то есть от радости, гремящей как басы!                          

Она глядит не прянично-ликующе и празднично.

 В ней молодость – изюминка, в ней удаль и размах.

Филимоновская деревушка! Синий лес, холмы, косогор.                                                                                                 Лепят там из глины игрушку и расписывают до сих пор.                                                                                 Да из красной обычной глины появляются на свет                                                                            зайцы, конники, павлины и на всякий цвет.

 

В Каргополе есть игрушка очень старая. Зверёк  

небольшой, на щечках мушки, нет его короче ног.                                    

 Крашен ярко всюду белым: ножки, хвост, спина.                            

 Шея лентой черной смело мастером обведена.

 А головка – желтым цветом!.. Льва хотел он произвесть!

Да вот в лике этом что-то человеческое есть.

 

Вот и закончилось наше небольшое путешествие в мир игрушки. Увидев и изучив настоящие работы мастеров, можно тоже научиться выполнять подобные работы в школе и дома. Наблюдайте жизнь вокруг себя, не переставайте восхищаться красотой всего, что нас окружает, получайте радость и пользу от сделанного своими руками.

 

II. Индивидуальная работа.

Учитель. “ Ах, вы куколки - кукляшки - яркие рубашки!”  Думаю, все обратили внимание на наших миниатюрных куколок из бисера, которые водят хоровод, как в старину любили водить хороводы девушки. А сейчас девочкам я предлагаю сделать небольшую презентацию своих куколок. Девочки представят куколок, изготовленных своими руками, и расскажут о своей куколке: чем она особенна и как с ней можно играть. Участницы выходят парами.

III.Практическая работа:

Учитель. А сейчас я раздам вам раскраски, на которых изображены матрёшки из Полхов-Майдана, Загорская матрешка и просто матрешка-игрушка, и вы их постараетесь раскрасить, учитывая то, как были раскрашены матрешки на слайдах, которые вы только что видели.

Практическая работа 25-30 минут. Ученицы раскрашивают матрешку. Приложение 1.

 

Софья Гагай и Елена Сеник проводят мастер класс по изготовлению «Куколки» из бисера и проволоки. Технологическая карта изготовления куколки – Приложение 2.

 

Физминутка в процессе раскрашивания.

 

Проверка и анализ работ учащихся – раскрашенных матрёшек. Лучшие работы идут на вернисаж, то есть крепятся к стенду-раскладушке.

 

IV. Итог урока.

Обобщающая беседа.

Кто запомнил из каких материалов в старину изготавливали игрушки? (Ответы учащихся). Кому какая игрушка больше понравилась и почему? (Ответы учащихся).

Кто бы хотел расписывать игрушки из дерева, из глины? И как бы Вы это делали? (Ответы учащихся).

А кто бы хотел играть с милыми тряпичными куколками, с куколками из соломы, с деревянными игрушками? (Ответы учащихся).

 

Учитель: сегодня мы с вами познакомились с родословной матрешки, которая является одним из символов русского искусства. Она отображает дух гостеприимства, щедрость русской души и любовь к людям. В настоящее время матрешки не являются любимыми игрушками современных детей, как это было раньше. Сегодняшнее занятие оставит в душе каждого из нас свой след, и память еще долго будет хранить радость, и гордость за свой народ, за свою Родину. Ведь такую красоту могли сделать только в России.

 

Литература:

1.Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах.

2.Словарь «Я познаю мир».

3.Детская энциклопедия: Игрушки (Авт. сост. Н.Г. Юрина.).

