Букурова Елена Анатольевна – педагог студии «Сударушка»
МАУДО «Дом детского творчества»
станицы Староминской Краснодарского края
Цель занятия: познакомить учащихся с родословной русской матрешки, с росписью игрушки.
Задачи:
предметные: расширить возможность знакомства с новыми материалами, способами их применения на практике; развить у детей интерес к изделиям, которые нужны в жизни;
привить любовь к прекрасному, к Родине, к своему народу, привить уважение к русским традициям.
личностные: развить умения преодолевать трудности, умения самостоятельно принимать решение, добиваться, чтобы изготовление изделия не носило подражательный характер; научить осуществлять самоконтроль за соблюдением требований к изделию, к отдельным технологическим операциям; формирование трудолюбия, уважения к людям труда.
метапредметные: воспитание у детей взаимопонимания, умения видеть прекрасное;
развитие речи, умение слушать, фантазировать, творить, анализировать и оценивать свою работу.
Тема: Работа с карандашами и фломастерами.
Объект труда: раскраска «Матрешка».
Оборудование: выставка русской игрушки: матрёшки, свистульки, соломенные, тряпичные куклы, глиняные, деревянные игрушки, игрушки из природного материала, презентация к уроку, куколки из бисера, выставка лучших изделий из бисера учащихся студии «Сударушка», стихи, стенд-раскладушка для оформления раскрасок матрёшек, записи песен «Коробейники» и «Ох, полным-полна моя коробушка!» (музыка народная, слова Н. Некрасова).
Форма проведения: комбинированная.
Место проведения: актовый зал Дома детского творчества.
I.Историческая справка
Негромко звучат песни «Коробейники» и «Ох, полным-полна моя коробушка!»
Учитель. Здравствуйте уважаемые гости, коллеги и ребята мы рады приветствовать вас на нашем необычном занятии. Сегодня мы поговорим о русской игрушке и родословной матрёшки. Современные дети хорошо знакомы с разнообразными игрушками, подчас довольно сложной конструкции: с применением радиоуправления, электродвигателей, компьютерной техники. Игрушка наших дней помогает детям освоить современный жизненный опыт. Но редко увидишь у детей традиционную русскую потешку, разве что птичку-свистульку, да матрешку. Игрушки эти и сегодня радуют, удивляют, изумляют. И сейчас мы с вами совершим путешествие в замечательный, трогательный мир русской игрушки.
Можно ли прожить без игры? А без игрушки? Конечно, нет, ведь игра - основная форма познания жизни. Все любопытное, что встречается ему в жизни, он воплощает в игре, создавая свой особый мир, где реальная жизнь соединена с вымыслом. С детства всех окружают игрушки. С их помощью ребенок открывает для себя мир и постигает накопленный поколениями опыт. Я предлагаю совершить небольшое путешествие в мир игрушек. Желаю приятных минут в совместном путешествии - творчестве.
У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Древнейшие на земле куклы обнаружены при раскопках в Египте. Возраст их - более 4 тысяч лет! Вырезаны они из деревянных дощечек, прямоугольные узоры? изображавшие одежду, украшали их. На голове – парики-прически из глиняных или деревянных бусинок. Из чего же их делали? Да из того материала что был под рукой: из веток, камня, плодов, цветов, хлебного мякиша, соломы, глины, то есть из того, что давала щедрая окружающая природа. Важную роль отводили кукле, так как человек видел в ней себя. Иногда игрушкам приписывалась магическая сила.
В колыбель ребенку клали куклу – «оберег», считая, что она охраняет покой ребенка, его сон. Символические куклы сопровождали некоторые праздники и обряды: Масленица, Троица. А еще в старину на свадьбе она, нарядно одетая, с алой лентой в косе, украшала свадебный стол. Возможно, отголоском той традиции стало украшение машины жениха и невесты красивой куклой в современные годы? Самые древние игрушки России датируются 10-15 вв. и найдены на территории древних русских городов - Киева, Новгорода, Москвы, Коломны. В дореволюционной России сложилось несколько центров изготовления игрушек, которые существуют и развиваются до сих пор. Там имеются специальные ремесленные мастерские, где работают мастера разных профессий.
