Занятие 2 Звук Ш, буква Ш ш (март 1 неделя)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 06.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуали¬зация словаря по теме «Весна». Совершенствование навыка со¬ставления рассказа по картине по предварительно составленному плану. Формирование целостного восприятия изображенного на картине. Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Шш. Профилактика нарушений письменной речи. Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фо-нематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Иконка файла материала Занятие 2 Звук Ш.doc
Занятие 2 Звук Ш, буква Ш ш (март 1 неделя) Коррекционно­образовательные   цели.  Активизация   и   актуализация словаря по теме «Весна». Совершенствование навыка составления рассказа по картине по предварительно составленному плану. Формирование целостного восприятия изображенного на картине. Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Шш. Профилактика нарушений письменной речи. Коррекционно­развивающие   цели.  Развитие   связной   речи,   фо­ нематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики. Коррекционно­воспитательные   цели.  Формирование   взаимопонимания, доброжелательности,   самостоятельности,   инициативности,   ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе. Оборудование.  Магнитная   доска,   буквари,   рабочие   тетради   и   тетради «Занимаемся вместе» по числу детей, контейнеры с фишками и карандашами, мяч. Предварительная работа.  Рассматривание на занятии по развитию речи картины «Весна», беседа по ней, словарная работа, коллективное составление плана рассказа. Ход занятия 1. Организационный момент. [Уточнение и активизация словаря по теме «Весна».   Совершенствование   навыка   звукового   анализа   слов.   Объявление темы занятия.] Логопед встречает детей в дверях кабинета, организует приветствие, приглашает детей к столику, на котором лежат предметные картинки. НищеваН.   В.  Занимаемся   вместе.   Старшая   группа.   Домашняя   тетрадь.— СПб., ДЕТ­СТВО­ПРЕСС, 2006.Логопед.  Сегодня  мы  продолжим  разговор  о  весне,  познакомимся  с новой   буквой,   почитаем   и   поиграем.   Сядет   тот,   кто   назовет   предмет   на картинке и определит первый звук в его названии. 1 ­й р е б е н о к. Подснежник. Первый звук [п). 2­й ребенок. Сосулька. Первый звук [с]. 3­й ребенок. Солнышко. Первый звук [с]. 4­й ребенок. Скворечник. Первый звук [с]. Логопед. Вы отлично справились с заданием. Молодцы! А какое слово из названных вами лишнее и почему? Обратите внимание на первые звуки в этих словах. Дети. Лишнее слово  подснежник. Оно начинается со звука [п]. А все остальные слова начинаются со звука [с]. 2. Игра «Хлопни в ладоши». [Развитие фонематического восприятия.] Логопед убирает картинки. Логопед.  Послушайте   стихотворение   и   подумайте,   какой   звук встречается в нем чаще других. Шура шубку надевала, Шарф и шапку потеряла. Д е т и .  Звук [ш]. Л о г о п е д .  Давайте произнесем звук [ш] все вместе. Дети вместе с логопедом произносят звук [ш]. Л о г о п е д .   Почувствуйте: когда мы произносим этот звук, язык стоит «чашечкой» за верхними зубами, зубы сближены, губы округлены. Значит, во рту есть преграда. Как вы думаете, звук [ш] — гласный или согласный? Д е т и .  Согласный. Л о г о п е д .   Верно.   Его   нельзя   петь,   открыв   рот.   Каким   кружком   мы будем обозначать этот звук?  Д е т и .  Синим.Л о г о п е д .   Приложите   руку   к   горлышку,   произнесите   этот   звук   и определите, звонкий он или глухой.  Д е т и .  Он глухой.  Л о г о п е д .  Твердый или мягкий?  Д е т и .  Твердый. Л о г о п е д .   Верно.   Это   согласный   твердый   глухой   звук.   Причем   он всегда твердый. Вы будете хлопать, как только услышите звук [ш]. Ш, С, Ш, 3, д, ж, ш, с, т, ш. Ша, жу, шо, су, за, ши, зо. Санки, шарик, коса, жара, шишка, шить, стоять, широкий, пустой. Дети слушают и хлопают в ладоши, услышав звук [ш].  Л о г о п е д .  