Занятие с элементами тренинга: "Мой класс - самый дружный"
Оценка 4.9

Занятие с элементами тренинга: "Мой класс - самый дружный"

Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
детская психология +1
5 кл—7 кл
10.02.2020
Занятие с элементами тренинга: "Мой класс - самый дружный"
Занятие для педагогов-психологов и классных руководителей, которое поможет создать благоприятную обстановку в коллективе.
Занятие с элементами тренинга - мой класс 6 класс.docx

Занятие с элементами тренинга «Мой класс – самый дружный»

Цель:

·         Сплочение классного коллектива;

·         Создание благоприятного психологического климата;

·         Преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков

·          Первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе;

·         Осознание каждым участником своей роли, функций в группе;

·         Развитие умения работать в команде;

 

Оборудование: ватман, листы бумаги формата А-4, фломастеры, карандаши,

 

I.                    Вводная часть

Педагог-психолог: Сегодня на нашем тренинге мы поговорим о нашем классе, о взаимоотношениях друг с другом. Сначала вспомним о правилах тренинговой работы. Участники высказывают свои правила. Правила тренинга фиксируются на доске. Далее психолог сообщает, что работа начнется с упражнения, которое называется «Мы с тобой похожи тем…».

1.Упражнение – «Мы с тобой похожи тем…».

Цель: создание благоприятного психологического климата.

Время: 7 минут

Участники делятся на две группы, Одна группа образует внутренний круг, другая – внешний. Все стоят лицом друг другу. Каждый участник внешнего круга говорит своему напарнику: «Мы с тобой похожи…», после чего стоящие во внутреннем круге отвечают «Мы с тобой отличаемся тем…» затем делают шаг к новому партнеру. Процедура повторяется до тех пор, пока все не дойдут по кругу до своего первого партнера. В конце упражнения нужно провести рефлексию (чем же вы похожи друг на друга и чем отличаетесь?).

 

II.Основная часть

1.      Упражнение: «Моя проблема в общении»

Цель: выявить учениками личные проблемы, которые мешают им в общении.

Время: 15-20 мин.

Все участники пишут на отдельных листах бумаги в краткой форме ответ на вопрос: «В чем заключается моя основная проблема в общении (в школе, в классе)?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются и складываются в общую кучу. Затем каждый ученик произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению. Допускаются высказывания критикующие, уточняющие или расширяющие ответ.

 

2.      Упражнение «Счёт до десяти»

 Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики. 

Время: 10 минут.

Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее +. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

Обсуждение:

·         Что вы чувствовали?

·         Если не получилось, то почему?

 

3.      Упражнение «Насколько я терпимый?» 

Цель: дать возможность учащимся оценить степень своей толерантности.

Время: 3 минуты

Участники получают бланки

 

 

А

В

1.     Бескорыстие

2.     Снисходительность

3.     Терпение

4.     Чувство юмора

5.     Чуткость

6.     Доверие

7.     Способность к сопереживанию

8.     Терпимость к различиям

9.     Умение слушать

10.    Доброжелательность

11.  Умение не осуждать других

12. Гуманизм

 

Бланк опросника с колонкой В на большом листе прикрепляется на доску или стену. 

Педагог-психолог: - Ребята, вы видите здесь 12 характеристик, свойственных толерантной личности.

Сначала в колонке А поставьте: «+» напротив тех черт, которые у Вас наиболее выражены; «0» напротив тех черт, которые у Вас наименее выражены. Затем в колонке В поставьте: «+» напротив тех черт, которые наиболее характерны для толерантной личности. На заполнение опросника - 3 минуты.

- Теперь помогите мне заполнить бланк опросника, прикреплённый на доску. Поднимите руки те, кто отметил в колонке В первое качество. (Число отметивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности. Таким образом, участники получают возможность сравнить представление о себе с портретом толерантной личности, созданным группой. 

 

 

 

4.      Анкета «Мой класс»

 

Цель: анкетирование детей, определение для каждого участника занятия на сколько ему комфортно в классном коллективе.

Время: 5 минут

1. В нашем классе:

а) большинство ребят хорошие;

б) есть всякие — и хорошие, и малоприятные;

в) большинство ребят неприятны мне.

2. Ты хотел бы, чтобы все ребята из твоего класса и ты, жили бы недалеко друг от друга?

а) да;

б) мне все равно;

в) нет.

3. Ты можешь рассказать, чем увлекаются, что коллекционируют ребята из твоего класса?

а) да;

б) не уверен;

в) нет.

4. Если бы тебя попросили, мог бы ты рассказать о ребятах из твоего класса?

а) да;

б) не знаю;

в) нет.

5. Оцени, насколько нравится тебе твой класс:

1 балл — совсем не нравится;

2 балла — не нравится;

3 балла — и нравится и не нравится;

4 балла — нравится;

5 баллов — очень нравится.

6. Если бы тебе представилась возможность всем классом поехать на месяц летом отдыхать вместе, как бы ты к этому отнесся?

а) хорошо;

б) равнодушно;

в) плохо.

7. Можешь ли ты уверенно сказать, кто кому в твоем классе помогает?

а) да;

б) не замечал;

в) нет.