Крупнейшая коллекция народной игрушки находится в Художественно-педагогическом Музее игрушки в Сергиевом Посаде Московской области. Основатель – директор Музея Николай Дмитриевич Бартрам.
Золотистая солома,
Без сомненья, всем знакома.
Словно сказочные феи,
Поколдуем мы над нею:
Соберем ее в пучочек
И повяжем поясочек ,
Ленточку шелковую,
Розовую, новую.
Лоскуточек ситца тоже пригодится.
Вот из всех стараний наших
Получилась кукла наша.
Эта забавная игрушка родилась в деревне, где вдоволь можно найти соломы, оставшейся после жатвы, - ржаной, пшеничной, ячменной. Чем не материал для изготовления игрушки! Эту куклу можно поставить на стол, а чтобы она была устойчива, снизу ее платье подстригают. Поэтому такие игрушки еще называют СТРИГУШКАМИ.
Эти куклы словно из леса к нам явились. Да и делали их когда-то – прямо в лесу: возьмут шишку, обернут пушистым мхом, перевяжут травинкой, наденут шляпку-листок, кукла и готова. Лес богат природным материалом весной, летом и особенно осенью. Не проходите мимо причудливого корня, ветки, может, они кого-то вам напомнят, а дома ваша фантазия и руки довершат творение природы.
Это самая распространенная игрушка деревенских девчонок. По- другому их ещё называли - ЗАКРУТКИ, так как начинали делать её с того что, свёртывали в трубочку лоскут льняной ткани. Куском белой ткани обтягивали лицо, перевязывали ниткой- кукла готова. Пришивали косу из ниток, льна или даже из настоящих волос. После её наряжали в самые красивые, яркие лоскуты ситца. Украшали блёстками, бусинами. Лицо можно нарисовать или вышить.
С давних времён
научился использовать человек дерево для своих нужд. Деревянными делали избы и
терема, сани и разную утварь, ложки да плошки и конечно, игрушки.
Вот летит птица- небылица. Уже несколько веков таких птиц делают в
архангельских сёлах из душистой, золотистой сосны. Их вешают в домах над
колыбелью, так как считается что это игрушки-обереги, хранительницы детей и
семейного очага.
Они интересны
тем, что подвижны, изменчивы, занимательны. Они двигаются благодаря двум
плоским дощечкам-планкам, на которых укреплены или противовесом, или
пружинкой. Данные игрушки чаще всего не окрашены, поэтому сохраняют природный
цвет дерева. Поверхность готовых фигур украшается декоративным резным ритмом
бороздок, желобков.
…Мастер в Загорском Посаде
Жил сто лет тому назад
И игрушки для забавы
Вырезал он для ребят.
Вот богородские кузнецы-
Мужичок и серый медведь.
Вот придумали мудрецы!
Хороши, нельзя не посмотреть.
У медведя немало силы.
У крестьянина смех в глазах.
Коробейники разносили
всякие игрушки
В объёмистых коробах.
Учитель: Матрешка – одна из любимых детских игрушек, популярный сувенир.
В ней поэтично воплощены русские национальные черты, особенности национального
искусства. Одинаковые по форме, матрешки различаются количеством вложенных фигурок,
богатством росписи. Суть русской матрешки: дружба, любовь и гостеприимство. Как
посланница этих добрых чувств, она приходит в наш дом. Вот и сегодня она пришла
к нам с веселыми стихами.
Приглашаются участницы студии.
Алый шелковый платочек, яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть: может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко наша русская матрешка!
Подарили мне матрешку, допустила я оплошку:
Разломила пополам – интересно, что же там?
Там еще одна матрешка, улыбается дурешка.
Хоть и жаль её ломать, буду дальше разбирать.
Кукла первая толста, а внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки.
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Эту куколку открой - будет третья во второй.
Половинку отвинти, плотную, притертую,
И сумеешь ты найти куколку четвертую.
Вынь её и посмотри, что там прячется внутри.
Прячется в ней пятая куколка пузатая.
