Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуали¬зация словаря по теме «Наш город». Совершенствование грамма¬тического строя речи (согласование прилагательных с существи¬тельными). Совершенствование фонематических представлений (дифференциация звуков [ш]—[ж] в слогах и словах). Совершен¬ствование навыка слогового анализа и синтеза. Профилактика на¬рушений письменной речи.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фо-нематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопо¬нимания, доброжелательности, самостоятельности, инициатив¬ности, ответственности. Воспитание любви к Санкт-Петербургу.
Занятие 2 звуки ШЖ (март 4 неделя)
Коррекционнообразовательные цели.
Активизация и актуализация
словаря по теме «Наш город». Совершенствование грамматического строя
речи (согласование прилагательных с существительными). Совершенствование
фонематических представлений (дифференциация звуков [ш]—[ж] в слогах и
словах). Совершенствование навыка слогового анализа и синтеза.
Профилактика нарушений письменной речи.
Коррекционноразвивающие цели.
Развитие связной речи,
фо
нематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления,
тонкой и общей моторики.
Коррекционновоспитательные цели. Формирование взаимопонимания,
доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Воспитание любви к СанктПетербургу.
Оборудование. Магнитная доска, «Мой букварь», тетрадь №2, книжка
раскраска «СанктПетербург, тетрадь «Занимаемся вместе» (II часть) по
числу детей, контейнер с карандашами, мяч, открытки или фотографии с
видами СанктПетербурга.
Предварительная работа. Подбор определений к словам — названиям
достопримечательностей СанктПетербурга на индивидуальных занятиях с
логопедом.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Уточнение и активизация словаря по теме
«Наш город». Совершенствование навыка звукового анализа слов. Объявление
темы занятия.]
Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие.
Логопед. Сегодня мы с вами продолжим разговор о нашем родном
городе. Для начала послушайте вот такое задание. Сядет тот, кто вспомнит
название реки, начинающееся со звука [м].I й р е б е н о к. Мойка.
Логопед. Верно. Теперь сядет тот, кто вспомнит название реки со
звуком [в] в середине. 2й ребенок. Нева.
Логопед. Правильно. Можно сесть тому, кто вспомнит название реки,
начинающееся со звука [к]. 3й ребенок. Карповка.
Логопед. Отлично. Ну а ты, Диана, вспомни название реки, которое
начинается со звука [ф]. 4йребенок. Фонтанка.
Логопед. Вы отлично выполнили первое задание!
2. Упражнение «Расскажи, какой».
[Расширение словаря при
лагательными. Совершенствование грамматического строя речи (согласование
прилагательных с существительными).]
Логопед раздает детям тетради «Занимаемся вместе».
Л огопед. Откройте тетради там, где лежат закладки. Выберите
каждый по одной картинке. Подберите как можно больше слов, отвечающих
на вопрос «Какой?» к слову — названию места, нарисованного на картинке.
1й ребенок. Нева красивая, широкая, полноводная, глубокая.
2й ребенок. Дворцовая площадь красивая, нарядная, мощеная,
главная.
3й ребенок. Невский проспект красивый, широкий, прямой, главный.
4й ребенок. Летний сад красивый, тенистый, зеленый, тихий.
Логопед. Молодцы! Вы и с этим заданием справились отлично.
Логопед убирает тетради.
3. Игра «Что изменилось?» [Развитие диалогической речи, зрительного
внимания и восприятия.]
Логопед помещает на магнитную доску несколько открыток или
фотографий с видами СанктПетербурга.
Логопед. Какие места нашего города вы видите на этих фотографиях?Дети. Петропавловскую крепость, домик Петра I, Эрмитаж, Стрелку
Васильевского острова.
Логопед. Правильно. Сейчас вы закроете глаза, а я поменяю
фотографии местами или заменю одну из них. Вы должны будете рассказать,
что изменилось.
Логопед меняет фотографии Петропавловской крепости и Эр
митажа местами.
1й ребенок. Петропавловская крепость и Эрмитаж поменялись
местами.
Игра проводится до тех пор, пока не ответит каждый ребенок. По
окончании игры логопед убирает фотографии.
4. Работа по книжкераскраске «СанктПетербург».
[Уточнение и
активизация словаря по теме «Наш город». Развитие тонкой моторики.]
Логопед раздает детям книжкираскраски, ставит на стол кон
тейнер с карандашами, помещает фотографию с видом Летнего сада.
Логопед. Вы гуляли в Летнем саду и видели огромную каменную вазу,
которую подарил русскому царю шведский король. Обведите вазу по точкам,
а потом раскрасьте ее. Посмотрите на картинку в книжке и на фотографию,
подумайте, какие карандаши вам для этого потребуются.
Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу, а потом
убирает книжки, контейнер с карандашами, фотографию.
5. Игра с мячом «Продолжи предложение». [Обогащение экспрессивной
речи словамиантонимами.]
Логопед приглашает детей выйти на ковер, предлагает им встать
в круг и берет в руки мяч.
Логопед. Давайте поиграем в игру «Продолжи предложение»,
поучимся подбирать слова«наоборот». Нева широкая, а Мойка...
1 й р е б е н о к. ...узкая.Логопед. Нева глубокая, а Карповка...
2й ребенок. ...мелкая.
Логопед. Исаакиевский собор высокий, а домик Петра I...
3й ребенок. ...низкий.
Логопед. Невский проспект длинный, а улица Зодчего Росси...
4йребенок. ...короткая.
6. Упражнение «Летний сад» (повторение. См.: Занятие 1. Тема «Наш
город»). [Координация речи с движением.]
Логопед убирает мяч и предлагает детям сделать знакомое уп
ражнение.
7. Упражнение е мячом «Подбери пару».
[Совершенствование
фонематических представлений (Дифференциация звуков [ш]— [ж] в слогах и
словах).]
Логопед вновь берет в руки мяч.
Логопед. Ша.
1й ребенок. Жа.
Логопед. Ши.
2й ребенок Жи.
Логопед. Ше.
3й ребенок. Же.
Логопед. Шо.
4й ребенок. Жо.
Логопед. Шу.
1й ребенок. Жу.
Логопед. Саша.
2й ребенок. Сажа.
Логопед. Шар. 3
й ребенок. Жар.Логопед. Шить.
4й ребенок. Жить.
Логопед. Великолепно! Какие же вы молодцы! Логопед убирает мяч
и приглашает детей к столу.
8. Работа по тетради №2.
[Совершенствование фонематических
представлений (дифференциация звуков [ш]—[ж] в словах).]
Логопед раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с
карандашами.
Логопед. Посмотрите на страничку справа. Соедините картинки с теми
буквами, которые есть в их названиях, а потом раскрасьте их.
Дети выполняют задание, логопед оценивает выполнение, а по
том убирает тетради и карандаши.
9. Игра «Составь слова». [Совершенствование навыка слогового анализа и
синтеза слов. Совершенствование навыка чтения.]
Логопед раздает детям буквари.
Логопед. Откройте буквари. Посмотрите на задание в верхней части
страницы. Составьте слова из данных слогов.
1й ребенок. Жаба.
2й ребенок. Жуки.
3й ребенок. Ножи.
4й ребенок. Кожа.
10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]
Логопед предлагает детям перечислить упражнения, которые
они выполняли, а затем оценивает работу каждого ребенка на про
тяжении всего занятия.