Цели;
коррекционно-образовательные:
— дать детям понятие о букве Е;
— формировать навыки словоизменения;
коррекционно-развивающие:
— развитие звуко-буквенного анализа;
— развивать у детей координацию речи и движений;
— уточнять и расширять словарь;
— учить употреблять имена существительные в творительном падеже;
— развивать фонематический слух и восприятие;
коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей трудолюбие и уважение к труду взрослых.
Оборудование:предметные картинки с буквой Е, гимнастические палки, разрезные азбуки, наборы для составления схем, тетради, карандаши,
картинки с изображением людей военных профессий.
Занятие 38. Буква Е
Цели;
коррекционнообразовательные:
— дать детям понятие о букве Е;
— формировать навыки словоизменения;
коррекционноразвивающие:
— развитие звукобуквенного анализа;
— развивать у детей координацию речи и движений;
— уточнять и расширять словарь;
— учить употреблять имена существительные в творительном падеже;
— развивать фонематический слух и восприятие;
коррекционновоспитательная:
— воспитывать у детей трудолюбие и уважение к труду взрослых.
Оборудование:предметные картинки с буквой Е, гимнастические палки,
разрезные азбуки, наборы для составления схем, тетради, карандаши,
картинки с изображением людей военных профессий.
Ход занятия
/. Организационный момент.
Вспомнить названия аквариумных, морских и речных (пресноводных) рыб.
II. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по
развитию дыхания и голоса.
1.Общее расслабление. Выполнение действий по
тексту.
Мы хлопаем руками: хлоп, хлоп, хлоп.
Мы топаем ногами: топ, топ, топ.
Машем мы руками, киваем головой.
А потом тихонечко садимся.И становится понятно —
Расслабление приятно.
1.Развитие общей моторики.
На горах высоких,
На степном просторе,
Охраняет нашу Родину
солдат,
Он взлетает в небо,
Он уходит в море,
Не страшны защитнику,
Дождь и снегопад.
Руки поднимают вверх.
Руки разведены в стороны.
Рука приложена к голове, как
у солдата, отдающего честь.
Руки вверх.
Приседают.
«Отдают честь».
2.
Развитие мелкой моторики. «Лошадки».
По дороге белой, гладкой,
Пальчики «скачут» по
Скачут пальцы, как лошадки.
Чокчокчок, чокчокчок.
Скачет резвый табунок.
столу.
4. Массаж лица.Выполняется по общим правилам
5. Развитие мимических мышц. Опосредованная гимнастика.
6.
Развитие артикуляционной моторики.
Упражнения:
— для челюсти: легкое постукивание зубами — губы разомкнуты;
— для губ: отставление нижней губы от зубов и десен; втягивание нижней
губы внутрь рта;
— для языка: «качели» — движения языком вверх вниз: к верхней —
нижней губе; к верхним — нижним зубам; к верхним — нижним
альвеолам.
Работа по развитию дыхания и голоса.
7.
— «Партизаны». Исходная позиция: стоя, в руках палка («ружье»).
Ходьба, высоко поднимая колени. На два шага вдох, на 6—8 шагов —выдох (мед
ленный) с произнесением звука «тишшше».
— Голосовые упражнения: звуком Э спеть «Песенку о папах». Сегодня мы
с вами познакомимся с буквой Е и побываем на празднике пап.
///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1.
Знакомство с буквой.
Ева гребнем расчесалась —
В нем три зубчика осталось. (Г. Виеру)
Отыскивание буквы в разрезной азбуке.
2.
Слоги с буквой Е.
Чтение слогов с буквой Е: ПЕ, НЕ, ME, BEи т.д. Правило: буква Е пишется
после мягких согласных.
Закрепление знаний о букве на материале слогов, слов, предложений и
текстов.
— Звуковойанализсловтипа ветка, кепка, с выкладыванием графической
схемы. Составление этих слов из букв разрезной азбуки. Деление
слов на слоги с выделением ударного слога.
— Составление коротких предложений по индивидуальным картинкам.
Анализ предложений.
Печатание одного из предложений в тетрадях
(например:Гена наденет кепку.)
— Заучивание стихотворения.
Е на грядке пригодилась —
Вместо грабель потрудилась. (В. Степанов)
IV. Физкультминутка.
Возле детского двора
Снега целая гора.
Дети стоят в круге и
держатся за руки.
Все вместе поднимают
руки вверх.Мы на той горе вчера
Идут друг за другом, мар
Были с самого утра.
В пограничников играли,
V. Упражнения по развитию лексикограмматической стороны речи.
шируя.
Логопед: «Кто такие защитники отечества? Почему в этот день
поздравляют всех мужчин и дарят им подарки?» Затем логопед просит детей
рассказать о том, кем были их папы в армии (предварительное задание
родителям и детям).
Рассказ должен начинаться с фразы: «Мой папа был танкистом
(артиллеристом, зенитчиком, летчиком, ракетчиком, пехотинцем, моряком и
т.д.)».
VI. Итог занятия и оценка деятельности детей.
С какой буквой мы сегодня познакомились? В чем ее особенность? (Буква
Е пишется только после мягких согласных.) Кто такие защитники
Отечества?
VII. Домашнее задание.К занятию 38 (альбом 2, с. 26).
VIII. Материал для закрепления вне занятий(тетрадь 2, с. 20; февраль, 3
неделя).
Фонетические игры.
1.
— Работа в тетрадях с буквами и словами.
—Работа по предупреждению дисграфическихошибок: зачеркнуть
неправильные буквы, дописать недостающие элементы.
2.
Лексикограмматические игры.
—Закрепить знания детей о комнатных растениях, о их роли в жизни
людей и об уходе за ними.
—Задать ребенку вопрос: «Кто служит в Армии?»
(образование имен существительных с помощью суффиксов чик, ист).
Ракетчик, минометчик, летчик, зенитчик; связист, танкист,
артиллерист.— Игра«Подбери признак». Защитник Отечества (какой?) — смелый,
храбрый, отважный....
—Игра «Сосчитай» (счет различных предметов —
согласование числительных с существительны
ми): один танк, два танка... пять танков.