А внутри пустая – в ней живет шестая.
А в шестой – седьмая, а в седьмой – восьмая.
Эта кукла меньше всех – чуть побольше, чем орех.
«Сколько Вас?» – у кукол спросим.
А они ответят: «Восемь!»
Ой, да все мы круглолицы,
знаменитые сестрицы.
Мы умеем раскрываться,
друг из друга выниматься.
Дуйте в дудки, бейте в ложки,
в гости к вам пришли матрешки.
Ложки деревянные,
матрешечки румяные!
Ох, уж у матрешки
доченьки пригожи!
Доченьки пригожи,
на неё похожи!
Умыты ручки-ножки
у каждой у матрешки.
Поглажены одежки,
почищены сапожки.
Я – матешка-сувенир в расписных сапожках,
прогремела на весь мир русская матрешка!
Мастер выточил меня из куска березы.
До чего румяна я: щечки, словно розы.
Шли подружки по дорожке,
было их немножечко:
две Матрены, три Матрешки
и одна Матрешечка.
Шла по ягоду Матрешка,
позабыла взять лукошко.
- И куда такую сласть
мне теперь, подружки, класть?
Мышку встретили подружки
и попрятались друг в дружке.
А которая осталась,
больше всех перепугалась.
Я цветочек вышила,
«Жу-жу-жу» услышала.
Села пчелка на цветок,
мастерица – наутек.
Как у нашей у хохлатки
нынче вывелись цыплятки,
А из одной скорлупочки
матрешка вышла в юбочке.
Мы матрешки, мы матрешки,
неуклюжие немножко,
Но на празднике на нашем
обязательно попляшем.
Мы матрешки, мы матрешки,
вы нам хлопайте в ладошки.
С нами вместе покружитесь
и покрепче подружитесь.
Ах, матрешечка-матрешка,
Хороша, не рассказать!
Очень любят с тобой детки
Веселиться и играть.
Щечки яркие, платочек,
По подолу цветики.
Весело кружатся в танце
Яркие букетики!
Учитель: Вы, наверное, думаете, что матрешке уже лет триста или больше того? Нет ей всего сто лет. Биография ее начинается, с одного, казалось бы, незначительного случая. И сейчас об этом расскажут участницы студии.
Ученица 2: И вот однажды обитателям Абрамцева попала японская деревянная кукла – фигурка добродушного лысого старика. Изображала она мудреца Даруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Дарума раскрывался, и в нем находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фигурки эти понравились мастерам и послужили прообразом нашей матрешки. Из прославленного игрушечного царства Троице – Сергиево Посада был призван лучший мастер игрушечных дел Василий Звездочкин. С большим старанием и вручную изготовил он первую модель матрешки. В истинном крестьянском духе с его наивной простотой, любовью к ярким краскам расписал эту модель художник Сергей Малютин. Эта матрешка состояла из восьми фигурок. Изображала она девочку в сарафане и платочке с черным петухом на руках. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т. д. Окрестили ее “Матрешкой”, соответственно крестьянскому обычаю и крестьянскому имени Матрена.
Ученица 3. Матрешка привлекла внимание покупателей своей оригинальностью и стала пользоваться большой популярностью и спросом, несмотря на дороговизну. В начале 1900 года, мастерская С. Мамонтова “Детское воспитание” закрылась. Ассортимент игрушек этой мастерской перешел к Московскому земству, которое еще в 1891 году открыло в Сергиевом Посаде учебно-показательную мастерскую. Сюда перекачивали и матрешки. Уже в 1900 году матрешка появилась на всемирной выставке в Париже, ее своеобразная форма привлекла и очаровала иностранцев. В 1904 году земская мастерская получила большой заказ. Начался массовый вывоз матрешек за границу.
Матрешка вдохновляла многих поэтом, о ней сложено немало стихотворений. И сейчас стихотворение для вас звучит стихотворение Сергея Жулькова “Русская Матрешка”.
Кто матрешку создал, я не знаю,
Но известно мне, что много лет,
Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.
На щеках навел зари румянец.
Неба синь блесну в ее глаза.
И пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
Ну, так что ж, гуляй по свету,
Весели себя, частной народ…
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице.
И летит за ней по миру слава,
О безвестном мастере – творце!
Учитель: Изготавливали матрешек из липы, берёзы. Дерево сушат потом распиливают на бруски, из брусков вытачивают фигурки они называются болванки, вначале самую маленькую, потом побольше и так далее. Готовые матрешки мастерицы художницы расписывают яркими красками – “одевают” куклу в пестрые одежды. Обратите внимание, что преобладает красный цвет, много солнечного цвета, а также зелёного – цвета трав и весенней листвы. После этого рисуют лицо: глаза, губы, наведут румянец и оживает кукла. После того как краска высохнет ее покрывают лаком в несколько слоев.
Радуют глаз Семёновские матрешки, Загорские матрешки, матрешки из Полхов-Майдана. Обратите внимание на то, каких цветов больше в их ярких нарядах.
Учитель. А теперь познакомимся с глиняной игрушкой. Глиняную игрушку находили археологи при раскопках наряду с глиняной посудой. Сначала лепили для забавы и радости, позднее игрушки стали предметом продажи. Секреты изготовления, заготовки и обжига передавали из поколения к поколению. У каждого мастера свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий. Мы остановимся на самых известных, популярных.
Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного, что серости серей.
В ней что-то есть от радуги, от капелек росы,
В ней что-то есть от радости, гремящей как басы!
Она глядит не прянично-ликующе и празднично.
В ней молодость – изюминка, в ней удаль и размах.
Филимоновская деревушка! Синий лес, холмы, косогор. Лепят там из глины игрушку и расписывают до сих пор. Да из красной обычной глины появляются на свет зайцы, конники, павлины и на всякий цвет.
В Каргополе есть игрушка очень старая. Зверёк
небольшой, на щечках мушки, нет его короче ног.
Крашен ярко всюду белым: ножки, хвост, спина.
Шея лентой черной смело мастером обведена.
А головка – желтым цветом!.. Льва хотел он произвесть!
Да вот в лике этом что-то человеческое есть.
Вот и закончилось наше небольшое путешествие в мир игрушки. Увидев и изучив настоящие работы мастеров, можно тоже научиться выполнять подобные работы в школе и дома. Наблюдайте жизнь вокруг себя, не переставайте восхищаться красотой всего, что нас окружает, получайте радость и пользу от сделанного своими руками.
Учитель. “ Ах, вы куколки - кукляшки - яркие рубашки!” Думаю, все обратили внимание на наших миниатюрных куколок из бисера, которые водят хоровод, как в старину любили водить хороводы девушки. А сейчас девочкам я предлагаю сделать небольшую презентацию своих куколок. Девочки представят куколок, изготовленных своими руками, и расскажут о своей куколке: чем она особенна и как с ней можно играть. Участницы выходят парами.
III.Практическая работа:
Учитель. А сейчас я раздам вам раскраски, на которых изображены матрёшки из Полхов-Майдана, Загорская матрешка и просто матрешка-игрушка, и вы их постараетесь раскрасить, учитывая то, как были раскрашены матрешки на слайдах, которые вы только что видели.
Практическая работа 25-30 минут. Ученицы раскрашивают матрешку. Приложение 1.
Софья Гагай и Елена Сеник проводят мастер класс по изготовлению «Куколки» из бисера и проволоки. Технологическая карта изготовления куколки – Приложение 2.
Физминутка в процессе раскрашивания.
Проверка и анализ работ учащихся – раскрашенных матрёшек. Лучшие работы идут на вернисаж, то есть крепятся к стенду-раскладушке.
Обобщающая беседа.
Кто запомнил из каких материалов в старину изготавливали игрушки? (Ответы учащихся). Кому какая игрушка больше понравилась и почему? (Ответы учащихся).
Кто бы хотел расписывать игрушки из дерева, из глины? И как бы Вы это делали? (Ответы учащихся).
А кто бы хотел играть с милыми тряпичными куколками, с куколками из соломы, с деревянными игрушками? (Ответы учащихся).
