Занятие 2 Звук Ж, буква Ж ж (март 3 неделя)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 06.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуали¬зация словаря по теме «Пресноводные рыбы». Совершенствова¬ние навыка слогового анализа. Совершенствование навыка чте¬ния слогов и слов с новой буквой Жж. Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого слуха, фо-нематического восприятия, зрительного и внимания и воспри¬ятия, мышления, артикуляционной и тонкой моторики. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопо¬нимания, доброжелательности, самостоятельности, инициатив¬ности, ответственности. Оборудование. Магнитная доска, тетрадь №2 и «Мой букварь» по числу детей, контейнер с карандашами, предметные картинки с изображениями пресноводных рыб, плоскостные изображения рыбок, контейнер с фишками, контейнер с магнитными буквами и элементами буквы Ж.
Иконка файла материала Занятие 2 Звук Ж.doc
Занятие 2 Звук Ж, буква Ж ж (март 3 неделя) Коррекционно­образовательные   цели.  Активизация   и   актуализация словаря по теме «Пресноводные рыбы». Совершенствование навыка слогового Коррекционно­развивающие   цели. анализа. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Жж.  Развитие   речевого   слуха,   фо­ нематического восприятия, зрительного и внимания и восприятия, мышления, артикуляционной и тонкой моторики. Коррекционно­воспитательные   цели.  Формирование   взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Оборудование. Магнитная доска, тетрадь №2 и «Мой букварь» по числу детей,   контейнер   с   карандашами,   предметные   картинки   с   изображениями пресноводных рыб, плоскостные изображения рыбок, контейнер с фишками, контейнер с магнитными буквами и элементами буквы Ж. Предварительная работа. Чтение рассказов Б. Житкова «Кружечка под елочкой», Н. Калининой «Как Вася ловил рыбу», «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина. Ход занятия 1.  Организационный   момент.  [Развитие   фонематического   восприятия. Создание эмоционально положительного фона. Объявление темы занятия.] Логопед встречает детей в дверях кабинета с контейнером в ру­ ках. В контейнере лежат предметные картинки. Логопед здоровается с детьми и предлагает им выбрать по одной картинке, а затем пройти за стол. Логопед.  Сегодня мы продолжим разговор о пресноводных рыбах. А еще   познакомимся   с   новой   буквой.   Рассмотрите   картинки,   которые   вы выбрали, вспомните названия рыб, изображенных на них. Сначала сядут те дети, названия рыб у которых начинаются со звука (с}.Садятся дети, выбравшие картинки с изображениями сома и су­ дака. Логопед. Теперь сядет тот, у кого название рыбы начинается со звука | ф]. Садится ребенок, у которого на картинке изображена форель. Логопед. Ас какого звука начинается название твоей рыбы, Ваня? 4­й ребенок. Слово лещ начинается со звука [л'].  Логопед.  Отлично.   Сядьте   правильно.   Продолжим   работу.  Логопед собирает картинки. 2. Игра «Кого не стало?»  [Развитие зрительного восприятия, внимания, мышления. Совершенствование грамматического строя речи.] Логопед помещает на магнитную доску пять картинок с изобра­ жениями пресноводных рыб. Логопед.  Посмотрите   внимательно   и   запомните,   изображения   каких рыб   перед   вами.   Сейчас   вы   закроете   глаза,   я   уберу   одну   картинку,   а   вы скажете, кого не стало. По команде логопеда дети закрывают глаза. Логопед убирает одну картинку. Логопед. Кого не стало? 1­йребенок. Не стало щуки. Игра проводится до тех пор, пока по одному разу не ответят все дети. 3.   Упражнение   «Подними   рыбку».   [Развитие   фонематического восприятия.] Логопед предлагает детям встать около стульчиков и раздает им плоскостные изображения рыбок.Логопед.  Послушайте   стихотворение   и   подумайте,   какой   звук встречается в нем чаще других. Жанна и Женя в роще гуляли. Желтые желуди в травке искали. Дети. Звук [ж]. Логопед. Давайте произнесем звук [ж] все вместе. Дети вместе с логопедом произносят звук {ж}. Логопед. Обратите внимание: когда мы произносим этот звук, язычок стоит   «чашечкой»   за   верхними   зубами,   зубы   сближены,   губы   округлены. Значит, во рту есть преграда из губ  и  языка. Как вы думаете, звук [ж] — гласный или согласный? Дети. Согласный. Логопед. Верно. Это твердый согласный звук. Его нельзя петь, открыв рот. Каким кружком мы будем обозначать этот звук?  Дети. Синим. Логопед.  Приложите руку к горлышку и определите, звонкий он или глухой.  Дети. Он звонкий. Логопед.  Верно.  Это  согласный  твердый  звонкий  звук.  А  теперь  вы будете поднимать рыбок, как только услышите звук [ж]. Ж, 3, ж, ш, ж, д, Ш, Ж, 3, с. Жа, ду, шо, жи, шу, за, жо, до. Жаба, шапка, замок, флажок, коза, жужжать, звенеть, шипеть, желтый, кожаный, золотой. Дети слушают и поднимают рыбок, услышав звук [ж]. Логопед.  Молодцы!   Вы   были   очень   внимательными   и   не   допускали ошибок. 4. Упражнение «Кто скорее?»  [Развитие   навыков   звукового   анализа  и синтеза.] Логопед убирает рыбок.Логопед.  А   сейчас   уже   знакомая   вам   игра   «Кто   скорее?»   Я   буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот  и  получит фишку.  