Занятие 2 (лексико-грамматические категории) Тема: «Осень».

  • Разработки уроков
  • doc
  • 12.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: - учить понимать значение обобщающего слова «осень», активизировать словарь по теме. Понимание слов: -предметный словарь («листопад», «отлёт», «похолодание»); признаки («золотая», «сухой», «засохший», «мокрый», «пасмурный»); действия («льёт», «моросит», «срывает», «улетают») - учить образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах; уменьшительно-ласкательную форму существительных. - учить подбирать признаки к предмету, действия к предмету. - развивать восприятие, образное мышление. - воспитывать любовь к природе, к сезонным изменениям.
Иконка файла материала Занятие2.doc

Занятие 2 (лексико-грамматические категории)

 

Тема: «Осень».

Цель: - учить понимать значение обобщающего слова «осень», активизировать словарь 

             по теме. Понимание слов: -предметный словарь («листопад», «отлёт»,   

             «похолодание»); признаки («золотая», «сухой», «засохший», «мокрый», 

             «пасмурный»); действия («льёт», «моросит», «срывает», «улетают»)

           - учить образовывать множественное число существительных в 

             именительном и родительном падежах; уменьшительно-ласкательную форму 

             существительных.

           - учить подбирать признаки к предмету, действия к предмету.

           - развивать восприятие, образное мышление.

           - воспитывать любовь к природе, к сезонным изменениям.

Методические приёмы: игровая ситуация, дидактическая игра «Назови ласково», дидактическое упражнение «Один - много», «Много чего», беседа, наблюдение через окно.

Оборудование: пейзажные картинки (осень), мяч, сухие листья, собранные на прогулке.

Развитие психических процессов: развивать словесно-логическое мышление (дидактические игры «Доскажи словечко»).

 

Ход занятия:

1. Беседа:

- Какое сейчас время года?

- Докажите, что сейчас осень. (Дети подходят к окну и называют признаки осени).

- Ребята, осень началась недавно, это ранняя осень, её называют «золотая». Все листья пожелтели и стали словно золотые (из золота). Сегодня на занятии мы будем говорить о ранней осени и отправимся в осенний лес.

 

2. Загадывание загадок:

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает?   (Осень)

Краснеют и желтеют,

С деревьев опадают,

В воздухе кружатся,

И на землю ложатся.    (Листья, листопад)

Я березку качну,

Я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу,

Даже шапку утащу.

А меня не видать!

Кто я? Можешь угадать? (Ветер)

По небесам оравою

Бредут мешки дырявые,

И бывает иногда –

Из мешков течет вода.

Спрячемся получше

От дырявой …    (тучи)

Несу я урожай,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь елок и сосен,

Потому что я …   (осень)

Поглядите, поглядите –

Потянулись с неба нити!

Что за тоненькая нить

Землю хочет с небом сшить?

Не ответишь – подождем,

Отгадаешь под …   (дождем).

 

 

3. Рассмотрите картинки и выберите только те, на которых изображена осень. (рассматривание картинок, узнавание среди них картинки осени. (с объяснением).

Дидактическая игра: «Разложи по порядку»

 

4. Дидактическая игра «Назови ласково» (в кругу с мячом):

лист - листик                 трава – травка, травушка,          лужа – лужица,

ветка – веточка,            туча – тучка,                                дождь – дождик,

птица – птичка,             ягода – ягодка,                            гриб – грибочек,

ветер – ветерок,             солнце – солнышко,                   дерево – деревце.

 

5. Дидактическое упражнение «Один - много»

лист – листья                трава – травы                        лужа – лужи

ветка – ветки                туча – тучи                            дождь – дожди

птица – птицы              дерево – деревья                   гриб – грибы

 

6. Физкультурная минутка:

Мы  пришли в осенний лес,

Сколько он таит чудес!

Листья пожелтели, листья покраснели,

Ветер подул – листья полетели.

Падают, кружатся, по ноги нам ложатся.

Мы идём, не спешим, тихо листьями шуршим: ш-ш-ш.

 

 

7. Чего много в осеннем лесу?

(Дети: много листьев, луж, птиц, туч, грибов, деревьев)

 

8. Дидактические игра «Доскажи словечко».

Подбираем слова - признаки

- Листья осенью какие? (Дети: сухие, жёлтые, пёстрые, яркие, разноцветные).

- Трава осенью какая? (Дети: сухая, жёлтая, пожухлая).

- Ветер осенью какой? (Дети: холодный, осенний).

- Тучи какие? (Дети: низкие, чёрные).

- Дождь осенью какой? (Дети: мелкий, холодный, затяжной).

- Солнце осенью какой? (Дети: холодный, осенний).

Подбираем слова – действия:

- Листья что делают? (Дети: сохнут, желтеют, краснеют, опадают, шуршат).

- Дождь что делает? (Дети: льёт, моросит, идёт).

- Ветер что делает? (Дети: дует, срывает).

- Тучи что делают? (Дети: плывут).

 

Итог: - Где мы были?

- Что мы видели в осеннем лесу?

 - Назовите признаки осени.

- Почему раннюю осень называют «золотой»?


Посмотрите также