Учитель: сегодня мы с вами познакомились с родословной матрешки, которая является одним из символов русского искусства. Она отображает дух гостеприимства, щедрость русской души и любовь к людям. В настоящее время матрешки не являются любимыми игрушками современных детей, как это было раньше. Сегодняшнее занятие оставит в душе каждого из нас свой след, и память еще долго будет хранить радость, и гордость за свой народ, за свою Родину. Ведь такую красоту могли сделать только в России.
Литература:
1.Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах.
2.Словарь «Я познаю мир».
3.Детская энциклопедия: Игрушки (Авт. сост. Н.Г. Юрина.).
4.В. Берестов. Стихи.
Приложение 1
Матрешки: Боярин, Витязь
Skip to content
|
||||
|
||||
|
||||
Матрешки: Боярин и Боярыни
Skip to content |
||
Skip to content
Загорская матрешка
Skip to content
Загорские матрешки
Матрешки из Полхов-Майдана
|
||
Матрёшки из Полхов-Майдана
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ КУКОЛКИ
Авторская разработка педагога студии «Сударушка»
МАОУ ДОД «Дом детского творчества»
станицы Староминской Краснодарского края
Материалы: проволока диаметром 2мм-Змм длиной 80 см, пачка круглых зелёных бусинок диаметром 5-7 мм, пачка продолговатых голубых бусинок диаметром 5 мм, две золотые бусинки диаметром 1-1,5 см для туловища, одна белая бусина диаметром 1,5 см для головы, 5 круглых голубых бусинок диаметром 7мм, две белые бусинки диаметром 7мм, 2 черные круглые бусинки диаметром 7мм, 8 продолговатых чёрных бусинок для косы диаметром 7-8 мм, 17 красных бисеринок для банта. ПРИМЕЧАНИЕ: цвета бусин можно менять!
Юбка - колокол (рисунок 1): одеть 1 зелёную бусину, 4 голубые продолговатые бусины, 5 зелёных бусин, 4 голубые продолговатые бусины и попасть в первую зелёную бусину, соединяя в круг. Один конец проволоки оставляем в 2 раза длиннее другого . На длинный конец проволоки одеваем 1 зелёную бусину, 4 голубые продолговатые бусины, 5 зелёных бусин и проходим через 4 голубые продолговатые бусины предыдущей петли, а затем через первую, одетую в этот раз бусину - вторая петля готова. Так же делаем 3-ю, 4-ую и 5-ую петли юбки. Последняя, 6-ая,петля юбки - соединительная. Одеваем на рабочий конец проволоки 1 зелёную бусину и проходим вниз по четырём продолговатым бусинам первой петли, затем одеваем 5 зелёных бусин и проходим вверх по четырём продолговатым голубым бусинам пятой петли - юбка готова.
Туловище: оба конца проволоки проводим через 2 большие золотые бусины Рука (рисунок 2 - ниже): на одну проволоку одеваем круглую 1 голубую бусину, 4 продолговатые голубые бусины, 1 голубую бусину и 1 белую круглую бусину. Одеваем 4 продолговатых голубых бусины и проходим в первую круглую голубую бусину у туловища. Проволоку подтягиваем. Вторую руку на другом конце проволоки изготавливаем аналогично.
Шея (рисунок 2 - ниже): продеваем оба конца проволоки через круглую голубую бусинку.
Г олова (рисунок 2 - ниже): продеваем оба конца проволоки через большую белую бусину. Глазки и губки оформить разноцветным лаком для ногтей. Дать ему высохнуть. Коса (рисунок 2 - ниже): одеваем 1 круглую чёрную бусинку, 8 продолговатых чёрных бусин и 1 круглую чёрную бусинку. Последнюю круглую чёрную бусину оставляем и проходим по очереди каждым концом проволоки через 8-ую черную продолговатую бусину.
Бант (рисунок 2 - ниже: на один конец проволоки одеть 7 красных бисерин, и скрутить петельку в два оборота. На другой конец проволоки так же одеть 7 красных бисерин и скрутить вторую петлю бантика. Оба конца проволоки по очереди провести через косу.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.