Занятие "Русская игрушка. Родословная матрёшки"
Оценка 4.8

Занятие "Русская игрушка. Родословная матрёшки"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
искусство
4 кл—7 кл
07.01.2021
Занятие "Русская игрушка. Родословная матрёшки"
Занятие подробно знакомит учащихся с видами русской игрушки и рассказывает, как появилась в России матрёшка
РУССКАЯ ИГРУШКА. РОДОСЛОВНАЯ МАТРЁШКИ. БИНАРНЫЙ УРОК.doc

Занятие "Русская игрушка и родословная матрешки" + ИЗО

 

Букурова  Елена Анатольевна – педагог студии «Сударушка»

МАУДО «Дом детского творчества»

 станицы Староминской Краснодарского края

Цель занятия: познакомить учащихся с родословной русской матрешки, с росписью игрушки.

Задачи:

предметные: расширить возможность знакомства с новыми материалами, способами их применения на практике; развить у детей интерес к изделиям, которые нужны в жизни;

привить любовь к прекрасному, к Родине, к своему народу, привить уважение к русским традициям.

личностные: развить умения преодолевать трудности, умения самостоятельно принимать решение, добиваться, чтобы изготовление изделия не носило подражательный характер; научить осуществлять самоконтроль за соблюдением требований к изделию, к отдельным технологическим операциям; формирование трудолюбия, уважения к людям труда.

метапредметные: воспитание у детей взаимопонимания, умения видеть прекрасное;

 развитие речи, умение слушать, фантазировать, творить, анализировать и оценивать свою работу.

Тема: Работа с карандашами и фломастерами.

Объект труда: раскраска «Матрешка».

Оборудование: выставка русской игрушки: матрёшки, свистульки, соломенные, тряпичные куклы, глиняные, деревянные игрушки, игрушки из природного материала, презентация к уроку, куколки из бисера, выставка лучших изделий из бисера учащихся студии «Сударушка», стихи, стенд-раскладушка для оформления раскрасок матрёшек, записи песен «Коробейники» и «Ох, полным-полна моя коробушка!» (музыка народная, слова Н. Некрасова).

Форма проведения: комбинированная.

Место проведения: актовый зал Дома детского творчества.

I.Историческая справка

Негромко звучат песни «Коробейники» и «Ох, полным-полна моя коробушка!»

Учитель. Здравствуйте уважаемые гости, коллеги и ребята мы рады приветствовать вас на нашем необычном занятии. Сегодня мы поговорим о русской игрушке и родословной матрёшки. Современные дети хорошо знакомы с разнообразными игрушками, подчас довольно сложной конструкции: с применением радиоуправления, электродвигателей, компьютерной техники. Игрушка наших дней помогает детям освоить современный жизненный опыт. Но редко увидишь у детей традиционную русскую потешку, разве что птичку-свистульку, да матрешку. Игрушки эти и сегодня радуют, удивляют, изумляют. И сейчас мы с вами совершим путешествие в замечательный, трогательный мир русской игрушки.

Можно ли прожить без игры? А без игрушки? Конечно, нет, ведь игра - основная форма познания жизни. Все любопытное, что встречается ему в жизни, он воплощает в игре, создавая свой особый мир, где реальная жизнь соединена с вымыслом. С детства всех окружают игрушки. С их помощью ребенок открывает для себя мир и постигает накопленный поколениями опыт. Я предлагаю совершить небольшое путешествие в мир игрушек. Желаю приятных минут в совместном путешествии - творчестве.

 

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Древнейшие на земле куклы обнаружены при раскопках в Египте. Возраст их - более 4 тысяч лет! Вырезаны они из деревянных дощечек, прямоугольные узоры? изображавшие одежду, украшали их. На голове – парики-прически из глиняных или деревянных бусинок. Из чего же их делали? Да из того материала что был под рукой: из веток, камня, плодов, цветов, хлебного мякиша, соломы, глины, то есть из того, что давала щедрая окружающая природа. Важную роль отводили кукле, так как человек видел в ней себя. Иногда игрушкам приписывалась магическая сила.