4.В. Берестов. Стихи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

http://www.raskraski.eu/images/stories/m7.jpg

 

 

 

 

 

http://www.raskraski.eu/images/stories/m1.jpg

Матрешки: Боярин, Витязь

Skip to content

 

 

 

 

 

 

 

 

http://www.raskraski.eu/images/stories/m2.jpg

Матрешки: Боярин и Боярыни

Skip to content

Skip to content 

http://www.raskraski.eu/images/stories/m3.jpg

Загорская матрешка

Skip to content

 

http://www.raskraski.eu/images/stories/m4.jpg

Загорские матрешки

 

 

 

 

http://www.raskraski.eu/images/stories/m5.jpg

Матрешки из Полхов-Майдана

 

 

http://www.umnyedetki.ru/images/raskr/matreshka.jpg

 

 

 

 

http://www.raskraski.eu/images/stories/m6.jpg

Матрёшки из Полхов-Майдана

 

 

 

 

 

http://www.razukras.ru/data/media/4/Toys_coloring_pages_for_babies_17.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://img-fotki.yandex.ru/get/5807/aylav35.58/0_69c8e_3bc970a7_XL

 

 

 

 

 

 

 

 

http://4put.ru/pictures/max/192/591873.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ КУКОЛКИ

Авторская разработка педагога студии «Сударушка»

МАОУ ДОД «Дом детского творчества»

станицы Староминской Краснодарского края

Материалы: проволока диаметром 2мм-Змм длиной 80 см, пачка круглых зелёных бусинок диаметром 5-7 мм, пачка продолговатых голубых бусинок диаметром 5 мм, две золотые бусинки диаметром 1-1,5 см для туловища, одна белая бусина диаметром 1,5 см для головы, 5 круглых голубых бусинок диаметром 7мм, две белые бусинки диаметром 7мм, 2 черные круглые бусинки диаметром 7мм, 8 продолговатых чёрных бусинок для косы диаметром 7-8 мм, 17 красных бисеринок для банта. ПРИМЕЧАНИЕ: цвета бусин можно менять!

Юбка - колокол (рисунок 1): одеть 1 зелёную бусину, 4 голубые продолговатые бусины, 5 зелёных бусин, 4 голубые продолговатые бусины и попасть в первую зелёную бусину, соединяя в круг. Один конец проволоки оставляем в 2 раза длиннее другого . На длинный конец проволоки одеваем 1 зелёную бусину, 4 голубые продолговатые бусины, 5 зелёных бусин и проходим через 4 голубые продолговатые бусины предыдущей петли, а затем через первую, одетую в этот раз бусину - вторая петля готова. Так же делаем 3-ю, 4-ую и 5-ую петли юбки. Последняя, 6-ая,петля юбки - соединительная. Одеваем на рабочий конец проволоки 1 зелёную бусину и проходим вниз по четырём продолговатым бусинам первой петли, затем одеваем 5 зелёных бусин и проходим вверх по четырём продолговатым голубым бусинам пятой петли - юбка готова.


 

 

Туловище: оба конца проволоки проводим через 2 большие золотые бусины Рука (рисунок 2 - ниже): на одну проволоку одеваем круглую 1 голубую бусину, 4 продолговатые голубые бусины, 1 голубую бусину и 1 белую круглую бусину. Одеваем 4 продолговатых голубых бусины и проходим в первую круглую голубую бусину у туловища. Проволоку подтягиваем. Вторую руку на другом конце проволоки изготавливаем аналогично.

Шея (рисунок 2 - ниже): продеваем оба конца проволоки через круглую голубую бусинку.

Г олова (рисунок 2 - ниже): продеваем оба конца проволоки через большую белую бусину. Глазки и губки оформить разноцветным лаком для ногтей. Дать ему высохнуть. Коса (рисунок 2 - ниже): одеваем 1 круглую чёрную бусинку, 8 продолговатых чёрных бусин и 1 круглую чёрную бусинку. Последнюю круглую чёрную бусину оставляем и проходим по очереди каждым концом проволоки через 8-ую черную продолговатую бусину.

Бант (рисунок 2 - ниже: на один конец проволоки одеть 7 красных бисерин, и скрутить петельку в два оборота. На другой конец проволоки так же одеть 7 красных бисерин и скрутить вторую петлю бантика. Оба конца проволоки по очереди провести через косу.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также