Занятие 36. Звук и буква Э (подготовительная группа)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 05.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: коррекционно-образовательные: — дать детям понятие о механизме образования звука Э; — формировать адъективный словарь; коррекционно-развивающие: — автоматизировать у детей звук Э в слогах, словах и предложениях; — учить дифференцировать ротовой и носовой выдох; — развивать фонематический слух и восприятие; — развивать голос; — развивать навыки словообразования; коррекционно-воспитательная: — воспитывать у детей наблюдательность и гуманное отношение к окружающей среде. Оборудование:картинки, в названии которых присутствует звук Э, красные флажки, разрезные азбуки, карандаши, тетради, картина с изображением рыбы, где выделены части ее тела.
Иконка файла материала Занятие 36.doc
Занятие 36. Звук и буква Э Цели: коррекционно­образовательные: — дать детям понятие о механизме образования звука Э; — формировать адъективный словарь; коррекционно­развивающие: — автоматизировать у детей звук Э в слогах, словах и предложениях; — учить дифференцировать ротовой и носовой выдох; — развивать фонематический слух и восприятие; — развивать голос; — развивать навыки словообразования; коррекционно­воспитательная: — воспитывать у детей наблюдательность и гуманное отношение к  окружающей среде. Оборудование:картинки, в названии которых присутствует звук Э, красные  флажки, разрезные азбуки, карандаши, тетради, картина с изображением  рыбы, где выделены части ее тела. Ход занятия /. Организационный момент. Вспомнить картинки, в названии которых есть звуки Г, К. //.        Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по  развитию дыхания и голоса. 1. Общее расслабление. «Рыбка». Глаза есть, но не мигает, Крылья есть, но не летает, Плавает под мостиком, Хвостиком виляет, Ночью тихо засыпает. 2. Развитие общей моторики. Мигают глазами. Взмахи руками, разведен­ ными в стороны. Руки сложены ладошкой к ладошке, плавные, волно­ «Засыпают».Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать. Рыбка спинку изогнула, Крошку хлебную взяла; Рыбка хвостиком махнула, Дети стоят в кругу. Волнообразные движения руками. Бегут друг за другом. Далее по тексту. Рыбка быстро уплыла. 3. Развитие мелкой моторики. «Акула». Приплывали две севрюги, Двумя   ладонями   дети У них спины словно дуги. севрюги. Выгибают ладони тыльной изображают, как плывут Налетели с двух сторон. Ты, акула, выйди вон. (В. Волина) 4. Массаж лица. По общим правилам. стороной вверх. Изображают, как севрю­ ги плывут навстречу друг другу. Делают ладонями оттал­ кивающее движение. Развитие мимических мышц: 5. — нахмурить брови; — подмигнуть; — втянуть щеки в рот. 6.Развитие артикуляционной моторики.  Упражнения: — для челюсти: резкое откидывание челюсти вниз: Рассердился язычок, Крепко стиснул кулачок. Разбежался сильно он, Дверь открыл и вышел вон! — для губ: губы — «художники» (беззвучно произносить звуки а­о­э­и­у­ ы).— для языка: язык «лопаткой», «иголочкой», «горбиком», «чашечкой»;  выполнение действий по тексту Посмотри направо, Посмотри налево, Посмотри на небо — нет ли туч, Погляди вниз на дорожку — нет ли луж. Ничего не нашел, домой пришел. Работа по развитию дыхания и голоса. 7. — «Ныряльщики». Дети «превращаются» в«ныряльщиков». Логопед:  «Сейчас мы спустимся под воду. Вдох через нос («нырнули»), выдох через рот («вынырнули») — 2 раза. — Голосовые упражнения: звуком «Э» спеть песенку «Солнышко  лучистое». ///,Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте. 1. Объявление темы. Сегодня мы с вами познакомимся со звуком Э. 2. Акустико­артикуляционный образ звука. Изолированное произношение звука Э — хором, индивидуально, с  подключением орального, тактильно­вибрационного и акустического  контроля. Характеристика звука. Звук Э — гласный (воздух выходит свободно через рот, не встречая  преграды), обозначается красным цветом. 3. Развитие фонематического слуха. Поднимите красный флажок, когда услышитезвук Э. 4. Связь звука и буквы. Это — Э С открытым ртомИ большущим языком. (Г. Юдин) Отыскивание буквы Э в разрезной азбуке.Автоматизация звука в слогах. 5. Звуковой анализ и синтез слогов типа ЭК, КЭ. Составление их из букв  разрезной азбуки, печатание в тетрадях. 6. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах. — Подберите имена детей, которые начинаются со звука Э. (Эдик, Эмма,  Эля.) — Назовите картинки, которые выставлены на доске. Деление на слоги  слов сложной слоговой структуры (эскалатор, эскадрилья, экскаватор,  эскадрон, электричество). Запись графической схемы. — Звуковой анализ слова Эдик, составление этого слова из букв разрезной  азбуки. — Составление предложения со словом Эдик по предложенной схеме: Эдик      видит     эскимо . — Составление этого предложения из букв разрезной азбуки. — Выделение слов со звуком Э из стихотворения. Электричество в домах, Свет горит на этажах, Экономить надо свет. Ты запомнил или нет? IV. Физкультминутка. Игра «Запретное движение». Упражнения по развитию лексико­грамматической стороны речи. V. — Рассматривание картины с изображением рыбы. Называние частей тела  рыбы: голова, жабры, туловище, хвост, плавники. Логопед говорит детям, что тело большинства рыб покрыто чешуей и что рыбы  живут в воде. — Игра «Назови: чей плавник, чей хвост, чья голова, чье туловище»  (образование притяжательных прилагательных). У щуки: У акулы:Голова — щучья голова — акулья Хвост ­ щучий хвост ­ акулий Туловище — щучье плавник — акулий Плавник — щучийтуловище — акулье VI. Итог занятия и оценка деятельности детей. С каким звуком мы сегодня познакомились? Дайте характеристику этому  звуку. Где живут рыбы? Чем покрыто их тело? VI/. Домашнее задание.

Посмотрите также