 

В колыбель ребенку клали куклу – «оберег», считая, что она охраняет покой ребенка, его сон. Символические куклы сопровождали некоторые праздники и обряды: Масленица, Троица. А еще в старину на свадьбе она, нарядно одетая, с алой лентой в косе, украшала свадебный стол. Возможно, отголоском той традиции стало украшение машины жениха и невесты красивой куклой в современные годы? Самые древние игрушки России датируются 10-15 вв. и найдены на территории древних русских городов - Киева, Новгорода, Москвы, Коломны. В дореволюционной России сложилось несколько центров  изготовления игрушек, которые существуют и развиваются до сих пор. Там имеются специальные ремесленные мастерские, где работают мастера разных профессий.

Крупнейшая коллекция народной игрушки находится в Художественно-педагогическом Музее игрушки в Сергиевом Посаде Московской области. Основатель – директор Музея Николай Дмитриевич Бартрам.

 

Золотистая солома,   

Без сомненья, всем знакома.   

Словно сказочные феи,

Поколдуем мы над нею: 

Соберем ее в пучочек

И повяжем поясочек ,                                 

 Ленточку шелковую, 

Розовую, новую. 

Лоскуточек ситца тоже пригодится.                                            

 Вот из всех стараний наших

Получилась кукла наша.

           

Эта забавная игрушка родилась в деревне, где вдоволь можно найти соломы, оставшейся после жатвы, - ржаной, пшеничной, ячменной. Чем не материал для изготовления игрушки!  Эту куклу можно поставить на стол, а чтобы она была   устойчива, снизу ее платье подстригают. Поэтому такие игрушки еще называют СТРИГУШКАМИ.

             

Эти куклы словно из леса к нам явились. Да и делали их когда-то – прямо в лесу: возьмут шишку, обернут пушистым мхом, перевяжут травинкой, наденут шляпку-листок, кукла и готова. Лес богат природным материалом весной, летом и особенно осенью. Не проходите мимо причудливого корня, ветки, может, они кого-то вам напомнят, а дома ваша фантазия и руки довершат творение природы.

 

Это самая распространенная игрушка деревенских девчонок. По- другому их ещё называли - ЗАКРУТКИ, так как начинали делать её с того что, свёртывали в трубочку лоскут льняной ткани. Куском белой ткани обтягивали лицо, перевязывали ниткой- кукла готова. Пришивали косу из ниток, льна или даже из настоящих волос. После её наряжали в самые красивые, яркие лоскуты ситца. Украшали блёстками, бусинами. Лицо можно нарисовать или вышить.

 

С давних времён научился использовать человек дерево для своих нужд. Деревянными делали избы и терема, сани и разную утварь, ложки да плошки и конечно, игрушки.
Вот летит птица- небылица. Уже несколько веков таких птиц делают в архангельских сёлах из душистой, золотистой сосны. Их вешают в домах над колыбелью, так как считается что это игрушки-обереги, хранительницы детей и семейного очага.

Они интересны тем, что подвижны, изменчивы, занимательны. Они двигаются благодаря двум плоским дощечкам-планкам, на которых укреплены или  противовесом, или
пружинкой. Данные игрушки чаще всего не окрашены, поэтому сохраняют природный цвет дерева. Поверхность готовых фигур украшается декоративным резным ритмом бороздок, желобков.

 

…Мастер в Загорском Посаде

Жил сто лет тому назад

И игрушки для забавы

Вырезал он для ребят.

Вот богородские кузнецы-

Мужичок и серый медведь.

Вот придумали мудрецы!

Хороши, нельзя не посмотреть.

У медведя немало силы.

У крестьянина смех в глазах.

Коробейники разносили

  всякие игрушки

В объёмистых коробах.

                                                              
Учитель: Матрешка – одна из любимых детских игрушек, популярный сувенир. В ней поэтично воплощены русские национальные черты, особенности национального искусства. Одинаковые по форме, матрешки различаются количеством вложенных фигурок, богатством росписи. Суть русской матрешки: дружба, любовь и гостеприимство. Как посланница этих добрых чувств, она приходит в наш дом. Вот и сегодня она пришла к нам с веселыми стихами.

Приглашаются участницы студии.

Алый шелковый платочек, яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть: может, три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко наша русская матрешка!

 

Подарили мне матрешку, допустила я оплошку:

Разломила пополам – интересно, что же там?