Молодцы! Вы были внимательными и не допускали ошибок. 3. Упражнение «Кто слушает внимательно?» [Развитие фонематического восприятия.] Логопед ставит на стол контейнер с фишками. Л о г о п е д .   Давайте   проведем   соревнование.   Я   прочитаю   вам стихотворение, вы послушаете его внимательно и возьмете по столько фишек, сколько   слов   со   звуком   [ш]   услышите.   Победит   тот,   кто   будет   слушать внимательно. Логопед выразительно читает стихотворение. Кошка за мышкой вприпрыжку бежала.  Кошка устала, и мышка устала. Рядышком тихо сели зверушки —  Острые ушки и круглые ушки. Н. Нищева Дети   берут   из   контейнера   фишки.   Логопед   проверяет,   по   сколько фишек у каждого из детей.Л о г о п е д .   Давайте   определим,   кто   же   стал   победителем.   Сколько фишек нужно было взять? Перечислите и сосчитайте слова со звуком [ш]. Д е т и .   Кошка,   мышкой,   вприпрыжку,   кошка,   мышка,   рядышком, зверушки, ушки, ушки. Девять слов. Нужно было взять девять фишек. Л о г о п е д .  У кого девять фишек? Кто стал победителем? Д е т и .  У Вани девять фишек. Он и стал победителем. Дети складывают фишки в контейнер. 4. Упражнение «Кто скорее?*  [Развитие   навыков   звукового   анализа   и синтеза.] Логопед оставляет на столе контейнер с фишками. Л о г о п е д .  А сейчас игра «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете   думать,   что   получится,   если   произнести   их   слитно.   Кто   скорее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек больше всех. Ш, а. Что получилось? 1­ й р е б е н о к .  Ша. Л о г о п е д .  Верно. Получи фишку. Ш, о. Что получилось? 2­й р е б е н о к .  Шо. Л о г о п е д .  Правильно. Возьми фишку. Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: шу, ши, душ, шар. Логопед вместе с детьми считает фишки, определяет победителя и награждает его наклейкой на тетрадь. 5.  Работа   по   книге   «Мой   букварь».  [Знакомство   с   буквой  Шш. Формирование   навыка   осознанного   чтения.   Развитие   фонематического восприятия, связной речи.] Логопед раздает детям буквари, открытые на стр. 55.  Л о г о п е д .   Посмотрите   на   картинку   в   верхней   части   страницы.   Я прочитаю вам стихотворение к ней еще раз. Шура шубку надевала,Шарф и шапку потеряла. В каких словах этого стихотворения есть звук [ш]?  Д е т и .  Шура, шубку, шарф, шапку. Л о г о п е д .   Правильно.   А   теперь   посмотрите   на   буквы   слева   от картинки. Это большая и маленькая буквы  Шш.  Под ними вы видите один синий кружок. Что это значит? Д е т и .  Значит, буква Шш обозначает только звук [ш]. Л о г о п е д .  Верно, в русском языке есть такие согласные буквы, которые обозначают только один звук. Буква Ш обозначает только твердый согласный звук [ш]. Давайте найдем на картинке в нижней части страницы все предметы, в названиях которых есть звук [ш]. Сначала назовите предметы или объекты, названия которых начинаются с этого звука. Д е т и .  Шиповник, шмель. Л о г о п е д .   Теперь   найдите   предметы,   в   середине   которых   есть   этот звук. Д е т и .  Каштан, ромашки. Л о г о п е д .   И   наконец,   найдите   предметы   или   объекты,   названия которых заканчиваются звуком [ш]. Д е т и .  Камыш, ерш. Л о г о п е д .  А теперь переверните страницу. Давайте почитаем. 1 ­ й р е б е н о к .  Ша. 2­й р е  б е  н о  к. Шу. 3­й р е б е н о к .  Шо. 4 ­ й р е б е н о к .  Ши. 1 ­ й р е б е н о к .  Шаг. 2­й р е б е н о к .  Уши. 3­й р е б е н о к .  Даша. 4­й р е б е н о к .  Маша. 1 ­ й р е б е н о к .  Паша.2­й р е б е н о к .  Саша. 3­й р е б е н о к .  Наш. 4­й р е б е н о к .  Шуба. 1­й р е б е н о к .  Шапка. 2­й р е б е н о к .  Мишка. 3­й р е б е н о к .  Каша. 4­й р е б е н о к .  Шкаф. 1 ­ й р е б е н о к .  Камыш. 2­й р е б е н о к .  Шашки. Л о г о п е д .   Теперь   рассмотрите   картинки   и   прочитайте   подписи   под ними. 3­й р е б е н о к .  Уши.  4­й р е б е н о к .  Душ.  1 ­ й р е б е н о к .  