8. Оцени, насколько дружный у вас класс:

1 балл — cовсем не дружный;

2 балла — недружный;

3 балла — когда как;

4 балла — дружный;

5 баллов — очень дружный.

9. Летом или после окончания школы захотелось бы тебе увидеть снова ребят из твоей группы и встречаться с ними время от времени?

а) да;

б) нечто среднее;

в) нет.

 

Оценка

Засчитай себе три балла за каждый ответ «а», 1 балл — за каждый ответ «б» на вопросы 1,2,3,4,6,8.

Подсчитай сумму баллов.

Прибавь к сумме оценки, которые ты поставил своему классу в ответах на вопросы 5 и 7.

Подсчитай общую сумму.

 

Сопоставь полученную тобой сумму баллов с оценкой результатов

0—9 баллов — Тебе не очень нравятся ребята в классе. Подумай, почему так получается. Может быть, это связано с тем, что ты не очень интересуешься ими? Может быть, если ты внимательно посмотришь вокруг, то увидишь, какие интересные люди тебя окружают. Мы проводим в школе 11 лет. Жалко, если за это время мы не научимся ценить людей, которые нас окружают.

10—18 баллов — Кто-то в классе тебе нравится, кто-то нет. Так часто бывает. Но попробуй внимательно присмотреться к тем, кто не нравится тебе. Может быть, среди них окажутся очень интересные люди.

19—25 баллов — Судя по ответам, тебе повезло. Ты учишься в очень дружном классе. Ты ценишь одноклассников, а они ценят тебя. Тебе можно позавидовать. Такая школьная дружба часто остается на всю жизнь.

 

5.      Упражнение  «Мой идеальный класс».

Цель:  определить показатели благоприятного климата в коллективе.

Время: 15 мин.

Педагог - психолог. Все вы учитесь в одном классе много лет, некоторые вместе учатся с первого класса. В коллективе очень важно, чтобы был благоприятный микроклимат, доброжелательные отношения между одноклассниками.  Вы знаете, что в школу необходимо ходить, чтобы получать знания, а также вы здесь много общаетесь. Это главные причины. Может так получиться, что из-за того, что не складываются отношения с одноклассниками, некоторым не хочется идти в школу. Давайте поговорим о том, какими качествами должна обладать группа, чтобы каждый в ней чувствовал себя хорошо. Сейчас я предлагаю вам подумать и назвать те черты, благодаря которым в группе всем будет хорошо и комфортно. Обратите внимание на доску, к ней у нас прикреплен ватман. На ватмане нарисован круг, разделенный на 16 частей. Сейчас мы с вами подпишем каждый радиус с внешней стороны круга качествами, которые мы определили, как необходимые для успешного сотрудничества, взаимодействия в классе. В числе названных могут быть следующие качества: равенство, доброта, взаимопомощь, вежливость, дружба, умение слушать, принятие, эмпатия, альтруизм, уважение, доброжелательность, юмор, свобода высказывания, тактичность, сплоченность и т.д. (Каждый радиус окружности психолог делит на 10 баллов. Это шкала, где откладывается то количество баллов, которыми оценивается каждая черта). Далее психолог называет качество, и группа решает, на сколько баллов оно проявляется в классе. После этого соединяются все точки, в результате чего получается «паутина» Чем ближе она к центру, тем каждому в группе трудней. Чем ближе паутина к краям окружности, тем лучше группа и тем комфортнее каждому. Проводим рефлексию. Всем с учащимися решаем: как улучшить атмосферу класса, какие качества группе надо развивать, какой вклад может внести каждый в улучшение климата группы. Психолог должен подвести учащихся к тому, что оставаясь самим собой, каждый должен работать над своими недостатками. «Мы не можем изменить группу, не изменяя себя».

III.Заключительная часть

1.      Упражнение «Подарок»

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

Время: 3-5 минут.

Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»

Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

Обсуждение: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?

Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»

 

Источники:

1.      https://infourok.ru/trening-mi-s-toboy-pohozhi-3662509.html

2.      https://videouroki.net/razrabotki/chas-psikhologhii-trieningh-vmiestie-my-...

3.      https://infourok.ru/material.html?mid=139419

4.      https://multiurok.ru/files/trieningh-dlia-piedaghoghov-vmiestie-my-sila.html

5.      http://www.psihdocs.ru/trening-na-splochenie-pedagogicheskogo-...

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Занятие с элементами тренинга «Мой класс – самый дружный»

Занятие с элементами тренинга «Мой класс – самый дружный»

Упражнение «Счёт до десяти»

Упражнение «Счёт до десяти»

Анкета «Мой класс» Цель: анкетирование детей, определение для каждого участника занятия на сколько ему комфортно в классном коллективе

Анкета «Мой класс» Цель: анкетирование детей, определение для каждого участника занятия на сколько ему комфортно в классном коллективе

Прибавь к сумме оценки, которые ты поставил своему классу в ответах на вопросы 5 и 7

Прибавь к сумме оценки, которые ты поставил своему классу в ответах на вопросы 5 и 7

Время : 3-5 минут. Описание упражнения :

Время : 3-5 минут. Описание упражнения :
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2020