Там еще одна матрешка, улыбается дурешка.

Хоть и жаль её ломать, буду дальше разбирать.

 

Кукла первая толста, а внутри она пуста.

Разнимается она на две половинки.

В ней живет еще одна кукла в серединке.

Эту куколку открой -  будет третья во второй.

Половинку отвинти, плотную, притертую,

И сумеешь ты найти куколку четвертую.

Вынь её и посмотри, что там прячется внутри.

Прячется в ней пятая куколка пузатая.

А внутри пустая  –  в ней живет шестая.

А в шестой – седьмая, а в седьмой – восьмая.

Эта кукла меньше всех – чуть побольше, чем орех.

«Сколько Вас?» – у кукол спросим.

А они ответят: «Восемь!»

 

Ой, да все мы круглолицы,

знаменитые сестрицы.

Мы умеем раскрываться,

 друг из друга выниматься.

 

Дуйте в дудки, бейте в ложки,

в гости к вам пришли матрешки.

Ложки деревянные,

 матрешечки румяные!

 

Ох, уж у матрешки

доченьки пригожи!

Доченьки пригожи,

на неё похожи!

 

Умыты ручки-ножки

 у каждой у матрешки.

Поглажены одежки,

почищены сапожки.

 

Я – матешка-сувенир в расписных сапожках,

прогремела на весь мир русская матрешка!

Мастер выточил меня из куска березы.

До чего румяна я: щечки, словно розы.

 

Шли подружки по дорожке,

было их немножечко:

две Матрены, три Матрешки

 и одна Матрешечка.

 

Шла по ягоду Матрешка,

 позабыла взять лукошко.

- И куда такую сласть

мне теперь, подружки, класть?

 

Мышку встретили подружки

 и попрятались друг в дружке.

А которая осталась,

больше всех перепугалась.

 

Я цветочек вышила,

«Жу-жу-жу» услышала.

Села пчелка на цветок,

мастерица – наутек.

 

Как у нашей у хохлатки

 нынче вывелись цыплятки,

А из одной скорлупочки

 матрешка вышла в юбочке.

 

Мы матрешки, мы матрешки,

 неуклюжие немножко,

Но на празднике на нашем

 обязательно попляшем.

Мы матрешки, мы матрешки,

вы нам хлопайте в ладошки.

С нами вместе покружитесь

и покрепче подружитесь.

 

Ах, матрешечка-матрешка,

Хороша, не рассказать!

Очень любят с тобой детки

Веселиться и играть.

Щечки яркие, платочек,

По подолу цветики.

Весело кружатся в танце

Яркие букетики!

Учитель: Вы, наверное, думаете, что матрешке уже лет триста или больше того? Нет ей всего сто лет. Биография ее начинается, с одного, казалось бы, незначительного случая. И сейчас об этом расскажут участницы студии.

Историческая справка. Ученица 1: В Подмосковье, на берегах живописной речушки Вори, раскинулось старинное поместье Абрамцево. После 1870 года, когда усадьба была продана Савве Мамонтову – богачу и щедрому меценату, место это было превращено в творческую мастерскую художников, музыкантов, писателей, артистов. Прилагая много усилий и стараний в поддержании художественных ремесел, Абрамцевский кружок собирал, спасая от гибели и забвения, старинную утварь, предметы обихода, резные украшения крестьянских домов.

Ученица 2: И вот однажды обитателям Абрамцева попала японская деревянная кукла – фигурка добродушного лысого старика. Изображала она мудреца Даруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Дарума раскрывался, и в нем находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фигурки эти понравились мастерам и послужили прообразом нашей матрешки. Из прославленного игрушечного царства Троице – Сергиево Посада был призван лучший мастер игрушечных дел Василий Звездочкин. С большим старанием и вручную изготовил он первую модель матрешки. В истинном крестьянском духе с его наивной простотой, любовью к ярким краскам расписал эту модель художник Сергей Малютин. Эта матрешка состояла из восьми фигурок. Изображала она девочку в сарафане и платочке с черным петухом на руках.  За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т. д. Окрестили ее “Матрешкой”, соответственно крестьянскому обычаю и крестьянскому имени Матрена.

