Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуали¬зация словаря по теме «Весна». Совершенствование навыка со¬ставления рассказа по картине по предварительно составленному плану. Формирование целостного восприятия изображенного на картине. Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Шш. Профилактика нарушений письменной речи.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фо-нематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Занятие 2 Звук Ш, буква Ш ш (март 1 неделя)
Коррекционнообразовательные цели.
Активизация и актуализация
словаря по теме «Весна». Совершенствование навыка составления рассказа по
картине по предварительно составленному плану. Формирование целостного
восприятия изображенного на картине. Совершенствование навыка звукового
анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой
буквой Шш. Профилактика нарушений письменной речи.
Коррекционноразвивающие цели.
Развитие связной речи,
фо
нематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления,
артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Коррекционновоспитательные цели. Формирование взаимопонимания,
доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Магнитная доска, буквари, рабочие тетради и тетради
«Занимаемся вместе» по числу детей, контейнеры с фишками и карандашами,
мяч.
Предварительная работа. Рассматривание на занятии по развитию речи
картины «Весна», беседа по ней, словарная работа, коллективное составление
плана рассказа.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Уточнение и активизация словаря по теме
«Весна». Совершенствование навыка звукового анализа слов. Объявление
темы занятия.]
Логопед встречает детей в дверях кабинета, организует приветствие,
приглашает детей к столику, на котором лежат предметные картинки.
НищеваН. В. Занимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь.—
СПб., ДЕТСТВОПРЕСС, 2006.Логопед. Сегодня мы продолжим разговор о весне, познакомимся с
новой буквой, почитаем и поиграем. Сядет тот, кто назовет предмет на
картинке и определит первый звук в его названии.
1 й р е б е н о к. Подснежник. Первый звук [п).
2й ребенок. Сосулька. Первый звук [с].
3й ребенок. Солнышко. Первый звук [с].
4й ребенок. Скворечник. Первый звук [с].
Логопед. Вы отлично справились с заданием. Молодцы! А какое слово
из названных вами лишнее и почему? Обратите внимание на первые звуки в
этих словах.
Дети. Лишнее слово подснежник. Оно начинается со звука [п]. А все
остальные слова начинаются со звука [с].
2. Игра «Хлопни в ладоши». [Развитие фонематического восприятия.]
Логопед убирает картинки.
Логопед. Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук
встречается в нем чаще других.
Шура шубку надевала, Шарф и шапку потеряла.
Д е т и . Звук [ш].
Л о г о п е д . Давайте произнесем звук [ш] все вместе.
Дети вместе с логопедом произносят звук [ш].
Л о г о п е д . Почувствуйте: когда мы произносим этот звук, язык стоит
«чашечкой» за верхними зубами, зубы сближены, губы округлены. Значит, во
рту есть преграда. Как вы думаете, звук [ш] — гласный или согласный?
Д е т и . Согласный.
Л о г о п е д . Верно. Его нельзя петь, открыв рот. Каким кружком мы
будем обозначать этот звук?
Д е т и . Синим.Л о г о п е д . Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и
определите, звонкий он или глухой.
Д е т и . Он глухой.
Л о г о п е д . Твердый или мягкий?
Д е т и . Твердый.
Л о г о п е д . Верно. Это согласный твердый глухой звук. Причем он
всегда твердый. Вы будете хлопать, как только услышите звук [ш].
Ш, С, Ш, 3, д, ж, ш, с, т, ш.
Ша, жу, шо, су, за, ши, зо.
Санки, шарик, коса, жара, шишка, шить, стоять, широкий, пустой.
Дети слушают и хлопают в ладоши, услышав звук [ш].
Л о г о п е д . Молодцы! Вы были внимательными и не допускали ошибок.
3. Упражнение «Кто слушает внимательно?» [Развитие фонематического
восприятия.]
Логопед ставит на стол контейнер с фишками.
Л о г о п е д . Давайте проведем соревнование. Я прочитаю вам
стихотворение, вы послушаете его внимательно и возьмете по столько фишек,
сколько слов со звуком [ш] услышите. Победит тот, кто будет слушать
внимательно.
