Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуали¬зация словаря по теме «Пресноводные рыбы». Совершенствова¬ние навыка слогового анализа. Совершенствование навыка чте¬ния слогов и слов с новой буквой Жж.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого слуха, фо-нематического восприятия, зрительного и внимания и воспри¬ятия, мышления, артикуляционной и тонкой моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопо¬нимания, доброжелательности, самостоятельности, инициатив¬ности, ответственности.
Оборудование. Магнитная доска, тетрадь №2 и «Мой букварь» по числу детей, контейнер с карандашами, предметные картинки с изображениями пресноводных рыб, плоскостные изображения рыбок, контейнер с фишками, контейнер с магнитными буквами и элементами буквы Ж.
Занятие 2 Звук Ж, буква Ж ж (март 3 неделя)
Коррекционнообразовательные цели.
Активизация и актуализация
словаря по теме «Пресноводные рыбы». Совершенствование навыка слогового
Коррекционноразвивающие цели.
анализа. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Жж.
Развитие речевого слуха, фо
нематического восприятия, зрительного и внимания и восприятия, мышления,
артикуляционной и тонкой моторики.
Коррекционновоспитательные цели. Формирование взаимопонимания,
доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Магнитная доска, тетрадь №2 и «Мой букварь» по числу
детей, контейнер с карандашами, предметные картинки с изображениями
пресноводных рыб, плоскостные изображения рыбок, контейнер с фишками,
контейнер с магнитными буквами и элементами буквы Ж.
Предварительная работа. Чтение рассказов Б. Житкова «Кружечка под
елочкой», Н. Калининой «Как Вася ловил рыбу», «Сказки о рыбаке и рыбке»
А. Пушкина.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Развитие фонематического восприятия.
Создание эмоционально положительного фона. Объявление темы занятия.]
Логопед встречает детей в дверях кабинета с контейнером в ру
ках. В контейнере лежат предметные картинки. Логопед здоровается
с детьми и предлагает им выбрать по одной картинке, а затем пройти
за стол.
Логопед. Сегодня мы продолжим разговор о пресноводных рыбах. А
еще познакомимся с новой буквой. Рассмотрите картинки, которые вы
выбрали, вспомните названия рыб, изображенных
на них. Сначала сядут те дети, названия рыб у которых начинаются со
звука (с}.Садятся дети, выбравшие картинки с изображениями сома и су
дака.
Логопед. Теперь сядет тот, у кого название рыбы начинается со звука |
ф].
Садится ребенок, у которого на картинке изображена форель.
Логопед. Ас какого звука начинается название твоей рыбы, Ваня?
4й ребенок. Слово лещ начинается со звука [л'].
Логопед. Отлично. Сядьте правильно. Продолжим работу. Логопед
собирает картинки.
2. Игра «Кого не стало?» [Развитие зрительного восприятия, внимания,
мышления. Совершенствование грамматического строя речи.]
Логопед помещает на магнитную доску пять картинок с изобра
жениями пресноводных рыб.
Логопед. Посмотрите внимательно и запомните, изображения каких
рыб перед вами. Сейчас вы закроете глаза, я уберу одну картинку, а вы
скажете, кого не стало.
По команде логопеда дети закрывают глаза. Логопед убирает одну
картинку.
Логопед. Кого не стало?
1йребенок. Не стало щуки.
Игра проводится до тех пор, пока по одному разу не ответят все
дети.
3. Упражнение «Подними рыбку». [Развитие фонематического
восприятия.]
Логопед предлагает детям встать около стульчиков и раздает
им плоскостные изображения рыбок.Логопед. Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук
встречается в нем чаще других.
Жанна и Женя в роще гуляли. Желтые желуди в травке искали.
Дети. Звук [ж].
Логопед. Давайте произнесем звук [ж] все вместе.
Дети вместе с логопедом произносят звук {ж}.
Логопед. Обратите внимание: когда мы произносим этот звук, язычок
стоит «чашечкой» за верхними зубами, зубы сближены, губы округлены.
Значит, во рту есть преграда из губ и языка. Как вы думаете, звук [ж] —
гласный или согласный?
Дети. Согласный.
Логопед. Верно. Это твердый согласный звук. Его нельзя петь, открыв
рот. Каким кружком мы будем обозначать этот звук?
Дети. Синим.
Логопед. Приложите руку к горлышку и определите, звонкий он или
глухой.
Дети. Он звонкий.
Логопед. Верно. Это согласный твердый звонкий звук. А теперь вы
будете поднимать рыбок, как только услышите звук [ж]. Ж, 3, ж, ш, ж, д, Ш,
Ж, 3, с. Жа, ду, шо, жи, шу, за, жо, до.
Жаба, шапка, замок, флажок, коза, жужжать, звенеть, шипеть, желтый,
кожаный, золотой.
Дети слушают и поднимают рыбок, услышав звук [ж].
Логопед. Молодцы! Вы были очень внимательными и не допускали
ошибок.
4. Упражнение «Кто скорее?» [Развитие навыков звукового анализа и
синтеза.]
Логопед убирает рыбок.Логопед. А сейчас уже знакомая вам игра «Кто скорее?» Я буду
перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их
слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно
быть фишек больше всех. Ж, а. Что получилось?
1йребенок. Жа.
Логопед. Верно. Получи фишку. Ж, о. Что получилось?
2й ребенок. Жо.
Логопед. Правильно. Возьми фишку.
Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: жу. жи,
жар. Логопед вместе с детьми определяет победителя и награждает
его наклейкой на тетрадь.
5. Работа по книге «Мой букварь».
[Знакомство с буквой Жж.
Формирование навыка осознанного чтения. Развитие фонематического
восприятия, связной речи.]
Логопед раздает детям буквари, открытые на стр. 58.
Логопед. Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я
прочитаю вам стихотворение к ней еще раз.
Жанна и Женя в роще гуляли, Желтые желуди в травке искали.
В каких словах этого стихотворения есть звук [ж]? Дети. Жанна, Женя,
желтые, желуди.
Логопед. Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки.
Это большая и маленькая буквы Жж. Под ними вы видите только один синий
кружок. Что это значит?
Дети. Значит, буква Жж обозначает только один звук [ж].
Логопед. Верно. Давайте найдем на картинке в нижней части страницы
три буквы и узнаем, кто спрятался в чашечке колокольчика.
Дети находят буквы Ж, У, К. Логопед ставит на стол контейнер
с магнитными буквами и предлагает детям пройти к магнитнойдоске и составить слово. Дети проходят к доске и каждый состав
ляет слово жук. Все вместе читают его.
Логопед. Молодцы! Вы быстро нашли буквы, составили и прочитали
слово. Я вами горжусь. А теперь давайте составим новую букву. Какие
элементы вам для этого нужны?
Дети. Три палочки.
Дети составляют каждый по одной букве Ж.
Логопед. А теперь вернитесь за стол, садитесь. Давайте почитаем, что
написано рядом с зелеными кружками.
1й ребенок. Жа.
2й ребенок. Жу.
3й ребенок. Жо.
4й ребенок. Жи.
1й ребенок. Жук.
2й ребенок. Уж.
3й ребенок. Ужи.
4й ребенок. Нож.
1й ребенок. Ножи.
2й ребенок. Ножик.
3й ребенок. Ножики.
4й ребенок. Жаба.
1йребенок. Кожа.
2й ребенок. Жду.
3й ребенок. Жди.
4й ребенок. Дожди.
1йребенок. Дождик.
2й ребенок. Жбан.
3й ребенок. Багаж.Логопед. Теперь рассмотрите картинки и прочитайте подписи под
ними.
4й ребенок. Жбан.
3й ребенок. Ужи.
1 й р е б е н о к. Жаба.
2й ребенок. Багаж.
Логопед. Теперь прочитайте предложения.
1 й р е б е н о к. Жук жужжит.
2й ребенок. У Вани ножик.
3й ребенок. Под дубом жаба.
4й ребенок. Под кустом ужи.
Логопед. Вы великолепно читали сегодня. Я горжусь вами. А сейчас
закройте буквари.
Дети закрывают буквари. Логопед убирает их.
6. Пальчиковая гимнастика «Рыбка».
[Развитие тонкой моторики,
Тема
координации речи с движением. (Повторение. См.: Занятие 1.
«Пресноводные рыбы».)]
Логопед приглашает детей пройти на ковер и предлагает им сде
лать пальчиковую гимнастику.
7. Работа в тетради №2.
[Развитие тонкой моторики.] Логопед
приглашает детей за стол, раздает им тетради, ставит на стол
контейнер с карандашами.
Логопед. Посмотрите на левую страницу. Что вы видите в ее верхней
части?
Дети. Желудь, жука, большую и маленькую буквы Жж.
Логопед. Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой карандаш вам
для этого потребуется?Дети. Синий, потому что буква Жж — согласная.
Дети
раскрашивают буквы.
Логопед. А теперь подумайте, как правильно раскрасить желудь и
жука. Выполняйте задание.
Дети выполняют задание, логопед контролирует их и оказывает
им помощь, если это необходимо.
Логопед. Теперь положите цветные карандаши и возьмите простые,
давайте напишем букву Жж. Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я
пишу сверху вниз прямую палочку, а потом две палочки крестнакрест через
ее середину. Напишите четыре больших и три маленьких буквы по точкам.
Слова и предложение мы будем писать на индивидуальных занятиях. Закройте
тетради.
8. Игра «Кто лишний?» [Развитие речевого слуха, мышления, связной
речи.]
Логопед. Помогите мне определить, какое слово лишнее в цепочке и
почему. Сом, ерш, гурами, щука. Кто лишний?
1 й р е б е н о к. Лишняя гурами. Это аквариумная рыбка, а сом, ерш и
щука — пресноводные рыбы.
Логопед предлагает детям еще дватри подобных задания.
9. Играсоревнование «Подбери картинки к схемам». [Совершенствование
навыка слогового анализа слов.]
Логопед помещает на магнитную доску несколько картинок с
изображениями пресноводных рыб {щука, судак, форель, карась, карп,
ерш, лещ, сом) и две слоговых схемы.
Рис. 53Логопед. Я предлагаю вам провести соревнование. Я разобью вас на
две команды. Одна выберет рыб, названия которых
делятся на два слога, и поместит их под первую схему, а вторая выберет
рыб, в названиях которых только один слог, и поместит их под вторую схему.
Победит та команда, которая быстрее и точнее справится с работой.
Логопед разбивает детей на команды. Дети выполняют задание.
Все вместе они определяют победителя.
10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] По просьбе логопеда
дети перечисляют задания, которые выполняли, рассказывают о том,
что узнали нового и интересного. Логопед оценивает деятельность
каждого ребенка.