Ученица 3. Матрешка привлекла внимание покупателей своей оригинальностью и стала пользоваться большой популярностью и спросом, несмотря на дороговизну. В начале 1900 года, мастерская С. Мамонтова “Детское воспитание” закрылась. Ассортимент игрушек этой мастерской перешел к Московскому земству, которое еще в 1891 году открыло в Сергиевом Посаде учебно-показательную мастерскую. Сюда перекачивали и матрешки. Уже в 1900 году матрешка появилась на всемирной выставке в Париже, ее своеобразная форма привлекла и очаровала иностранцев. В 1904 году земская мастерская получила большой заказ. Начался массовый вывоз матрешек за границу.

Матрешка вдохновляла многих поэтом, о ней сложено немало стихотворений. И сейчас стихотворение для вас звучит стихотворение Сергея Жулькова “Русская Матрешка”.

Кто матрешку создал, я не знаю,
Но известно мне, что много лет,
Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.
На щеках навел зари румянец.
Неба синь блесну в ее глаза.
И пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
Ну, так что ж, гуляй по свету,
Весели себя, частной народ…
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице.
И летит за ней по миру слава,
О безвестном мастере – творце!

Учитель: Изготавливали матрешек из липы, берёзы. Дерево сушат потом распиливают на бруски, из брусков вытачивают фигурки они называются болванки, вначале самую маленькую, потом побольше и так далее. Готовые матрешки мастерицы художницы расписывают яркими красками – “одевают” куклу в пестрые одежды. Обратите внимание, что преобладает красный цвет, много солнечного цвета, а также зелёного – цвета трав и весенней листвы. После этого рисуют лицо: глаза, губы, наведут румянец и оживает кукла. После того как краска высохнет ее покрывают лаком в несколько слоев.

Радуют глаз Семёновские матрешки, Загорские матрешки, матрешки из Полхов-Майдана. Обратите внимание на то, каких цветов больше в их ярких нарядах.

Учитель. А теперь познакомимся с глиняной игрушкой. Глиняную игрушку находили археологи при раскопках наряду с глиняной посудой. Сначала лепили для забавы и радости, позднее игрушки стали предметом продажи. Секреты изготовления, заготовки и обжига передавали из поколения к поколению. У каждого мастера свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий. Мы остановимся на самых известных, популярных.

Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!                                 

В ней нету цвета дымного, что серости серей.    

 В ней что-то есть от радуги, от капелек росы,                             

 В ней что-то есть от радости, гремящей как басы!                          

Она глядит не прянично-ликующе и празднично.

 В ней молодость – изюминка, в ней удаль и размах.

Филимоновская деревушка! Синий лес, холмы, косогор.                                                                                                 Лепят там из глины игрушку и расписывают до сих пор.                                                                                 Да из красной обычной глины появляются на свет                                                                            зайцы, конники, павлины и на всякий цвет.

 

В Каргополе есть игрушка очень старая. Зверёк  

небольшой, на щечках мушки, нет его короче ног.                                    

 Крашен ярко всюду белым: ножки, хвост, спина.                            

 Шея лентой черной смело мастером обведена.

 А головка – желтым цветом!.. Льва хотел он произвесть!

Да вот в лике этом что-то человеческое есть.

 

Вот и закончилось наше небольшое путешествие в мир игрушки. Увидев и изучив настоящие работы мастеров, можно тоже научиться выполнять подобные работы в школе и дома. Наблюдайте жизнь вокруг себя, не переставайте восхищаться красотой всего, что нас окружает, получайте радость и пользу от сделанного своими руками.

 

II. Индивидуальная работа.

Учитель. “ Ах, вы куколки - кукляшки - яркие рубашки!”  Думаю, все обратили внимание на наших миниатюрных куколок из бисера, которые водят хоровод, как в старину любили водить хороводы девушки. А сейчас девочкам я предлагаю сделать небольшую презентацию своих куколок. Девочки представят куколок, изготовленных своими руками, и расскажут о своей куколке: чем она особенна и как с ней можно играть. Участницы выходят парами.

III.Практическая работа:

Учитель. А сейчас я раздам вам раскраски, на которых изображены матрёшки из Полхов-Майдана, Загорская матрешка и просто матрешка-игрушка, и вы их постараетесь раскрасить, учитывая то, как были раскрашены матрешки на слайдах, которые вы только что видели.