Шут. Л о г о п е д .  Теперь прочитайте предложения.  2­й р е б е н о к .  Кошка на шкафу.  3­й р е б е н о к .  У шкафа мышка.  4­й р е б е н о к .  У Маши шапка.  1 ­й р е б е н о к. У Даши шубка. Л о г о п е д. Вы сегодня очень хорошо читаете. Молодцы! Можете закрыть буквари. Дети закрывают буквари. Логопед убирает их. 6. Упражнение «Клен».  (Координация речи с движением. (Повторение. См.: Занятие 1. Тема «Весна».)] Логопед приглашает детей пройти на ковер и предлагает им сделать уже знакомое упражнение.7.   Работа   в   тетради   №2.  [Развитие   тонкой   моторики]  Логопед приглашает   детей   за   стол,   раздает   им   тетради,   ставит   на   стол контейнер с карандашами. Л о г о п е д .  Посмотрите на правую страницу. Что вы видите в ее верхней части? Д е т и .  Шапку, шары, большую и маленькую буквы Шш. Л о г о п е д .   Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется? Д е т и .  Синий, потому что буква III — согласная. Дети раскрашивают буквы. Л о г о п е д .   А   теперь   подумайте,   как   правильно   раскрасить   шапку   и шары. Выполняйте задание. Дети   выполняют   задание,   логопед   контролирует   их   и   оказывает помощь, если это необходимо. Л о г о п е д .   Теперь  положите цветные карандаши и возьмите простые, давайте напишем букву Шш. Посмотрите, как я делаю это на доске. Я пишу сверху   вниз   три   вертикальных   палочки,   а   потом   слева   направо   внизу   — горизонтальную палочку­основу. Напишите четыре больших и три маленьких буквы по точкам. Слова   и   предложение   мы   будем   писать   на   индивидуальных   занятиях. Закройте тетради. Логопед   собирает   тетради,   убирает   со   стола   контейнер   с   ка­ рандашами. 8.  Составление   рассказа   по   картине   «Весна»   по   коллективно   со­ ставленному плану. [Развитие связной речи.) Логопед раздает детям тетради «Занимаемся вместе» .Л о г о п е д .   Откройте   тетради   там,   где   лежат   закладки.   Продолжим работу по картине, которую вы рассматривали с Ниной Николаевной. Как называется картина? Д е т и .  Картина называется «Весна». Л о г о п е д .   Напомните   мне   план   рассказа   по   картине,   который   вы составили. Д е т и .   Сначала мы скажем, кого видим на картине, куда они пришли, что делают. Потом опишем весеннюю природу, расскажем про небо, солнце, снег,   ручеек,   растения,   животных.   В   конце   мы   расскажем   о   том,   какое настроение вызывает картина. Далее   логопед   предлагает   троим   детям   составить   рассказ   по частям, а потом одному ребенку повторить рассказ целиком. Весна Художник нарисовал  на  картине  мальчика  и девочку. Они  пришли на прогужу   в   парк   и   пускают   кораблики   в  ручей.  Мальчик   уже   опустил   два кораблика на воду и подталкивает их палкой. А девочка еще держит свою лодочку в руках. На картине изображена весна. Небо высокое и чистое. Солнце начинает пригревать. Снег тает, побежали ручьи. На проталинках распустилась мать­и­ мачеха. Весело чирикают птицы. Картина вызывает радостное настроение. Логопед   предлагает   детям   выбрать   лучшего   рассказчика   и   на­ граждает его наклейкой или стакером. 9. Упражнение «Внимательные глазки». [Развитие зрительного внимания, восприятия, фонематических представлений.] Логопед предлагает детям продолжить работу по картине.Л о г о п е д .  Давайте определим, у кого из вас самые внимательные глаза. Посмотрите на картину и найдите все предметы, в названиях которых есть звук [ш]. За каждое слово я буду давать вам по одной фишке. Дети   находят   на   картине   и   называют   шапку,   шарф,   перышки, флажки,   штаны,   капюшон.   Логопед   выдает   им   фишки.   Все   вместе определяют победителя. 10. Окончание занятия.  [Оценка   работы   детей.]  По   просьбе   логопеда дети   перечисляют   задания,   которые   выполняли,   рассказывают   о   том, что   узнали   нового   и   интересного.   Логопед   оценивает   деятельность каждого ребенка.

Посмотрите также