Занятие 2 Звуки С-Ш (март 2 неделя)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 06.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуали¬зация словаря по теме «Комнатные растения». Совершенствова¬ние навыка звукового анализа и синтеза. Совершенствование на¬выка чтения слогов и слов с новой буквой Шш. Профилактика нарушений письменной речи. Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фо¬нематических представлений (дифференциация звуков [с] и [ш] в предложении), зрительного и внимания и восприятия, мышле¬ния, артикуляционной, тонкой и общей моторики. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопо¬нимания, доброжелательности, самостоятельности, инициатив¬ности, ответственности. Воспитание любви и бережного отноше¬ния к природе.
Иконка файла материала Занятие 2 Звуки С.doc
Занятие 2 Звуки С­Ш (март 2 неделя) Коррекционно­образовательные  цели.  Активизация   и   актуализация словаря   по   теме   «Комнатные   растения».   Совершенствование   навыка звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Шш. Профилактика нарушений письменной речи. Коррекционно­развивающие   цели.  Развитие   связной   речи,   фо­ нематических   представлений   (дифференциация   звуков   [с]   и   [ш]   в предложении),   зрительного   и   внимания   и   восприятия,   мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики. Коррекционно­воспитательные  цели.  Формирование   взаимопонимания, доброжелательности,   самостоятельности,   инициативности,   ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе. Оборудование.  Магнитная   доска,   комплект   фломастеров   к   ней, коврограф, предметные картинки с изображениями комнатных растений,   карточки­схемы   для   игры   «Шифровки»,   картинки­пазлы, тетрадь   №2   по   числу   детей,   контейнер   с   карандашами,   плоскостное изображение   кактуса,   мелкие   картинки   со   звуками   [с]   и   [ш]   в   названиях, алгоритм   рассказа   о   комнатном   растении,   контурные   картинки   с изображениями комнатных растений. Предварительная  работа.  Беседа   о   комнатных   растениях,  способах   их размножения, уходе за ними на занятии по ознакомлению с окружающим. Ход занятия 1. Организационный момент. [Уточнение и активизация словаря по теме «Комнатные растения». Совершенствование навыка слогового анализа слов. Объявление темы занятия.] Логопед встречает детей в дверях кабинета, организует приветствие, приглашает детей к стульчикам, стоящим вокруг стола.Логопед. Сначала сядут те дети, которые вспомнят названия растений, состоящие из двух слогов. 1­йребенок. Ге­рань. 2­й ребенок. Фи­кус. Логопед. Теперь сядут те дети, которые вспомнят названия растений из трех слогов. 3­й ребенок. Баль­за­мин. 4­й ребенок. Кли­ви­я. Логопед. Молодцы. Вы отлично справились с первым заданием. 2. Игра «Что лишнее?» [Развитие речевого слуха.] Логопед предлагает детям сесть правильно и быть внимательными. Логопед.  А   сейчас   я   хочу   проверить,   умеете   ли   вы   внимательно слушать. Я буду произносить ряд слов, а вы будете определять, какое слово лишнее и почему. Гортензия, стебель, колеус, фикус, бальзамин. Что лишнее? Дети.  Лишнее   слово  стебель.  Это   часть   растения.   А   все   остальные слова — названия комнатных растений. Логопед   предлагает   детям   еще   два­три   аналогичных   задания,   а потом оценивает работу детей. 3. Игра «Шифровки». [Развитие навыка звукобуквенного анализа.] Логопед   помещает   на   магнитную   доску   несколько   картинок   с изображениями комнатных растений. Логопед.  Посмотрите   на   картинки   и   назовите   комнатные   растения, изображенные на них. Дети. Герань, кактус, фикус, бальзамин. Логопед помещает на магнитную доску две карточки. Рис. 47 Логопед.  Я  предлагаю   вам  сыграть  в игру «Шифровки». Подберите картинку   к   карточке­шифровке,   на   которой   схема   слова   изображена   спомощью синих кружков и букв. Для работы я разделю вас на две команды. В первой команде будут Вадик и Ариша. Они найдут картинку к первой схеме. Во второй команде будут Ваня и Настя. Они подберут картинку ко второй схеме. Надеюсь, вы помните, какие звуки обозначают синие кружки. Дети. Они обозначают твердые согласные звуки. Логопед приглашает детей, к доске предоставляет им возможность посовещаться и выбрать картинки. Картинки помещаются над схемами. Остальные картинки логопед убирает. Логопед.  Расшифруйте   и   запишите   под   схемами   слова.   Пусть   это сделают девочки, а мальчики будут им подсказывать. Дети пишут слова: кактус, фикус. Команды проверяют и оценивают работу друг друга. Логопед награждает всех наклейками. 