Логопед выразительно читает стихотворение.
Кошка за мышкой вприпрыжку бежала.
Кошка устала, и мышка устала.
Рядышком тихо сели зверушки —
Острые ушки и круглые ушки.
Н. Нищева
Дети берут из контейнера фишки. Логопед проверяет, по сколько
фишек у каждого из детей.Л о г о п е д . Давайте определим, кто же стал победителем. Сколько
фишек нужно было взять? Перечислите и сосчитайте слова со звуком [ш].
Д е т и . Кошка, мышкой, вприпрыжку, кошка, мышка, рядышком,
зверушки, ушки, ушки. Девять слов. Нужно было взять девять фишек.
Л о г о п е д . У кого девять фишек? Кто стал победителем?
Д е т и . У Вани девять фишек. Он и стал победителем.
Дети складывают фишки в контейнер.
4. Упражнение «Кто скорее?* [Развитие навыков звукового анализа и
синтеза.]
Логопед оставляет на столе контейнер с фишками.
Л о г о п е д . А сейчас игра «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы
будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее
сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек больше
всех. Ш, а. Что получилось?
1 й р е б е н о к . Ша.
Л о г о п е д . Верно. Получи фишку. Ш, о. Что получилось?
2й р е б е н о к . Шо.
Л о г о п е д . Правильно. Возьми фишку.
Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: шу, ши, душ,
шар. Логопед вместе с детьми считает фишки, определяет победителя и
награждает его наклейкой на тетрадь.
5. Работа по книге «Мой букварь».
[Знакомство с буквой Шш.
Формирование навыка осознанного чтения. Развитие фонематического
восприятия, связной речи.]
Логопед раздает детям буквари, открытые на стр. 55.
Л о г о п е д . Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я
прочитаю вам стихотворение к ней еще раз.
Шура шубку надевала,Шарф и шапку потеряла.
В каких словах этого стихотворения есть звук [ш]?
Д е т и . Шура, шубку, шарф, шапку.
Л о г о п е д . Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от
картинки. Это большая и маленькая буквы Шш. Под ними вы видите один
синий кружок. Что это значит?
Д е т и . Значит, буква Шш обозначает только звук [ш].
Л о г о п е д . Верно, в русском языке есть такие согласные буквы, которые
обозначают только один звук. Буква Ш обозначает только твердый согласный
звук [ш]. Давайте найдем на картинке в нижней части страницы все предметы,
в названиях которых есть звук [ш]. Сначала назовите предметы или объекты,
названия которых начинаются с этого звука.
Д е т и . Шиповник, шмель.
Л о г о п е д . Теперь найдите предметы, в середине которых есть этот
звук.
Д е т и . Каштан, ромашки.
Л о г о п е д . И наконец, найдите предметы или объекты, названия
которых заканчиваются звуком [ш]. Д е т и . Камыш, ерш.
Л о г о п е д . А теперь переверните страницу. Давайте почитаем.
1 й р е б е н о к . Ша.
2й р е б е н о к. Шу.
3й р е б е н о к . Шо.
4 й р е б е н о к . Ши.
1 й р е б е н о к . Шаг.
2й р е б е н о к . Уши.
3й р е б е н о к . Даша.
4й р е б е н о к . Маша.
1 й р е б е н о к . Паша.2й р е б е н о к . Саша.
3й р е б е н о к . Наш.
4й р е б е н о к . Шуба.
1й р е б е н о к . Шапка.
2й р е б е н о к . Мишка.
3й р е б е н о к . Каша.
4й р е б е н о к . Шкаф.
1 й р е б е н о к . Камыш.
2й р е б е н о к . Шашки.
Л о г о п е д . Теперь рассмотрите картинки и прочитайте подписи под
ними.
3й р е б е н о к . Уши.
4й р е б е н о к . Душ.
1 й р е б е н о к . Шут.