У победителя должно быть фишек больше всех. Ж, а. Что получилось? 1­йребенок. Жа. Логопед. Верно. Получи фишку. Ж, о. Что получилось?  2­й ребенок. Жо. Логопед. Правильно. Возьми фишку. Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: жу. жи, жар. Логопед вместе с детьми определяет победителя и награждает его наклейкой на тетрадь. 5.   Работа   по   книге   «Мой   букварь».  [Знакомство   с   буквой  Жж. Формирование   навыка   осознанного   чтения.   Развитие   фонематического восприятия, связной речи.] Логопед раздает детям буквари, открытые на стр. 58. Логопед.  Посмотрите   на   картинку   в   верхней   части   страницы.   Я прочитаю вам стихотворение к ней еще раз. Жанна и Женя в роще гуляли, Желтые желуди в травке искали. В каких словах этого стихотворения есть звук [ж]? Дети. Жанна, Женя, желтые, желуди. Логопед. Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это большая и маленькая буквы Жж. Под ними вы видите только один синий кружок. Что это значит? Дети. Значит, буква Жж обозначает только один звук [ж]. Логопед. Верно. Давайте найдем на картинке в нижней части страницы три буквы и узнаем, кто спрятался в чашечке колокольчика. Дети находят буквы Ж, У, К. Логопед ставит на стол контейнер с   магнитными   буквами   и   предлагает   детям   пройти   к   магнитнойдоске и составить слово. Дети проходят к доске и каждый состав­ ляет слово жук. Все вместе читают его. Логопед.  Молодцы! Вы быстро нашли буквы, составили и прочитали слово.   Я   вами   горжусь.   А   теперь   давайте   составим   новую   букву.   Какие элементы вам для этого нужны? Дети. Три палочки. Дети составляют каждый по одной букве Ж.  Логопед. А теперь вернитесь за стол, садитесь. Давайте почитаем, что написано рядом с зелеными кружками.  1­й ребенок. Жа.  2­й ребенок. Жу.  3­й ребенок. Жо.  4­й ребенок. Жи.  1­й ребенок. Жук.  2­й ребенок. Уж.  3­й ребенок. Ужи. 4­й ребенок. Нож.  1­й ребенок. Ножи.  2­й ребенок. Ножик.  3­й ребенок. Ножики.  4­й ребенок. Жаба.  1­йребенок. Кожа.  2­й ребенок. Жду.  3­й ребенок. Жди.  4­й ребенок. Дожди.  1­йребенок. Дождик.  2­й ребенок. Жбан.  3­й ребенок. Багаж.Логопед.  Теперь   рассмотрите   картинки   и   прочитайте   подписи   под ними. 4­й ребенок. Жбан.  3­й ребенок. Ужи.  1 ­й р е б е н о к. Жаба.  2­й ребенок. Багаж. Логопед. Теперь прочитайте предложения.  1 ­й р е б е н о к. Жук жужжит.  2­й ребенок. У Вани ножик.  3­й ребенок. Под дубом жаба.  4­й ребенок. Под кустом ужи. Логопед.  Вы великолепно читали сегодня. Я горжусь вами. А сейчас закройте буквари. Дети закрывают буквари. Логопед убирает их. 6.   Пальчиковая   гимнастика   «Рыбка».  [Развитие   тонкой   моторики,  Тема координации   речи   с   движением.   (Повторение.   См.:   Занятие  1. «Пресноводные рыбы».)] Логопед приглашает детей пройти на ковер и предлагает им сде­ лать пальчиковую гимнастику. 7.   Работа   в   тетради   №2.  [Развитие   тонкой   моторики.]  Логопед приглашает   детей   за   стол,   раздает   им   тетради,   ставит   на   стол контейнер с карандашами. Логопед. Посмотрите на левую страницу. Что вы видите в ее верхней части? Дети. Желудь, жука, большую и маленькую буквы Жж. Логопед.  Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется?Дети.  Синий,   потому   что   буква  Жж  —   согласная.  Дети раскрашивают буквы. Логопед.  А   теперь   подумайте,   как   правильно   раскрасить   желудь   и жука. Выполняйте задание. Дети выполняют задание, логопед контролирует их и оказывает им помощь, если это необходимо. Логопед.  Теперь   положите   цветные   карандаши   и   возьмите   простые, давайте напишем букву Жж. Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я пишу сверху вниз прямую палочку, а потом две палочки крест­накрест через ее середину. Напишите четыре больших и три маленьких буквы по точкам. Слова и предложение мы будем писать на индивидуальных занятиях. Закройте тетради. 8.  Игра «Кто лишний?»  [Развитие речевого  слуха, мышления, связной речи.] Логопед.  Помогите мне определить, какое слово лишнее в цепочке и почему. Сом, ерш, гурами, щука. Кто лишний? 1 ­й р е б е н о к. Лишняя гурами. Это аквариумная рыбка, а сом, ерш и щука — пресноводные рыбы. Логопед предлагает детям еще два­три подобных задания. 9. Игра­соревнование «Подбери картинки к схемам». [Совершенствование навыка слогового анализа слов.] Логопед   помещает   на   магнитную   доску   несколько   картинок   с изображениями пресноводных рыб {щука, судак, форель, карась, карп, ерш, лещ, сом) и две слоговых схемы. Рис. 53Логопед.  Я предлагаю вам провести соревнование. Я разобью вас на две команды. Одна выберет рыб, названия которых делятся на два слога, и поместит их под первую схему, а вторая выберет рыб, в названиях которых только один слог, и поместит их под вторую схему. Победит та команда, которая быстрее и точнее справится с работой. Логопед разбивает детей на команды. Дети выполняют задание. Все вместе они определяют победителя. 10. Окончание занятия.  [Оценка работы детей.]  По просьбе логопеда дети перечисляют задания, которые выполняли, рассказывают о том, что   узнали   нового   и   интересного.   Логопед   оценивает   деятельность каждого ребенка.

Посмотрите также