4.  Пазлы   «Комнатные   растения»   (8   частей).   [Развитие   зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.] Логопед   убирает   картинки   и   схемы,   стирает   с   доски   слова, приглашает детей за стол, раздает им пазлы (рис. 48). Логопед.  А   теперь   каждый   из   вас   соберет   изображение   одного   из комнатных растений из частей. Выполняйте работу. Дети выполняют работу. Логопед оценивает ее.Рис. 4В 5. Подвижная игра «Комнатные растения» (повторение. См.: Занятие  1. Тема   «Комнатные   растения»).   [Развитие   общей   моторики,   регуляция мышечного тонуса.] Логопед приглашает детей на ковер и проводит  с  ними подвижную игру. 6. Работа в тетради №2. [Развитие навыка звукового анализа слов.] Логопед   вновь   приглашает   детей   за   стол,   раздает   им   тетради, ставит на стол контейнер с карандашами. Логопед.  Вы разгадали такие сложные шифровки, что со следующим заданием справитесь без труда. Я в этом не сомневаюсь. Откройте тетради там, где лежит закладка. Посмотрите на верхнюю часть левой странички. Вы должны выполнить звуковой анализ слова шар и раскрасить кружки в схеме, а потом раскрасить шар в такой цвет, который вам нравится. Дети   самостоятельно   выполняют   задание   и   комментируют   его выполнение по просьбе логопеда. Логопед может задать детям несколько вопросов в ходе выполнения задания.Логопед.  Почему   ты   раскрашиваешь   первый   кружок   синим карандашом, Арина? 1 ­й р е б е н о к. Он обозначает твердый согласный звук [ш]. Логопед. Почему в твоей схеме два синих кружка, Ваня? 2­й р е б е н о к. В этом слове два согласных твердых звука: [ш], |р]. (И т. п.) Дети заканчивают работу, логопед оценивает ее, собирает тетради, убирает контейнер с карандашами. 7.   Упражнение   «Украсим   кактус».  [Развитие   фонематических представлений (дифференциация звуков [с]—[ш] в предложении).] Логопед   приглашает   детей   к   коврографу,   закрепляет   на   нем плоскостное   изображение   большого   кактуса,   рассыпает   на   столике картинки {сосулька, свеча, подсолнух, лиса, кошка, мышка, шар, лягушка, хлопушка,   груша,   Петрушка,   Чебурашка)   с   приклеенными   к   ним «липучками». Логопед. Давайте представим, что мы с вами попали в Мексику. Скоро Новый   год.  У  нас   нет   елки,  зато   есть   огромный   кактус.   Давайте   украсим кактус   предметами   со   звуком   [ш]   в   названиях.   Выбирайте   картинку   и начинайте ответ со слов я повешу на кактус... Дети   выполняют   задание,   украшают   кактус   игрушками,   ком­ ментируя свои действия. Логопед оценивает их работу. 8.  Рассказы о комнатных растениях по схеме.  [Развитие  связной  речи, мышления.] Логопед убирает пособия и приглашает детей за стол. На магнитную доску он помещает схему рассказа о комнатных растениях (рис. 49), а на столе раскладывает картинки с их изображениями. Логопед.  Теперь   я   хочу   предложить   вам   рассказать   о   комнатных растениях.   Выберите   каждый   по   одной   картинке   и,   пользуясь   схемой,составьте рассказ. Сначала назовите растение, потом скажите, комнатное оно или садовое, опишите его части, расскажите об уходе за ним. Логопед   предоставляет   детям   одну   минуту   для   подготовки   к рассказу. 1­й ребенок. Это герань. Герань — комнатное растение. У нее прочные стебли, округлые волнистые листья и нежные розовые цветы. Герань нужно поливать, опрыскивать, она хорошо растет на светлом месте у окна. Аналогично составляют рассказы все дети. Логопед предлагает им выбрать лучшего рассказчика. 9.  Игра «Книжка­раскраска». [Автоматизация произношения звука [р] в предложении.] Логопед убирает алгоритм и картинки, раздает детям карточки с контурными изображениями комнатных растений. Логопед.  Это   картинки   из   книжки­раскраски   девочки   Тамары. Расскажите, что будет раскрашивать Тамара. Правильно стройте предложения и следите за произношением звука [р]. 1 ­й р е б е н о к. Тамара раскрасит монстеру. 2­й  ребенок.  Тамара будет   раскрашивать   гортензию.   3­й  ребенок.  Тамара   хочет   раскрасить герань. 4­й  ребенок.  Тамаре  нужно   раскрасить  традесканцию.  Логопед. Отлично! Вы очень красиво говорили и правильно построили предложения. 10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед   предлагает   детям   перечислить   все   задания,   которые   они выполняли, а потом оценивает их работу.Рис. 7 Как называется растение? Оно комнатное или садовое? Какие части есть у растения? Их особенности. Как за ним следует ухаживать?

Посмотрите также