Л о г о п е д . Теперь прочитайте предложения.
2й р е б е н о к . Кошка на шкафу.
3й р е б е н о к . У шкафа мышка.
4й р е б е н о к . У Маши шапка.
1 й р е б е н о к. У Даши шубка.
Л о г о п е д. Вы сегодня очень хорошо читаете. Молодцы! Можете
закрыть буквари.
Дети закрывают буквари. Логопед убирает их.
6. Упражнение «Клен». (Координация речи с движением. (Повторение.
См.: Занятие 1. Тема «Весна».)]
Логопед приглашает детей пройти на ковер и предлагает им сделать
уже знакомое упражнение.7. Работа в тетради №2.
[Развитие тонкой моторики]
Логопед
приглашает детей за стол, раздает им тетради, ставит на стол
контейнер с карандашами.
Л о г о п е д . Посмотрите на правую страницу. Что вы видите в ее верхней
части?
Д е т и . Шапку, шары, большую и маленькую буквы Шш.
Л о г о п е д . Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой карандаш вам
для этого потребуется?
Д е т и . Синий, потому что буква III — согласная.
Дети раскрашивают буквы.
Л о г о п е д . А теперь подумайте, как правильно раскрасить шапку и
шары. Выполняйте задание.
Дети выполняют задание, логопед контролирует их и оказывает
помощь, если это необходимо.
Л о г о п е д . Теперь положите цветные карандаши и возьмите простые,
давайте напишем букву Шш. Посмотрите, как я делаю это на доске. Я пишу
сверху вниз три вертикальных палочки, а потом слева направо внизу —
горизонтальную палочкуоснову. Напишите четыре больших и три маленьких
буквы по точкам.
Слова и предложение мы будем писать на индивидуальных занятиях.
Закройте тетради.
Логопед собирает тетради, убирает со стола контейнер с ка
рандашами.
8.
Составление рассказа по картине «Весна» по коллективно со
ставленному плану. [Развитие связной речи.)
Логопед раздает детям тетради «Занимаемся вместе» .Л о г о п е д . Откройте тетради там, где лежат закладки. Продолжим
работу по картине, которую вы рассматривали с Ниной Николаевной. Как
называется картина?
Д е т и . Картина называется «Весна».
Л о г о п е д . Напомните мне план рассказа по картине, который вы
составили.
Д е т и . Сначала мы скажем, кого видим на картине, куда они пришли,
что делают. Потом опишем весеннюю природу, расскажем про небо, солнце,
снег, ручеек, растения, животных. В конце мы расскажем о том, какое
настроение вызывает картина.
Далее логопед предлагает троим детям составить рассказ по
частям, а потом одному ребенку повторить рассказ целиком.
Весна
Художник нарисовал на картине мальчика и девочку. Они пришли на
прогужу в парк и пускают кораблики в ручей. Мальчик уже опустил два
кораблика на воду и подталкивает их палкой. А девочка еще держит свою
лодочку в руках.
На картине изображена весна. Небо высокое и чистое. Солнце начинает
пригревать. Снег тает, побежали ручьи. На проталинках распустилась матьи
мачеха. Весело чирикают птицы.
Картина вызывает радостное настроение.
Логопед предлагает детям выбрать лучшего рассказчика и на
граждает его наклейкой или стакером.
9. Упражнение «Внимательные глазки». [Развитие зрительного внимания,
восприятия, фонематических представлений.]
Логопед предлагает детям продолжить работу по картине.Л о г о п е д . Давайте определим, у кого из вас самые внимательные глаза.
Посмотрите на картину и найдите все предметы, в названиях которых есть
звук [ш]. За каждое слово я буду давать вам по одной фишке.
Дети находят на картине и называют шапку, шарф, перышки,
флажки, штаны, капюшон. Логопед выдает им фишки. Все вместе
определяют победителя.
10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] По просьбе логопеда
дети перечисляют задания, которые выполняли, рассказывают о том,
что узнали нового и интересного. Логопед оценивает деятельность
каждого ребенка.