Цели:
коррекционно-образовательные
- Дать понятие о механизме образования звука Зь;
- закреплять у детей умение употреблять предлоги;
коррекционно-развивающие:
- автоматизировать звук Зь в слогах, словах и предложениях;
- развивать артикуляционную моторику;
- уточнять и обогащать словарь предлогами;
- учить детей дифференцировать ротовой и носовой выдох;
- развивать координацию движений;
коррекционно-воспитатвльная:
- развивать наблюдательность и бережное отношение к предметам быта.
Оборудование: зеленые кружочки, набор картин для опосредованной гимнастики, картинки со звуком Зь и предметами мебели, тетради, карандаши, разрезные азбуки.
Занятие 25. Звук Зь. Буква 3
Цели:
коррекционнообразовательные
Дать понятие о механизме образования звука Зь;
закреплять у детей умение употреблять предлоги;
коррекционноразвивающие:
автоматизировать звук Зь в слогах, словах и предложениях;
развивать артикуляционную моторику;
уточнять и обогащать словарь предлогами;
учить детей дифференцировать ротовой и носовой выдох;
развивать координацию движений;
коррекционновоспитатвльная:
развивать наблюдательность и бережное отношение к предметам быта.
Оборудование: зеленые кружочки, набор картин для опосредованной
гимнастики, картинки со звуком Зь и предметами мебели, тетради,
карандаши, разрезные азбуки.
Ход занятия
/. Организационный момент.
Сядет тот, кто назовет зимующих птиц и место, где проводят зиму дикие
животные.
//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционноймоторики. Работа по
развитию дыханияи голоса.
1. Общее расслабление
Что за странные пружинки
Упираются в ботинки?
Ты носочки опускай,
На пружинки нажимай,
Крепче, крепче нажимай,
2. Развитие общей моторики.
Дети приподнимают носки,
пятки в этот момент при
Выполнение действий по
тексту.Большая желтая луна
Бледнеет и заходит.
Погасли звезды, и видна
Заря. И солнце всходит.
Я встану, а луне — в кровать!
До вечера ей надо спать!
Изображают «большую
луну» руками над головой.
Руки в стороны.
Руки вверх.
«Луна» над головой.
Изображают «спящую»
луну.
(И. Лопухина)
3. Развитие мелкой моторики. «Стул», «Стол».
Ножки, спинка и сиденье —
Вот вам стул на удивленье.
Левая ладонь вертикально
вверх. К ее нижней части
(В. Цвинтарный)
У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.
4. Массаж.
По общим правилам.
5. Развитие мимических мышц.
приставляется кулачок.
Левая рука в кулачок.
Сверху на кулачок опуска
ется ладошка.
Опосредованная гимнастика (применяется набор картин с различными
выражениями лица).
6.Развитие артикуляционной моторики.
Упражнения:
— для челюсти: открывание и закрывание рта;
— для губ: покусать верхнюю губу нижними зубами; покусать нижнюю
губу верхними зубами; удерживание улыбки под счет до пяти;
— для языка: «почистим» зубки (нижние).
7.
Работа по развитию дыхания и голоса.
— Вдох через нос, выдох через рот (5 раз).
— Сдувание ватного шарика со стола (упражнение «Подуй на язычок»).
— Голосовые упражнения: произносить на одном выдохе.
вдох J
>
иуаэ
иуаэ
выдох
иуаэ
///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.1.Объявление темы.
Игра «Чего не стало?»
Проводится с девятью картинками со звуком 3.
Логопед убирает картинки: зебра, зефир. Просит выделить первый звук в
этих словах.
2.Акустикоартикуляционный образ звука.
Произнесение изолированного звука Зь с подключением орального,
тактильновибрационного и акустического контроля.
Характеристика звука Зь. Звук Зь— согласный, мягкий, глухой, свистящий
(обозначаем фишкой зеленого цвета).
2. Развитие фонематического слуха.
Игра «Лото». Детям предлагаются карточки с изображением4—6 предметов и
зеленые кружки.
Дается задание: закрыть зеленым кружком ту картинку, название которой
начинается на звук Зь.
4.Соотношение звука с буквой.
Так же как и звук 3, звук Зь живет в домике под названием буква 3. Дети
находят букву в разрезных азбуках.
5.Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.
Звуковой анализ слога ЗИ. Игра «Живой слог»: дети выбирают
—
карточки с цветами, соответствующими звукам в слоге, и держат их в
руках.
Логопед объясняет, что Маша — это звук Зь, а Ваня — звук И. остальные
дети проверяют правильность «живого» слога.
—
Составление слов со слогом ЗИ, где слог ЗИ
будет первым (зима, Зина). Деление слов на слоги, выделение ударного
слога, составление звуковой схемы после звукового анализа.Выкладывание слов из букв разрезной азбуки,
печатание в тетрадях.
— Работа над деформированной фразой.
Зина, в, сидеть, кресло.
Зима, суровая, и, пришла, снежная.
— Деление предложений на слова. Запись графической схемы.
IV. Физкультминутка.
Игра «Запретное
движение».
IV. Упражнения по
развитию лексика
граммати
ческой стороны
речи.
Дети разглядывают стол и стул. Называют их части: стол — крышка,
ножки; стул — спинка, ножки, сиденье. По демонстрируемым действиям
дети составляют предложения с маленькими словами (предлогами): в, на,
под, у, за, из, к, между.
Ваза стоит на столе.
Мяч лежит под стулом.
Ваня стоит между стулом и диваном и т.д.
VI. Итог занятия и
оиенка деятельности
детей.
С каким звуком мы сегодня познакомились?Характеристика звука Зь.
Назови эти предметы одним словом: шкаф, диван, кушетка, табуретка,
сервант.
VII. Домашнее задание.