Практическая работа 25-30 минут. Ученицы раскрашивают матрешку. Приложение 1.

 

Софья Гагай и Елена Сеник проводят мастер класс по изготовлению «Куколки» из бисера и проволоки. Технологическая карта изготовления куколки – Приложение 2.

 

Физминутка в процессе раскрашивания.

 

Проверка и анализ работ учащихся – раскрашенных матрёшек. Лучшие работы идут на вернисаж, то есть крепятся к стенду-раскладушке.

 

IV. Итог урока.

Обобщающая беседа.

Кто запомнил из каких материалов в старину изготавливали игрушки? (Ответы учащихся). Кому какая игрушка больше понравилась и почему? (Ответы учащихся).

Кто бы хотел расписывать игрушки из дерева, из глины? И как бы Вы это делали? (Ответы учащихся).

А кто бы хотел играть с милыми тряпичными куколками, с куколками из соломы, с деревянными игрушками? (Ответы учащихся).

 

Учитель: сегодня мы с вами познакомились с родословной матрешки, которая является одним из символов русского искусства. Она отображает дух гостеприимства, щедрость русской души и любовь к людям. В настоящее время матрешки не являются любимыми игрушками современных детей, как это было раньше. Сегодняшнее занятие оставит в душе каждого из нас свой след, и память еще долго будет хранить радость, и гордость за свой народ, за свою Родину. Ведь такую красоту могли сделать только в России.

 

Литература:

1.Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах.

2.Словарь «Я познаю мир».

3.Детская энциклопедия: Игрушки (Авт. сост. Н.Г. Юрина.).

4.В. Берестов. Стихи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

http://www.raskraski.eu/images/stories/m7.jpg

 

 

 

 

 

http://www.raskraski.eu/images/stories/m1.jpg

Матрешки: Боярин, Витязь

Skip to content

 

 

 

 

 

 

 

 

http://www.raskraski.eu/images/stories/m2.jpg

Матрешки: Боярин и Боярыни

Skip to content

Skip to content 

http://www.raskraski.eu/images/stories/m3.jpg

Загорская матрешка

Skip to content

 

http://www.raskraski.eu/images/stories/m4.jpg

Загорские матрешки

 

 

 

 

http://www.raskraski.eu/images/stories/m5.jpg

Матрешки из Полхов-Майдана

 

 

http://www.umnyedetki.ru/images/raskr/matreshka.jpg

 

 

 

 

http://www.raskraski.eu/images/stories/m6.jpg

Матрёшки из Полхов-Майдана

 

 

 

 

 

http://www.razukras.ru/data/media/4/Toys_coloring_pages_for_babies_17.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://img-fotki.yandex.ru/get/5807/aylav35.58/0_69c8e_3bc970a7_XL

 

 

 

 

 

 

 

 

http://4put.ru/pictures/max/192/591873.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ КУКОЛКИ

Авторская разработка педагога студии «Сударушка»

МАОУ ДОД «Дом детского творчества»

станицы Староминской Краснодарского края

Материалы: проволока диаметром 2мм-Змм длиной 80 см, пачка круглых зелёных бусинок диаметром 5-7 мм, пачка продолговатых голубых бусинок диаметром 5 мм, две золотые бусинки диаметром 1-1,5 см для туловища, одна белая бусина диаметром 1,5 см для головы, 5 круглых голубых бусинок диаметром 7мм, две белые бусинки диаметром 7мм, 2 черные круглые бусинки диаметром 7мм, 8 продолговатых чёрных бусинок для косы диаметром 7-8 мм, 17 красных бисеринок для банта. ПРИМЕЧАНИЕ: цвета бусин можно менять!

Юбка - колокол (рисунок 1): одеть 1 зелёную бусину, 4 голубые продолговатые бусины, 5 зелёных бусин, 4 голубые продолговатые бусины и попасть в первую зелёную бусину, соединяя в круг. Один конец проволоки оставляем в 2 раза длиннее другого . На длинный конец проволоки одеваем 1 зелёную бусину, 4 голубые продолговатые бусины, 5 зелёных бусин и проходим через 4 голубые продолговатые бусины предыдущей петли, а затем через первую, одетую в этот раз бусину - вторая петля готова. Так же делаем 3-ю, 4-ую и 5-ую петли юбки. Последняя, 6-ая,петля юбки - соединительная. Одеваем на рабочий конец проволоки 1 зелёную бусину и проходим вниз по четырём продолговатым бусинам первой петли, затем одеваем 5 зелёных бусин и проходим вверх по четырём продолговатым голубым бусинам пятой петли - юбка готова.


 

 

Туловище: оба конца проволоки проводим через 2 большие золотые бусины Рука (рисунок 2 - ниже): на одну проволоку одеваем круглую 1 голубую бусину, 4 продолговатые голубые бусины, 1 голубую бусину и 1 белую круглую бусину. Одеваем 4 продолговатых голубых бусины и проходим в первую круглую голубую бусину у туловища. Проволоку подтягиваем. Вторую руку на другом конце проволоки изготавливаем аналогично.

Шея (рисунок 2 - ниже): продеваем оба конца проволоки через круглую голубую бусинку.

Г олова (рисунок 2 - ниже): продеваем оба конца проволоки через большую белую бусину. Глазки и губки оформить разноцветным лаком для ногтей. Дать ему высохнуть. Коса (рисунок 2 - ниже): одеваем 1 круглую чёрную бусинку, 8 продолговатых чёрных бусин и 1 круглую чёрную бусинку. Последнюю круглую чёрную бусину оставляем и проходим по очереди каждым концом проволоки через 8-ую черную продолговатую бусину.

Бант (рисунок 2 - ниже: на один конец проволоки одеть 7 красных бисерин, и скрутить петельку в два оборота. На другой конец проволоки так же одеть 7 красных бисерин и скрутить вторую петлю бантика. Оба конца проволоки по очереди провести через косу.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Занятие "Русская игрушка и родословная матрешки" +

Занятие "Русская игрушка и родословная матрешки" +

Игрушка наших дней помогает детям освоить современный жизненный опыт

Игрушка наших дней помогает детям освоить современный жизненный опыт

Крупнейшая коллекция народной игрушки находится в

Крупнейшая коллекция народной игрушки находится в

С давних времён научился использовать человек дерево для своих нужд

С давних времён научился использовать человек дерево для своих нужд

А внутри секреты есть: может, три, а может, шесть

А внутри секреты есть: может, три, а может, шесть

Умыты ручки-ножки у каждой у матрешки

Умыты ручки-ножки у каждой у матрешки

Мы матрешки, мы матрешки, неуклюжие немножко,

Мы матрешки, мы матрешки, неуклюжие немножко,

Из прославленного игрушечного царства

Из прославленного игрушечного царства

До сих пор уверенно идет. Выступает гордо, величаво,

До сих пор уверенно идет. Выступает гордо, величаво,

Шея лентой черной смело мастером обведена

Шея лентой черной смело мастером обведена

Кто бы хотел расписывать игрушки из дерева, из глины?

Кто бы хотел расписывать игрушки из дерева, из глины?

Приложение 1

Приложение 1

Матрешки: Боярин, Витязь

Матрешки: Боярин, Витязь

Матрешки: Боярин и Боярыни

Матрешки: Боярин и Боярыни

Загорская матрешка

Загорская матрешка

Загорские матрешки

Загорские матрешки

Матрешки из Полхов-Майдана

Матрешки из Полхов-Майдана

Занятие "Русская игрушка. Родословная матрёшки"

Занятие "Русская игрушка. Родословная матрёшки"

Матрёшки из Полхов-Майдана

Матрёшки из Полхов-Майдана

Занятие "Русская игрушка. Родословная матрёшки"

Занятие "Русская игрушка. Родословная матрёшки"

Занятие "Русская игрушка. Родословная матрёшки"

Занятие "Русская игрушка. Родословная матрёшки"

Занятие "Русская игрушка. Родословная матрёшки"

Занятие "Русская игрушка. Родословная матрёшки"

Занятие "Русская игрушка. Родословная матрёшки"

Занятие "Русская игрушка. Родословная матрёшки"

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ

Одеваем 4 продолговатых голубых бусины и проходим в первую круглую голубую бусину у туловища

Одеваем 4 продолговатых голубых бусины и проходим в первую круглую голубую бусину у туловища
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2021